62. Реализация права: понятие, формы (виды).
В специально-юридическом смысле реализация права представляет собой воплощение предписаний права в правомерной деятельности участников регулируемых правом отношений (т.е. только последнюю из отмеченных выше форм). Содержанием особенности реализации права проявляются в следующем.
1. Реализация права по своему содержанию есть правомерное поведение адресатов права. Неправомерное поведение не реализует право и не связано с достижением его целей, которые заключены в его нормах. Правомерное поведение есть содержание, объективная сторона реализации права. Реализация права в этом смысле есть претворение правовых норм в правомерном поведении субъектов права.
2. Реализация права всегда связана с достижением определенного результата, предусмотренного нормой права. Акт поведения правореализующего субъекта независимо от того, использует он субъективные права или осуществляет юридические обязанности, сопряжен с наступлением определенных юридических последствий. Результат права всегда свидетельствует о результативном действии права, указывает на то, что фактические и юридические цели права достигнуты. Таким образом, содержанием реализации права охватываются как юридически значимое поведение, так и конечный результат— фактически правомерные действия, связанные с достижением социально полезного результата.
3. Реализация права — это не только объективированные действия (и их результат), но и их субъективная сторона — отношение правореализующего субъекта к этим действиям. Реализация права с этой (субъективной) стороны представляет собой акт подчинения воли адресатов нормы ее требованиям.
Реализация права не только подчинена материальным нормам, но и осуществляется в упорядоченных процедурных формах. В зависимости от способов правового регулирования (запрещения, позитивного связывания идозволения) и соответствующих им видов правовых норм (запрещающих, обязывающих и управляющих) принято выделять три формы реализации права: соблюдение, исполнение и использование.
1. Соблюдение права— такая форма реализации права, которая заключается в воздержании субъектов права от совершения запрещенных нормой права действий, т.е. в правомерном бездействии. Так, участники дорожного движения — пешеходы и водители автотранспортных средств обязаны прекратить движение по красному сигналу светофора; лица, заключающие договор страхования, обязаны воздерживаться от страхования противоправных интересов, страхования убытков от участия в играх, лотереях и пари, страхования расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников (ст. 28 ГК РФ).
2. Исполнение права — форма реализации, которая заключается в осуществлении субъектами права обязывающего юридического предписания. Если для соблюдения права достаточно не совершать каких-либо действий, то исполнение всегда предполагает совершение обязанной стороной правоотношения активных действий. Так, продавец товара обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже (ст. 495 ГК РФ).
3. Использование права— форма реализации, которая заключается в совершении субъектами дозволенных правовыми нормами действий. Эта форма реализации права обусловлена наличием прав субъекта, которые он может в собственных интересах осуществить. Использование права чаще всего выражается в активной форме. Обладатель права в этом случае совершает какие-либо действия (заключает сделки, собственник передает свое имущество в аренду, доверительное управление, может его завещать, подарить, продать и совершать иные дозволенные ему действия). Однако использование возможно и в несовершении определенных действий (отказ обвиняемого, подозреваемого давать показания, отказ свидетеля давать показания в отношении близких родственников (ст. 51 Конституции РФ), отказ обладателя активного избирательного права от участия в голосовании и др.).
Формы реализации права различаются также и по другим основаниям:
по характеру активности лица, реализующего право;
по отношению к непосредственному интересу лица; в зависимости от степени информированности лица о праве.
Для соблюдения и исполнения чаще характерен тип вынужденной активности. Правовое веление истолковывается как принуждение внешней власти, а не как внутренний долг. Эти формы реализации объединяет и осознание правового веления как противоречащего непосредственному интересу, хотя это является иллюзией обыденного правового сознания. Исполнение правового веления соответствует долгосрочному интересу лица и в этом смысле выгодно: неуплата налогов приведет к параличу государственной власти и анархии, в которой лицо не сохранит не только сэкономленное от государства, но, скорее всего, потеряет имущество целиком. Для соблюдения необязательна актуальная информированность о праве. Оно может осуществляться на основе привычки, общественных нравов, часто совпадающих в своих велениях с правовыми предписаниями. Для остальных форм реализации права актуальная информированность обязательна. Использование предполагает собственную активность лица, действие в соответствии с осознанным непосредственным интересом и на основе полной информированности о своих правах.
63. Роль государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина
Права человека не следует понимать только как средство достижения какого-либо блага, они сами материализуются в некую социальную ценность, если обеспечены условиями жизни и гарантированы. В данном случае роль государства является не просто важной, но, пожалуй, самой главной и самой существенной. Естественно-правовые традиции и взгляды основаны на том, что в догосударственном состоянии произвол (свобода) каждого человека не ограничивался никакими факторами и состояние общества укладывалось в знаменитую формулу Т.Гоббса: «Война всех против всех». Люди, заключившие между собой договор о создании государства (в данном случае мы рассматриваем общественный договор не как конкретный исторический факт, чего, вероятно, в истории никогда не было, а как определенную методологическую позицию. - Авт.) передали ему свои права в обмен на то, что со стороны государства они получат надежную защиту и гарантию своей жизни и интересов. Утратив свою естественную свободу, они приобрели свободу гражданскую. Последняя отличается от первой тем, что свобода, потребности и притязания не могут существовать и проявляться в некоем вакууме. Быть членом общества - значит соотносить свои поступки, действия с интересами других людей. Права и свободы не могут быть абсолютными, они имеют естественные рамки, которые как раз и определяет государство, поскольку оно создается для блага всех - благой жизни, по Аристотелю.
Государство в процессе осуществления прав и свобод каждым индивидом не может и не должно быть сторонним наблюдателем. В данном случае оно является как бы равнодействующей силой, которая примиряет эгоистические интересы отдельных членов общества, противоречия частного, индивидуального и общего, используя при этом правовые средства.
При столкновении интересов людей и религиозная, и светская доктрины имеют общую формулу: «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». Еще Б. Спиноза утверждал, что мера свободы индивида и государства определяется не предписанием дозволенного им своеволия, а степенью их разумности, поскольку свобода возможна лишь на основе и в границах познанных естественных необходимостей. Только разумная воля, с его точки зрения, является свободной, а государство может быть признано таковым, если его законы основываются на здравом рассудке.
Взаимная свобода людей неизбежно предполагает и ее взаимные ограничения, нисколько не нарушая при этом равноправие граждан, поскольку предполагается их взаимная ответственность. Социальные возможности обретают юридическую форму прав человека, в то время как социальные необходимости юридической формой своего выражения имеют обязанности.
Категория социальной свободы может рассматриваться только в паре с категорией социальной ответственности. Это общепризнанная международно-правовая и внутригосударственная практика. Конституция России в данном случае допускает возможность ограничения прав и свобод человека, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, а также «нравственности, здоровья, законных прав и законных интересов других людей...» (ч. 3 ст. 55). Конституция устанавливает, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ч. 3. ст. 17). Президент Российской Федерации согласно ст. 80 Конституции является гарантом прав и свобод граждан.
Весьма важным государственным институтом в механизме обеспечения прав и свобод человека является должность Уполномоченного по правам человека, которая введена в феврале 1997 г. Федеральным конституционным законом РФ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». В статье 1 Закона говорится, что должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Примечательно, что Уполномоченный по правам человека назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Закон устанавливает, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
Строго говоря, реализация и эффективность норм о правах и свободах человека в любом государстве, обществе, так или иначе, зависит от многих факторов. Не претендуя на исчерпывающую полноту, в качестве таковых можно указать на некоторые из них: степень демократичности властных институтов государства; политические, культурные и правовые традиции; состояние экономки; нравственная атмосфера и степень согласия в обществе; состояние законности и правопорядка и т.п. Следовательно, для того чтобы обеспечить перевод возможностей, содержащихся в действующем законодательстве, в конкретные правоотношения, необходимо создать надежный механизм реализации и контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, поскольку человек «включен» во многие социальные отношения, выполняет множество социальных ролей, а гражданин участвует только в тех связях, которые носят правовой характер. В демократическом и правовом государстве в этом заинтересованы не только отдельные личности, но и властные структуры, которые в первую очередь создаются именно для охраны прав и свобод человека. В качестве примера можно сослаться на ст. 2 Конституции РФ, в которой говорится: «...Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
Символично, что указанная статья располагается в разделе «Основы конституционного строя», тем самым подтверждается защита прав, свобод, интересов индивида в качестве принципа общества и государства. Таким образом, механизм обеспечения прав человека объективно приобретает форму юридических гарантий.
Говоря о гарантиях, подразумевающих под собой совокупность факторов, условий, принципов, обеспечивающих эффективную реализацию прав и свобод человека, необходимо помнить о таком их свойстве, как процедурность, поскольку вне определенных правил юридические гарантии утрачивают правовую форму, а вместе с ней и надежность. Сами по себе юридические нормы не могут гарантировать прав человека, но их реализация без адекватного правового оформления снижает возможности их защиты со стороны государства.
Юридические процедуры, в рамках которых регулируются и охраняются права и свободы человека, как правило, содержатся в конституциях. Отвлекаясь от индивидуальных особенностей тех или иных государств, можно сказать, что конституция определяет порядок обращения гражданина в суд в случае нарушения его интересов; порядок рассмотрения дел; право на обращение в органы международной юрисдикции, если исчерпаны все внутригосударственные возможности; право на получение квалифицированной юридической помощи; право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) должностных лиц и органов государства и т.д.
Система гарантий реализуется через деятельность государства. Во второй половине XX столетия после всех ужасов и социальных потрясений, которые выпали на долю человечества, стала весьма влиятельной и популярной идея социальной солидарности, идущая от французского социолога и юриста Л. Дюги. Изначально эта концепция была альтернативой революционному пути развития человеческого общества и сориентирована на реформистские, ненасильственные методы разрешения социальных конфликтов. Связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности или взаимозависимости. Современное государство, там, где функционирует реальная демократия, более не является аппаратом насилия и угнетения, как это было ранее. Теория и практика сходятся в том, что государство должно стать органом компромисса всех слоев общества, фактором умиротворения и согласия. Это требует, естественно, некоего объединяющего символа, идеи, имеющих масштаб общенациональной ценности.
Нельзя категорично утверждать, что является более существенным и главным для всех людей, без исключения, но думается, что право на жизнь - все-таки главное право человека. Оно было записано и провозглашено 10 декабря 1948 г. во Всеобщей декларации прав человека и имеет следующую редакцию: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность». Вместе с тем важнейшие аспекты содержания права на жизнь не нашли своего места в основных универсальных документах, таких, как Международный пакт о гражданских и политических правах и т.д. Право на жизнь чаще всего интерпретируется как право индивида на свободу и личную неприкосновенность, порой сводя проблему к отмене смертной казни.
Содержание прав человека на жизнь и роль государств в этой связи следует понимать значительно шире, чем это принято. Право на жизнь – это прежде всего право на мир в самом широком смысле этого слова. Оно включает в себя обязательства государств не допускать войн и вооруженных конфликтов, актов терроризма, преступных посягательств на жизнь и здоровье людей. Данная проблема должна рассматриваться не только в аспекте прав отдельного человека, но и через призму интересов нации, народности, этноса.
Право на жизнь не является элементарным отражением всех других прав человека, а имеет собственное социальное содержание, синтезируя все другие права и свободы в самом главном и ценном.
Сознавая некоторую упрощенность подобного подхода, тем не менее справедливо выдвигать тезис о том, что право на жизнь предполагает право человека на достойное человеческое существование. Реализация права на жизнь требует гарантий и других прав человека, прежде всего, права на труд, образование, здравоохранение и т.п.
Права человека - исторически подвижная категория, постоянно видоизменяющаяся вместе с эволюцией общества и государства. Ранее права человека понимались прежде всего как автономия личности, как ее свобода от государственного вмешательства. Сейчас акценты сместились в сторону положительных услуг государства в адрес конкретной личности. В русле подобных концептуальных положений вызывает, мягко говоря, некоторое недоумение идея «минимизации» государства в области экономики и социальной политики, имеющая не так уж и мало сторонников. Причем происходит это на фоне постоянного недоедания, бездомности, апартеида, геноцида и расовой дискриминации сотен миллионов людей. В этой связи важно не забывать о том, что возможности общества как саморегулирующейся системы довольно велики, но не безграничны. Без государства, без его участия многие социальные проблемы останутся неразрешенными.
Современные государства стремятся быть не только правовыми, но и социальными одновременно, что нередко получает свое конституционное закрепление. Европейская социальная хартия (1961 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) и другие международно-правовые документы содержат, правда, в несколько декларативной форме, требования к государствам в области экономической и социальной политики.
Природа социально-экономических прав («прав второго поколения») является предметом дискуссий, поскольку многие юристы отрицают за ними свойство субъективных прав на том простом основании, что они не всегда могут быть обжалованы и защищены в суде (право на труд, на безопасную экологию и т.п.). Их способ защиты не совпадает с механизмом отстаивания личных и политических прав, но не перестает от этого быть значимым для каждого отдельного человека.
Рыночная экономика порождает неравенство экономическое и социальное, а порой и юридическое, что может привести к значительной социальной напряженности. Изначально рынок не предполагал никаких социальных гарантий, особенно на первых этапах. Только потом, под воздействием субъективных и, видимо, большей частью объективных факторов произошло то, что в последнее время стали называть «социализацией капитализма».
Государство должно гарантировать каждому человеку приемлемые стандарты жизни, предполагающие определенный уровень жилья, работы, питания, образования, социального страхования, медицины, культурного уровня и т.п.
Современное правовое социальное государство является совершенно новым этапом развития государственности. В последнее время в литературе все чаще стали встречаться утверждения о том, что социальное государство является своеобразной антитезой государству либеральному. Нельзя сказать, что они являются бесспорными, однако имеют под собой некоторую основу. Правовое государство эпохи «классического либерализма» было основано на идеологии крайнего индивидуализма, негативном понимании свободы, невмешательства в экономику и имело вид своеобразного «ночного сторожа», единственной функцией которого являлась охрана правопорядка. Постепенная социализация государства привела к тому, что оно получило название «государство всеобщего благоденствия».
Социальное государство должно тесно взаимодействовать с индивидом на основе программной цели - обеспечения достойных условий жизни. Государство обязано создавать все возможности для саморазвития личности, при этом исключать факторы, питающие социальное иждивенчество. Не только государство должно отвечать перед гражданином за его уровень жизни, но и гражданин на основе гарантированной свободы и отношений собственности обязан отвечать за свое материальное обеспечение. Если в обществе созданы все условия для того, чтобы заработать, а гражданин их не использует, говорить об ответственности государства в данном случае не имеет смысла.
Следует признать неверной посылку об ослаблении социальных качеств государства. Современное демократическое, правовое, социальное государство имеет множество рычагов воздействия на экономику с целью выполнения своих собственных социальных функций. Это налогообложение, кредиты, инвестиции, антимонопольное законодательство, финансирование социальных программ и многие другие.
Формирование социального государства - довольно сложный и длительный процесс. Он объективно требует наличия определенного экономического потенциала. Особые трудности стоят перед тем государством, которое одновременно пытается стать и правовым, и социальным. В качестве примера можно сослаться на Российскую Федерацию, где реформы по многим показателям отбросили общественное развитие на многие годы назад. Правовые принципы и начала никогда не рассматривались как свойства государственной власти. Кардинальных изменений в этой области и сейчас не произошло. Но еще хуже обстоят дела в экономике. Приватизация, рассчитанная на создание миллионов собственников, проведена с нарушением элементарных норм социальной справедливости, а самое главное, не обеспечила отделения собственности от власти. Государственная монополия сменилась монополией различного рода корпораций, извлекающей сверхприбыли при полном отсутствии конкурентной борьбы. В таких условиях равенство социальных возможностей, т.е. краеугольный камень рыночного хозяйства, превратился в фарс. Социальную функцию государства в таких условиях очень трудно наполнить реальным содержанием, а значит, трудно гарантировать экономические, культурные и социальные права.
Для того чтобы в полном объеме каждый человек имел возможность реализовать принадлежащие ему права и свободы, государство обязано создать также и определенные политические гарантии. Это в полной мере относится к осуществлению человеком социально-экономических, политических и личных прав. Социальная ценность государства состоит, в том числе и в его опоре на право. Связанность государства правом является общим местом современной политической культуры, которая основывается на приоритете прав и свобод личности перед государственной властью. Без государства, без определенных юридических процедур права и свободы могут иметь лишь условный характер. Права человека не могут быть гарантированы там, где нет разделения властей. Это относится к разряду политических аксиом.
Условием создания демократической государственности, а следовательно, и механизма реализации прав и свобод личности является политическая консолидация общества. Государство обязано предпринимать все меры для того, чтобы исключать вероятность межнациональных конфликтов, острых социальных противостояний между различными социальными прослойками гражданского общества.
Идея прав человека является великим объединительным фактором, преобразующим индивидуальное и общественное сознание и формирующим совершенно новые демократические стандарты и правила человеческого сообщества.
Всякое демократическое государство или любое другое, претендующее на это высокое звание, обязано создавать и необходимые правовые предпосылки для реализации прав и свобод человека. Речь в данном случае идет о законности. Режим законности представляет собой такие политические, социальные и моральные обстоятельства, при которых соблюдение законов и добросовестное исполнение юридических обязанностей является принципом деятельности всех субъектов права, в том числе государственных органов, должностных лиц, негосударственных организаций и отдельных граждан.
Прослеживая связь государства и законности, можно констатировать наиболее органичное соединение закона с демократией, с деятельностью правового государства, в котором главенствуют законодательные органы, а все остальные не просто подчиняются закону, но видят свое назначение в проведении законов в жизнь.
В демократическом государстве все равны перед законом и, следовательно, несут равные обязанности и подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь законности с демократией состоит также и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа.
Законность, в свою очередь, служит утверждению демократии. Она охраняет демократические права граждан, общественных движений и организаций, обеспечивает приоритетное значение парламентских актов; гарантирует соблюдение демократических процедур как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности государства.
Государство обязано создавать правовые, политические, культурные, экономические, социально-психологические гарантии для осуществления прав и свобод человека (рис. 1).
Рис. 1. Гарантии прав и свобод человека
Эффективной реализации прав и свобод личности должна служить и четкая работа органов, образующих правоохранительную систему. Ведущее положение занимает в ней суд. По месту и роли суда в обществе можно судить о степени демократичности государства. Важным этапом в становлении подлинно независимого суда, а стало быть надежного обеспечения прав человека стало принятие Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», который в п. 2 ст. 1 констатировал, что судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Данный закон устанавливает, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. В последнее время во многих странах, в том числе и в России, сложился институт конституционного контроля, которому принадлежит важное место в юридическом механизме защиты прав и свобод человека.
- Государственная власть и ее свойства.
- Государственный (политический) режим и его виды.
- Государство в политической системе общества.
- 4. Гражданское общество, право и государство
- 52 Глава 11. Общество, право и государство
- § 2. Гражданское общество, право и государство 53
- 54 Глава II. Общество, право и государство
- § 2. Гражданское общество, право и государство 55
- 56 Глава II.Общество, право и государство
- § 2 Гражданское общество, право и государство 57
- 58 Глава II. Общество, право и государство
- § 2 Гражданское общество, право и государство 59
- 60 Глава II. Общество, право и государство
- § 3. Основные этапы, тенденции и перспективы развития права и государства 61
- 5. Государство, демократия и право
- 1. Исторический контекст понятий государства, демократии и права
- 2. Суверенитет государства и суверенитет нации
- 3. Развитие демократии в России
- 6. 50. Государство, право и личность. Правовой статус личности.
- 7. Государство, право и экономика
- 33.1. Модель экономической свободы, либерального регулирования экономики и роль права
- 33.2. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью и правовое регулирование рыночных отношений
- 8. Гражданское общество: понятие признаки, структура.
- 9. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- 10. Законотворческий процесс и юридическая техника.
- 11. Значение тгп для юридической науки и практики.
- 12, 30. Источники (формы) права в современной России.
- 13. Межгосударственные объединения: понятие, виды.
- 15. Методология и методы тгп
- 16. Механизм (аппарат) государства: понятие, признаки , структура.
- 17. Механизм правового регулирования: понятие, элементы, типы
- 18. Наук о государстве и праве в современных условиях
- 19. Нормы права, ее признаки и виды.
- 20. Нпа: понятие и виды.
- 21. Нормы права и другие социальные нормы.
- 22. Общие закономерности происхождения государства и права.
- 23. Органы государства, их классификация.
- 24. Основные правовые системы современности: понятие, признаки и виды
- 25. Основные типы государства: формационный и цивилизационный подходы.
- 26. Отрасль права. Основные отрасли российского права.
- 27. Первобытное общество (власть, структура, экономика) и его развитие.
- 29. Понятие законности и правопорядка, их роль в жизни общества.
- 31. Понятие и виды правомерного поведения.
- 32. Понятие и виды суверенитета.
- 33. Понятие и признаки государства.
- 34. Понятие и принципы юридической ответственности.
- 35. Понятие и стадии правового регулирования
- 36. Понятие структура законодательства. Система нормативно-правовых актов в Российской Федерации.
- 37. Понятие и структура норм права.
- 38. Понятие и условие формирования правового государства.
- 39. Понятие правонарушения, его признаки и виды.
- 40. Понятие правопорядка, его соотношение с общественным порядком.
- 41. Понятие формы государства и ее элементы.
- 42,85. Понятие функций государства, их классификация и формы осуществления.
- 43. Понятие, признаки и виды правоотношения.
- 44. Понятие, содержание и стадии юридического процесса.
- 45 И 8. Понятие, структура, и принципы функционирования гражданского общества.
- 46. Право в системе социального регулирования Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм
- 47. Правовая культура: понятие структура, с отношение с правосознанием.
- 48. Правовая система: понятие, структура.
- 51. Правотворческий процесс: понятие, стадии, принципы.
- 53. Применение права: понятие и стадии.
- 54. Применение права: понятие, особенности, отличие от других форм реализации права.
- 55. Принципы (признаки) правового государства.
- 56. Принципы и гарантии законности.
- 57. Принципы и ценность права.
- 58. Пробелы в праве и способы их восполнения
- 59. Происхождение государства: западный и восточный пути.
- 2.2 "Западный" путь
- 60. Происхождение права, его признаки и сущность.
- 61. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право.
- 62. Реализация права: понятие, формы (виды).
- 64. Российская государственность: понятие, особенности и тенденции развития.
- 65. Система законодательства, ее соотношение с системой права.
- 66. Система права и правовая система: понятие и структура.
- 67. Система права: понятие и структура.
- 68. Систематизация законодательства: понятие и виды.
- 69. Соотношение внутригосударственного и международного права.
- § 1. Внутреннее право государства и международное право 549
- § 1. Внутреннее право государства и международное право 551
- § 1. Внутреннее право государства и международное право 553
- 70. Состав правонарушения, его элементы.
- 71. Социальное назначение государства.
- 72. Способы правового регулирования
- 73. Способы толкования права.
- 74. Субъекты, стадии и принципы правоприменения
- 75. Сущность государства.
- 76. Сущность и социальное значение права
- 77. Сфера и пределы правового регулирования.
- Пределы правового регулирования
- 78. Теория происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, органическая, психологическая, теория насилия, материалистическая).
- 79. Теория разделения властей в современный период.
- 80. Толкование норм права: понятие, виды и значение в правотворческой и правореализующей деятельности.
- 81. Форма государственного правления: понятие и виды.
- 82. Форма государственного режима: понятие и виды.
- 83. Форма государственного устройства: понятие и виды.
- 84. Формирование правового государства в рф: пути, условия, перспективы.
- 86. Функции права.
- 87. Функции тгп: понятие и содержание
- 88. Юридическая ответственность: понятие и признаки.
- 89. Юридические факты: понятие и виды.
- 90. Юридический механизм действия права.