13. Межгосударственные объединения: понятие, виды.
Определения понятия «форма межгосударственного устройства объединения государств» в современной теории государства и права нет, поскольку как самостоятельный институт данное явление не рассматривалось. Однако в последние годы наметилась тенденция выделения видов объединений государств из общего понятия формы государственного устройства[1]. Так, В.Е. Чиркин говорит о существовании наряду с государствами международных объединений с элементами федерализма, он так же отмечает, что в современных условиях в связи с возрастающей интеграцией государств на международной арене возникли многие организации публичного международного права, имеющие некоторые конституционно-правовые элементы[2]. Причем В.Е. Чиркин не рассматривает данные объединения с позиции их формы в рамках формы государственного устройства, а только констатирует наличие таких образований. Такая ситуация возникает потому, что наряду с выделением международных образований в отдельную группу и отказом рассматривать их территориальное устройство в рамках формы государственного устройства теория государства и права не выработала нового института, необходимость появления которого уже назрела.
Исходя из выработанных в теории признаков формы государственного устройства, его определения попытаемся выявить общие черты данного традиционного института с формой межгосударственный объединений, его специфические признаки и их этого вывести определение. Общим между рассматриваемыми понятиями является то, что они раскрывают и показывают внутреннюю структуру образования, взаимоотношения между частями образования, организацию власти по территории. Однако в отличие от формы государственного устройства, форма межгосударственного объединения во-первых, показывает отношения между суверенными государствами-участниками объединения. Во-вторых, взаимодействие государственных органов участников объединения и органов управления объединения. В-третьих, указывает на объем суверенитета государств – участников и возможность передачи некоторых суверенных прав объединению. В-четвертых, определяет степень интеграции государств в рамках объединения. Представляется, что межгосударственные объединения (конфедерации, содружества и сообщества государств, унии, империи и др.) являются самостоятельным институтом теории государства и права и международного публичного права, который тесно связан с элементами формы государства и, в частности с вопросами государственного устройства, однако не входит в него. Объединения государств хотя и обладают признаками государственности, но, тем не менее, не являются самостоятельными государствами. Именно поэтому автор считает необходимым рассматривать их самостоятельно и выделять такое понятие как форма межгосударственного устройства.
Конфедеративная форма межгосударственного устройства представляет собой объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определенных целей (экономических, политических, социальных и др.), позволяющее создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. А для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы управления, которые могут издавать нормативные акты, принимать управленческие решения (Европейский союз,
. Ю.А. Тихомиров отмечает, что содружество – это наиболее мягкая форма межгосударственного объединения[34]. Данный вид межгосударственного объединения требуют более глубокого анализа его признаков в доктрине. Обращаясь к его характеристике, необходимо выделить условия, которые могут играть объединяющую роль. Это и отношения в сфере экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и др.), общность в области права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство правового статуса граждан); вопросы языка (иногда языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских стран СНГ, иногда же единство обусловливается его привнесением в результате колониального господства, как, например, это было у стран Британского содружества наций); единство в культурной среде, религии[35]. К сфере совместной деятельности государств в содружестве может относиться самый широкий круг вопросов, который может быть дополнен или изменен по взаимному согласию государств - членов. В содружестве могут создаваться и надгосударственные органы, но, скорее всего, не для управления, как в конфедерации, а для координации действий государств. Денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными. Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые могут принимать главы государств или их представители. Как правило, в содружествах не стоит вопрос о создании единых вооруженных сил. Более согласованные действия в содружествах наблюдаются в области охраны общих границ и упрощенного таможенного режима внутри содружества. В итоге необходимо отметить, что содружество как объединение государств может иметь переходный характер. Оно либо развивается в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужит этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств. Корме того, можно вделать вывод, что такое образование как содружество возникает там, где ранее существовало единое государственное пространство, в целях поддержания экономических, культурных, социальных связей. Причем в зависимости от степени интеграции между государствами, что определяется в учредительных документах (Уставах, Договорах) в такой форме могут существовать как государственные объединения, так и региональные международные организации.
Обращаясь к характеристике сообществ государств, следует отметить их сходство по своим признакам с содружествами государств, но с менее прочными интегративными связями. Объектом деятельности таких объединений могут быть вопросы в рамках peгионального сотрудничества: совместная безопасность, экономическая, социальная, культурная и другие сферы. Как правило, количество государств, входящих в сообщество, довольно велико. Например, Организация африканского единства включает в себя более 50 государств Африки, Лига арабских государств - более.20 арабских государств, Организация американских государств - более 30 государств Латинской Америки и Карибского бассейна, США и Канаду[36]. Н.Л. Гранат предлагает объяснение этому явлению. Как правило, сообщество открыто для всех государств данного региона и нет никаких, за редким исключением, ограничений подобного членства. Об этом прямо говорится в международных договорах, лежащих в основе сообществ. Так, например, ст,4 Устава Организации Африканского единства гласит: «Членом Организации может стать каждое независимое и суверенное африканское государство».
Анализируя международные договоры, можно сделать вывод, что при создании сообщества лежащий в основе него международных договор предъявляет менее жесткие требования к государствам-членам сообщества по сравнению с аналогичным договором конфедерации либо содружества. Как правило, сотрудничество в сообществе ограничивается постановкой целей глобального характера типа: поддержание мира и безопасности в регионе, урегулирование споров между государствами-членами, организация совместных действий против агрессии, развитие в экономических, политических, культурных отраслях и т.п. Государства в сообществе полностью сохраняют свой суверенитет. Нет примеров создания единой денежной системы, определения границ, формирования вооруженных сил или признания гражданства. Для координации совместных действий в сообществах создаются общие надгосударственные органы.
14. Место и роль государства в политической системе общества.
Государство является центральным элементом политической системы, т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и политической системы. Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.
Черты государства, определяющие его положение в политической системе, таковы:
- Универсальность государственной власти. Государство - это организация, которая объединяет все общество в целом, универсальная организация. Ни одна другая организация не может конкурировать с государством по сфере охвата масс.
- Государство обладает монополией на государственное принуждение. Только оно располагает армией, милицией и т. д. Хотя определенными средствами воздействия обладают и другие организации, эти средства не являются столь действенными.
- Государство создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования. Во внутренние дела других организаций государство вмешиваться не должно, но внешне именно оно оформляет их деятельность.
- Государство обладает монополией на налоги и в руках государственной власти сосредоточен бюджет.
- Государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес.
- Прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности. Означает, что государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы.
- Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны. Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают. Они решают локальные по содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественно-политической жизни.
Некоторые авторы подчеркивают - и справедливо, - что государство лучше характеризовать не столько как главное, сколько как особое звено политической системы. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство.
- Государственная власть и ее свойства.
- Государственный (политический) режим и его виды.
- Государство в политической системе общества.
- 4. Гражданское общество, право и государство
- 52 Глава 11. Общество, право и государство
- § 2. Гражданское общество, право и государство 53
- 54 Глава II. Общество, право и государство
- § 2. Гражданское общество, право и государство 55
- 56 Глава II.Общество, право и государство
- § 2 Гражданское общество, право и государство 57
- 58 Глава II. Общество, право и государство
- § 2 Гражданское общество, право и государство 59
- 60 Глава II. Общество, право и государство
- § 3. Основные этапы, тенденции и перспективы развития права и государства 61
- 5. Государство, демократия и право
- 1. Исторический контекст понятий государства, демократии и права
- 2. Суверенитет государства и суверенитет нации
- 3. Развитие демократии в России
- 6. 50. Государство, право и личность. Правовой статус личности.
- 7. Государство, право и экономика
- 33.1. Модель экономической свободы, либерального регулирования экономики и роль права
- 33.2. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью и правовое регулирование рыночных отношений
- 8. Гражданское общество: понятие признаки, структура.
- 9. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- 10. Законотворческий процесс и юридическая техника.
- 11. Значение тгп для юридической науки и практики.
- 12, 30. Источники (формы) права в современной России.
- 13. Межгосударственные объединения: понятие, виды.
- 15. Методология и методы тгп
- 16. Механизм (аппарат) государства: понятие, признаки , структура.
- 17. Механизм правового регулирования: понятие, элементы, типы
- 18. Наук о государстве и праве в современных условиях
- 19. Нормы права, ее признаки и виды.
- 20. Нпа: понятие и виды.
- 21. Нормы права и другие социальные нормы.
- 22. Общие закономерности происхождения государства и права.
- 23. Органы государства, их классификация.
- 24. Основные правовые системы современности: понятие, признаки и виды
- 25. Основные типы государства: формационный и цивилизационный подходы.
- 26. Отрасль права. Основные отрасли российского права.
- 27. Первобытное общество (власть, структура, экономика) и его развитие.
- 29. Понятие законности и правопорядка, их роль в жизни общества.
- 31. Понятие и виды правомерного поведения.
- 32. Понятие и виды суверенитета.
- 33. Понятие и признаки государства.
- 34. Понятие и принципы юридической ответственности.
- 35. Понятие и стадии правового регулирования
- 36. Понятие структура законодательства. Система нормативно-правовых актов в Российской Федерации.
- 37. Понятие и структура норм права.
- 38. Понятие и условие формирования правового государства.
- 39. Понятие правонарушения, его признаки и виды.
- 40. Понятие правопорядка, его соотношение с общественным порядком.
- 41. Понятие формы государства и ее элементы.
- 42,85. Понятие функций государства, их классификация и формы осуществления.
- 43. Понятие, признаки и виды правоотношения.
- 44. Понятие, содержание и стадии юридического процесса.
- 45 И 8. Понятие, структура, и принципы функционирования гражданского общества.
- 46. Право в системе социального регулирования Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм
- 47. Правовая культура: понятие структура, с отношение с правосознанием.
- 48. Правовая система: понятие, структура.
- 51. Правотворческий процесс: понятие, стадии, принципы.
- 53. Применение права: понятие и стадии.
- 54. Применение права: понятие, особенности, отличие от других форм реализации права.
- 55. Принципы (признаки) правового государства.
- 56. Принципы и гарантии законности.
- 57. Принципы и ценность права.
- 58. Пробелы в праве и способы их восполнения
- 59. Происхождение государства: западный и восточный пути.
- 2.2 "Западный" путь
- 60. Происхождение права, его признаки и сущность.
- 61. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право.
- 62. Реализация права: понятие, формы (виды).
- 64. Российская государственность: понятие, особенности и тенденции развития.
- 65. Система законодательства, ее соотношение с системой права.
- 66. Система права и правовая система: понятие и структура.
- 67. Система права: понятие и структура.
- 68. Систематизация законодательства: понятие и виды.
- 69. Соотношение внутригосударственного и международного права.
- § 1. Внутреннее право государства и международное право 549
- § 1. Внутреннее право государства и международное право 551
- § 1. Внутреннее право государства и международное право 553
- 70. Состав правонарушения, его элементы.
- 71. Социальное назначение государства.
- 72. Способы правового регулирования
- 73. Способы толкования права.
- 74. Субъекты, стадии и принципы правоприменения
- 75. Сущность государства.
- 76. Сущность и социальное значение права
- 77. Сфера и пределы правового регулирования.
- Пределы правового регулирования
- 78. Теория происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, органическая, психологическая, теория насилия, материалистическая).
- 79. Теория разделения властей в современный период.
- 80. Толкование норм права: понятие, виды и значение в правотворческой и правореализующей деятельности.
- 81. Форма государственного правления: понятие и виды.
- 82. Форма государственного режима: понятие и виды.
- 83. Форма государственного устройства: понятие и виды.
- 84. Формирование правового государства в рф: пути, условия, перспективы.
- 86. Функции права.
- 87. Функции тгп: понятие и содержание
- 88. Юридическая ответственность: понятие и признаки.
- 89. Юридические факты: понятие и виды.
- 90. Юридический механизм действия права.