logo
ОТВЕТЫ ТГП

65. Система законодательства, ее соотношение с системой права.

Функциональную основу человеческой жизни составляет взаимосвязь и взаимозависимость различных по своему содержанию обще­ственных отношений. В определенные сферы человеческой деятельности: объективно включаются многие виды и разновидности социальных связей. Не всегда можно обнаружить такую изолированную область обще­ственной жизни, где бы доминировал только один вид общественных отношений, являющийся предметом регулирования одной отрасли пра­ва. Отсюда практическая необходимость охватить общим правовым регулированием все многообразие общественных отношений, возникающих в различных сферах человеческой жизнедеятельности (на производстве, в быту, в здравоохранении, в сфере услуг и т. д.).

Законодатель должен учитывать объективные потребности общественной жизни в своей субъективной правотворческой деятельности! однако не волен изменять содержание правовых норм, регулирующих определенный отраслевой вид общественных отношений.

Система законодательства — это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм. Поэтому право несуществует вне законодательства. Они соотносятся как форма и содер­жание. Именно в законодательстве (источниках права) правовые нормы и их различные структурные образования получают свое реальное вы­ражение, внешнее проявление. В этом смысле система права и система законодательства в целом совпадают.

Вместе с тем они различаются по структурным элементам и по своему содержанию. Как отмечалось выше, первичным элементом си­стемы является норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции. Первичным же элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы. В ней иногда излагаются лишь два элемента: гипотеза и санкция, — диспозиция же может содержаться в другой статье данного нормативно-правового акта (отсылочный спо­соб изложения) или в совершенно другом акте (бланкетный способ из­ложения). Более того, в одном и том же нормативном акте могут содер­жаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах (например, законы о собственности, предприятиях и предпринимательской деятель­ности, народном образовании, местном самоуправлении и другие).

Как видно, один и тот же нормативно-правовой акт может регу­лировать различные по своему содержанию виды общественных отно­шений, включая нормы нескольких отраслей права, поэтому у него не может быть единого предмета и метода правового регулирования. Как отмечалось, это объясняется тем, что в реальной жизни возникает по­требность урегулировать одним или группой нормативно-правовых актов не один вид общественных отношений, а целую группу разновидовых отношений, действующих в определенной сфере: сельскохозяй­ственном производстве, транспортном обслуживании, оборонной дея­тельности государства.

Разнообразие и взаимосвязь социальных отношений, возни­кающих в различных сферах общественной жизни, необходимость их эффективной организации обусловливает создание в системе законода­тельства таких структурных элементов, которые не совпадают с систе­мой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства.

Система законодательства включает в себя следующие основные виды отраслей законодательства:

1. Отраслевое законодательство содержит нормы, которые регули­руют качественно определенный вид общественных отношений, являю­щийся предметом одной отрасли права. Здесь отрасль законодательства совпадает с отраслью права (например, земельное, семейное, уголовное законодательство).

2. Внутриотраслевое законодательство выражает нормы под­отрасли или института права, которые регулируют разновидность отрас­левых общественных отношений (авторское законодательство в составе отрасли гражданского законодательства; горное, водное, лесное законодательство как внутриотраслевые элементы земельного законода­тельства; банковское законодательство в составе финансового законо­дательства).

3. Комплексное законодательство включает нормы нескольких от­раслей права, которые регулируют различные по своему видовому содер­жанию общественные отношения, составляющие относительно самостоя­тельную сферу общественной жизни (хозяйственное, транспортное, воен­ное законодательство). Предметом регулирования комплексных от­раслей законодательства в отличие от отраслей права является не вид, а сфера общественных отношений, объединяющая различные их виды. Будучи предметом регулирования норм нескольких отраслей права, они вместе с тем" обладают известным единством, обусловленным общ­ностью целей и задач человеческой деятельности. Единство и взаимо­проникновение отраслевых групп общественных отношений определяют общность и взаимосвязь регулирующих их норм права.

Военное законодательство, как комплексная отрасль законода­тельства, включает в себя нормы государственного, административного финансового, земельного, уголовного и других отраслей права, которые регулируют сферу военного строительства, специфическую жизнедеятельность вооруженных сил государства. Оно призвано обеспечивать охранять высокую боевую готовность войск, порядок несения военной службы, законные интересы и права военнослужащих и их семей.

, Военное законодательство является частью единого законодательства, действующего в государстве. Оно отражает основные черты общественного и государственного строя, закрепляет принципиальны положения военной доктрины, принятой данным государством.

Юридическую базу военного законодательства составляет кон ситуция государства, которая утверждает правовые основы его оборонной политики, устанавливает общий порядок прохождения военной службы, определяет компетенцию органов государства в области строительства вооруженных сил.

Изданные на основе конституции акты военного законодательства регулируют самые разнообразные отношения, которые складываются в специфических условиях вооруженных сил. Важнейшими и них являются законы об обороне, о прохождении военной службы раз личными категориями военнослужащих, о правовом статусе военнослужащих, о вооруженных силах и другие.

Нормы военного законодательства определяют устройство во оружейных сил, организацию и полномочия органов военного управления, порядок комплектования кадров и запаса вооруженных сил личным составом, порядок прохождения военной службы, правовое положение военнослужащих и военнообязанных, организацию и ведение войскового хозяйства, правила материального и финансового обеспечения военнослужащих, права военных властей в местностях, объявленных на военном положении, основы мобилизации вооруженных сил.

Военное законодательство учитывает особенности армии как oрганизации, предназначенной для вооруженной борьбы и основанной силу этого на строжайшей воинской дисциплине, единоначалии, беспрекословием повиновении, последовательном централизме в управлении войсками. В то же время оно закрепляет принцип политического гражданского равноправия военнослужащих, содержит твердые rapaнтии законности в военном управлении.