§ 3. Органы предварительного следствия: система, структура и состав
Следственные аппараты - это специализированные структурные подразделения, основной функцией которых является расследование преступлений.
По штатному расписанию в этих подразделениях предусмотрены должности следователей-специалистов, непосредственно осуществляющих предварительное следствие.
Систему органов предварительного следствия составляют следственные аппараты Следственного комитета (главные управления, управления, отделы, отделения), органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Единство системы определяется в основном уголовно-процессуальным законом, которым руководствуются все следователи указанных ведомств, а также единым прокурорским надзором за деятельностью следователей независимо от их ведомственной принадлежности, отчасти и судебным надзором.
Независимо от ведомственной принадлежности следственный аппарат строится по территориальному или территориально - специализированному принципу. С учетом этого следственные подразделения образуются применительно к административно - территориальному делению, а также для расследования преступлений в воинских частях, на транспорте, в исправительно-трудовых учреждениях.
Следственный аппарат Следственного комитета РФ (численность 19 156 единиц, а с 1 января 2012 г. – 21156) построен в соответствии с административным делением Российской Федерации, имеет три звена (уровня) и его система характеризуется следующим образом: 1. Центральный аппарат:, 2.Главные следственные управления и следственные управления СКРФ по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные следственные управления и следственные отделы СК; 3. межрайонные следственные отделы, следственные отделы и следственные отделения СК по районам, городам и приравненные к ним включая специализированные ( том числе военные), следственные подразделения СК.
В высшем звене - Центральном аппарате Следственного комитета РФ, задачами которого является осуществление мер по борьбе с преступностью и расследования наиболее сложных и актуальных дел, Председатель СК и его заместители назначаются на должность и освобождаются от нее Президентом РФ и являются самостоятельными в своей деятельности. В составе Центрального аппарата СК имеются: коллегия, Главные управления и управления в составе главных управлений; отделы (в том числе в составе главных управлений и управлений); отделения (в том числе в составе главных управлений, управлений и отделов). Координационный, совещательный и экспертные советы.
В его структуру входят: научные, образовательные (в том числе общеобразовательные, кадетские); санаторно-курортные, оздоровительные, реабилитационные, культурные учреждения, физкультурно-оздоровительные организации; редакции электронных и печатных изданий; типографии и иные создаваемые для обеспечения деятельности СК РФ учреждения и организации, являющиеся юридическими лицами; а также экспертные и ревизионные подразделения, информационные подразделения, подразделения физической защиты для обеспечения безопасности сотрудников СК и в оперативном управлении объекты административного, социально-бытового и хозяйственного назначения.
В СК учреждаются должности: руководители следственных органов, их первых заместителей, заместителей, помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям, следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам, старшие следователи по особо важным делам,, старшие следователи по особо важным делам при Председателе СК РФ, следователи –криминалисты, старшие следователи-криминалисты, , инспектора, старшие инспектора, эксперты, старшие эксперты,, ревизоры, старшие ревизоры, специалисты, старшие специалисты, помощники следователей (следователя –криминалиста) и другие должности.
Основными задачами СК РФ являются:
оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ;
обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел производства предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов СК и их должностных лиц;
организация и осуществление в пределах своих полномочий выявление обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
участие в разработке мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле в следственных органах Следственного комитета.
Полномочия Следственного комитета:
осуществляет в соответствии с законодательством РФ проверку содержащихся в заявлениях и иных обращениях сообщений о преступлениях, производство предварительного расследования по уголовным делам, процессуальный контроль , криминалистическую, судебно-экспертную и ревизионную деятельность, а также проверку деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета;
обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по ее совершенствованию;
разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ проекты ФКЗ, ФЗ, актов Президента и Правительства РФ, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента или Правительства РФ по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
принимает участие в проведении по поручению Президента и Правительства РФ правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, касающихся сферы деятельности Следственного комитета;
принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется Федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ;
взаимодействует с компетентными органами иностранных государств, заключает соглашения, сотрудничает с международными организациями в соответствии с международными договорами и участвует в разработке международных договоров РФ в установленной сфере деятельности;
образовывает координационные, совещательные, консультативные и экспертные советы (комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;
осуществляет взаимодействие со СМИ в целях информирования общественности о деятельности СК;
организует прием граждан. Обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством РФ в срок;
учреждает в соответствии с законодательством РФ печатные и электронные издания для опубликования нормативных правовых актов СК, официальных объявлений, размещение других материалов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
Обеспечивает внедрение в деятельность СК достижений науки, техники и положительного опыта , а также развитие системы связи и автоматизированного управления в системе СК;
Участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности, осуществляет полномочия по организации воинского учета сотрудников СК;
Организует и осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов СК;
Осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата, следственных органов и учреждений СК, организует профессиональную подготовку, повышение квалификации и стажировку кадров;
Разрабатывает и осуществляет лечебно-профилактические, оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников СК, членов их семей, а также пенсионеров СК; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению правовой и и социальной защиты сотрудников СК; организует их медицинское и санаторно-курортное обслуживание;
Обеспечивает в системе СК собственную безопасность, физическую защиту сотрудников СК, а также защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
Представляет в установленном порядке в Министерство финансов России предложения по формированию федерального бюджета;
Является субъектом бюджетного планирования и осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета;
Осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности следственных органов и учреждений СК;
Осуществляет функции государственного заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе функции государственного заказчика по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов СК, а также жилищному строительству;
Устанавливает требования к организации делопроизводства и архивного делав СК, осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов СК;
Организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию, а также проведение мероприятий гражданской обороны в системе СК, повышения устойчивости работы следственных органов и учреждений СК в условиях военного времени, при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время и при введении чрезвычайного положения;
Организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ назначение, перерасчет размера и выплату пенсий, пособий и компенсаций сотрудников СК и членов их семей, а также прекращение указанных выплат;
Осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.
Права СК:
запрашивать и получать в установленном порядке на безвозмездной основе документы, материалы и информацию, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности, научные и иные организации , ученых и специалистов, в том числе и на договорной основе;
участвовать в формировании федеральных учетов, баз данных криминалистической, статистической и иной информации и вести их , а также пользоваться в установленном порядке федеральными учетами, базами данных в этой области федеральных органов исполнительной власти.
В Следственном комитете РФ установлены следующие звания, соответствующие должности: генерал юстиции, генерал-полковник юстиции, генерал-лейтенант юстиции, генерал-майор юстиции, полковник юстиции, подполковник юстиции, майор юстиции, капитан юстиции, старший лейтенант юстиции, лейтенант юстиции, младший лейтенант юстиции.
Следственный аппарат органов внутренних дел. Во главе стоит следственный комитет МВД РФ, который осуществляет процессуальный контроль за расследованием наиболее сложных уголовных дел; оказывает помощь в их расследовании; производит непосредственное расследование наиболее сложных уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях; вносит в государственные органы, общественные организации представления о принятии мер по устранению факторов, обуславливающих преступность; организует контроль за соблюдением законности в деятельности подразделений органов внутренних дел и обеспечения процессуальной самостоятельности следователей.
Следственный комитет МВД РФ возглавляет начальник, который одновременно является заместителем Министра Внутренних дел РФ по следствию и имеет заместителей. Следственный комитет состоит из отделов. В штате следственного комитета МВД РФ имеются должности следственных работников, которые непосредственно осуществляют расследование преступлений: старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам, старшие следователи и следователи.
Начальник следственного комитета МВД РФ обладает процессуальными полномочиями в соответствии с действующим законодательством. В необходимых случаях изымает из органов дознания и следственных подразделений уголовные дела, подследственные следователям органов внутренних дел, и поручает их расследование следователям следственного комитета.
В ГУВД (УВД), министерстве внутренних дел края, области республики и иного субъекта Федерации, на транспорте и режимных объектах образованы следственные управления (отделы), которые являются структурными подразделениями органов внутренних дел.
Следственное управление (отдел) обеспечивает организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных следственных аппаратов. Его деятельность организована по предметно-зональному принципу, что способствует обслуживанию определенной территории (зоны, объекта).
Начальник следственного управления (отдела) помимо полномочий, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, несет персональную ответственность за организацию и результаты работы следственного аппарата, выполнение возложенных на него задач, расстановку, обучение и воспитание кадров, в установленном порядке вносит ходатайства о продлении срока по делам, находящимся в производстве следователей, права и обязанности которых регламентируется действующим законодательством и ведомственными нормативными актами:
1. Приказами, указаниями и директивами МВД РФ:
- № 117 от 09.04.82 г. «Об объявлении инструкции по применению Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания и предварительного следствия, прокуратуры и суда от 02.03. 82 г.»;
- № 415 от 11.11.90 г. « О порядке приема, регистрации, учета и разрешения в органах внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях»;
- № 334 от 20.06.96 г.« Об объявлении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений»;
- № 493 ДСП от 12.08.98 г. « О некоторых мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности (местной милиции) по раскрытию и расследованию преступлений (с изменениями и дополнения приказом № 621 от 30.09. 98 г.);
- Директива МВД РФ № 1 ДСП от 17.01.94 г. «Об основных направлениях оперативно-следственной деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 1994 г.
- Указания МВД РФ № 1/3986 от 09.09.93 г. «О процессуальных полномочиях руководителей органов внутренних дел» и др.
2. Положение об органах предварительного следствия в системе МВД РФ, утвержденное Указом Президента РФ «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» № 1422 от 23 ноября 1998 г. (с последующими изм. и доп.).
Работа следователя по находящимся в его производстве делам и материалам выполняется в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом и при тесном взаимодействии с работниками других служб органов внутренних дел. Это взаимодействие строится на основе взаимного обмена информацией, согласованного планирования, четкого разграничения компетенции, прав и обязанностей следователя и органа дознания, предусмотренных уголовно-процессуальным законом и федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».
К лицам, назначаемым на должности следователей органов внутренних дел, предъявляются соответствующие требования, установленные Положением о службе в органах внутренних дел. На службу принимаются в добровольном порядке граждане России независимо от национальности, пола, имущественного и должностного положения, социального происхождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, способные по своим деловым и моральным, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности. Это общие требования. Но настала пора, чтобы законодательно были закреплены повышенные требования к следователю органов внутренних дел и иных ведомств.
Следственный аппарат органов ФСБ. Одним из основных направлений деятельности ФСБ является борьба с преступлениями, посягающими на государственную безопасность и территориальную целостность. В этой связи они осуществляют оперативно-розыскную деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.
Следственный аппарат органов ФСБ построен в соответствии с системой этих органов и имеет два звена. В ФСБ Российской Федерации имеется следственное управление, а в территориальных (субъектах Федерации) – следственные отделы (отделения). Непосредственное расследование преступлений осуществляют следователи, старшие следователи и следователи по особо важным делам, которым присваиваются соответствующие воинские звания. Полномочия начальников следственных отделов (управлений и отделений) ФСБ – аналогичны коллег из органов внутренних дел.
Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 1994 г. за № 2106 «О создании следственного управления федеральной службы контрразведки РФ и следственных подразделений в органах контрразведки РФ» возложена функция организации и производства предварительного следствия по делам о преступлениях, расследование которых отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов государственной безопасности.
Проблем в деятельности предварительного следствия в современных условиях сложилось множество, что приводит к постановке в научной литературе вопроса: предварительное следствие: исследование или преследование?77
- Общая часть
- Особенная часть
- Общая часть
- Глава 1. Введение в правоохранительную деятельность
- § 1. Правовая (судебная) реформа: содержание,
- Особенности и ее виды
- - Признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;
- § 2. Правоохранительные органы: виды, специфика и правовые основы их деятельности
- §3. Государственно-правовая защита сотрудников правоохранительных органов
- Глава 2. Правоохранительные органы: предмет, система, методы
- § 1. Правоохранительные органы: понятие и содержание
- § 2. Соотношение курса с иными дисциплинами
- § 3. Источники учебного курса
- Глава 3. Правосудие и его демократические принципы
- §1. Судебная власть
- § 2. Правосудие: понятие и содержание
- § 3. Конституционные принципы правосудия и правоохранительной деятельности
- Глава 4. Судебная система Российской Федерации
- §1. Судебная власть и суд
- §2. Судебная система: понятие и признаки
- § 3. Судебные инстанции
- Глава 5. Судебный надзор и судебный контроль
- § 1. Судебный надзор и контроль: содержание и их формы
- § 2. Исторический опыт развития судебного надзора и контроля в ряде стран мира
- § 3. Проблемы развития судебного контроля за предварительным расследованием в России
- Особенная часть
- Глава 6. Мировые судьи
- § 1. Мировой суд и история его развития
- § 2 . Мировые суды – как первый уровень (звено) системы общих судов
- § 3. Компетенция мирового судьи
- Глава 7. Районные суды – суды основного звена
- §1. Районный суд – как суд основного звена (второго уровня)
- Системы судов общей юрисдикции
- §2. История развития судов основного (второго уровня) звена
- § 3. Полномочия и структура районного суда
- §4. Апелляционное производство
- Глава 8. Общие суды третьего уровня (звена)
- §1. Суды 3-го уровня в системе общих судов и
- Проблемы их деятельности
- §2. Порядок формирования и структура суда
- §3. Суд присяжных
- § 4. Институт возобновления уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам
- Глава 9. Военные суды Российской Федерации
- §1. Военные суды: общие положения, полномочия, особенности
- Комплектования и система
- §2. Структура, компетентность и подсудность военных судов. Организационное обеспечение их деятельности
- §3. Статус военных судей и порядок прохождения военной службы в военных судах. Полномочия и статус аппарата военных судов и администратора военного суда
- Глава 10. Верховный Суд Российской Федерации
- § 1. Верховный Суд рф в системе судебных органов России
- § 2. Порядок образования Верховного Суда рф: его состав и структура
- § 3. Организация работы Верховного Суда рф
- § 4. Судебный Департамент при Верховном Суде рф
- § 5. Статус судей
- Глава 11. Арбитражные суды Российской Федерации
- § 1. Арбитраж: понятие и виды
- § 2. Арбитражные суды России: понятие, система и компетенция
- Арбитражными заседателями могут быть:
- 2. Арбитражными заседателями не могут быть:
- § 3. Структура и полномочия арбитражных судов
- Глава 12. Конституционный Суд Российской Федерации
- § 1. Конституционное судопроизводство и конституционный контроль:
- Понятие и истоки. Полномочия и основы организации Конституционного Суда рф
- § 2. Решения Конституционного Суда рф: их виды, содержание, форма и юридическое значение
- Глава 13. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
- § 1. Проблемы становления и развития органов конституционного
- Контроля в субъектах Федерации
- § 2. Компетенция и структура судебных органов конституционного контроля в субъектах Федерации
- Глава 14. Органы судейского сообщества
- § 1. Основы деятельности органов судейского сообщества
- 2. Органами судейского сообщества являются:
- § 2. Полномочия органов судейского сообщества
- Глава 15. Министерство юстиции Российской Федерации
- §1. Минюст России: основные задачи и полномочия
- § 2. Организация и структура Минюста и его органов
- § 3. Функциональные полномочия мю рф по обеспечению правоохранительной деятельности
- Глава 16. Нотариат в Российской Федерации
- § 1. Нотариат: понятие и история развития
- § 2. Теоретические основы нотариата
- § 3. Правомочия нотариусов и их правовой статус
- Глава 17. Адвокатура и адвокатская деятельность
- § 1. Адвокатура: понятие, история развития и
- Вопросы организации
- § 2. Структура и полномочия адвокатуры и ее органов
- § 3. Правовой статус адвоката
- Глава 18. Федеральная служба исполнения наказаний
- § 1. Федеральная служба исполнения наказаний:
- История развития, структура и система
- § 2. Функции и полномочия органов фсин
- Глава 19. Прокуратура Российской Федерации
- §1. Прокуратура России: понятие, история развития, система,
- Основные направления и правовые основы деятельности
- § 2. Отрасли прокурорского надзора и участие прокурора в рассмотрении дел судами
- § 3. Военная прокуратура: система и полномочия
- Глава 20. Органы предварительного расследования
- §1. Органы предварительного расследования: понятие и задачи
- § 2. Полномочия органов дознания и предварительного следствия
- § 3. Органы предварительного следствия: система, структура и состав
- § 4. Органы дознания: система, структура и состав
- Глава 21. Органы внутренних дел
- § 1. Органы внутренних дел: значение, содержание и структура
- § 2. Федеральная миграционная служба и внутренние войска
- Глава 22. Счетная палата и иные правоохранительные органы
- § 1. Счетная палата Российской Федерации
- § 2. Иные правоохранительные органы
- Федеральная служба охраны (фсо). Основные понятия:
- Глава 23. Общественные организации граждан, содействующие осуществлению правоохранительной деятельности
- § 1. Исторический опыт участия представителей народа в
- Правоохранительной деятельности
- § 2. Участие представителей народа в отправлении правосудия в современной России
- § 3. Иные формы участия граждан и общественных формирований в реализации правоохранительной деятельности
- Пояснительная записка к законопроекту «Об Уставном Суде Пермского края»
- Закон Пермского края «Об Уставном суде Пермского края»
- Раздел первый. Организация Уставного Суда и статус судей
- 9) Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему федеральными конституционными законами и законами края.
- Глава II. Статус судьи Уставного Суда Пермского края
- Глава III. Структура и организация деятельности Уставного
- Раздел второй. Общие правила производства в Уставном Суде Пермского края
- Глава IV. Принципы конституционного судопроизводств.
- Глава V. Обращение в Уставной Суд Пермского края
- Глава VI. Предварительное рассмотрение обращений
- Глава VII. Общие процедурные правила рассмотрения дел в Уставном Суде Пермского края
- Глава VIII. Решения Уставного Суда Пермского края
- Глава IX. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской
- Глава X. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации и Уставу Пермского края, не вступивших в силу международных договоров Пермского края
- Глава XI. Рассмотрение дел по спорам о компетенции
- Глава XII. Рассмотрение дел о конституционности законов, нормативных актов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан
- Глава XIII. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов
- Глава XIV. Рассмотрение дел о толковании Устава Пермского края
- Раздел четвертый. Заключительные положения
- Глосарий по курсу Правоохранительные органы