§ 4. Органы дознания: система, структура и состав
Производство дознания в Российской Федерации закон возлагает на административные органы государства и должностных лиц, выполняющих административно - распорядительные функции.
Осуществление дознания для этих органов и лиц представляет собой производную, вспомогательную функцию по отношению к их основным функциям. Так, основными задачами и направлениями милиции является
обеспечение личной безопасности граждан, предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений, раскрытие преступлений, охраны общественного порядка.
Органы дознания проводят расследование уголовных дел, возникающих в подавляющем большинстве случаев в сфере их административной деятельности. Это дает возможность наиболее оперативно реагировать на каждый случай совершения преступления и квалифицированно, с учетом специфики той или иной управленческой деятельности расследовать уголовное дело.
Вопросы организации и деятельности дознания закреплены в законодательстве Российской Федерации. Многие вопросы, относящиеся к дознанию как деятельности процессуальной, регламентируется Конституцией Российской Федерации.
Система органов дознания в России, порядок их деятельности определены уголовно-процессуальным кодексом и специальными законами: «О милиции», «Об органах федеральной службы безопасности в РФ», «О федеральных органах налоговой полиции», «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» Таможенным кодексом РФ, и другими законами, а также ведомственными нормативными актами.
Общими для всех органов дознания, независимо от их ведомственной принадлежности, является то, что:
1) при производстве дознания они решают одни и те же задачи, сформулированные в ст. 2 УПК РФ;
2) они осуществляют дознание по единым правилам, установленным уголовно-процессуальным законом. Дознание – это сугубо процессуальная деятельность;
3) во всех органах дознание проводится под надзором прокуратуры;
В целях более успешного производства дознания каждый из органов дознания может использовать свои людские и материальные ресурсы.
Многие из числа органов дознания и административной деятельности вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
Согласно ст. 2 федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
- выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений;
- выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск лиц без вести пропавших;
- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Таким образом, задачи оперативно-розыскной деятельности и дознания во многом совпадают. Контакт работников в проведении этих двух видов деятельности часто способствует быстрому раскрытию преступлений и успешному расследованию дела.
Органами дознания в России являются:
- милиция,
- командиры воинских частей, соединений и т.д.,
- органы ФСБ,
- начальники органов ФСИН,
- органы государственного пожарного надзора,
- органы ФСКН,
- органы пограничной охраны,
- капитаны морских судов дальнего плавания,
- начальники зимовок,
- таможенные органы и др.
Милиция - является одной из структур МВД РФ и включает в свой состав различные службы, среди которых особое место занимают криминальная милиция и милиция общественной безопасности.
Дознание в органах милиции производят как штатные дознаватели, состоящие в подразделениях криминальной милиции и милиции общественной безопасности, так и начальники, и оперативные работники служб и подразделений, не имеющих штатных дознавателей (участковые уполномоченные, оперуполномоченные уголовного розыска и др.).
Все они выступают в качестве дознавателя, самостоятельно проводят расследование уголовных дел или отдельные следственные действия, однако наиболее важные решения, принятие которых закон относит к полномочиям органа дознания должны утверждаться начальником органа дознания или его заместителем.
Таким образом, начальник и его заместитель, осуществляя ведомственный контроль за деятельностью дознавателя, в то же время выполняют процессуальные функции. Нельзя в связи с этим признать правильным, что уголовно-процессуальный закон, указывая на различия полномочий органа дознания и лица, производящего дознание, не определяет процессуального положения самого органа.
В соответствии с УПК по преступлениям, предусмотренным более 70 статьями УК РФ, предварительное следствие проводится в отдельных случаях. По этим делам проводится дознание в порядке главы 32 УПК РФ, то есть предварительное расследование в полном объеме, с последующей передачей дела прокурору, который после утверждения обвинительного заключения направляет дело в суд. Это вполне закономерно, поскольку все указанные преступления возникают в сфере административной деятельности милиции, связаны с нарушениями общественного порядка и не представляют большой общественной опасности.
По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, милиция может возбудить уголовное дело в принципе о любом преступлении, о котором стало известно в результате своей административной или оперативно-розыскной деятельности. По выполнению неотложных следственных действий это дело направляется следователю прокуратуры, МВД РФ или иному следователю (по подследственности).
Командиры воинских частей, соединений и начальники воинских учреждений. Они ведут дознание по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения или учреждения.
Дознание проводится также по всем чрезвычайным происшествиям, связанным с гибелью людей или наступлением других тяжких последствий. Перечень воинских начальников, действующих в качестве органа дознания, приведенный в УПК, не является полным. Есть дополнение в инструкции органам дознания в Вооруженных Силах РФ (См.: Приказ МО РФ от 18.08.94 г.).
Наделение воинских начальников полномочиями по производству дознания - это одно из важных средств укрепления дисциплины, воспитания военнослужащих в духе точного исполнения законов, военной присяги, уставов и приказов командиров. Иными словами, представление и реализация полномочий по производству дознания способствует решению основных задач, стоящих перед армейским и флотским командованием по укреплению боеспособности и боеготовности возглавляемых ими подразделений.
При наличии повода и оснований для возбуждения уголовного дела воинский начальник выносит соответствующее постановление о возбуждении и поручает его расследование дознавателю. Дознаватели назначаются на должность приказом соответствующего начальника сроком на два года из числа наиболее подготовленных офицеров, копия приказа направляется в военную прокуратуру.
Во время производства дознания дознаватель освобождается от своих основных служебных обязанностей. После возбуждения уголовного дела начальник осуществляет ведомственный и процессуальный контроль за ведением дознания, утверждает наиболее важные процессуальные документы, составляемые дознавателем, дает ему указания по ходу расследования, которые являются обязательными для исполнения им. Дознаватель обязан докладывать начальнику о всех выявленных при расследовании дела нарушениях законов, уставов, приказов, а также других нарушениях в организации службы – в целях принятия мер к их устранению.
Одной из особенностей дознания в Вооруженных Силах РФ является возможность избрания в отношении обвиняемого (подозреваемого) такой меры пресечения, как наблюдение командования воинской части. Данная мера пресечения применяется лишь к военнослужащим срочной службы. Она состоит в том, что лица, к которым она применена, лишаются на время действия этой меры пресечения права ношения оружия, постоянно пребывают под наблюдением своих начальников или суточного наряда, не направляются за пределы воинской части в одиночном порядке, а лишь в сопровождении, не назначаются в караул и другие наряды. Задержанные и заключенные под стражу военнослужащие содержаться на гауптвахтах.
Органы федеральной службы безопасности. Порядок организации в органах ФСБ аналогичен порядку дознания в милиции. ФСБ осуществляет оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористических актов и деятельности организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и ряда других преступлений.
Начальники органов ФСИН. В законе Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы», указано, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны создать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территории; обеспечивать привлечение осужденных к труду, осуществлять их общее и профессиональное обучение; оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
В целях выполнения этих задач руководители и работники учреждений уголовно-исполнительной системы наделены большими полномочиями, в том числе и проводить дознание и оперативно-розыскную деятельность.
Органы государственного пожарного надзора. Они ведут дознание по делам о пожарах и нарушениях противопожарных правил (ст.219,167, и др. УК РФ). Лицо, производящее дознание, самостоятельно либо совместно с оперативным работником милиции или следователем действует по расследованию пожара.
Органы пограничной охраны. Они осуществляют дознание по делам о нарушениях государственной границы. Такие нарушения могут иметь место при незаконном пересечении государственной границы (ст.322 УК РФ) и контрабанды (ст. 118 УК РФ). Дознание проводят наиболее опытные и подготовленные офицеры пограничной охраны. Порядок организации и деятельности по расследованию преступлений в органах пограничной охраны, а также осуществление прокурорского надзора аналогичны тем, которые установлены для дознания в Вооруженных Силах РФ.
Капитаны морских судов дальнего плавания и начальники зимовок. Указанные должностные лица полномочны производить дознание практически по делам о всех преступлениях, возникающих на корабле или на зимовке. Однако право возбуждать уголовное дело и проводить расследование они имеют не всегда. Если судно находится в порту прописки или другом порту Российской Федерации, дознание осуществляют транспортные подразделения милиции в случае совершения преступления либо ФСБ. Судно может находиться в каботажном плавании, то есть следовать вдоль побережья между портами одного государства (России)- здесь дознание также проводит милиция или ФСБ.
Под дальним плаванием понимается заграничное плавание с заходом в порты других государств, равно как и значительное удаление судна в открытом море. Дознание в этом случае производит либо лично капитан судна, либо по его поручению (приказу) достаточно подготовленный и грамотный член экипажа. О возбуждении уголовного дела и начатом дознании капитан должен сообщать по средствам связи соответствующему транспортному прокурору.
Начальник зимовки (экспедиции) вправе проводить дознание в случаях совершения преступления лицом из состава зимовки или другим лицом, оказавшимся в расположении зимовки или прилегающей местности, на которой проводится геодезическое, метеорологическое и другое исследование. Право на дознание начальник зимовки имеет лишь при отсутствии транспортной связи между зимовкой и территориальными либо транспортными органами милиции, то есть если нет возможности прибытия на зимовку дознавателя, отправления лица, совершившего преступление, на «большую землю» и т.п.
Федеральная таможенная служба – осуществляют дознание по делам о контрабанде, о нарушении таможенного законодательства, об уклонении от уплаты таможенных платежей, а также о преступлениях, касающихся таможенного дела (ст.219-221 Таможенного кодекса 1993 г.)
Общие задачи обширны, в том числе ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, пресекают незаконный оборот через таможенную границу России наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и архиологического достояния народов, объектов интеллектуальной собственности , видов животных, растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов (производных), других товаров, изъятых из гражданского оборота, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах России в деятельность международной гражданской авиации (ст.10 Таможенного Кодекса РФ).
Борьбу с преступлениями таможенные органы осуществляют путем производства оперативно-розыскной деятельности и дознания. Таможенные органы образуют единую систему:
- Государственный таможенный комитет РФ.
- региональные таможенные управления,
- таможни,
- таможенные посты.
В указанных органах (кроме таможенных постов) действуют структурные подразделения по борьбе с контрабандой и другими нарушениями таможенных правил.
Руководитель и его заместитель наделены полномочиями по производству дознания. Ими решаются вопросы о возбуждении уголовного дела, осуществления ведомственного и процессуального контроля за ведением дознания в порядке ст. 151 УПК РФ работниками указанного подразделения. После производства неотложных следственных действий дело передается соответствующему следователю по подследственности. Материалы о совершении контрабанды или другого преступления, находящегося в юрисдикции таможенных органов, по которым сотрудник таможенного органа проводил ведомственную проверку, могут быть направлены органам предварительного следствия или прокурору по их требованию, а также тогда, когда по ним не возникает необходимость в производстве неотложных следственных действий, предусмотренных ст. 157 УПК РФ.
При производстве дознания работники таможенных органов руководствуются нормами УПК и Таможенного кодекса РФ, положения которого соответствуют нормам уголовно-процессуального закона. Надзор за дознанием в таможенных органах осуществляет прокурор территориальной или транспортной прокуратуры.
Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, как орган дознания является сравнительно молодой структурой. Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (утв. Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. N 976) дает четкое обозначение этой службы – «Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту. ФСН России специально уполномочена на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту»; а в п.8 ст. 9 наделяет ее полномочием проведения дознания и предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов наркоконтроля.
- Общая часть
- Особенная часть
- Общая часть
- Глава 1. Введение в правоохранительную деятельность
- § 1. Правовая (судебная) реформа: содержание,
- Особенности и ее виды
- - Признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;
- § 2. Правоохранительные органы: виды, специфика и правовые основы их деятельности
- §3. Государственно-правовая защита сотрудников правоохранительных органов
- Глава 2. Правоохранительные органы: предмет, система, методы
- § 1. Правоохранительные органы: понятие и содержание
- § 2. Соотношение курса с иными дисциплинами
- § 3. Источники учебного курса
- Глава 3. Правосудие и его демократические принципы
- §1. Судебная власть
- § 2. Правосудие: понятие и содержание
- § 3. Конституционные принципы правосудия и правоохранительной деятельности
- Глава 4. Судебная система Российской Федерации
- §1. Судебная власть и суд
- §2. Судебная система: понятие и признаки
- § 3. Судебные инстанции
- Глава 5. Судебный надзор и судебный контроль
- § 1. Судебный надзор и контроль: содержание и их формы
- § 2. Исторический опыт развития судебного надзора и контроля в ряде стран мира
- § 3. Проблемы развития судебного контроля за предварительным расследованием в России
- Особенная часть
- Глава 6. Мировые судьи
- § 1. Мировой суд и история его развития
- § 2 . Мировые суды – как первый уровень (звено) системы общих судов
- § 3. Компетенция мирового судьи
- Глава 7. Районные суды – суды основного звена
- §1. Районный суд – как суд основного звена (второго уровня)
- Системы судов общей юрисдикции
- §2. История развития судов основного (второго уровня) звена
- § 3. Полномочия и структура районного суда
- §4. Апелляционное производство
- Глава 8. Общие суды третьего уровня (звена)
- §1. Суды 3-го уровня в системе общих судов и
- Проблемы их деятельности
- §2. Порядок формирования и структура суда
- §3. Суд присяжных
- § 4. Институт возобновления уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам
- Глава 9. Военные суды Российской Федерации
- §1. Военные суды: общие положения, полномочия, особенности
- Комплектования и система
- §2. Структура, компетентность и подсудность военных судов. Организационное обеспечение их деятельности
- §3. Статус военных судей и порядок прохождения военной службы в военных судах. Полномочия и статус аппарата военных судов и администратора военного суда
- Глава 10. Верховный Суд Российской Федерации
- § 1. Верховный Суд рф в системе судебных органов России
- § 2. Порядок образования Верховного Суда рф: его состав и структура
- § 3. Организация работы Верховного Суда рф
- § 4. Судебный Департамент при Верховном Суде рф
- § 5. Статус судей
- Глава 11. Арбитражные суды Российской Федерации
- § 1. Арбитраж: понятие и виды
- § 2. Арбитражные суды России: понятие, система и компетенция
- Арбитражными заседателями могут быть:
- 2. Арбитражными заседателями не могут быть:
- § 3. Структура и полномочия арбитражных судов
- Глава 12. Конституционный Суд Российской Федерации
- § 1. Конституционное судопроизводство и конституционный контроль:
- Понятие и истоки. Полномочия и основы организации Конституционного Суда рф
- § 2. Решения Конституционного Суда рф: их виды, содержание, форма и юридическое значение
- Глава 13. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
- § 1. Проблемы становления и развития органов конституционного
- Контроля в субъектах Федерации
- § 2. Компетенция и структура судебных органов конституционного контроля в субъектах Федерации
- Глава 14. Органы судейского сообщества
- § 1. Основы деятельности органов судейского сообщества
- 2. Органами судейского сообщества являются:
- § 2. Полномочия органов судейского сообщества
- Глава 15. Министерство юстиции Российской Федерации
- §1. Минюст России: основные задачи и полномочия
- § 2. Организация и структура Минюста и его органов
- § 3. Функциональные полномочия мю рф по обеспечению правоохранительной деятельности
- Глава 16. Нотариат в Российской Федерации
- § 1. Нотариат: понятие и история развития
- § 2. Теоретические основы нотариата
- § 3. Правомочия нотариусов и их правовой статус
- Глава 17. Адвокатура и адвокатская деятельность
- § 1. Адвокатура: понятие, история развития и
- Вопросы организации
- § 2. Структура и полномочия адвокатуры и ее органов
- § 3. Правовой статус адвоката
- Глава 18. Федеральная служба исполнения наказаний
- § 1. Федеральная служба исполнения наказаний:
- История развития, структура и система
- § 2. Функции и полномочия органов фсин
- Глава 19. Прокуратура Российской Федерации
- §1. Прокуратура России: понятие, история развития, система,
- Основные направления и правовые основы деятельности
- § 2. Отрасли прокурорского надзора и участие прокурора в рассмотрении дел судами
- § 3. Военная прокуратура: система и полномочия
- Глава 20. Органы предварительного расследования
- §1. Органы предварительного расследования: понятие и задачи
- § 2. Полномочия органов дознания и предварительного следствия
- § 3. Органы предварительного следствия: система, структура и состав
- § 4. Органы дознания: система, структура и состав
- Глава 21. Органы внутренних дел
- § 1. Органы внутренних дел: значение, содержание и структура
- § 2. Федеральная миграционная служба и внутренние войска
- Глава 22. Счетная палата и иные правоохранительные органы
- § 1. Счетная палата Российской Федерации
- § 2. Иные правоохранительные органы
- Федеральная служба охраны (фсо). Основные понятия:
- Глава 23. Общественные организации граждан, содействующие осуществлению правоохранительной деятельности
- § 1. Исторический опыт участия представителей народа в
- Правоохранительной деятельности
- § 2. Участие представителей народа в отправлении правосудия в современной России
- § 3. Иные формы участия граждан и общественных формирований в реализации правоохранительной деятельности
- Пояснительная записка к законопроекту «Об Уставном Суде Пермского края»
- Закон Пермского края «Об Уставном суде Пермского края»
- Раздел первый. Организация Уставного Суда и статус судей
- 9) Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему федеральными конституционными законами и законами края.
- Глава II. Статус судьи Уставного Суда Пермского края
- Глава III. Структура и организация деятельности Уставного
- Раздел второй. Общие правила производства в Уставном Суде Пермского края
- Глава IV. Принципы конституционного судопроизводств.
- Глава V. Обращение в Уставной Суд Пермского края
- Глава VI. Предварительное рассмотрение обращений
- Глава VII. Общие процедурные правила рассмотрения дел в Уставном Суде Пермского края
- Глава VIII. Решения Уставного Суда Пермского края
- Глава IX. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской
- Глава X. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации и Уставу Пермского края, не вступивших в силу международных договоров Пермского края
- Глава XI. Рассмотрение дел по спорам о компетенции
- Глава XII. Рассмотрение дел о конституционности законов, нормативных актов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан
- Глава XIII. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов
- Глава XIV. Рассмотрение дел о толковании Устава Пермского края
- Раздел четвертый. Заключительные положения
- Глосарий по курсу Правоохранительные органы