logo search
DO_ak_mpravo

Содружество Независимых Государств

Содружество образовано в результате подписания Соглашения о создании СНГ 8 декабря и Протокола к нему от 21 декабря 1991 г. Эти документы приняты Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Россией, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном и Украиной. В январе 1993 г. Устав СНГ подписан Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном. Таким образом, для Туркмении и Украины учредительным актом является только Соглашение 821 декабря 1991 г.

Целями организации является широкое сотрудничество во всех сферах взаимодействия государств. Оно призвано обеспечить всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие членов в рамках общего экономического пространства, интеграции. В качестве главных целей указываются обеспечение прав и свобод человека в соответствии с международным правом, содействие гражданам государств-членов в свободном общении и передвижении в рамках СНГ.

В качестве принципов Содружества учредительные документы указывают общепризнанные принципы международного права, а также верховенство международного права в межгосударственных отношениях. Установлен приоритет обязательств по Уставу в отношении соглашений в рамках Содружества.

Членом СНГ может стать государство, которое принимает вытекающие из его Устава обязательства и получает на это согласие всех членов. Предусмотрена также возможность ассоциированного членства для государств, желающих участвовать лишь в некоторых видах деятельности Организации.

Уставом предусмотрено создание ряда органов. Высшими из них являются Совет глав государств и Совет глав правительств, решающие наиболее важные вопросы. Решения в обоих органах принимаются консенсусом. Но любое государство может заявить о незаинтересованности в том или ином вопросе, и в таком случае его согласие не требуется. Оба органа вправе создавать рабочие и вспомогательные органы.

Внешнеполитическая деятельность координируется Советом министров иностранных дел на основе решений Совета глав государств и Совета глав правительств.

Органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства является Совет министров обороны. Совет командующих пограничными войсками занимается вопросами охраны внешних границ членов.

Решением Совета глав государств в структуру органов Содружества введен Исполнительный комитет.

Комиссия по правам человека является консультативным органом, призванным наблюдать за выполнением обязательств в этой области.

Уставом предусмотрены также органы отраслевого сотрудничества, которые обладают довольно значительной самостоятельностью. Это советы и комитеты, создаваемые для руководства сотрудничеством стран  членов СНГ в отдельных отраслях.

Межпарламентская Ассамблея действует на основе Конвенции 1995 г. Ассамблея в основном занята разработкой модельных законодательных актов, которые затем поступают на рассмотрение парламентов стран-членов.

Экономический Суд СНГ работает в соответствии с Соглашением о статусе Экономического суда от 1995 г. Он состоит из судей, назначаемых государствами-членами, и не обладают независимостью. В его структуре имеется Пленум, в который входят руководители высших экономических (хозяйственных) судов стран-членов. Решения Экономического суда могут быть обжалованы в Пленум. Суд разрешает споры между государствами, возникающие при исполнении их экономических обязательств. Вместе с тем члены могут подчинить его юрисдикции и иные споры. Суд осуществляет официальное толкование соглашений и иных актов Содружества.

Решения Суда обязательны для сторон в споре и не имеют прецедентного значения. Экономический суд работает довольно активно, особенно в части толкования актов СНГ.

Содружество уже прошло значительный путь развития. С середины 1993 г. принимаются меры интеграционного характера. В сентябре 1993 г. подписан Договор о создании Экономического союза. В соответствии с Договором целью Экономического союза было поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений. В качестве этапов были намечены создание Ассоциации свободной торговли, Платежного союза, Валютного союза, Таможенного союза. Пока можно реально говорить лишь о создании Ассоциации свободной торговли.

Реальная интеграция, хотя и медленными темпами, началась между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией, которые начали организовывать Таможенный союз. В 1996 г. подписали Договор об углублении интеграции и экономической и культурной областях. В 1999 г. к этим четырем государствам присоединился Таджикистан. Интеграция, подразумевающая унификацию правопорядков участвующих государств, тормозится тем, что внутреннее развитие каждого из государств-участников идет по собственному пути, и об однотипности экономических или политических систем пока говорить трудно.

В отношениях между Белоруссией и Россией была сделана попытка перейти к политической интеграции, минуя экономическую. В 1996 г. подписан Договор о Сообществе Белоруссии и России, в 1997 г.  Договор о Союзе Белоруссии и России, в 1999 г.  Договор о создании Союзного государства.