Макроэкономические цели и показатели экономического развития национальной экономики.
Экономика любого государства не может развиваться без определения цели ее развития. Целеполагание является одной из главных функций проведения экономической политики. В каждый конкретный период экономического развития государство определяет наиболее важные задачи, стоящие перед экономикой.
Под экономической целью понимается основное направление развития экономики, которое раскрывается с помощью поставленных задач.
За весь период развития общества в качестве наиболее важных целей, лежащих в основе экономической политики, выдвигалось достаточно большое количество целей. Дадим им краткую характеристику.
Экономический рост. Названная экономическая цель для реализации требует в первую очередь решения ряда задач. Экономический рост может быть достигнут в условиях наиболее эффективного использования всех имеющихся ресурсов и достижения максимально возможной занятости. Экономический рост предполагает превышение объемов национального производства в текущем периоде над объемом производства, полученным в прошлом периоде.
Экономическая эффективность. Достижение экономической эффективности также требует решения нескольких задач. В первую очередь данная цель предполагает использование наилучших ресурсов, из всех имеющихся, во вторую – наиболее прогрессивную технологию и соответствующую ей по уровню рабочую силу. Постановка данной цели требует отказа общества от малоэффективного производства и труда.
Экономическая свобода. Данная цель предполагает свободу выбора для всех субъектов рынка в сфере деятельности, рода занятий, возможностях получения дохода. При реализации цели - экономической свободы - основной задачей правительства является совершенствование законодательства, при котором каждый из субъектов обладал бы равным правом, и никто не должен был ущемлять собственные интересы для удовлетворения чужих потребностей.
Полная занятость (не путать с всеобщей занятостью) предполагает, что все, кто может и желает иметь работу, ее находят, и нет людей, не нашедших себе подходящего занятия. Полная занятость является желательным условием для экономики. Для реализации названной цели необходимо предусмотреть задачи по анализу структуры производства и ее развитию, а также ориентировать работников на получение необходимых профессий.
Стабильный уровень цен. Названная цель предполагает, что все товары, производимые обществом, обладают одинаковой эффективностью, и никто не может перераспределить доходы в пользу собственного товара. Для поддержания стабильного уровня цен правительство должно осуществлять контроль за денежной массой, чтобы она соответствовала уровню произведенного товара.
Справедливое распределение доходов. Реализация данной цели требует такой организации распределения, при которой каждый участник производства мог бы получать доход, соответствующий качеству и количеству затраченного им труда. Справедливое распределение доходов способствует повышению эффективности труда носителем рабочей силы. Основной задачей государства при реализации этой цели является контроль на рынке труда за «справедливой» куплей-продажей рабочей силы, т. е. обеспечение правомочности в заключении сделок.
Экономическая обеспеченность. Как экономическая цель, обеспеченность предполагает, что все граждане государства должны обладать продуктом, необходимым для поддержания их жизни на удовлетворительном уровне, независимо от их трудового вклада, а по существу принадлежности к государству. Для реализации данной цели государство ставит ряд задач, которые реализуются в его социальной политике.
Торговый баланс. Эта цель означает, что каждое государство, участвуя в международном разделении труда и вступая в международные экономические отношения, не должно «жить в долг» за счет других государств, т. е. необходимо, чтобы количество продаваемых товаров совпадало по ценам с количеством приобретаемых товаров у других стран. Для реализации этой цели правительство должно создать систему стимулов для национального производства, делающих национальную продукцию конкурентоспособной на мировом рынке.
Для определения общей направленности развития национальной экономики государство выдвигает ту или иную цель, или сразу несколько целей.
Важным условием целеполагания является их сочетаемость, т. к. названные цели могут и противоречить друг другу. Например, при одновременном выдвижении двух целей: экономическая эффективность и полная занятость - государство не способно достичь ни одной из них, или одна будет достигнута в ущерб другой. Экономическая эффективность предполагает использование наилучших ресурсов, поставляемых факторами производства, в то время как достижение полной занятости предполагает трудоустройство всех желающих работать, хотя не все участники производства будут иметь достаточно высокую (одинаковую) квалификацию.
Оценка результативности деятельности экономики на основе реализации поставленных целей осуществляется с помощью расчета макроэкономических показателей.
Основными макроэкономическими показателями являются следующие:
Валовой внутренний продукт (ВВП).
Валовой национальный продукт (ВНП).
Чистый национальный продукт (ЧНП).
Национальный доен.
Личный доход.
Располагаемый доход.
Располагаемый доход.
Валовой внутренний продукт - это стоимость конечных продуктов, созданных за определенный период времени производителями, ведущими производство на территории данной страны с помощью факторов производства, находящихся на территории названной страны. Валовой внутренний продукт равен валовому национальному продукту в условиях закрытой экономики.
Валовой национальный продукт - это рыночная стоимость материальных благ и услуг, произведенных в экономике за определенный период времени (обычно год) посредством использования факторов производства, находящихся в собственности граждан данной страны, в том числе и на территории других стран.
Под материальными благами и услугами понимаются такие товары, которые приобретаются в течение года для конечного потребления и не используются как промежуточный продукт для дальнейшей переработки.
Валовой национальный продукт просчитывается в нескольких формах.
Первоначально подсчитывается номинальный ВНП - сумма товаров и услуг, произведенная нацией в течение года, просчитанная в текущих ценах. Этот продукт включает прирост продукта за счет прироста инфляции. Поэтому для отражения реальной картины необходимо просчитать реальный ВНП.
Под реальным ВНП понимают сумму конечных товаров и услуг, произведенную нацией в течение года и просчитанную с учетом инфляционного прироста цен.
Кроме того, для регулирования экономики просчитывается еще один показатель, позволяющий разрабатывать основные направления в регулировании экономики •-потенциальный ВНП.
Потенциальный ВНП - это сумма товаров и услуг, которая могла бы быть создана, если бы в экономике осуществлялось наиболее рациональное распределение продукта и существовала максимально возможная занятость. В рыночной экономике это невозможно, поэтому данный показатель рассчитывается как теоретическая величина, желательная для экономики. Разница между потенциальным и реальным ВНП составляет дефицит ВНП. Задача государственной экономики состоит в сокращение дефицита ВНП.
Даже реальный BHII имеет значительные погрешности, т. к. включает повторный счет, т. е. для одной из отраслей продукт, созданный ею является конечным, но для другой -промежуточным или сырьевым. При освобождении от повторного счета мы получим чистый национальный продукт (ЧНП).
Чистый национальный продукт (ЧНП) равен разности между реальным валовым национальным продуктом (ВНП) и амортизационными отчислениями (А).
Под амортизационными отчислениями (А) понимаются затраты, осуществляемые на восстановление израсходованного в процессе производства основного капитала, г. е. средства, необходимые для замены оборудования, машин и механизмов, изношенных в течение отчетного периода (года).
ЧНП=ВНП-А.
Валовой национальный продукт просчитывается в двух основных формах: в натурально-вещественной и в денежной, или стоимостной.
Стоимостная форма ВНП дает возможность сравнивать функционирование экономики в разных периодах.
Натурально-вещественная форма ВНП позволяет осуществить распределение продукта на личное потребление, производственное потребление и государственное потребление. Весь произведенный продукт произведен с целью его потребления тремя основными субъектами: домохозяйствами, фирмами и государством. Если в обществе произведено больше продукта личного потребления, то домохозяйства должны получить доходы, достаточные для потребления всего произведенного продукта. Если в обществе больше создано продуктов государственного потребления, то с помощью налогов доходы будут перераспределены в пользу государства, чтобы продукт был также полностью потреблен, а «лишние» деньги не накапливались в руках других субъектов из-за отсутствия возможности их расходовать.
Еще одним важным показателем является национальное богатство - сумма благ, которая была создана нацией за период ее существования.
Одной из центральных категорий макроэкономики является уровень цен (Р). В макроэкономике существует показатель, характеризующий уровень изменения цен. Он подсчитывается как отношение суммы цен потребительских товаров текущего периода к сумме цен потребительских товаров предшествующего периода. Индекс потребительских цен:
IP=SP1/SP0
SP0 - сумма цен потребительских товаров за прошедший период;
SP1 - сумма цен потребительских товаров за текущий период.
Весь ЧНП состоит из товаров и услуг личного и производственного потребления. Товары и услуги, произведенные для личного потребления, называются потребительскими товарами, а цены, устанавливаемые на них - потребительскими ценами.
Необходимо отметить, что круг потребительских товаров включает ряд продуктов, необходимых для нормального потребления. Их минимальный набор называют «потребительской корзиной» (SP). Расчет потребительской корзины служит для определения минимальной заработной платы, пенсии, пособия и других социальных выплат, контролируемых или осуществляемых государством.
С помощью расчета потребительской корзины определяется уровень инфляции.
Чистый национальный продукт включает прибыли предприятий и фонд заработной платы.
После уплаты налогов на фонд заработной платы население получает личный доход в виде номинальной заработной платы - сумму наличных денег.
Личный доход - это не та сумма денег, которые человек может потратить, т. к. в обществе существуют налоги и обязательные платежи, которые должен выплатить каждый получатель дохода.
Если вычесть все налоги и обязательные платежи, прибавить прямые трансферты, то таким образом мы получим располагаемый доход, т. е. сумму денег, которую человек может расходовать по своему усмотрению.
Кроме прямых трансфертов в виде пенсий, стипендий, существуют косвенные трансфертные платежи в виде поддержания социально низких цен на ряд продуктов, на транспорт, медицину, образование, чтобы сделать эти блага более доступными.
Под прямыми и косвенными трансфертами понимаются государственные расходы для поддержания нормального жизненного уровня различных категорий населения, осуществляемые без учета затрат труда.
На располагаемый доход также оказывает влияние ряд факторов:
самообслуживание;
самообеспечение;
теневая экономика;
экология;
досуг.
Например, самообслуживание и самообеспечение приводят к увеличению располагаемого дохода на основе создания услуг для себя (стирка) или продуктов (овощи и фрукты, выращенные на даче).
Ухудшение экологических показателей среды, наоборот, приводит к увеличению затрат, связанных с поддержанием здоровья.
- Понятие и система государственной службы в рф.
- Функции, методы и средства государственного управления.
- Подбор и отбор персонала как функция управления персоналом.
- Президент России: конституционно-правовой статус, полномочия и компетенция.
- Структура федеральных органов государственной власти в Российской Федерации.
- Макроэкономические цели и показатели экономического развития национальной экономики.
- Этапы развития теории и практики менеджмента.
- Административно-правовой статус государственный служащих и порядок прохождения ими службы.
- Понятие и классификация целей в государственном управлении.
- Содержание и особенности рынка труда в Российской Федерации.
- Социальная политика государства: сущность, содержание, механизмы реализации
- Сущность собственности как экономической категории. Формы собственности.
- Опыт становления местного самоуправления в России.
- Система налогов, формирующих муниципальный бюджет.
- Основные цели региональной политики государства. Способы выравнивания социально-экономического развития регионов.
- Муниципальное образование: основные типы и критерии систематизации.
- Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.
- Эффективность управленческих решений: сущность и понятие. Особенности оценки эффективности управленческих решений.
- Государственная Дума Федерального Собрания рф: конституционно-правовой статус, порядок формирования, компетенция.
- Понятие и содержание трудового договора.
- Муниципальное образование как социально-экономическая система.
- Организационные основы местного самоуправления.
- Организация как открытая система. Внутренняя и внешняя среда организации. Жизненный цикл организации.
- Особенности государственно-территориального устройства Российской Федерации.
- Профессиональное обучение и развитие работников как функция управления персоналом.
- Гражданство рф: понятие, правовое регулирование, основания и порядок приобретения и прекращения
- Государственный бюджет рф: принципы устройства и основные функции, место в финансово-кредитной системе.
- Государственный бюджет: принципы устройства и основные функции
- Аттестация государственного служащего.
- Понятие трудового договора. Трудовые споры: понятие, виды, порядок их разрешения.
- Судебная система Российской Федерации.
- Государственные и муниципальные финансы: сущность, функции, принципы и роль. Государственное регулирование финансов.
- Условия и факторы результативной работы менеджера.
- Организация связей с общественностью в органах государственного и муниципального управления.
- Информационная безопасность: понятие, виды угроз, система обеспечения.
- Целевая ориентация управленческих решений
- Технология организации процесса разработки и реализации управленческих решений. Методология, методы, модели
- Условия и факторы качества управленческих решений
- Разработка и выбор управленческих решений в условиях неопределенности и риска
- Эффективность управленческих решений и контроль их реализации
- Направления информатизации и инструментальные средства поддержки государственного и муниципального управления
- Локальные и распределенные базы данных, системы управления базами данных
- Основные этапы и стадии создания и организации компьютерных информационных систем управления
- Подбор и отбор работников как функция управления персоналом
- Оценка персонала как функция управления персоналом
- Профессиональное обучение и развитие работников как функция управления персоналом
- Мотивация поведения и результатов труда персонала
- Управление карьерой как функция управления персоналом
- Основные направления региональной политики в Российской Федерации
- Структура управления регионом в условиях федерального государства
- Государственная региональная политика: основные цели, объекты и методы
- Формирование регионального бюджета. Региональная казна. Межбюджетные трансферты
- Налоговая система региона
- Основные критерии и показатели социально-экономического развития региона
- Формирование и развитие рыночной инфраструктуры территории
- Функции, методы и средства государственного управления
- Институт президентства в Российской Федерации
- Роль законодательной власти и ее органов в государственном управлении
- Система исполнительной власти в Российской Федерации
- Структура федеральных органов государственной власти в Российской Федерации
- 1 Блок - органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации (так называемые политические органы):
- 2 Блок - федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:
- 3 Блок - федеральные агентства и федеральные службы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:
- Структура органов государственной власти в субъектах Российской Федерации.
- Основные теории местного самоуправления
- Муниципальная должность: понятие, характеристика
- 2) Иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора — муниципальные должности муниципальной службы.
- Муниципальные образования: основные типы и критерии систематизации
- Организационные основы местного самоуправления
- Организационные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления