logo search
ОТВЕТЫ ТГП

83. Форма государственного устройства: понятие и виды.

Форма государственного устройства — политико-тер­риториальное и административно-территориальное уст­ройство государства, соотношение территориальных час­тей государства и их органов с государством в целом. Су­ществуют две основные формы государственного устройства: федерация и унитарное государство. Все более сложным становится вопрос об отличии федерации от международ­ной организации. Напр., Союзное государство России и Беларуси именуется государством, хотя больше похоже на международную организацию. С другой стороны, Ев­росоюз все больше похож на федерацию, хотя обычно он расценивается как международная организация.

Унитарное государство — это единое цельное государс­твенное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются цент­ральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Иногда унитарное государ­ство имеет автономные образования, напр. Италия, Ис­пания. Некоторые унитарные государства сохраняют ис­торические области со значительной автономией, напр., Соединенное Королевство (Великобритания) состоит из Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.

Признаки унитарного государства:

1. Правовое положение территориальных образова­ний полностью определяется центральной властью. Напр., парламент Соединенного Королевства принимает законы как для страны в целом, так и особые законы для Англии и Уэльса, для Шотландии и для Северной Ирлан­дии. Статус административно-территориального образо­вания, в том числе и автономного, определяется цент­ральной властью. Обычно это делается в обычном законе и редко (напр., в Испании) — в конституции.

2. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство.

3. Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государс­твенным суверенитетом не обладают.

4. Все внешние сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

5. Государство имеет единые вооруженные силы, под­чиненные центральной власти.

Федерация — добровольное объединение ранее само­стоятельных государственных образований в одно союз­ное государство. Реже федерации образуются из унитар­ных государств путем децентрализации.

Федерации могут быть национальными, территориаль­ными и смешанными. Российская Федерация является

смешанной. Наряду с национальными республиками — Татарстаном, Башкортостаном в нее входят практически равноправные с национальными республиками русские области и края. Федерации могут быть децентрализован­ными, где имеются значительные полномочия, отнесен­ные к исключительному ведению субъектов федерации (напр., Швейцария), и кооперативными, где центральная власть может законодательствовать практически по лю­бому вопросу, а субъекты федерации регулируют лишь те отношения, которые не урегулированы на федеральном уровне (напр., ФРГ). Признаки федерации:

1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов: штатов, земель, республик и т.д.

2. От международной организации федерация отлича­ется наличием высших федеральных органов государ­ственной власти, решения которых по предметам их веде­ния обязательны для субъектов федерации.

3. Предметы ведения федерации и ее субъектов обыч­но разграничены в конституции, что отличает федерацию от унитарного государства. Юридическая техника тут мо­жет быть разная. Напр., Конституция США определяет исключительную компетенцию федеральных органов го­сударственной власти. Все остальное относится к веде­нию штатов. В Конституции РФ определяются исключи­тельная компетенция федерации, предметы совместного ведения, а все остальное, напр. органы государственной власти субъекта федерации, отнесено к ведению субъекта.

4. Субъекты федерации имеют свою конституцию, свои высшие исполнительные, законодательные и судеб­ные органы (в России — мировые судьи), свое законода­тельство.

5. В большинстве федераций существует союзное гражданство и гражданство субъектов федерации.

6. Внешние сношения осуществляют центральные органы, хотя отдельные полномочия в этой сфере могут быть предоставлены субъектам федерации.

7. В федеральном парламенте имеется палата, пред­ставляющая интересы членов федерации.

8. В некоторых федерациях субъекты имеют свои во­оруженные силы. Напр., вооруженные силы Швейцарии состоят из вооруженных сил кантонов. В США наряду с федеральной армией существует «милиция штатов» (т.н. «национальная гвардия», которая занимается в основ­ном подготовкой резервистов на добровольных началах).

Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. По существу, это переходная форма от международной организации к федерации. Члены конфе­дерации сохраняют свои суверенные права, как во внут­ренних, так и во внешних делах. Конфедерация не имеет высших органов государственной власти, решения кото­рых были бы обязательны для ее участников — все обяза­тельные (в силу международного права) решения прини­маются участниками конфедерации на основе консенсуса (т.е. общего согласия). Нет механизма принуждения в от­ношении участника конфедерации. Конфедерации не­долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: напр., в ходе Войны за независимость про­тив Англии американские колонии сначала образовали конфедерацию и лишь затем уже объединились в федера­цию — США. Швейцария до середины XIX в. считалась конфедерацией, но когда несколько кантонов попыта­лись выйти из ее состава — попытка эта была пресечена с помощью военной силы. Сегодня Швейцария считается федерацией, хотя по-французски и по-итальянски офи­циально именуется «конфедерацией», а по-немецки «клятвенным товариществом».