83. Форма государственного устройства: понятие и виды.
Форма государственного устройства — политико-территориальное и административно-территориальное устройство государства, соотношение территориальных частей государства и их органов с государством в целом. Существуют две основные формы государственного устройства: федерация и унитарное государство. Все более сложным становится вопрос об отличии федерации от международной организации. Напр., Союзное государство России и Беларуси именуется государством, хотя больше похоже на международную организацию. С другой стороны, Евросоюз все больше похож на федерацию, хотя обычно он расценивается как международная организация.
Унитарное государство — это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Иногда унитарное государство имеет автономные образования, напр. Италия, Испания. Некоторые унитарные государства сохраняют исторические области со значительной автономией, напр., Соединенное Королевство (Великобритания) состоит из Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.
Признаки унитарного государства:
1. Правовое положение территориальных образований полностью определяется центральной властью. Напр., парламент Соединенного Королевства принимает законы как для страны в целом, так и особые законы для Англии и Уэльса, для Шотландии и для Северной Ирландии. Статус административно-территориального образования, в том числе и автономного, определяется центральной властью. Обычно это делается в обычном законе и редко (напр., в Испании) — в конституции.
2. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство.
3. Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают.
4. Все внешние сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.
5. Государство имеет единые вооруженные силы, подчиненные центральной власти.
Федерация — добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Реже федерации образуются из унитарных государств путем децентрализации.
Федерации могут быть национальными, территориальными и смешанными. Российская Федерация является
смешанной. Наряду с национальными республиками — Татарстаном, Башкортостаном в нее входят практически равноправные с национальными республиками русские области и края. Федерации могут быть децентрализованными, где имеются значительные полномочия, отнесенные к исключительному ведению субъектов федерации (напр., Швейцария), и кооперативными, где центральная власть может законодательствовать практически по любому вопросу, а субъекты федерации регулируют лишь те отношения, которые не урегулированы на федеральном уровне (напр., ФРГ). Признаки федерации:
1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов: штатов, земель, республик и т.д.
2. От международной организации федерация отличается наличием высших федеральных органов государственной власти, решения которых по предметам их ведения обязательны для субъектов федерации.
3. Предметы ведения федерации и ее субъектов обычно разграничены в конституции, что отличает федерацию от унитарного государства. Юридическая техника тут может быть разная. Напр., Конституция США определяет исключительную компетенцию федеральных органов государственной власти. Все остальное относится к ведению штатов. В Конституции РФ определяются исключительная компетенция федерации, предметы совместного ведения, а все остальное, напр. органы государственной власти субъекта федерации, отнесено к ведению субъекта.
4. Субъекты федерации имеют свою конституцию, свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы (в России — мировые судьи), свое законодательство.
5. В большинстве федераций существует союзное гражданство и гражданство субъектов федерации.
6. Внешние сношения осуществляют центральные органы, хотя отдельные полномочия в этой сфере могут быть предоставлены субъектам федерации.
7. В федеральном парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
8. В некоторых федерациях субъекты имеют свои вооруженные силы. Напр., вооруженные силы Швейцарии состоят из вооруженных сил кантонов. В США наряду с федеральной армией существует «милиция штатов» (т.н. «национальная гвардия», которая занимается в основном подготовкой резервистов на добровольных началах).
Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. По существу, это переходная форма от международной организации к федерации. Члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. Конфедерация не имеет высших органов государственной власти, решения которых были бы обязательны для ее участников — все обязательные (в силу международного права) решения принимаются участниками конфедерации на основе консенсуса (т.е. общего согласия). Нет механизма принуждения в отношении участника конфедерации. Конфедерации недолговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: напр., в ходе Войны за независимость против Англии американские колонии сначала образовали конфедерацию и лишь затем уже объединились в федерацию — США. Швейцария до середины XIX в. считалась конфедерацией, но когда несколько кантонов попытались выйти из ее состава — попытка эта была пресечена с помощью военной силы. Сегодня Швейцария считается федерацией, хотя по-французски и по-итальянски официально именуется «конфедерацией», а по-немецки «клятвенным товариществом».
- Государственная власть и ее свойства.
- Государственный (политический) режим и его виды.
- Государство в политической системе общества.
- 4. Гражданское общество, право и государство
- 52 Глава 11. Общество, право и государство
- § 2. Гражданское общество, право и государство 53
- 54 Глава II. Общество, право и государство
- § 2. Гражданское общество, право и государство 55
- 56 Глава II.Общество, право и государство
- § 2 Гражданское общество, право и государство 57
- 58 Глава II. Общество, право и государство
- § 2 Гражданское общество, право и государство 59
- 60 Глава II. Общество, право и государство
- § 3. Основные этапы, тенденции и перспективы развития права и государства 61
- 5. Государство, демократия и право
- 1. Исторический контекст понятий государства, демократии и права
- 2. Суверенитет государства и суверенитет нации
- 3. Развитие демократии в России
- 6. 50. Государство, право и личность. Правовой статус личности.
- 7. Государство, право и экономика
- 33.1. Модель экономической свободы, либерального регулирования экономики и роль права
- 33.2. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью и правовое регулирование рыночных отношений
- 8. Гражданское общество: понятие признаки, структура.
- 9. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- 10. Законотворческий процесс и юридическая техника.
- 11. Значение тгп для юридической науки и практики.
- 12, 30. Источники (формы) права в современной России.
- 13. Межгосударственные объединения: понятие, виды.
- 15. Методология и методы тгп
- 16. Механизм (аппарат) государства: понятие, признаки , структура.
- 17. Механизм правового регулирования: понятие, элементы, типы
- 18. Наук о государстве и праве в современных условиях
- 19. Нормы права, ее признаки и виды.
- 20. Нпа: понятие и виды.
- 21. Нормы права и другие социальные нормы.
- 22. Общие закономерности происхождения государства и права.
- 23. Органы государства, их классификация.
- 24. Основные правовые системы современности: понятие, признаки и виды
- 25. Основные типы государства: формационный и цивилизационный подходы.
- 26. Отрасль права. Основные отрасли российского права.
- 27. Первобытное общество (власть, структура, экономика) и его развитие.
- 29. Понятие законности и правопорядка, их роль в жизни общества.
- 31. Понятие и виды правомерного поведения.
- 32. Понятие и виды суверенитета.
- 33. Понятие и признаки государства.
- 34. Понятие и принципы юридической ответственности.
- 35. Понятие и стадии правового регулирования
- 36. Понятие структура законодательства. Система нормативно-правовых актов в Российской Федерации.
- 37. Понятие и структура норм права.
- 38. Понятие и условие формирования правового государства.
- 39. Понятие правонарушения, его признаки и виды.
- 40. Понятие правопорядка, его соотношение с общественным порядком.
- 41. Понятие формы государства и ее элементы.
- 42,85. Понятие функций государства, их классификация и формы осуществления.
- 43. Понятие, признаки и виды правоотношения.
- 44. Понятие, содержание и стадии юридического процесса.
- 45 И 8. Понятие, структура, и принципы функционирования гражданского общества.
- 46. Право в системе социального регулирования Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм
- 47. Правовая культура: понятие структура, с отношение с правосознанием.
- 48. Правовая система: понятие, структура.
- 51. Правотворческий процесс: понятие, стадии, принципы.
- 53. Применение права: понятие и стадии.
- 54. Применение права: понятие, особенности, отличие от других форм реализации права.
- 55. Принципы (признаки) правового государства.
- 56. Принципы и гарантии законности.
- 57. Принципы и ценность права.
- 58. Пробелы в праве и способы их восполнения
- 59. Происхождение государства: западный и восточный пути.
- 2.2 "Западный" путь
- 60. Происхождение права, его признаки и сущность.
- 61. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право.
- 62. Реализация права: понятие, формы (виды).
- 64. Российская государственность: понятие, особенности и тенденции развития.
- 65. Система законодательства, ее соотношение с системой права.
- 66. Система права и правовая система: понятие и структура.
- 67. Система права: понятие и структура.
- 68. Систематизация законодательства: понятие и виды.
- 69. Соотношение внутригосударственного и международного права.
- § 1. Внутреннее право государства и международное право 549
- § 1. Внутреннее право государства и международное право 551
- § 1. Внутреннее право государства и международное право 553
- 70. Состав правонарушения, его элементы.
- 71. Социальное назначение государства.
- 72. Способы правового регулирования
- 73. Способы толкования права.
- 74. Субъекты, стадии и принципы правоприменения
- 75. Сущность государства.
- 76. Сущность и социальное значение права
- 77. Сфера и пределы правового регулирования.
- Пределы правового регулирования
- 78. Теория происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, органическая, психологическая, теория насилия, материалистическая).
- 79. Теория разделения властей в современный период.
- 80. Толкование норм права: понятие, виды и значение в правотворческой и правореализующей деятельности.
- 81. Форма государственного правления: понятие и виды.
- 82. Форма государственного режима: понятие и виды.
- 83. Форма государственного устройства: понятие и виды.
- 84. Формирование правового государства в рф: пути, условия, перспективы.
- 86. Функции права.
- 87. Функции тгп: понятие и содержание
- 88. Юридическая ответственность: понятие и признаки.
- 89. Юридические факты: понятие и виды.
- 90. Юридический механизм действия права.