logo search
ritorica

Из «Войны и мира»

Он говорил такою скороговоркой, что не доканчивал полови­ны слов, но сын привык понимать его. Он подвел сына к бюро, открыл крышку, выдвинул ящик и вынул исписанную его круп­ным, длинным и сжатым почерком тетрадь.

— Должно быть, мне прежде тебя умереть. Знай, тут мои за­ писки, их государю передать после моей смерти. Теперь здесь вот ломбардный билет и письмо: это премия тому, кто напишет исто­ рию суворовских войн. Переслать в академию. Здесь мои ремарки, после меня читай для себя, найдешь пользу.

Андрей не сказал отцу, что, верно, он проживет еще долго. Он понимал, что этого говорить не нужно.

Старик замолчал.

Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика были устремлены в глаза сына. Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя.

— Простились... ступай! — вдруг сказал он. — Ступай! — закри­ чал он сердитым и громким голосом.

(Л.Н.Толстой, 1828-1910 гг.)

20. Личный дневник: общение с самим собой. Внутренний мир лич­ности.

Дневник, 29 января 1905 г., Ясная Поляна

Пропустил больше недели... Бывают разные состояния: то со­вестно, грустно, досадно, умиленно, а нынче состояние: все не­важно, неинтересно, не стоит.

Записать надо все-таки многое:

1. Слушал политические рассуждения, споры, осуждения и вышел в другую комнату, где с гитарой пели и смеялись. И ясно почувствовал святость веселья. Веселье, радость — одно из испол­нений воли Бога.

251

  1. В последнее время я почувствовал, как я духовно опустился после той духовной, нравственной высоты, на которую меня под­ няло мое пребывание в общении с теми лучшими мудрейшими людьми, которых я читал и в мысли которых вдумывался для сво­ его «Круга чтения». Несомненно можно духовно поднимать и опус­ кать себя тем обществом присутствующих или отсутствующих людей, с которыми общаешься.

  2. Мы так привыкли к болтовне об общем благе, что уже не удивляемся на то, как человек, не делая никакого дела, прямого труда для общего блага, не высказывая никакой новой мысли, го­ ворит о том, что, по его мнению, нужно делать, чтобы всем было хорошо. В сущности, ведь ни один человек не может знать хоро­ шенько, что ему самому нужно для его блага, а он с уверенностью говорит о том, что нужно для всех. Это — особенная черта только нашего времени. Платон, Солон, Конфуций, Сен-Симон, Фурье, Овен высказывают новые идеалы и новые законы; рядовые люди работают для себя, для своей семьи, своей общины, предлагая свои мнения о ближайших интересах; но что такое, какое значение всех этих разговоров и статей о всем известном и надоевшем.

Нынче 1 февраля 1905 года. Все пишу свое «Единое на потребу». Или плохо идет, или вовсе не идет, и продолжаю быть в состоя­нии «не стоит». Все яснее тщета и глупость политических интере­сов.

С Сережей было неприятно. Я был недобр. И страдаю за это...

(Л.Н.Толстой) 21. Речь директора Царскосельской гимназии. Позиция.

Из речи «Художественный идеализм Гоголя» (21 февраля 1902 г.)

Сегодня день смерти Гоголя... Говорить о значении Гоголя зна­чит говорить о Достоевском, Гончарове, Тургеневе, Островском, Писемском, Салтыкове, говорить о Гаршине, Чехове, Горьком и знать, что живые русские поэты прядут нити, которые свяжут с гоголевским творчеством и будущую русскую литературу; но это­го мало — это значит говорить и о русском актере, и о живопис­це, и о постоянно возрастающих запросах русского читателя, са­мосознание которого ярко отмечено впервые сыгранным «Реви­зором», впервые прочтенными «Мертвыми душами».

Я ограничусь более скромной попыткой — выяснить моей ауди­тории одну из главных причин непрестанного и вечно живого обаяния гоголевского творчества — его идеализма.

Нас окружают и, вероятно, составляют два мира: мир вещей и мир идей. Эти миры бесконечно далеки один от другого, и в творе­нии один только человек является их высоко-юмористическим (в философском смысле) и логически-непримиримым соединением.

252

В силу стремления, вложенного в нас Создателем, мы вечно ищем сближать в себе мир вещей с миром духовным, очищая, просветляя и возвышая свою бренную телесную жизнь Божествен­ным прикосновением к нему мира идеального, и в этом заключа­ется вся красота и весь смысл нашего существования: стремимся ли мы к совершенствованию или жертвуем собою для блага дру­гих — это творится веяние идей, это значит, что в нас созвучно затрепетала наша душа, атом бессмертного духа. Чувствуем ли мы радостный трепет, угадав иную вечную красоту в творческом под­боре звуков или красок, значит нам удалось на миг освободиться от ига вещей и созерцать вечное, или, как говорил Лермонтов, «видеть Бога».

Та область жизни, где вещи наиболее покорны идеям и где иде­альный мир захватывает нас всего полнее, благодаря тому, что он заключен лишь в обманчивую, символическую оболочку веществен­ности (она может быть хоть каменной: это все равно), называется искусством. Всего целостней, ясней, совершеннее и разумнее мир идей передается искусством слова или поэзией: ибо здесь самый материал — язык — есть, в свою очередь, искусство. Из всех ис­кусств поэзия является самым образовательным, и она тесней всех связана с умственной и нравственной жизнью человека...

(И.Ф.Анненский, 1855-1909 гг.)

22. Судебное красноречие. Психологический анализ.

Из речи «Федор Михайлович Достоевский»

Я просил нашего председателя разрешить мне выйти из преде­лов программы заседания Юридического общества, чтобы сказать несколько слов в память человека, перед гробом которого было пролито в эти последние дни столько искренних слез...

Три вопроса возникают перед человеком, который, познако-мясь в теории с уголовным правом, впервые касается на практике обширной и темной области, действий, называемых преступле­нием. Прежде всего является вопрос о живом содержании преступления, — не как отвлеченного понятия о нарушении норм, а как конкретного, осязательного действия. Теория дает общие положения, указывает руководящие начала, определяет состав каж­дого преступления, — но его сокровенное содержание не вмеща­ется в ее рамки. Совокупность влияний, порождающих преступле­ние, и та внутренняя борьба, которая должна проходить в челове­ке между волею и страстью, между совестью и влечением, прежде чем он решится на роковой шаг, — ускользают от теории. Она может наметить лишь стадии развития преступления... И вопрос о внутреннем содержании преступления, о том, каким образом порочная наклонность, ложная идея победили и страх наказания,

253

и привычку подчиняться условиям общественного быта, — оста­ется открытым перед юристом, в помощь которому является одна теория права. Она указывает ему на преступление как на проявле­ние вражды против общественного порядка и по большей части оставляет его с неизбежным жизненным вопросом о том, как до­шел враг до того, чтобы сделаться таковым...

Судьба благоволила к нашему развитию в этом отношении. Она нашла человека, который сумел дать именно такой ответ, она дала нам Федора Михайловича Достоевского.

(А. Ф. Кони, 1844 — 1927 гг.)

23. Юбилейная речь. Новизна взгляда. Тонкость анализа.

Из речи «Жребий Пушкина» (1937 г.)

Природный облик Пушкина отмечен не только исключитель­ной одаренностью, но и таковым же личным благородством, ду­ховным аристократизмом. Он родился баловнем судьбы, ибо уже по рождению принадлежал к высшему культурному слою старин­ного русского дворянства, что он сам в себе знал и так высоко ценил. Конечно, он наследовал и всю распущенность русского барства, которая еще усиливалась его личным «африканским» тем­пераментом. При желании в нем легко и естественно различается психология «класса» или сословия, как и обращенность к фран­цузской культуре, с ее утонченностью, но и с ее отравой. Вели­чайший русский поэт говорил и мыслил по-французски столь же легко, как и по-русски, хотя творил он только на русском языке. Даром и без труда дана была эта приобщенность к Европе, как и лучшая по тому времени школа, столь трогательно любимый им Лицей. Сразу же после школы он вступил на стезю жизни боль­шого света, с ее пустотой и распущенностью, и спасла его от духовной гибели или онегинского разложения его светлая муза. Пушкину от природы, может быть, как печать его гения, дано было исключительное личное благородство. Прежде всего и боль­ше всего оно выражается в его способности к верной и бескоры­стной дружбе: он был окружен друзьями в юности и до смерти, причем и сам он сохранил верность дружбе через всю жизнь.

(С.Н.Булгаков, 1871-1944 гг.)

24. Письмо жене и другу. «Мыслителя невозможно лишить свободы».

Письмо В. М. Лосевой (22 января 1932 г.)

(А. Ф. Лосев и В. М. Лосева были арестованы в 1930 г., он был осужден на 10 лет, она — на 5; он — в Свирлаге, она — в Сиблаге.)

Ясочка, радость моя, не могу оторваться от тебя мыслью. Все время хочется писать тебе, а писать и негде, и некогда, и нечем. Да

254

и как сядешь писать, — хочется сказать так много, мысли и чувства так глубоки и полны, что не знаешь, с чего и начать; и, вероятно, выходит что-нибудь вялое и глупое. Не хватает ни слов, ни звуков, чтобы выразить всю бездонную жизнь духа, где тихо колышется, на неизмеримой глубине, море любви и ласки, царство светлой тишины и мира в союзе наших душ. Начнешь писать — и как бы замолкают уста. Думается, что тишиной и безмолвием больше бы выразилось, если бы Бог благословил хотя бы оказаться на одно мгновение вместе. Очень хочется рассказать тебе, что я придумал в области диалектики теории функций комплексного переменного. Помнишь, когда-то, лет 7—8 назад, когда ты занималась теорией аналитических функций, ты обратила мое (и свое) внимание на ряд чрезвычайно загадочных и глубоких в философском отноше­нии учений в этой области. Теперь многие из этих учений (интегри­рование по контуру, теоремы Моавра, Грина, Спокса и мн. др.) я продумал философски и привел их в стройную диалектическую систему. Надо обязательно дать тебе их на проверку...

(А.Ф.Лосев, 1893-1988 гг.)

25. Размышления, заметки, записи. Диалог с самим собой. Поиск ис­тины.