logo
ОТВЕТЫ ТГП

22. Общие закономерности происхождения государства и права.

В первобытном обществе не существовало государства как профессионального аппарата классового принужде­ния. Не существовало и самих классов. Власть и произ­водство были непосредственно общественными, коллектив­ными, орудия труда — примитивными, собственность — об­щей. Не было права собственности и права вообще — было непосредственное коллективное присвоение членами об­щины результатов своего труда. Распределение продуктов труда было уравнительным. Такие отношения принято на­зывать «первобытным коммунизмом».

Формой социальной организации было не государ­ство, а род, социальная власть в роде осуществлялась в интересах всего рода не государством, а общими собра­ниями членов рода, племени, советами старейшин. Первоначально старейшины были действительно самыми старыми и опытными членами племени. Вожди первона­чально выполняли функции военных лидеров и избира­лись на время ведения боевых действий из наиболее опытных воинов.

В эпоху неолита (новый каменный век, около 8—3 ты­сячелетия до н.э.) изменились производственные отно­шения, имел место довольно резкий переход от присваи­вающего хозяйства (собирательство и охота) к производя­щему (земледелие и скотоводство), который принято называть неолитической революцией. Собирательство и охота в условиях роста населения и экологического кри­зиса уже не обеспечивали выживание древнейших человеческих общин. Разделение труда повлекло необходи­мость в обмене продуктами труда, появляется древнейшее купечество и древнейшие торговые центры. В земледе­льческих общинах, где сельское хозяйство вели в основ­ном женщины, устанавливается матриархат. Укрепляется семья, ослабляется род. Родовая община сменяется сосед­ской общиной. Совершенствование орудий труда привело к появлению излишков производства, что позволило тру­диться уже не всем членам общины. Появилось имущест­венное неравенство. Усложнение производства, распад об­щинных отношений, укрепление семьи и имущественное неравенство неизбежно повлекли возникновение государ­ства. Первоначально выделились профессиональные вои­ны и военные вожди. Власть вождя стала передаваться по наследству. Возникли династические семьи. По мере раз­вития культуры появляются и профессиональные жрецы, которые также заинтересованы в укреплении государ­ственной власти.

В разных цивилизациях имеются специфические осо­бенности возникновения государства. Так, в странах с восточным типом производства — в Египте, Вавилоне, Ки­тае, Индии, в государствах ацтеков и майя — развитие экономики связано со строительством грандиозных ирригационных сооружений. Для их эксплуатации не­обходимо сохранение крестьянской общины и жесткая централизованная власть. Рабы не имели большого хо­зяйственного значения. Ввиду сельскохозяйственного и коллективного характера производства большое значение имеют календари и их составители — жрецы. Частная собственность не получила развития. В обществе, осно­ванном на эксплуатации труда полусвободных крестьян-общинников, возникает мощное бюрократическое госу­дарство чиновников и жрецов с огромной властью.

В Риме, в отличие от восточных деспотий, возникно­вение и развитие государства связано с возникновением и развитием частной собственности на землю и на рабов, чем объясняется и развитие римского права. В основе римского хозяйства лежало крупное частное землевладе­ние, основанное на рабском труде.

Таким образом, в связи с возникновением классов по­является и государство как орудие классового господства, обособленное от общества и вместе с тем выполняющее не только классовые, но и общесоциальные функции — охра­ну от внешних врагов, поддержание внутреннего право­порядка, а в восточных деспотиях — и жизненно важную экономическую функцию организации сельскохозяй­ственных работ.

Социальные нормы первобытного общества — это мо­нонормы. Еще не существовало четкого разделения на нормы права, морали, религии и т.п. — существовали мо­нонормы, которые соблюдались в результате обычая, не исключалось и принуждение к их исполнению, напр., на­рушитель мог быть изгнан из рода, он мог быть принесен в жертву богам, просто убит. Государства еще не сущест­вовало. Принуждение исходило не от государства, а от всего рода. Право появляется лишь с возникновением го­сударства и утверждается насилием со стороны государ­ства. Вновь возникающее право противоречит старым обычаям. Поэтому государству приходится активно бо­роться с обычаями, искоренять их. Нередко с этой целью насаждаются новые религии, обожествляющие правите­ля. В восточных деспотиях с большой ролью жрецов в уп­равлении государством религиозные нормы не отделяют­ся от правовых. Отделение права от религии характерно лишь для европейских государств.