81. Форма государственного правления: понятие и виды.
Форма правления — это организация верховной власти государства, характеризующаяся особым источником власти и особым взаимным отношением высших органов государства между собой.
Основные формы правления — монархия и республика. Монархия может быть абсолютной, сословно-представительной, конституционной (в том числе дуалистическойили парламентарной). Республика может быть советской, президентской (дуалистической), парламентарной и смешанной. Наряду с основными существуют чрезвычайные формы правления — военная, революционная и иные виды диктатуры. Диктатура отличается от монархии тем, что монархия основана на праве, а диктатура — на силе, но не на праве.
Монархия — это форма правления, в которой глава государства (монарх) занимает престол на праве престолонаследия. Монарх имеет особый статус, обладает полной неприкосновенностью личности, как политической, так и юридической безответственностью. В большинстве случаев монарх один и никем не избирается. В некоторых арабских монархиях монарх избирается членами правящей династии из числа членов этой династии. В федерациях может быть несколько монархов, напр. в Объединенных Арабских Эмиратах. Английская королева Елизавета II, напротив, является королевой не только Соединенного Королевства, но и, напр., Канады, Австралии, назначает в этом качестве генерал-губернаторов, которые от ее имени подписывают канадские и австралийские законы. В абсолютной монархии власть монарха ничем не ограничена, кроме естественного права (если монарх признает такие права за своими подданными). Сегодня абсолютные монархии существуют в некоторых африканских и арабских странах (напр., в Саудовской Аравии). Сословно-представительная монархия существовала до абсолютизма и постепенно трансформировалась в абсолютную. Ее специфика в том, что монарх привлекал к управлению государством сословно-представительные органы, которые, как правило, имели совещательные функции. Некоторые современные абсолютные монархии, напр. Ватикан, Саудовская Аравия, являются теократическими, т.е. глава государства является и главой церкви. Однако в современном мире теократия характерна не столько для монархии, сколько для исламских республик, напр. для Ирана, Пакистана. В них светская власть, организованная по типу президентской республики, находится под жестким контролем со стороны религиозного лидера — имама. В конституционной монархии власть монарха ограничена писаной или неписаной конституцией в пользу органов народного представительства. При этом в дуалистической монархии правительство формируется и подотчетно монарху, а не парламенту, парламент имеет лишь ограниченные законодательные функции и утверждает бюджет. Наиболее распространенной в настоящее время является парламентарная монархия, которая существует в большинстве европейских стран (в Великобритании, Испании, Нидерландах, Бельгии, Дании, Швеции, Норвегии). Монарх «царствует, но не правит». Правительство формируется партией, победившей на выборах в парламент, и подотчетно парламенту. Монарх выполняет представительственные функции, является символом единства нации, подписывает законы (которые формально составляются от его имени) и лишь в редких случаях принимает политические решения самостоятельно.
Республика — форма правления, при которой глава государства избирается населением либо представительными органами власти. Сегодня распространены два типа республик: президентские и парламентарные. Реже, напр. во Франции и в России, встречаются смешанные республики. Президентские (дуалистические) республики, напр. в США, в странах Латинской Америки, характеризуются строгим разделением законодательной и исполнительной властей, их взаимной независимостью. Правительство формируется президентом, а иногда и вовсе не формируется — тогда роль правительства выполняет администрация президента. Парламентская ответственность правительства, соответственно, невозможна — парламент не вправе выразить вотум недоверия правительству и отправить его в отставку. С другой стороны, президент не вправе распустить парламент. Парламент имеет широкие не только законодательные, но и контрольные полномочия. Но этот контроль является не политическим, а юридическим. Парламентские комиссии могут вызвать и допросить любое должностное лицо, включая президента. Однако отстранить должностное лицо от должности по политическим соображениям парламент не может. Импичмент применяется строго по правовым, а не по политическим соображениям (напр., в случае совершения президентом преступления, но не в связи с неправильностью его политики). В парламентарных республиках (напр., в ФРГ) правовое положение главы государства (президента) сходно с правовым положением монарха в парламентарной монархии — это всего лишь почетная должность с чисто формальными полномочиями. Президент может распустить парламент, но не по своему усмотрению, а лишь когда он обязан это сделать при наличии формальных оснований, указанных в законе (напр., если парламент не может сформировать правительство), он формально назначает должностных лиц, но лишь по указанию парламента, и не может отказать в назначении должностных лиц, избранных парламентом. Ключевой фигурой в парламентарной республике является не президент, а глава правительства, должность которого занимает лидер победившей на парламентских выборах партии или партийной коалиции. Правительство формируется победившей на парламентских выборах партией или партийной коалицией. Оно несет не только юридическую, но и политическую ответственность перед парламентом. В случае утраты правительством доверия перед парламентом (напр., премьер-министр не является уже лидером правящей партии или правящая коалиция распалась) парламент принимает резолюцию о «вотуме недоверия» правительству, отправляет его в отставку и формирует новое правительство. Смешанные республики характеризуются гипертрофированными полномочиями президента. В них президент обычно соединяет полномочия, характерные как для президентской республики, так и для парламентарной. От парламентарной республики берутся полномочия распускать парламент, причем не только по формальным основаниям, а напр., в случае, когда парламент не может договориться с президентом по вопросу о главе и составе правительства. От президентской республики берутся полномочия президента в сфере исполнительной власти. По существу, президент формирует правительство и руководит его деятельностью. Фигура премьер-министра становится очень слабой. Хотя правительство и несет политическую ответственность перед парламентом, однако это бессмысленно, поскольку фактически правительством руководит не премьер-министр, а президент, который политической ответственности перед правительством не несет. По сравнению с президентскими республиками в смешанных обычно ограничиваются полномочия парламента даже в сфере юридического контроля. Напр., президент не может быть допрошен в парламентской комиссии под угрозой импичмента и уголовной ответственности за отказ от дачи показаний или дачу ложных показаний, как это делается в США. Смешанная республика была изобретена во Франции для конкретного харизматического лидера — Шарля де Голля. Сегодня она существует в России и в большинстве стран СНГ.
- Государственная власть и ее свойства.
- Государственный (политический) режим и его виды.
- Государство в политической системе общества.
- 4. Гражданское общество, право и государство
- 52 Глава 11. Общество, право и государство
- § 2. Гражданское общество, право и государство 53
- 54 Глава II. Общество, право и государство
- § 2. Гражданское общество, право и государство 55
- 56 Глава II.Общество, право и государство
- § 2 Гражданское общество, право и государство 57
- 58 Глава II. Общество, право и государство
- § 2 Гражданское общество, право и государство 59
- 60 Глава II. Общество, право и государство
- § 3. Основные этапы, тенденции и перспективы развития права и государства 61
- 5. Государство, демократия и право
- 1. Исторический контекст понятий государства, демократии и права
- 2. Суверенитет государства и суверенитет нации
- 3. Развитие демократии в России
- 6. 50. Государство, право и личность. Правовой статус личности.
- 7. Государство, право и экономика
- 33.1. Модель экономической свободы, либерального регулирования экономики и роль права
- 33.2. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью и правовое регулирование рыночных отношений
- 8. Гражданское общество: понятие признаки, структура.
- 9. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- 10. Законотворческий процесс и юридическая техника.
- 11. Значение тгп для юридической науки и практики.
- 12, 30. Источники (формы) права в современной России.
- 13. Межгосударственные объединения: понятие, виды.
- 15. Методология и методы тгп
- 16. Механизм (аппарат) государства: понятие, признаки , структура.
- 17. Механизм правового регулирования: понятие, элементы, типы
- 18. Наук о государстве и праве в современных условиях
- 19. Нормы права, ее признаки и виды.
- 20. Нпа: понятие и виды.
- 21. Нормы права и другие социальные нормы.
- 22. Общие закономерности происхождения государства и права.
- 23. Органы государства, их классификация.
- 24. Основные правовые системы современности: понятие, признаки и виды
- 25. Основные типы государства: формационный и цивилизационный подходы.
- 26. Отрасль права. Основные отрасли российского права.
- 27. Первобытное общество (власть, структура, экономика) и его развитие.
- 29. Понятие законности и правопорядка, их роль в жизни общества.
- 31. Понятие и виды правомерного поведения.
- 32. Понятие и виды суверенитета.
- 33. Понятие и признаки государства.
- 34. Понятие и принципы юридической ответственности.
- 35. Понятие и стадии правового регулирования
- 36. Понятие структура законодательства. Система нормативно-правовых актов в Российской Федерации.
- 37. Понятие и структура норм права.
- 38. Понятие и условие формирования правового государства.
- 39. Понятие правонарушения, его признаки и виды.
- 40. Понятие правопорядка, его соотношение с общественным порядком.
- 41. Понятие формы государства и ее элементы.
- 42,85. Понятие функций государства, их классификация и формы осуществления.
- 43. Понятие, признаки и виды правоотношения.
- 44. Понятие, содержание и стадии юридического процесса.
- 45 И 8. Понятие, структура, и принципы функционирования гражданского общества.
- 46. Право в системе социального регулирования Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм
- 47. Правовая культура: понятие структура, с отношение с правосознанием.
- 48. Правовая система: понятие, структура.
- 51. Правотворческий процесс: понятие, стадии, принципы.
- 53. Применение права: понятие и стадии.
- 54. Применение права: понятие, особенности, отличие от других форм реализации права.
- 55. Принципы (признаки) правового государства.
- 56. Принципы и гарантии законности.
- 57. Принципы и ценность права.
- 58. Пробелы в праве и способы их восполнения
- 59. Происхождение государства: западный и восточный пути.
- 2.2 "Западный" путь
- 60. Происхождение права, его признаки и сущность.
- 61. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право.
- 62. Реализация права: понятие, формы (виды).
- 64. Российская государственность: понятие, особенности и тенденции развития.
- 65. Система законодательства, ее соотношение с системой права.
- 66. Система права и правовая система: понятие и структура.
- 67. Система права: понятие и структура.
- 68. Систематизация законодательства: понятие и виды.
- 69. Соотношение внутригосударственного и международного права.
- § 1. Внутреннее право государства и международное право 549
- § 1. Внутреннее право государства и международное право 551
- § 1. Внутреннее право государства и международное право 553
- 70. Состав правонарушения, его элементы.
- 71. Социальное назначение государства.
- 72. Способы правового регулирования
- 73. Способы толкования права.
- 74. Субъекты, стадии и принципы правоприменения
- 75. Сущность государства.
- 76. Сущность и социальное значение права
- 77. Сфера и пределы правового регулирования.
- Пределы правового регулирования
- 78. Теория происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, органическая, психологическая, теория насилия, материалистическая).
- 79. Теория разделения властей в современный период.
- 80. Толкование норм права: понятие, виды и значение в правотворческой и правореализующей деятельности.
- 81. Форма государственного правления: понятие и виды.
- 82. Форма государственного режима: понятие и виды.
- 83. Форма государственного устройства: понятие и виды.
- 84. Формирование правового государства в рф: пути, условия, перспективы.
- 86. Функции права.
- 87. Функции тгп: понятие и содержание
- 88. Юридическая ответственность: понятие и признаки.
- 89. Юридические факты: понятие и виды.
- 90. Юридический механизм действия права.