§ 2. Решения Конституционного Суда рф: их виды, содержание, форма и юридическое значение
Каждый юрист должен знать о решениях Конституционного Суда РФ, которые затрагивают широчайший кругу вопросов – от сугубо конституционно-правовых (выборы, система власти и т.д.), до касающихся, например, налогообложения в сфере предпринимательской деятельности, поскольку без этого невозможна полноценная реализация правовых норм.
Необходимым условием грамотного использования правовых актов в практической деятельности является четкое представление об их юридической силе, которая складывается из двух компонентов - места правовых актов среди правовых актов других видов (другой формы) и сферы их действия во времени, в пространстве, по кругу правоотношений и по кругу лиц.
Выводы о юридической силе решений Конституционного Суда РФ затруднительно сделать без определения подходов к их юридическому значению (правовой природе) – их влиянию на систему норм и систему правоотношений. Иначе говоря, важно решить, являются ли решения Конституционного Суда РФ источниками права, носят ли нормативный характер. Так какова же юридическая сила его решений?
Согласно ст. 106 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Поэтому, именно постановления Конституционного Суда РФ о толковании могут быть в первую очередь рассмотрены для выявления в них правотворческой природы, а также для рассмотрения их юридической силы.
Под толкованием обычно понимают «выявление воли законодателя, выраженной в правовой норме…, для правильного ее применения» либо «деятельность по установлению содержания правового акта для его практической реализации», либо «установление содержания нормативных актов, направленное на раскрытие выраженной в них воли законодателя» и т.д.
Согласно ст. 79 Закона «О Конституционном Суде РФ» решение Конституционного Суда действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Это распространяется, безусловно, и на решения о толковании Конституции РФ.
Анализ правовой природы Конституционного Суда РФ позволяет сделать вывод, что его решения не подлежат пересмотру. В тоже время, Конституционный Суд признал возможной корректировку правовых позиций, формулируемых им при осуществлении конституционного судопроизводства.
Конституционный Суд РФ принимает два вида решений: 1) итоговые решения и 2) иные решения. К итоговым относятся те, в которых Конституционный Суд РФ формулирует свои выводы по итогам разбирательства конкретного дела. В них суд подводит итог такого разбирательства и определяет юридические последствия. Иные: в них Конституционный Суд РФ констатирует обстоятельства и определяет последствия, имеющие отношение не к содержанию рассматриваемого дела, а к организации работы суда в целом или проведению его заседаний.
Итоговые решения по результатам разбирательства дела о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных правовых актов (ст. 125 Конституции РФ), о разграничении компетенции упомянутых там же органов государственной власти, а также дел, возникших в связи с необходимостью толкования конституционных положений – выходят под названием постановление. В случаях, когда осуществляется проверка соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении, - выносится заключение.
Основные правила формирования этих документов:
- постановления и заключения принимаются в закрытых совещаниях. При этом, каждому судье предоставляется не ограниченное количество выступлений;
- голосование проводится открыто - путем большинства голосов судей, принимавших участие в судебном разбирательстве.
Если судья не согласен с решением, он вправе изложить свое особое мнение и оно публикуется вместе с решением, либо свое несогласие.
Решение подписывается всеми участвующими в голосовании судьями. Совещание протоколируется, протокол подписывают все судьи, участвующие в голосовании. Сам протокол оглашению не подлежит.
Требования к форме и содержанию решений:
- обязательно должны быть отражены: сведения о месте, дате принятия решения, лице или органе, проявившему инициативу и поставившем соответствующий вопрос, о нормативном акте, конституционность которого подвергнута сомнению, об аргументах, выдвинутых в качестве обоснования такого сомнения;
- доводы в пользу принятого решения;
при необходимости доводы, опровергающие утверждения сторон;
- ссылки на конкретные акты, которыми руководствовался суд.
Юридическая сила решений Конституционного Суда РФ: они обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 6 Закона « О Конституционном Суде РФ»-1994 г.).
При этом, юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.
Требования к заключению:
- запрос может исходить только от Государственной Думы;
- к нему должны прилагаться протокол (стенограмма) обсуждения данного вопроса на ее заседании, тексты всех связанных с этим документов;
- заключение Верховного Суда РФ по этому вопросу.
Иные решения по организации работы Конституционного Суда РФ принимаются в виде определений.
В сфере уголовного судопроизводства решения Конституционного Суда РФ имеют важное значение:
- признание положений обжалуемых законов несоответствующими Конституции РФ служит основанием для пересмотра дел лиц, обратившихся в Конституционный Суд РФ с жалобой на суды общей юрисдикции или соответствующие органы;
- усиление гарантий прав обвиняемого на предварительном расследовании;
- идет разрушение системы устоявшихся положений УПК, сдерживающих уголовное судопроизводство, через толкование норм уголовного процесса;
- решения суда дают возможность показать бессмысленность отдельных норм УПК и требовать их исключения;
- его решения ставят заслон оспариванию требований УПК по формальным соображениям и т.д.
Таким образом, постановления Конституционного Суда РФ являются окончательными, общеобязательными, действуют непосредственно и вступают в силу с момента провозглашения, фактически имеют силу нормативного акта.
- Общая часть
- Особенная часть
- Общая часть
- Глава 1. Введение в правоохранительную деятельность
- § 1. Правовая (судебная) реформа: содержание,
- Особенности и ее виды
- - Признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;
- § 2. Правоохранительные органы: виды, специфика и правовые основы их деятельности
- §3. Государственно-правовая защита сотрудников правоохранительных органов
- Глава 2. Правоохранительные органы: предмет, система, методы
- § 1. Правоохранительные органы: понятие и содержание
- § 2. Соотношение курса с иными дисциплинами
- § 3. Источники учебного курса
- Глава 3. Правосудие и его демократические принципы
- §1. Судебная власть
- § 2. Правосудие: понятие и содержание
- § 3. Конституционные принципы правосудия и правоохранительной деятельности
- Глава 4. Судебная система Российской Федерации
- §1. Судебная власть и суд
- §2. Судебная система: понятие и признаки
- § 3. Судебные инстанции
- Глава 5. Судебный надзор и судебный контроль
- § 1. Судебный надзор и контроль: содержание и их формы
- § 2. Исторический опыт развития судебного надзора и контроля в ряде стран мира
- § 3. Проблемы развития судебного контроля за предварительным расследованием в России
- Особенная часть
- Глава 6. Мировые судьи
- § 1. Мировой суд и история его развития
- § 2 . Мировые суды – как первый уровень (звено) системы общих судов
- § 3. Компетенция мирового судьи
- Глава 7. Районные суды – суды основного звена
- §1. Районный суд – как суд основного звена (второго уровня)
- Системы судов общей юрисдикции
- §2. История развития судов основного (второго уровня) звена
- § 3. Полномочия и структура районного суда
- §4. Апелляционное производство
- Глава 8. Общие суды третьего уровня (звена)
- §1. Суды 3-го уровня в системе общих судов и
- Проблемы их деятельности
- §2. Порядок формирования и структура суда
- §3. Суд присяжных
- § 4. Институт возобновления уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам
- Глава 9. Военные суды Российской Федерации
- §1. Военные суды: общие положения, полномочия, особенности
- Комплектования и система
- §2. Структура, компетентность и подсудность военных судов. Организационное обеспечение их деятельности
- §3. Статус военных судей и порядок прохождения военной службы в военных судах. Полномочия и статус аппарата военных судов и администратора военного суда
- Глава 10. Верховный Суд Российской Федерации
- § 1. Верховный Суд рф в системе судебных органов России
- § 2. Порядок образования Верховного Суда рф: его состав и структура
- § 3. Организация работы Верховного Суда рф
- § 4. Судебный Департамент при Верховном Суде рф
- § 5. Статус судей
- Глава 11. Арбитражные суды Российской Федерации
- § 1. Арбитраж: понятие и виды
- § 2. Арбитражные суды России: понятие, система и компетенция
- Арбитражными заседателями могут быть:
- 2. Арбитражными заседателями не могут быть:
- § 3. Структура и полномочия арбитражных судов
- Глава 12. Конституционный Суд Российской Федерации
- § 1. Конституционное судопроизводство и конституционный контроль:
- Понятие и истоки. Полномочия и основы организации Конституционного Суда рф
- § 2. Решения Конституционного Суда рф: их виды, содержание, форма и юридическое значение
- Глава 13. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
- § 1. Проблемы становления и развития органов конституционного
- Контроля в субъектах Федерации
- § 2. Компетенция и структура судебных органов конституционного контроля в субъектах Федерации
- Глава 14. Органы судейского сообщества
- § 1. Основы деятельности органов судейского сообщества
- 2. Органами судейского сообщества являются:
- § 2. Полномочия органов судейского сообщества
- Глава 15. Министерство юстиции Российской Федерации
- §1. Минюст России: основные задачи и полномочия
- § 2. Организация и структура Минюста и его органов
- § 3. Функциональные полномочия мю рф по обеспечению правоохранительной деятельности
- Глава 16. Нотариат в Российской Федерации
- § 1. Нотариат: понятие и история развития
- § 2. Теоретические основы нотариата
- § 3. Правомочия нотариусов и их правовой статус
- Глава 17. Адвокатура и адвокатская деятельность
- § 1. Адвокатура: понятие, история развития и
- Вопросы организации
- § 2. Структура и полномочия адвокатуры и ее органов
- § 3. Правовой статус адвоката
- Глава 18. Федеральная служба исполнения наказаний
- § 1. Федеральная служба исполнения наказаний:
- История развития, структура и система
- § 2. Функции и полномочия органов фсин
- Глава 19. Прокуратура Российской Федерации
- §1. Прокуратура России: понятие, история развития, система,
- Основные направления и правовые основы деятельности
- § 2. Отрасли прокурорского надзора и участие прокурора в рассмотрении дел судами
- § 3. Военная прокуратура: система и полномочия
- Глава 20. Органы предварительного расследования
- §1. Органы предварительного расследования: понятие и задачи
- § 2. Полномочия органов дознания и предварительного следствия
- § 3. Органы предварительного следствия: система, структура и состав
- § 4. Органы дознания: система, структура и состав
- Глава 21. Органы внутренних дел
- § 1. Органы внутренних дел: значение, содержание и структура
- § 2. Федеральная миграционная служба и внутренние войска
- Глава 22. Счетная палата и иные правоохранительные органы
- § 1. Счетная палата Российской Федерации
- § 2. Иные правоохранительные органы
- Федеральная служба охраны (фсо). Основные понятия:
- Глава 23. Общественные организации граждан, содействующие осуществлению правоохранительной деятельности
- § 1. Исторический опыт участия представителей народа в
- Правоохранительной деятельности
- § 2. Участие представителей народа в отправлении правосудия в современной России
- § 3. Иные формы участия граждан и общественных формирований в реализации правоохранительной деятельности
- Пояснительная записка к законопроекту «Об Уставном Суде Пермского края»
- Закон Пермского края «Об Уставном суде Пермского края»
- Раздел первый. Организация Уставного Суда и статус судей
- 9) Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему федеральными конституционными законами и законами края.
- Глава II. Статус судьи Уставного Суда Пермского края
- Глава III. Структура и организация деятельности Уставного
- Раздел второй. Общие правила производства в Уставном Суде Пермского края
- Глава IV. Принципы конституционного судопроизводств.
- Глава V. Обращение в Уставной Суд Пермского края
- Глава VI. Предварительное рассмотрение обращений
- Глава VII. Общие процедурные правила рассмотрения дел в Уставном Суде Пермского края
- Глава VIII. Решения Уставного Суда Пермского края
- Глава IX. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской
- Глава X. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации и Уставу Пермского края, не вступивших в силу международных договоров Пермского края
- Глава XI. Рассмотрение дел по спорам о компетенции
- Глава XII. Рассмотрение дел о конституционности законов, нормативных актов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан
- Глава XIII. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов
- Глава XIV. Рассмотрение дел о толковании Устава Пермского края
- Раздел четвертый. Заключительные положения
- Глосарий по курсу Правоохранительные органы