logo
ОТВЕТЫ ТГП

10. Законотворческий процесс и юридическая техника.

Законодательный процесс — составная часть правотворческого процесса, представляющая собой урегулированный Конституцией РФ и регламентами па­лат Федерального Собрания РФ порядок (процедуры) обсуждения, принятия и опубликования федеральных за­конов. Законодательный процесс — длящийся во времени процесс, который распадается на ряд этапов, именуемых ста­диями законодательного процесса, т.е. относительно обособ­ленных этапов разработки, принятия и опубликования зако­нов, урегулированных нормами конституционного права таким образом, что только завершение процедурных дей­ствий одного этапа позволяет перейти к следующему. Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ предусмотрены следующие стадии законодательного процесса: 1) подготовка законопроекта и внесение его в Государ­ственную Думу РФ (стадия законодательной инициативы);

2) обсуждение законопроекта в Государственной Думе РФ с последующим принятием либо отклонением его (пол ностью или частично);

3) одобрение Советом Федерации РФ принятого Государ­ственной Думой РФ закона либо отклонение его;

4) подписание закона либо его отклонение (применение вето) Президентом РФ;

5) опубликование закона.

Право законодательной инициативы принадлежит Прези­денту РФ, Правительству РФ, депутатам Государственной Думы РФ и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, законодательным собраниям субъектов РФ, а также Консти­туционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Ар­битражному Суду РФ по предметам их ведения (ст. 104 Кон­ституции РФ).

Обсуждение законопроекта проходит три чтения. В первом чтении обсуждается концепция законопроекта, це­лесообразность его принятия и т.п. При втором чтении рассматриваются и обсуждаются все поправки к законопроек­ту, включенные ответственным за данный законопроект коми­тетом Государственной Думы РФ в так называемую таблицу по­правок. Во втором чтении законопроект принимается за основу. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам. По результатам третьего чтения проводится голосование о принятии закона. Федеральные за­коны принимаются большинством голосов от общего числа де­путатов Государственной Думы РФ.

После принятия федерального закона он в течение пяти дней направляется для одобрения в Совет Федерации РФ. Это следующая стадия законодательного процесса. Закон счита­ется одобренным Советом Федерации РФ, если за него про­голосовало более половины от общего числа членов этой па­латы либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен

Советом Федерации РФ. Одобренный федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подпи­сания и обнародования.

Подписание и опубликование закона — заключительная стадия законодательного процесса. Если в течение 14 дней с момента поступления федерального закона Президент РФ отклонит его, то Государственная Дума РФ и Совет Федера­ции РФ вновь рассматривают этот закон. Здесь возможны два варианта. Во-первых, отклоненный закон рассматривается каждой из палат и принимается большинством голосов. Вто­рой вариант связан с преодолением вето Президента РФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством (не менее 3/4 голосов от об­щего числа членов Совета Федерации РФ и 2/3 от общего чис­ла депутатов Государственной Думы РФ. Принятый феде­ральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию (ст. 108 Кон­ституции РФ).

Юридическая техника — это система правил и при­емов, обеспечивающая эффективность правового регули­рования и иных видов юридической деятельности. Прежде всего это законодательная, а точнее — правот­ворческая техника. Однако приемы юридической техни­ки используются и при составлении обвинительных за­ключений, гражданско-правовых договоров, исковых за­явлений, кассационных жалоб и т.п.

Если говорить о законодательной технике, то можно выделить две группы технических правил и приемов: 1) одни относятся к содержанию права, т.е. к правовой норме; 2) другие — к форме права, т.е. к выражению нор­мы права в законе.

Требования юридической техники к содержанию права:

а) правовая норма должна соответствовать целям пра­вового регулирования (напр., с целью защиты интересов несовершеннолетних законом были установлены строгие, формально определенные основания и сроки для поме­щения их в «центры временной изоляции», однако в ре­зультате многие несовершеннолетние были выдворены из этих центров даже вопреки их воле и оказались на улице, другой пример — еще в советское время после введения смертной казни за изнасилование малолетних число та­ких изнасилований не уменьшилось, однако резко воз­росло число убийств малолетних, сопряженных с изнаси­лованием). Суть этого правила в том, что законодатель должен предвидеть последствия введения им новой нор-мы права и согласовать эти последствия с теми целями, ради которых норма принимается;

б) логическая непротиворечивость правовых норм. Ис­следованию этого принципа много внимания уделил авс­трийский правовед Кельзен. Он обратил внимание на то, что правовая норма в логическом своем содержании представляет собою суждение с «деонтической модаль­ностью», т.е. суждение не о сущем, а о должном. Соответ­ственно и теорию права он разрабатывал как деонтичес­кую логику. Право, в его понимании, представляет собою иерархию правовых норм, причем на вершине ее лежит «основная норма», определяющая сущность данного пра­вопорядка. Напр., если Конституция провозглашает че­ловека в качестве высшей ценности, то и в УК насильс­твенные преступления должны наказываться более стро­го, чем, напр., кража или взятки. Или, напр., если закон предусматривает какое-либо право, инструкция по при­менению этого закона не должна устанавливать такой по­рядок реализации этого права, при котором реализация его практически становится невозможной;

в) следует учитывать фактическую возможность вы­полнения закона;

г) иногда к правилам юридической техники относят юридические презумпции и фикции, хотя это скорее спо­собы доказывания при применении права, чем приемы юридической техники.

Требования юридической техники к форме права:

а) ясность и доступность языка акта, есть законы, по­нять которые могут с трудом даже юристы;

б) структура акта должна быть такой, чтобы гражда­нин мог без существенных трудностей найти нужную ему норму;

в) законодатель должен следить за тем, чтобы зако­нодательство было по возможности систематизировано; иногда может оказаться, что одно по существу не слож­ное правоотношение регулируется большим количест­вом нормативных правовых актов, причем для того, чтобы определить, какой из них и в какой части следует применять, необходимо провести историко-догматическое исследование (это относится, напр., к жилищному праву);

г) вводя закон в силу по частям, следует учитывать, как закон будет действовать без этих частей (напр., УК веден в действие с 1 января 1997 г. Положения УК о трех видах наказаний, не связанных с лишением свободы, не введены в действие до сих пор, и за многие неосторожные преступления не предусмотрено иного наказания, кроме лишения свободы).