9. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Действие нормативно-правового акта – порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены.
Действие нормативно-правового акта во времени. Оно продолжается с момента вступления нормативного правового акта в силу и до момента утраты им силы.
Существует следующий порядок вступления нормативных правовых актов в силу (введения в действие).
1. Момент введения чаще всего указывается в соответствующем акту документе – постановлении о введении (о порядке введения) нормативного правового акта в действие или в самом акте. Делается это так.
А) Называется конкретная дата введения НПА в действие;
Б) НПА вводится в действие с момента опубликования;
В) НПА вводится поэтапно. При этом этапы обозначаются либо сроками, либо связываются с наступлением определенных условий;
Г) НПА вводится с момента его принятия;
д) со дня подписания должностным лицом;
Если в нормативном правовом акте срок вступления его в силу не указан, то применяется порядок, установленный Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
Нормативные правовые акты Федерального Собрания и его палат вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после их официального опубликования.
Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, и акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после их официального опубликования.
Порядок постепенного вступления в силу (введения в действие) нормативных правовых актов. Речь идет об актах, не имеющих общего значения; чаще всего ведомственных, нередко имеющих ограничительный гриф и предназначенных строго определенным адресатам. Эти акты начинают действовать с момента получения их адресатом. Разная отдаленность адресатов от Правотворческого органа обусловливает и разновременность (постепенность) введения этих актов в действие.
Прекращают свое действие нормативные правовые акт~ а) по истечении срока, на который были приняты; б) с измен нием обстоятельств, на которые были рассчитаны (например, утратили свой смысл и потому прекратили действие акты периода Великой Отечественной войны после ее окончания); в) при отмене данного акта другим актом (наиболее распространенный случай).
Об отмене устаревших нормативных правовых актов чаще всего говорится во вновь принятом и вступающем в силу акте. Это наиболее распространенный способ отмены прежних предписаний. Редко какой закон, указ, постановление, приказ не содержит пункта, указывающего на акты или положения, утрачивающие силу в связи с введением в действие нового нормативного правового акта. Причем нередко новый нормативный правовой акт отменяет не один, а довольно много утративших силу нормативных предписаний. Так, Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»1 признал] утратившими силу полностью или частично 137 законов и других нормативных правовых актов, регулирующих вопросы административной ответственности.
С действием нормативных правовых актов во времени связано понятие обратной силы закона (точнее — нормативного правового акта). По общему правилу, «закон обратной силы не имен ет (lex adpraeteriam поп valet — лат.)», т.е. распространяет свое действие только на те отношения, которые возникли после введения его в действие. Это вносит стабильность в отношения между людьми, между гражданами и государством, поскольку она] уверены, что их создаваемое и существующее положение не будет ухудшено изданием более позднего нормативного правового' акта.
Данное правило нередко фиксируется во вновь принятом юридическом правовом акте и формулируется словами: «Настоящий закон (кодекс, устав и проч.) применяется к правоотношениям, возникшим после вступления его в силу». Примером может служить ст. 130 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 г.
Есть некоторые исключения из общего правила. Главное из них относится к уголовному закону, который всегда имеет обратную силу (действует как бы «назад») в том случае, если он устраняет наказуемость деяния или смягчает наказание. Именно так применяют некоторые нормы УК, который значительно сокращает применение смертной казни за отдельные виды преступлений и полностью исключает ее по отношению к женщинам. \
Обратная сила новому закону может быть придана также прямым указанием законодателя. Например, ст. 9 нового Жилищного кодекса РФ устанавливает: «Действие раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами».
Б. Действие нормативного правового акта в пространстве. В соответствии с государственным суверенитетом, нормативные правовые акты действуют безраздельно на всей территории государства. Однако есть акты ограниченного территориального действия (например, акты, действующие только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах).
В состав российской государственной территории входят находящиеся в пределах государственных границ: а) суша, включая недра и континентальный шельф (продолжение морского берега под водой); б) воды, включая территориальные воды — примыкающую к берегу часть моря, не превышающую 12 морских миль; в) воздушное пространство.
К государственной территории (условной территории) приравниваются территории посольств, морские, речные, воздушные и космические корабли (станции) под флагом или знаком российского государства, кабели и трубопроводы, проложенные в открытом море и соединяющие территории государств, технические сооружения на континентальном шельфе или в недрах открытого моря. При этом военные суда приравниваются условно к территории государства повсеместно, а невоенные морские и воздушные суда — соответственно только в водах и воздушном пространстве своего государства, в открытом море и воздушном Пространстве над ним.
На государственной российской территории и территории, Условно приравненной к ней, действуют нормативные правовыеакты Российской Федерации. Однако в определенных случаях они уступают место нормам международного права. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
В. Действие нормативных правовых актов по лицам (по кругу лиц). Нормативные правовые акты в Российской Федерации общего характера распространяются на всех лиц, находящихся на ее территории: граждан нашего государства, иностранцев и лиц без гражданства. Специальные нормативные правовые акты действуют лишь в отношении определенных граждан.
Например, воинские законы касаются только военнослужащих, законодательство о льготах для рабочих и служащих Крайнего Севера имеет в виду только граждан, работающих и проживающих в этих регионах, законодательные предписания об ответственности должностных лиц применимы только к этой, категории граждан и т.д.
В то же время нормативные правовые акты нашего государства действуют и в отношении наших граждан, находящихся за границей. Так, совершивший преступление за границей российский гражданин отвечает по российским законам, что не исключает его ответственности по законодательству страны пребывания.
Не подпадают под действие нормативных правовых актов Российской Федерации (и тем самым не подлежат юридической ответственности) лица, обладающие дипломатическим иммунитетом. Это главы представительств и члены дипломатического] персонала представительства, главы и члены делегаций на международных встречах и конференциях и др.
Правовое положение таких лиц регламентируется нормами международного права.
- Государственная власть и ее свойства.
- Государственный (политический) режим и его виды.
- Государство в политической системе общества.
- 4. Гражданское общество, право и государство
- 52 Глава 11. Общество, право и государство
- § 2. Гражданское общество, право и государство 53
- 54 Глава II. Общество, право и государство
- § 2. Гражданское общество, право и государство 55
- 56 Глава II.Общество, право и государство
- § 2 Гражданское общество, право и государство 57
- 58 Глава II. Общество, право и государство
- § 2 Гражданское общество, право и государство 59
- 60 Глава II. Общество, право и государство
- § 3. Основные этапы, тенденции и перспективы развития права и государства 61
- 5. Государство, демократия и право
- 1. Исторический контекст понятий государства, демократии и права
- 2. Суверенитет государства и суверенитет нации
- 3. Развитие демократии в России
- 6. 50. Государство, право и личность. Правовой статус личности.
- 7. Государство, право и экономика
- 33.1. Модель экономической свободы, либерального регулирования экономики и роль права
- 33.2. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью и правовое регулирование рыночных отношений
- 8. Гражданское общество: понятие признаки, структура.
- 9. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- 10. Законотворческий процесс и юридическая техника.
- 11. Значение тгп для юридической науки и практики.
- 12, 30. Источники (формы) права в современной России.
- 13. Межгосударственные объединения: понятие, виды.
- 15. Методология и методы тгп
- 16. Механизм (аппарат) государства: понятие, признаки , структура.
- 17. Механизм правового регулирования: понятие, элементы, типы
- 18. Наук о государстве и праве в современных условиях
- 19. Нормы права, ее признаки и виды.
- 20. Нпа: понятие и виды.
- 21. Нормы права и другие социальные нормы.
- 22. Общие закономерности происхождения государства и права.
- 23. Органы государства, их классификация.
- 24. Основные правовые системы современности: понятие, признаки и виды
- 25. Основные типы государства: формационный и цивилизационный подходы.
- 26. Отрасль права. Основные отрасли российского права.
- 27. Первобытное общество (власть, структура, экономика) и его развитие.
- 29. Понятие законности и правопорядка, их роль в жизни общества.
- 31. Понятие и виды правомерного поведения.
- 32. Понятие и виды суверенитета.
- 33. Понятие и признаки государства.
- 34. Понятие и принципы юридической ответственности.
- 35. Понятие и стадии правового регулирования
- 36. Понятие структура законодательства. Система нормативно-правовых актов в Российской Федерации.
- 37. Понятие и структура норм права.
- 38. Понятие и условие формирования правового государства.
- 39. Понятие правонарушения, его признаки и виды.
- 40. Понятие правопорядка, его соотношение с общественным порядком.
- 41. Понятие формы государства и ее элементы.
- 42,85. Понятие функций государства, их классификация и формы осуществления.
- 43. Понятие, признаки и виды правоотношения.
- 44. Понятие, содержание и стадии юридического процесса.
- 45 И 8. Понятие, структура, и принципы функционирования гражданского общества.
- 46. Право в системе социального регулирования Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм
- 47. Правовая культура: понятие структура, с отношение с правосознанием.
- 48. Правовая система: понятие, структура.
- 51. Правотворческий процесс: понятие, стадии, принципы.
- 53. Применение права: понятие и стадии.
- 54. Применение права: понятие, особенности, отличие от других форм реализации права.
- 55. Принципы (признаки) правового государства.
- 56. Принципы и гарантии законности.
- 57. Принципы и ценность права.
- 58. Пробелы в праве и способы их восполнения
- 59. Происхождение государства: западный и восточный пути.
- 2.2 "Западный" путь
- 60. Происхождение права, его признаки и сущность.
- 61. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право.
- 62. Реализация права: понятие, формы (виды).
- 64. Российская государственность: понятие, особенности и тенденции развития.
- 65. Система законодательства, ее соотношение с системой права.
- 66. Система права и правовая система: понятие и структура.
- 67. Система права: понятие и структура.
- 68. Систематизация законодательства: понятие и виды.
- 69. Соотношение внутригосударственного и международного права.
- § 1. Внутреннее право государства и международное право 549
- § 1. Внутреннее право государства и международное право 551
- § 1. Внутреннее право государства и международное право 553
- 70. Состав правонарушения, его элементы.
- 71. Социальное назначение государства.
- 72. Способы правового регулирования
- 73. Способы толкования права.
- 74. Субъекты, стадии и принципы правоприменения
- 75. Сущность государства.
- 76. Сущность и социальное значение права
- 77. Сфера и пределы правового регулирования.
- Пределы правового регулирования
- 78. Теория происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, органическая, психологическая, теория насилия, материалистическая).
- 79. Теория разделения властей в современный период.
- 80. Толкование норм права: понятие, виды и значение в правотворческой и правореализующей деятельности.
- 81. Форма государственного правления: понятие и виды.
- 82. Форма государственного режима: понятие и виды.
- 83. Форма государственного устройства: понятие и виды.
- 84. Формирование правового государства в рф: пути, условия, перспективы.
- 86. Функции права.
- 87. Функции тгп: понятие и содержание
- 88. Юридическая ответственность: понятие и признаки.
- 89. Юридические факты: понятие и виды.
- 90. Юридический механизм действия права.