logo search
DO_ak_mpravo

Международно-правовой режим Антарктики

15 октября 1959 г. в Вашингтоне открылась Международная конференция по Антарктике, в которой приняли участие представители 12 государств: Австралии, Аргентины, Бельгии, Великобритании, Новой Зеландии, Норвегии, СССР, США, Франции, Чили, Южно-Африканского Союза, Японии. 1 декабря 1959 г. Конференция приняла Договор об Антарктике, который определяет ее международно-правовой режим и в настоящее время.

Договор об Антарктике 1959 года территориальные претензии государств на антарктические районы не ликвидировал, а лишь «заморозил» на время, пока настоящий Договор находится в силе.

Антарктика является демилитаризованной территорией согласно ст.I указанного Договора, которая устанавливает: «Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия» (п.1).

Согласно ст.V Договора об Антарктике «любые ядерные взрывы в Антарктике и удаление в этом районе радиоактивных материалов запрещаются» (п.1). Данное положение придало Антарктике, по сути дела, статус безъядерной зоны.

Договор об Антарктике не препятствует использованию военного персонала или военного оснащения для научных исследований или для любых других мирных целей (п.2 ст.I). Инициатива о закреплении данной нормы в Договоре мотивировалась соответствующими участниками конференции 1959 года тем, что в суровых условиях Антарктики весьма трудно осуществлять научные исследования в мирных целях без привлечения военного персонала и использовании военного оборудования. Но поскольку в данном вопросе возможны злоупотребления, Договор обязывает его участников информировать друг друга о любом военном персонале или оснащении, предназначенном для направления его в Антарктику с соблюдением условий, предусмотренных п.2 ст.I Договора.

В Антарктике действует также принцип свободы научных исследований, что предусмотрено ст.II Договора об Антарктике, участники которого согласились в максимально возможной и практически осуществимой степени производить обмен планами научных работ, результатами и данными научных наблюдений, а также обмен научным персоналом между экспедициями и станциями в Антарктике. Предусматривается также всяческое поощрение делового сотрудничества с теми специализированными учреждениями ООН и другими международными организациями, для которых Антарктика представляет интерес в научном или техническом отношении (п.2 ст.III Договора). За прошедшие годы научные исследования, обмен научной информацией и научным персоналом приобрели в Антарктике постоянный и широкий характер. Действует Научный совет по исследованию Антарктики, который сотрудничает со многими международными и национальными организациями.

Контрольные вопросы к теме №4

  1. Дайте понятие и назовите виды правового режима территории.

  2. Какие составляющие образуют территорию с государственным режимом?

  3. В чем проявляется территориальное верховенство государства?

  4. Дайте определение государственной границы. Укажите виды границ.

  5. Что представляет собой делимитация и демаркация границы?

  6. Охарактеризуйте международно-правовой режим Антарктики.

ТЕМА 5. НАСЕЛЕНИЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Лекция 7. Население и международное право

Основные термины:

гражданство; филиация; право почвы; право крови; натурализация; безгражданство; двойное гражданство; национальный режим; режим наибольшего благоприятствования; специальный режим.

Международно-правовые вопросы гражданства

Под гражданством понимается устойчивая правовая связь физического лица с определенным государством, выраженная в обладании взаимными правами и обязанностями. Институту гражданства исторически предшествовал институт подданства, означавший подчинение лица монарху. Термин «гражданин» был провозглашен и юридически закреплен во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года.

Каждое государство в силу своего суверенитета самостоятельно регулирует вопросы приобретения и утраты гражданства.

Гражданство может быть приобретено по рождению (происхождению), путем натурализации, на основании международного договора и в некоторых случаях путем реинтеграции (восстановления) и пожалования. Реинтеграция может иметь место в случае отмены решения о незаконном лишении гражданства, а пожалование представляет собой случай предоставления гражданства за особые заслуги перед государством.

Наиболее распространенным способом приобретения гражданства является филиация (лат. filiatio  отцовство), или его приобретение в силу рождения. Все другие способы встречаются сравнительно редко. Это, вполне объяснимо: основная масса людей, получив гражданство при рождении, не меняет его на протяжении всей своей жизни.

Как это вытекает из общепризнанных норм и принципов международного права, каждый ребенок имеет право на гражданство. Согласно содержанию принципа 3 Декларации прав ребенка 1959 года, п.3 ст.24 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, п.1 ст.7 Конвенции о правах ребенка 1989 года ребенок ни при каких обстоятельствах не должен остаться апатридом, то есть лицом без гражданства.

Филиация может иметь место на основе двух принципов: «права крови» (jus sanguinis) и «права почвы» (jus soli), а в ряде случаев законодательство государств предусматривает смешанную систему. Согласно принципу «права крови» (национальный принцип), гражданство ребенка определяется гражданством его родителей и не зависит от места рождения. Этому принципу следуют многие страны Европы.

Согласно принципу «права почвы» (территориальный принцип), гражданство определяется по месту рождения ребенка и не зависит от гражданства его родителей. По этому принципу определяют гражданство многие страны Латинской Америки.

Во многих правовых системах при смешанном браке гражданство ребенка могут определить сами его родители путем подачи совместного заявления в органы регистрации актов гражданского состояния. В некоторых из них (например, во Франции) родившееся от смешанного брака лицо может по достижении совершеннолетия самостоятельно решать вопрос о своем гражданстве.

Другим способом приобретения гражданства является так называемое укоренение, или приобретение гражданства в порядке натурализации. Известны индивидуальная натурализация (по заявлению) и натурализация в силу правопреемства государств.

Индивидуальная натурализация в практике некоторых государств иногда ограничивается в законодательном порядке различными оговорками в отношении отдельных категорий лиц по национальным, религиозным и политическим признакам. Это выражается в предпочтении или облегчении натурализации лиц определенной национальности или происхождения. Так, в израильском Законе о репатриантах 1950 года установлено, что каждое лицо еврейской национальности, прибывшее на постоянное жительство в Государство Израиль, автоматически и незамедлительно приобретает его гражданство.

Приобретение гражданства в порядке натурализации является добровольным актом волеизъявления со стороны натурализуемого лица. Это выражается как в подаче заявления о натурализации по собственной воле, так и в молчаливом согласии при территориальных изменениях. Однако без согласия государства натурализация невозможна. Односторонние действия государства, направленные на навязывание своего гражданства гражданину другого государства или апатриду с точки зрения международного права считаются противоправными.

Практически во всех государствах в законодательном порядке закреплены определенные предпосылки натурализации. Основной из них является домицилий, или ценз оседлости  минимальный срок постоянного проживания (во Франции и США  5 лет, в Англии и Норвегии 7 лет, в Испании  10 лет и т.д.). Условие о необходимости фактической связи с государством, или оседлости, содержится в Конвенции ООН о сокращении безгражданства 1961 года, где закреплено положение о предпочтении оседлости сроком от пяти до десяти лет. Кроме того, может быть выдвинут и ряд дополнительных условий: знание языка данной страны, достижение определенного возраста, хорошая нравственность и др.

В законодательстве и практике многих государств утвердилось положение о том, что «жена следует гражданству мужа». Конвенцией о гражданстве замужней женщины 1957 года (ст.3) и Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года (ст.9) установлено, что женщина, вступая в брак с иностранцем, имеет право сохранить свое гражданство или в порядке добровольной натурализации принять гражданство мужа.

В нашей стране данную сферу отношений регулирует Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» от 1 августа 2002 г.