logo search
101206 Стратегия 2020 и СЭР

6.3.1. Бюджетная и налоговая политика. Формирование устойчивой доходной базы бюджета

Эффективность деятельности органов местного самоуправления по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной сферы города требует значительных бюджетных расходов, таким образом, обуславливая необходимость в привлечении дополнительных и стабильных источников доходов бюджета. В соответствии с Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р., одним из инструментов обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации является стабилизация доходной базы местных бюджетов, направленная, в том числе, на оптимизацию структуры доходных источников бюджета муниципальных образований.

По результатам анализа исполнения бюджета города Кирова за 2009 год определена структура доходных источников бюджета:

Таблица 32. Структура доходов бюджета муниципального образования «Город Киров» в 2009 году.

Вид дохода

Фактическое поступление за 2009 год,

млн. руб.

Удельный вес в структуре доходов бюджета, %

1. Налоговые доходы

2583,6

43,39

1.1. Налог на доходы физических лиц

1920,6

32,26

1.2. Единый налог на вмененный доход

212,6

3,57

1.3. Налог на имущество организаций

147,4

2,48

1.4. Земельный налог

230,4

3,87

1.5. Государственная пошлина

58,1

0,98

2. Неналоговые доходы

1687,5

28,34

2.1. Доходы, получаемые в виде арендой платы за земельные участки

343,6

5,77

2.2. Доходы от сдачи в аренду имущества

495,1

8,32

2.3.Доходы от перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий

14

0,24

2.4. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

9,1

0,15

2.5. Доходы от реализации имущества

37,7

0,63

2.6.Доходы от продажи земельных участков

127,1

2,13

2.7. Штрафы, санкции, возмещение ущерба

98,6

1,66

2.8. Прочие неналоговые доходы

41,4

0,70

2.9. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

503,3

8,45

3. Прочие безвозмездные поступления

21

0,35

Итого собственных доходов

4292,1

72,09

4. Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ

1661,6

27,91

Итого доходов

5953,7

100

Принимая во внимание недостаточность доходных источников бюджета города Кирова, и, как следствие, отсутствие возможностей формирования существенного «бюджета развития», необходимо формирование и проведение системной бюджетной политики.

Генеральная цель реализации направления: построение сбалансированной бюджетной политики, основанной на принципах непрерывного обеспечения роста и эффективного администрирования доходов, повышения экономической и социальной эффективности бюджетных расходов.

При этом предусматривается, что основными направлениями, обеспечивающими увеличение бюджетной обеспеченности, должны стать:

- увеличение налоговых поступлений;

- повышение эффективности и прозрачности управления муниципальными финансами;

- увеличение доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Реализация поставленной цели требует выполнения следующих стратегических задач:

  1. Повышение налоговых доходов бюджета, в том числе посредством:

- развития городской экономики и обеспечения основных финансово-экономических параметров, предусмотренных стратегией;

- реализации мероприятий, направленных на развитие системы кадастрового учета земельных участков, иных объектов налогообложения.

  1. Повышение неналоговых доходов бюджета, в том числе посредством:

- реализации системы непрерывного мониторинга эффективности использования муниципального имущества и оперативного принятия соответствующих мер в случаях выявления неэффективного использования (реорганизация социально и экономически неэффективных муниципальных предприятий и учреждений, продажа имущества);

- усиления контроля своевременности внесения платы за аренду муниципального имущества, проведение мероприятий по ликвидации недоимок;

- контроля за соблюдением конкурсных процедур на сдачу земельных участков, находящихся в муниципальной собственности в аренду, проведения мероприятий, направленных на выявление неэффективно используемых земельных участков.

  1. Реализация комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности расходов бюджета города Кирова, в том числе:

- повышение эффективности предоставления муниципальных слуг и исполнения муниципальных функций, в том числе внедрение стандартов качества муниципальных услуг и регламентов исполнения муниципальных функций;

- введение практики оценки эффективности и результативности предоставления муниципальных услуг, мониторинга исполнения муниципальных заданий;

- внедрение формализованных методик расчета стоимости расходных обязательств бюджета города Кирова;

- оптимизация бюджетной сети, структуры муниципальной собственности с учетом положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ;

- совершенствование механизмов муниципального контроля деятельности учреждений основных бюджетных сфер;

- повышение эффективности энергозатрат бюджетных учреждений;

- активное расширение сферы использования инструмента программно-целевого финансирования, постепенный переход к утверждению «программного» бюджета;

- внедрение механизмов поощрения и дополнительного стимулирования главных распорядителей бюджетных средств, обеспечивающих наиболее эффективное использование бюджетных ресурсов;

- проведение сбалансированной инвестиционной политики, с учетом оценки бюджетной и социальной эффективности инвестиционных вложений, оценки расходов будущих периодов;

- повышение прозрачности системы муниципальных финансов города Кирова.

Ожидаемые результаты.

Увеличение доходов бюджета. Повышение эффективности использования бюджетных средств и муниципального имущества, сокращение неэффективных расходов. Обеспечение прозрачности бюджетной системы.

Критерии оценки эффективности:

Критериями оценки эффективности реализации направления являются целевые показатели, достижение которых позволит оценить успешность проводимой бюджетной политики:

- увеличение доходов бюджета, опережающее темп инфляции;

- сокращение уровня отклонения фактического объема доходов бюджета от прогнозируемого;

- сокращение дебиторской задолженности по неналоговым платежам в бюджет муниципального образования;

- сокращение доли недоимок по неналоговым доходам;

- доля казенных учреждений в общей численности муниципальных учреждений города;

- доля программных расходов в структуре бюджета;

- наличие формализованных методик расчета стоимости действующих и принимаемых расходных обязательств;

- соблюдение ограничений, устанавливаемых Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами в сфере бюджетного законодательства;

- удовлетворенность населения качеством проводимой финансово-бюджетной политики.