80. Толкование норм права: понятие, виды и значение в правотворческой и правореализующей деятельности.
Толкование права — это уяснение, а иногда и разъяснение смысла закона или иного нормативного правового акта. При толковании происходит переход от формы права (т.е. от текста закона) к содержанию права (т.е. к правовой норме). Поэтому полностью отказаться от толкования закона, как это предлагал, напр., Ч. Беккариа, нельзя. Без толкования закона, без уяснения его смысла, невозможно его применение. Есть мнение, что толкование — это деятельность по выявлению воли законодателя, выраженной в правовой норме. Однако это не всегда так, напр., правовой акт мог быть принят очень давно, после его принятия существенно изменились условия жизни общества, принципы правового регулирования. При этом текст закона остается вполне приемлемым с учетом современных условий, в связи с чем он и не отменяется. Кроме того, если изучить стенографические отчеты о заседаниях Государственной Думы и толковать закон с учетом тех мотивов, которые побудили депутатов проголосовать за тот или иной закон, правовая система может рухнуть. Поведением депутатов иногда просто манипулируют, апеллируют к их чувствам, а не к их разуму. Выявление воли законодателя — это лишь один из способов толкования закона, который обычно называют «историческим».
Всякое толкование предполагает уяснение смысла закона. Если толкование, кроме того, еще и разъясняет смысл закона — оно называется нормативным (или общим). Таковы, напр., разъяснения Пленума Верховного Суда. Нормативное толкование рассчитано на неоднократное применение, а точнее — на неоднократное использование, так как применяется не толкование, а норма права.
Виды толкования различают не только по способу, но и по объему (буквальное, ограничительное и расширительное), по субъекту (официальное и неофициальное), по целям (казуальное, т.е. правоприменительное, и нормативное, т.е. разъяснение, общее толкование, не связанное с разрешением какого-либо конкретного дела).
По объему толкование бывает буквальным, ограничительным и расширительным.
Толкование закона в точном соответствии со смыслом текста закона называется буквальным. Буквальное толкование нельзя сводить к простому повторению текста закона. Оно может, напр., разъяснять термины, которые используются в законе, взаимосвязь данной статьи закона с другой статьей или с другим законом.
Ограничительным будет толкование закона несколько уже буквального смысла текста закона.
Расширительным будет толкование закона несколько шире буквального смысла текста закона.
В отличие от буквального толкования ограничительное и расширительное обычно связаны с ошибками законодательной техники, чаще всего — с казуистичностью (от слова «казус», случай), т.е. с закреплением частного случая в качестве общего правила. Расширительное толкование следует отличать от аналогии. Это имеет особо важное значение в уголовном праве, где аналогия запрещена, а расширительное толкование допустимо. Аналогия — это способ восполнения пробелов в праве. При расширительном же толковании никакие пробелы в праве не восполняются — просто устанавливается точный смысл закона, который не всегда соответствует его букве.
По субъекту толкование бывает официальным и неофициальным. К официальному относится: 1) аутентичное толкование; 2) судебное толкование; 3) доктринальное толкование и 4) иное официальное толкование (напр., толкование закона при рассмотрении должностными лицами дел об административных правонарушениях, толкование закона в методических рекомендациях, даваемых Генеральной Прокуратурой и Следственным комитетом МВД). Характеризуя аутентичное толкование в России, можно отметить, что этот вопрос остается дискуссионным. Есть мнение, что такое толкование возможно только в отношении подзаконных актов. Государственная Дума не наделена Конституцией правом толковать закон. Таким образом, аутентичное толкование федерального закона возможно только путем принятия нового закона (который одобряется Советом Федерации и подписывается Президентом). Но это уже не толкование закона, а его изменение. Есть мнение, что в качестве толкования закона можно рассматривать разъяснения, данные, напр., в примечаниях к статьям УК. Однако это не толкование закона, а часть закона. Специфика судебного толкования в РФ проявляется в том, что оно может быть не только казуальным, но и нормативным. Казуальное толкование (от слова «казус», случай) дается судом при рассмотрении конкретных дел. При этом суд не разъясняет закон, а лишь применяет его, уяснив смысл правовой нормы. Таким образом, речь идет о толковании закона в судебной практике. Казуальное толкование в принципе должно быть единообразным (иначе будет не право, а произвол). Нормативное толкование в отличие от казуального дается в виде разъяснений и рассчитано на неоднократное использование. Право давать такое толкование предоставлено Конституционному Суду РФ (право толковать Конституцию), а также Пленумам Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Все виды судебного нормативного толкования считаются обязательными. Напр., в отношении Верховного Суда РФ закон «О судоустройстве» предусматривает, что его разъяснения являются «руководящими разъяснениями» и они обязательны, причем не только для судов, но и для других органов и должностных лиц, применяющих закон. Некоторые ученые полагают, что это нарушает конституционный принцип независимости судей и подчинения их только закону. Разновидностью неофициального толкования является доктринальное толкование (которое дают ученые-теоретики и юристы-практики, но не ex officio при применении закона, а напр., в комментариях к законам, в учебниках, в научных монографиях и статьях). Оно обязательной силы не имеет, это лишь мнение частного лица, хотя и сведущего специалиста в области права. В международном праве и в некоторых зарубежных правовых системах доктрина рассматривается в качестве одного из источников права.
Неофициальное толкование выражает мнение частных лиц по вопросу о смысле закона. Это может быть мнение адвоката, обвиняемого, потерпевшего и любого другого лица.
Назначение и сущность толкования наиболее наглядно проявляются в ходе применения права. Толкование влечет юридические последствия и в других сферах реализации права, например для граждан, так как незнание или заблуждение по поводу официально опубликованного закона не освобождает от ответственности.
Чрезвычайно важно оно и в плоскости осуществления правотворческой деятельности. Ясное, не противоречащее существующим законам изложение нормативного акта предполагает точное уяснение смысла и содержания предшествующих, связанных с ним правовых установлений. Толкование правовых норм имеет место при научном или учебном анализе, при пропаганде права. Таким образом, толкование может предприниматься в различных юридических целях и имеет значение для всех сторон правовой деятельности.
В наиболее полном объеме операции, связанные с установлением смысла нормы, представлены в научном познании права. Возможно рассмотрение различных уровней толкования.
- Государственная власть и ее свойства.
- Государственный (политический) режим и его виды.
- Государство в политической системе общества.
- 4. Гражданское общество, право и государство
- 52 Глава 11. Общество, право и государство
- § 2. Гражданское общество, право и государство 53
- 54 Глава II. Общество, право и государство
- § 2. Гражданское общество, право и государство 55
- 56 Глава II.Общество, право и государство
- § 2 Гражданское общество, право и государство 57
- 58 Глава II. Общество, право и государство
- § 2 Гражданское общество, право и государство 59
- 60 Глава II. Общество, право и государство
- § 3. Основные этапы, тенденции и перспективы развития права и государства 61
- 5. Государство, демократия и право
- 1. Исторический контекст понятий государства, демократии и права
- 2. Суверенитет государства и суверенитет нации
- 3. Развитие демократии в России
- 6. 50. Государство, право и личность. Правовой статус личности.
- 7. Государство, право и экономика
- 33.1. Модель экономической свободы, либерального регулирования экономики и роль права
- 33.2. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью и правовое регулирование рыночных отношений
- 8. Гражданское общество: понятие признаки, структура.
- 9. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- 10. Законотворческий процесс и юридическая техника.
- 11. Значение тгп для юридической науки и практики.
- 12, 30. Источники (формы) права в современной России.
- 13. Межгосударственные объединения: понятие, виды.
- 15. Методология и методы тгп
- 16. Механизм (аппарат) государства: понятие, признаки , структура.
- 17. Механизм правового регулирования: понятие, элементы, типы
- 18. Наук о государстве и праве в современных условиях
- 19. Нормы права, ее признаки и виды.
- 20. Нпа: понятие и виды.
- 21. Нормы права и другие социальные нормы.
- 22. Общие закономерности происхождения государства и права.
- 23. Органы государства, их классификация.
- 24. Основные правовые системы современности: понятие, признаки и виды
- 25. Основные типы государства: формационный и цивилизационный подходы.
- 26. Отрасль права. Основные отрасли российского права.
- 27. Первобытное общество (власть, структура, экономика) и его развитие.
- 29. Понятие законности и правопорядка, их роль в жизни общества.
- 31. Понятие и виды правомерного поведения.
- 32. Понятие и виды суверенитета.
- 33. Понятие и признаки государства.
- 34. Понятие и принципы юридической ответственности.
- 35. Понятие и стадии правового регулирования
- 36. Понятие структура законодательства. Система нормативно-правовых актов в Российской Федерации.
- 37. Понятие и структура норм права.
- 38. Понятие и условие формирования правового государства.
- 39. Понятие правонарушения, его признаки и виды.
- 40. Понятие правопорядка, его соотношение с общественным порядком.
- 41. Понятие формы государства и ее элементы.
- 42,85. Понятие функций государства, их классификация и формы осуществления.
- 43. Понятие, признаки и виды правоотношения.
- 44. Понятие, содержание и стадии юридического процесса.
- 45 И 8. Понятие, структура, и принципы функционирования гражданского общества.
- 46. Право в системе социального регулирования Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм
- 47. Правовая культура: понятие структура, с отношение с правосознанием.
- 48. Правовая система: понятие, структура.
- 51. Правотворческий процесс: понятие, стадии, принципы.
- 53. Применение права: понятие и стадии.
- 54. Применение права: понятие, особенности, отличие от других форм реализации права.
- 55. Принципы (признаки) правового государства.
- 56. Принципы и гарантии законности.
- 57. Принципы и ценность права.
- 58. Пробелы в праве и способы их восполнения
- 59. Происхождение государства: западный и восточный пути.
- 2.2 "Западный" путь
- 60. Происхождение права, его признаки и сущность.
- 61. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право.
- 62. Реализация права: понятие, формы (виды).
- 64. Российская государственность: понятие, особенности и тенденции развития.
- 65. Система законодательства, ее соотношение с системой права.
- 66. Система права и правовая система: понятие и структура.
- 67. Система права: понятие и структура.
- 68. Систематизация законодательства: понятие и виды.
- 69. Соотношение внутригосударственного и международного права.
- § 1. Внутреннее право государства и международное право 549
- § 1. Внутреннее право государства и международное право 551
- § 1. Внутреннее право государства и международное право 553
- 70. Состав правонарушения, его элементы.
- 71. Социальное назначение государства.
- 72. Способы правового регулирования
- 73. Способы толкования права.
- 74. Субъекты, стадии и принципы правоприменения
- 75. Сущность государства.
- 76. Сущность и социальное значение права
- 77. Сфера и пределы правового регулирования.
- Пределы правового регулирования
- 78. Теория происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, органическая, психологическая, теория насилия, материалистическая).
- 79. Теория разделения властей в современный период.
- 80. Толкование норм права: понятие, виды и значение в правотворческой и правореализующей деятельности.
- 81. Форма государственного правления: понятие и виды.
- 82. Форма государственного режима: понятие и виды.
- 83. Форма государственного устройства: понятие и виды.
- 84. Формирование правового государства в рф: пути, условия, перспективы.
- 86. Функции права.
- 87. Функции тгп: понятие и содержание
- 88. Юридическая ответственность: понятие и признаки.
- 89. Юридические факты: понятие и виды.
- 90. Юридический механизм действия права.