logo search
ТамК_комм_Козырин_2004

Глава 34. Общие положения, относящиеся к таможенному контролю

Статья 358. Принципы проведения таможенного контроля

1. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

2. При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:

имеющих устойчивый характер;

связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

3. Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки.

4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, определяет стратегию таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков.

5. В целях совершенствования таможенного контроля федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, сотрудничает с таможенными органами иностранных государств, заключает с ними соглашения о взаимной помощи.

6. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и другие таможенные органы в целях повышения эффективности таможенного контроля стремятся к взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, и их профессиональными объединениями (ассоциациями).

7. Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 358

Таможенный контроль - один из ключевых институтов таможенного права.

Под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ (ст. 11 ТК РФ). Таможенный контроль, наряду с таможенным оформлением, является одной из важнейших функций таможенных органов (ст. 403 ТК РФ).

Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обеспечивают соблюдение таможенного законодательства, принимают необходимые меры по защите прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций в сфере таможенного дела, взимают таможенные платежи, осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль, обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и т.д.

Значение таможенного контроля обусловлено его нацеленностью на защиту основной конституционной ценности - прав и свобод человека, а также его непосредственной связью с проблемами национальной безопасности РФ.

Комментируемая статья посвящена принципам, т.е. общим началам, таможенного контроля. Отметим, что этого вопроса законодатель касался и ранее. Так, в ст. 14 ТК РФ закреплены следующие общие начала таможенного контроля:

1) все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ;

2) при осуществлении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами РФ;

3) требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.

В комментируемой статье особого внимания законодателя удостоился принцип выборочности таможенного контроля, в соответствии с которым при проведении таможенного контроля российские таможенные органы используют, как правило, те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения таможенного законодательства, иного законодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.

Неприменение других форм таможенного контроля либо освобождение от них не должно означать, что лица освобождаются от обязанности соблюдать предписания упомянутого законодательства и международных договоров.

Выбор форм таможенного контроля, перечисленных в ст. 366 ТК РФ, зависит от целого ряда факторов. Прежде всего таможенный контроль должен быть эффективным. Достижение поставленных перед ним целей должно быть соотнесено с расходами на его осуществление. Кроме того, таможенный контроль должен быть в максимальной степени "необременительным", "незаметным" для лиц, пересекающих таможенную границу, и для участников внешнеэкономической деятельности. При этом и первое и второе требования к современному облику таможенного контроля не должны помешать выполнению его важнейшей задачи - обеспечению соблюдения таможенного законодательства.

Добиться такой организации таможенного контроля призвана система управления рисками - одна из наиболее важных новелл ТК РФ 2003 г. При этом под рисками разумеются риски несоблюдения таможенного законодательства.

Система управления рисками призвана сконцентрировать основные ресурсы (людские, технические, финансовые и т.д.) таможенных органов на наиболее острых, проблемных направлениях таможенного контроля, к числу которых законодатель отнес направления, нацеленные на предотвращение:

а) нарушений законодательства, имеющих устойчивый характер (например, контрабанда наркотиков, трансграничное перемещение контрафактной продукции, декларирование недостоверной информации о таможенной стоимости товаров и т.п.);

б) нарушений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей в значительных размерах;

в) нарушений, подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей (например, ввоз на таможенную территорию РФ иностранных товаров с нарушением запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности);

г) других нарушений, затрагивающих важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Таможенные органы в своей повседневной деятельности анализируют риски нарушения таможенного законодательств, определяя товары, транспортные средства, документы и лица, подлежащие проверкам в ходе таможенного контроля. Они же устанавливают необходимые объемы проверочных мероприятий в каждом конкретном случае.

ГТК России, систематизируя и обобщая информацию о рисках, поступающую от таможенных органов, формирует стратегию таможенного контроля.

Следует отметить, что положения комментируемой статьи о системе управления рисками заимствованы из Киотской конвенции. Для сравнения приведем три стандартных правила из главы 6 "Таможенный контроль" Генерального приложения к Киотской конвенции:

- "При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками" (стандартное правило 6.3);

- "Таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащих проверке, и степени такой проверки" (стандартное правило 6.4);

- "Таможенная служба принимает стратегию, базирующуюся на системе мер оценки вероятности несоблюдения законодательства, в целях поддержки системы управления рисками" (стандартное правило 6.5).

Эффективность таможенного контроля во многом зависит и от того, как организовано взаимодействие таможенных органов:

а) с таможенными органами иностранных государств;

б) с другими правоохранительными и контролирующими органами РФ;

в) с участниками внешнеэкономической деятельности, различными организациями, ассоциациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами.

Основной организационно-правовой формой такого взаимодействия являются различные договоры о сотрудничестве и взаимопомощи, одной из сторон которых являются таможенные органы.

Нормативно-правовую базу сотрудничества таможенных органов со своими иностранными коллегами составляют многочисленные соглашения, заключаемые:

а) на межправительственном уровне (например, Соглашение между Правительством Турецкой Республики и Правительством РФ о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах (Анкара, 16 сентября 1997 г.) <*>, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (Мадрид, 14 июня 2000 г.) <**>;

--------------------------------

<*> Таможенные ведомости. 1997. N 12.

<**> БМД. 2001. N 5.

б) на межведомственном уровне - между таможенными ведомствами России и иностранных государств (например, Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Москва, 8 июля 1994 г.) <*>.

--------------------------------

<*> Соглашение опубликовано не было.

Сотрудничество таможенных органов с иными правоохранительными и контролирующими органами РФ регулируется ст. 411 ТК РФ. Кроме того, между государственными органами могут заключаться соглашения о взаимодействии и сотрудничестве (или совместными приказами утверждаться положения о взаимодействии и координации деятельности (например, Положение о взаимодействии и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны водных биологических ресурсов и контроля за внешнеторговыми операциями с продукцией рыбного промысла, утвержденное Приказом ФПС РФ N 319, МВД РФ N 827, МИД РФ N 30613/гс, МНС РФ N БГ-3-11/325, МПР РФ N 172, Минфина РФ N 97н, Минэкономики РФ N 1, Госкомрыболовства РФ N 223, ГТК РФ N 785, ФСБ РФ N 465, ФСНП РФ N 278, ЦБ РФ N ОД-212 от 14 ноября 2000 г.) <*>.

--------------------------------

<*> Правовой акт опубликован не был.

Взаимодействие и координация деятельности с участниками ВЭД и организациями, содействующими осуществлению внешнеэкономической деятельности, также могут строиться ГТК России на договорной основе (например, Соглашение о сотрудничестве между ГТК России и Национальной ассоциацией таможенных брокеров (поверенных <*>). В соответствии с Приказом ГТК России от 26 марта 2001 г. N 303 "О практике таможенного администрирования в отношении крупных плательщиков" <**> для обеспечения взаимодействия при применении централизованного порядка уплаты крупным плательщиком таможенных платежей заключается трехстороннее соглашение с участием регионального таможенного управления (таможни), крупного плательщика и его таможенного брокера.

--------------------------------

<*> Таможенные ведомости. 1997. N 5.

<**> БНА. 2001. N 17.

В п. 7 (последнем) комментируемой статьи сформирован принцип проведения таможенного контроля, который по своему значению никак не должен был оказаться в конце статьи. Речь идет о принципе, в соответствии с которым никто, кроме таможенных органов, не вправе проводить таможенный контроль, и при этом ТК РФ является нормативной основой таможенного контроля.

Таким образом, полномочиями по таможенному контролю наделяются только таможенные органы, которыми в соответствии с п. 1 ст. 402 ТК РФ являются:

1) ГТК России;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

Таможенные органы в силу п. 2 ст. 411 ТК РФ вправе допускать выполнение отдельных действий, относящихся к их компетенции, другими государственными органами, если это предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. Комментируемый принцип исключает возможность передачи полномочий по таможенному контролю какому бы то ни было государственному органу.

Статья 359. Сроки проверки таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении

1. При таможенном оформлении товаров проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров должны быть завершены не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров, за исключением случаев, когда настоящим Кодексом установлены более короткие сроки.

2. Таможенный орган вправе продлить срок проверки товаров, если предъявленные для проверки товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах на товары. Продление срока проверки товаров осуществляется при условии, что указанные обстоятельства не позволяют таможенным органам произвести необходимые операции для установления соответствия товаров сведениям о них. Срок проверки товаров продлевается на время, необходимое лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, для разделения товарной партии на отдельные товары.

Комментарий к статье 359

Установление предельного срока проверки таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении - важная юридическая гарантия того, что административный произвол на этапе таможенного контроля будет сведен к минимуму. Затянувшиеся проверки на таможне приводят не только к созданию атмосферы нервозности и неопределенности, но и к серьезным экономическим потерям и убыткам, которые приходится нести участникам внешнеэкономической деятельности (незапланированные простои транспортных средств, увеличение складских расходов, нарушение графика поставки и т.п.).

Вот почему ТК РФ установил предельный (максимальный) срок проверки на предмет соответствия сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых таможенному органу, наименованию, происхождению, количеству и стоимости конкретных товаров, проходящих таможенное оформление. Такая проверка не может длиться более трех дней со дня принятия таможенной декларации таможенным органом (в ТК РФ 1993 г. этот срок составлял 10 дней). В ТК РФ могут быть установлены и более короткие сроки проверки (для экспресс-грузов, скоропортящихся товаров, товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, радиоактивных товаров и т.п.).

Законодатель допускает возможность продления максимального срока проверки в три дня только в двух случаях:

1) когда предъявляемые для проверки товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам (наименованиям) товаров;

2) когда сведения об упаковке и маркировке не указаны в коммерческих или транспортных документах на товары.

В таких случаях срок проверки товаров продлевается на время, которого будет достаточно лицу, обладающему полномочиями в отношении товара, для разделения товарной партии на отдельные товары.

Установление максимального срока таможенной проверки товаров тесным образом связано с требованием таможенного законодательства о недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, иным заинтересованным лицам, а также товарам и транспортным средствам (ст. 365 ТК РФ).

Указанные в ст. 359 ТК РФ сроки лимитируют время проведения контрольных мероприятий, осуществляемых непосредственно таможенными органами. Если перемещение данного товара и транспортного средства через таможенную границу контролирует другой государственный орган, время, требуемое для проведения такого контроля, как правило, не должно включаться в максимальный срок, установленный в комментируемой статье ТК РФ. (К сожалению, соответствующая норма, содержавшаяся в ТК РФ 1993 г. (ч. 3 ст. 194), не нашла своего закрепления в действующем ТК РФ.) Так, если ввозимая из Канады партия пшеницы находилась на таможне 12 дней, из которых два дня ушли на ознакомление таможенников с документами, необходимыми для таможенного оформления и контроля, а 10 дней - на проведение карантинных обследований, то декларант (перевозчик) не сможет предъявить претензии таможенному органу в связи с нарушением предписаний ст. 359 ТК РФ, так как карантинное обследование осуществляется не таможенным органом, а пограничной государственной инспекцией по карантину растений.

Статья 360. Товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем

1. Товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации и до момента:

выпуска для свободного обращения;

уничтожения;

отказа в пользу государства;

обращения товаров в федеральную собственность либо распоряжения ими иным способом в соответствии с главой 41 настоящего Кодекса;

фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации.

Пользование и распоряжение ввезенными товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, допускаются в порядке и на условиях, которые определены настоящим Кодексом.

2. Российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы.

3. Таможенные органы осуществляют контроль исполнения обязательств лиц об обратном ввозе вывезенных ранее с таможенной территории Российской Федерации российских товаров и транспортных средств либо об обратном ввозе продуктов их переработки в соответствии с условиями таможенных режимов в порядке, предусмотренном настоящим разделом, если такие товары (продукты переработки) подлежат обязательному обратному ввозу в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 360

В комментируемой статье определяется период, в течение которого ввезенные и вывозимые товары имеют статус находящихся под таможенным контролем.

Статус товаров, находящихся под таможенным контролем, ограничивает правомочия собственников товаров, перевозчиков, таможенных брокеров и т.д. по владению, распоряжению и использованию такими товарами.

В отношении товаров, которые имеют статус находящихся под таможенным контролем, реализация упомянутых правомочий возможна только в соответствии с предписаниями ТК РФ и с согласия таможенного органа. Разрешение таможенного органа необходимо для совершения практически любых операций (кроме самых простых операций по поддержанию товарного вида - проветривание, поддержание требуемого температурного режима и т.п.) с товарами, которые имеют статус находящихся под таможенным контролем. За нарушение этого требования виновные привлекаются к административной ответственности. Так, например, в соответствии со ст. 16.13 КоАП РФ транспортировка, погрузка, выгрузка, перегрузка, исправление повреждений упаковки, упаковка, переупаковка, принятие для перевозки находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств, взятие проб и образцов таких товаров либо вскрытие помещений или других мест, где могут находиться указанные товары и (или) транспортные средства, без разрешения таможенного органа влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ.

Такие ограничения, устанавливаемые в отношении товара, находящегося под таможенным контролем, объясняются прежде всего тем, что товар на этом этапе остается как бы "неочищенным" по целому ряду обязательств публично-правового характера: уплата причитающихся таможенных платежей, проверка на выполнение требований, которые предъявляются к товару законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (требования по лицензированию, квотированию, прохождению ветеринарного, санитарного и иного контроля и т.д.). В доктрине и законодательстве дореволюционной России и отдельных зарубежных стран товары, находящиеся под таможенным контролем и имеющие особый правовой статус, так и называются - "неочищенные" товары.

Ввезенные на таможенную территорию товары и транспортные средства приобретают статус товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на российскую территорию.

Утрата ввезенными товарами и транспортными средствами статуса находящихся под таможенным контролем связывается с наступлением одного из следующих фактов:

1) выпуск для свободного обращения (товары поступают в оборот без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством);

2) уничтожение;

3) отказ в пользу государства;

4) фактический вывоз товаров с таможенной территории РФ;

5) обращение товаров в федеральную собственность либо распоряжение ими иным способом в соответствии с нормами главы 41 ТК РФ.

Вывозимые российские товары и транспортные средства приобретают статус находящихся под таможенным контролем с момента принятия таможенной декларации таможенным органом или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров (погрузка товара на транспортное средство и т.п.).

Момент утраты вывозимыми российскими товарами статуса находящихся под таможенным контролем связан с моментом пересечения товаром таможенной границы. Следует особо отметить, что в ряде случаев таможенный орган продолжает осуществлять контрольную деятельность и после того, как товары покинули таможенную территорию РФ. Это касается прежде всего товаров, которые вывозились под таможенными режимами временного вывоза и переработки вне таможенной территории. Как следует из содержания упомянутых таможенных режимов, временно вывезенные товары и товары, являющиеся продуктами переработки, должны быть возвращены на таможенную территорию РФ. В соответствии с п. 3 ст. 360 ТК РФ на таможенные органы возлагается контроль за исполнением обязательств об обратном ввозе таких товаров.

Статус товара, находящегося под таможенным контролем, имеет определяющее значение для многих институтов таможенного права.

Статья 361. Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств

1. После выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном главой 35 настоящего Кодекса.

2. Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.

3. В случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, путем проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров таможенными органами в соответствии с требованиями и условиями, которые установлены настоящим Кодексом, а также путем проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Комментарий к статье 361

После выпуска товаров и транспортных средств, означающего, что заинтересованные лица получили от таможенного органа разрешение пользоваться и (или) распоряжаться товарами и транспортными средствами в соответствии с заявленным таможенным режимом, таможенный орган не утрачивает право осуществлять проверки достоверности сведений, заявленных декларантом при таможенном оформлении.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи такие проверки могут осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. Момент утраты товарами упомянутого статуса установлен законодателем в ст. 360 ТК РФ.

Проверки достоверности сведений после выпуска товаров и транспортных средств осуществляются в порядке, предусмотренном главой 35 ТК РФ.

Гарантируя соблюдение принципа законности в таможенной сфере, законодатель закрепляет в ТК РФ принцип, в соответствии с которым в течение одного года после выпуска товаров и транспортных средств проверки достоверности заявленных сведений могут проводиться, если имеются достаточные основания предполагать факт нарушения российского законодательства или международного договора РФ, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Проверки достоверности сведений после выпуска товаров и транспортных средств можно свести к двум основным разновидностям - плановым и внеплановым.

Проведение плановых проверок после выпуска товаров и транспортных средств предполагается самим характером ряда таможенных режимов. Планируется проведение последующих проверок и в случае условного выпуска, т.е. такого выпуска товаров и транспортных средств, который сопровождался бы предоставлением декларанту таможенных льгот при условии обязательного целевого использования товаров и транспортных средств.

Внеплановые (внезапные) последующие проверки связаны, как правило, фактом нарушения таможенных предписаний, выявление которого непосредственно не стало результатом планируемой правоохранительной деятельности таможенных органов. Чаще всего осуществление такого последующего таможенного контроля связано с поступлением информации от других правоохранительных и контролирующих органов. Между последними и ГТК России могут заключаться специальные соглашения о взаимодействии и координации совместных усилий.

Таможенный контроль, проводимый таможенными органами при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ, в соответствии с п. 3 ст. 361 ТК РФ осуществляется по двум основным направлениям:

- проверка сведений, подтверждающих выпуск товаров в соответствии с требованиями и условиями, которые установлены ТК РФ;

- проверка наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров.

Проверка достоверности сведений осуществляется путем сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, а также с информацией, добытой любыми другими способами, не запрещенными российским законодательством.

Проверка маркировки товаров специальными марками и наличие на них идентификационных знаков осуществляется в соответствии со ст. 374 ТК РФ. Отсутствие на некоторых товарах (алкогольные напитки, табачные изделия) специальных марок, идентификационных знаков рассматривается как подтверждение факта ввоза товаров на таможенную территорию РФ без производства таможенного оформления и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, не докажет обратное.

В целях осуществления проверки достоверности сведений после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, в том числе в форме электронных документов, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, - также и к последующим операциям с данными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами (п. 4 ст. 363 ТК РФ).

Статья 362. Зоны таможенного контроля

1. Зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.

Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и в иных местах, определенных в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными. Временные зоны таможенного контроля могут создаваться:

для производства таможенного оформления товаров и транспортных средств вне мест совершения таможенных операций (статья 406) - на время их совершения, если при совершении таких операций требуется определить зону таможенного контроля исходя из необходимости обеспечения беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций;

при необходимости осуществления осмотра или досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля.

Решение о создании временной зоны таможенного контроля принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в письменной форме.

3. Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, за исключением создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы. Вдоль таможенной границы зоны таможенного контроля создаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к ним в случаях их создания на территории пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, с учетом положений законодательства Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации.

4. Осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускаются с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. В указанных случаях доступ в зоны таможенного контроля разрешается с предварительного уведомления таможенных органов.

В пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации указанные ограничения на осуществление деятельности, перемещение через границы зон таможенного контроля товаров, транспортных средств и лиц действуют только в рамках режима, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации.

5. Проверка товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля.

Комментарий к статье 362

Зона таможенного контроля - специально выделенная и обозначенная часть таможенной территории РФ, создаваемая в целях осуществления таможенного контроля, обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ, проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, а также для их хранения и перемещения под таможенным наблюдением. В п. 5 комментируемой статьи установлено, что проверка товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля.

Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы РФ, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах временного хранения и иных местах, определяемых в соответствии с ТК РФ (места стоянки транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем, места перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, территория магазина беспошлинной торговли).

В обязательном порядке зоны таможенного контроля создаются в пунктах пропуска через Государственную границу и в местах пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы РФ.

В комментируемой статье распределены нормотворческие полномочия по установлению порядка создания и обозначения зон таможенного контроля:

- ГТК России определяет такой порядок применительно ко всем зонам таможенного контроля, за исключением зон, создаваемых вдоль таможенной границы;

- Правительство РФ определяет порядок создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы.

Зоны таможенного контроля могут быть созданы на постоянной или временной основе и в зависимости от этого являться постоянными или временными.

Постоянные зоны таможенного контроля создаются в местах таможенного оформления, местах пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы РФ, в пунктах пропуска через Государственную границу, местах расположения таможенных органов, а также вдоль таможенной границы РФ. Иными словами, в таких зонах регулярно находятся товары, подлежащие таможенному контролю.

Территории и помещения складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов и территории свободных таможенных зон также являются постоянными зонами таможенного контроля.

Временные зоны таможенного контроля создаются на территориях, в помещениях, на транспортных средствах (в том числе морских и воздушных судах, железнодорожных поездах), где находятся либо могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, если при проведении такого контроля требуется определить зону таможенного контроля, исходя из необходимости обеспечения сохранности таких товаров и транспортных средств, а также беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций.

Временные зоны таможенного контроля могут создаваться на время проведения таможенного оформления товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю, в случае перемещения либо нахождения таких товаров за пределами установленных мест таможенного оформления, а также при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и производстве дознания и иных действий таможенных органов, предусмотренных таможенным законодательством РФ.

При создании временных зон таможенного контроля необходимо учитывать, что основной целью создания таких зон в первую очередь является осуществление мероприятий оперативного характера, таких, как таможенный досмотр и осмотр товаров, проведение превентивных рейдов и связанные с этим взятие проб и образцов, контрольные замеры, проверка целостности упаковки и наложенных средств таможенного обеспечения, следственные действия и дознание, изъятие товаров и транспортных средств с последующим их временным размещением в такой зоне.

Создание временной зоны таможенного контроля для осуществления таможенного оформления вне установленных мест необходимо рассматривать как исключительную меру, применяемую в случаях, когда доставка товаров в места, определенные для их таможенного оформления, невозможна либо затруднена в силу специфических особенностей товара, сопряжена со значительными непроизводительными затратами, может повлечь порчу товара либо утрату части его потребительских свойств до окончания таможенного оформления, а также в случаях, когда не представляется возможным обеспечить сохранность товара во время его следования до установленного места таможенного оформления. При этом руководитель таможенного органа и должностные лица, ответственные за осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, обязаны принять все меры по обеспечению их полноты и качества в соответствии с установленными правилами и процедурами.

Срок действия временной зоны таможенного контроля должен соответствовать срокам проведения и характеру мероприятий, обусловивших необходимость создания такой зоны.

Порядок создания зон таможенного контроля включает принятие таможенным органом решения о создании такой зоны, определение ее пределов и мест пересечения ее границ лицами, товарами и транспортными средствами, обозначение созданной зоны таможенного контроля, информирование других заинтересованных органов о создании зоны таможенного контроля.

Решение о создании постоянной зоны таможенного контроля принимает начальник таможенного органа (лицо, его замещающее), в регионе деятельности которого расположены соответствующие места и территории.

Решение о создании постоянной зоны таможенного контроля оформляется приказом таможенного органа. В приказе указываются пределы зоны таможенного контроля, установленные места пересечения границы этой зоны, а также средства, используемые для ее обозначения. Дополнительно в приложении к приказу приводится графическое отображение пределов и территории зоны таможенного контроля в виде планов и карт.

Решение о создании временной зоны таможенного контроля принимает начальник таможенного органа (лицо, его замещающее). Такое решение оформляется письменно. При этом принимаются меры по обозначению временной зоны таможенного контроля.

Проект приказа таможенного органа о создании постоянной зоны таможенного контроля вдоль Государственной границы необходимо согласовать с Главным управлением организации таможенного контроля.

В случае если конкретный участок Государственной границы проходит по пределам регионов деятельности нескольких таможен, приказ о создании постоянной зоны таможенного контроля вдоль такого участка следует издавать региональному таможенному управлению, в подчинении которого эти таможни находятся.

При определении пределов постоянной зоны таможенного контроля в регионе деятельности таможенного органа следует учитывать физико-географические условия местности, характер и интенсивность внешнеэкономической и хозяйственно-производственной деятельности, административно-территориальное деление и другие факторы, которые могут непосредственно влиять на организацию проведения таможенного контроля. При этом таможенные органы должны руководствоваться принципом разумной достаточности исходя из целей создания зоны таможенного контроля и возможностей таможенного органа в решении задач по проведению таможенного контроля на ее территории.

Постоянная зона таможенного контроля, создаваемая в пункте пропуска через Государственную границу, должна включать участки территории пункта пропуска, на которых непосредственно расположены подразделения таможенного органа и залы таможенного контроля, осуществляются досмотровые операции, таможенное оформление товаров и транспортных средств, размещаются ожидающие таможенного оформления и задержанные транспортные средства, а также находятся места проведения грузовых операций с товарами, подлежащими таможенному контролю. При этом необходимо учитывать факторы, обеспечивающие соблюдение режима, установленного в пункте пропуска, а также интересы всех государственных органов, участвующих в осуществлении контроля в пункте пропуска.

При создании зоны таможенного контроля в морском (речном) пункте пропуска в нее может включаться часть акватории порта, в том числе причальные сооружения и места якорных стоянок, определенные портовыми правилами для постановки судов загранплавания.

Постоянную зону таможенного контроля, создаваемую вдоль Государственной границы, рекомендуется создавать в пределах полосы местности шириной:

- до 30 км от линии Государственной границы в глубь территории РФ - на сухопутном участке;

- до 15 км от береговой линии в пределах российской части пограничных рек, озер и иных водоемов и в глубь территории РФ - на речных, озерных участках;

- до 15 км от береговой линии в пределах территориальных, внутренних вод и в глубь территории РФ - на морском участке.

Необходимо учитывать, что в соответствии с Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации" территория в пределах полосы местности шириной 5 км вдоль Государственной границы на суше, морского побережья РФ, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и островов на указанных водоемах отведена для установления пограничной зоны. Контроль за соблюдением режима в пограничной зоне, включая контроль за соблюдением правил въезда, пребывания и передвижения транспортных средств, находится в компетенции пограничной службы РФ. В целях исключения дублирования контрольных функций рекомендуется не включать в создаваемую зону таможенного контроля вдоль Государственной границы территорию уже установленной пограничной зоны. Создание зоны таможенного контроля вдоль Государственной границы следует рассматривать как дополнительную меру, направленную на пресечение и профилактику незаконного перемещения товаров и транспортных средств через необустроенные, слабо охраняемые и не обеспеченные должным пограничным прикрытием участки Государственной границы.

В зону таможенного контроля, создаваемую вдоль Государственной границы, рекомендуется также не включать территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, национальных парков (письмо ГТК России от 12 октября 2000 г. N 01-06/29595).

Пределы постоянной зоны таможенного контроля обозначаются знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках "Зона таможенного контроля" ("Customs control zone").

Зона таможенного контроля может быть обозначена нанесением вышеуказанной надписи непосредственно на оградительных сооружениях и стенах помещений, составляющих периметр этой зоны.

Допускается применение для надписей помимо английского любого другого языка, целесообразного для использования при создании конкретной этой зоны.

Знаки обозначения зон таможенного контроля, устанавливаемые на автомобильных дорогах, изготавливаются в соответствии с техническими условиями и стандартами, определенными для дорожных информационно-указательных знаков.

Обозначение зон таможенного контроля на территории склада временного хранения, таможенного склада, свободного склада, магазина беспошлинной торговли должно быть осуществлено силами и за счет средств их владельцев. Данное обстоятельство необходимо учитывать при утверждении процедур использования складов временного хранения и таможенных складов, предъявлении требований к месту расположения, обустройству и оборудованию территории магазина беспошлинной торговли.

Пределы временной зоны таможенного контроля могут обозначаться оградительной лентой, временно устанавливаемыми указательными щитами, табло, иными информационными указателями. При этом допускается применение подручных материалов и средств. Возможно устное оповещение.

Зона таможенного контроля обозначается по ее пределам в местах пересечения с транспортными путями, в местах пересечения таможенной границы лицами, товарами и транспортными средствами. При обозначении зон таможенного контроля дополнительно могут применяться щиты с информацией о конкретных пределах зоны, установленных местах пересечения ее границы и таможенных маршрутов, перечне лиц, имеющих доступ в зону таможенного контроля, средствах ее обозначения и иных обстоятельствах, связанных с ее функционированием.

Обозначение зон таможенного контроля в пунктах пропуска, в местах расположения складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов производится по периметру занимаемой территории. Указательные знаки располагаются с частотой, обеспечивающей видимость одновременно двух знаков.

Обозначение временной зоны таможенного контроля производится после принятия решения о ее создании.

Зона таможенного контроля ликвидируется в связи с изменением места нахождения таможенного органа, закрытием пункта пропуска через Государственную границу, ликвидацией места таможенного оформления, по миновании иных обстоятельств, требующих выделения и обозначения части таможенной территории РФ для осуществления таможенного контроля и обеспечения таможенного законодательства РФ.

Основанием для ликвидации зон таможенного контроля на территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов и свободных таможенных зон является ликвидация согласно установленному порядку указанных складов, магазинов и свободных таможенных зон. Решение о ликвидации постоянной зоны таможенного контроля оформляется в виде приказа таможенного органа.

Временная зона таможенного контроля ликвидируется по выполнении мероприятий, для которых она и была создана, или по истечении срока ее действия.

Постоянные или временные зоны таможенного контроля могут быть ликвидированы только при условии, что на их территории отсутствуют товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю.

В п. 4 комментируемой статьи устанавливается, что осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускаются с разрешения таможенных органов и под их надзором. Любое исключение из этого правила должно быть санкционировано ТК РФ или иными федеральными законами (например, когда речь идет о доступе на территорию зоны таможенного контроля сотрудников иных правоохранительных органов). В указанных случаях доступ в зоны таможенного контроля разрешается с предварительного уведомления таможенных органов.

В пунктах пропуска через Государственную границу указанные ограничения на осуществление деятельности, перемещение через границы зон таможенного контроля товаров, транспортных средств и лиц действуют только в рамках режима, установленного в соответствии с законодательством РФ о Государственной границе.

В соответствии со ст. 16.5 КоАП РФ перемещение товаров и (или) транспортных средств через границы зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной коммерческой деятельности без разрешения таможенного органа влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 МРОТ; на должностных лиц - от 5 до 10 МРОТ; на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ.

Статья 363. Представление документов и сведений, необходимых для таможенного контроля

1. Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу, таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики обязаны представлять для таможенного контроля в таможенные органы документы и сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Таможенный орган запрашивает документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, в письменной форме и устанавливает срок их представления, который должен быть достаточен для этого. По мотивированному обращению лица указанный срок продлевается таможенным органом на время, необходимое для представления указанных документов и сведений.

3. Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать от банков и иных кредитных организаций справки о связанных с внешнеэкономической деятельностью и уплатой таможенных платежей операциях лиц, указанных в статье 16 настоящего Кодекса, а также справки об операциях таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков.

4. В целях осуществления проверки достоверности сведений после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, в том числе в форме электронных документов, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, - также и к последующим операциям с данными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами.

5. Таможенные органы вправе получать от органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц, и иных органов сведения, необходимые им для проведения таможенного контроля.

6. Документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться лицами не менее трех календарных лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем. Таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики должны хранить документы в течение пяти календарных лет после года, в течение которого совершались таможенные операции.

Комментарий к статье 363

Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу РФ либо осуществляющие деятельность, подконтрольную таможенным органам, обязаны представлять последним документы и сведения, необходимые для таможенного контроля.

Данная норма нашла свое закрепление также в ряде других статей ТК РФ. Так, в п. 1 ст. 131 ТК РФ закреплено: "Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения".

В ст. 127 ТК РФ отмечается, что "при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения".

При декларировании товаров представляются следующие основные документы:

- договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иные документы, содержащие условия таких сделок;

- имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы;

- транспортные (перевозочные) документы;

- разрешения, лицензии, сертификаты и иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

- документы, подтверждающие происхождение товаров;

- платежные и расчетные документы;

- документы, подтверждающие сведения о декларанте.

Если декларант претендует на получение таможенных льгот, он обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие право на соответствующие льготы.

В целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.

Таможенный орган вправе запросить дополнительные документы и сведения, необходимые ему для проведения таможенного контроля. Такой запрос оформляется письменно и содержит указание срока, в течение которого запрашиваемая информация должна быть представлена.

Лицо, к которому таможенный орган обращается за дополнительной информацией, вправе мотивированно просить о продлении установленного в запросе срока представления документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.

В целях осуществления проверки достоверности сведений после выпуска товаров таможенные органы имеют право запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, в том числе в форме электронных документов, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, - также и к последующим операциям с данными товарами у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами (п. 4 ст. 363 ТК РФ).

Нужно отметить, что документированная информация (документы) занимает особое место в системе таможенного контроля. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" <*> документ (документированная информация) - это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.

Многочисленные документы, используемые в целях таможенного контроля, с определенной долей условности можно классифицировать в следующие группы.

Торговые документы. К ним относятся контракты, счета, фактуры, спецификации, инвойсы, упаковочные документы и др. Для проведения таможенного контроля могут приниматься любые, в том числе факсимильные, копии контрактов, а также выписки из таких контрактов. Копии контрактов и выписки из них должны быть заверены подписью руководителя организации, заключившей контракт, а также печатью этой организации. Однако при наличии оснований полагать, что представленные документы содержат недостаточные сведения, должностные лица таможенных органов вправе потребовать оригиналы контрактов. Для подтверждения сведений о контрактодержателях могут приниматься подготовленные ими письма-заявления с указанием регистрационных и банковских реквизитов, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью организации.

Транспортные документы. Их наличие в таможенном документообороте обусловлено самим фактом перемещения внешнеторгового груза и пересечения им таможенной границы. Транспортные документы различаются в зависимости от вида перевозки: коносамент, железнодорожные накладные, багажные квитанции, вагонные листы, квитанции железнодорожной накладной внутреннего грузового сообщения, накладные автотранспортного, речного и воздушного сообщения.

Таможенные документы. Такие документы выдаются или удостоверяются должностными лицами таможенных органов. Таможенными документами являются таможенные декларации, другие документы на товары, подлежащие вручению таможенному органу назначения (документы контроля доставки), справки об уплате пошлин, акцизов и иных таможенных платежей, свидетельства о допущении транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами, а также другие документы.

Документы таможенно-банковского валютного контроля. К ним относятся паспорта сделок (экспортной, импортной, бартерной), учетные карточки таможенно-банковского контроля, карточки платежа, лицензии (разрешения) Банка России и Министерства экономического развития и торговли РФ и др.

Иные документы, необходимые для таможенного контроля. К таким документам могут быть отнесены учредительные документы, подтверждающие право занятия внешнеэкономической деятельностью; сертификаты качества, соответствия; карантинные, разрешительные документы, выдаваемые иными государственными органами; воинские пропуска и др.

В п. 3 комментируемой статьи ТК РФ закрепляется право таможенного органа в целях проведения таможенного контроля получать от банков и иных кредитных организаций справки об операциях и состоянии счетов лиц, на которых в соответствии со ст. 16 ТК РФ возложена обязанность по совершению таможенных операций по выпуску товаров. В отношении таких лиц таможенные органы могут запросить только те справки, которые связаны с их внешнеэкономической деятельностью и уплатой таможенных платежей. Банки обязаны предоставлять таможенным органам справки об операциях таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, таможенных складов и таможенных перевозчиков.

Данная норма закреплена и в законодательстве, устанавливающем правовой режим банковской тайны. В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <*> справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

Получать информацию, необходимую для таможенного контроля, таможенные органы могут и от органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц (п. 5 ст. 363 ТК РФ).

Кроме того, таможенные органы могут получать информацию, необходимую в целях таможенного контроля, от других правоохранительных, налоговых и иных контролирующих органов. Последние могут передавать такую информацию таможенным органам по собственной инициативе или по запросу таможенных органов.

По вопросу, связанному с правом таможенных органов требовать документы и сведения, необходимые в таможенных целях, формируется судебная практика. Особого внимания заслуживает, например, решение Верховного Суда РФ от 3 ноября 2000 г. N ГКПИ 00-1181 "Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании незаконными (недействующими) Приказа ГТК России от 28 июля 1999 г. N 480 и п. 2.2 Положения, утвержденного ЦБ РФ и ГТК России от 12 января 2000 г. N 105-П/01-100/1".

В п. 6 комментируемой статьи ТК РФ устанавливается правило, в соответствии с которым документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться лицами не менее трех календарных лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем. Таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, таможенных складов и таможенные перевозчики должны хранить документы в течение пяти календарных лет после года, в течение которого совершались таможенные операции.

Статья 364. Представление отчетности для целей таможенного контроля

Таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики, лица, пользующиеся специальными упрощенными процедурами (статья 68), а также лица, пользующиеся и (или) владеющие условно выпущенными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представить в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах по формам, определяемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Комментарий к статье 364

Важным источником информации для проведения таможенного контроля является отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых или используемых товарах, которые вызывают интерес у таможенных органов.

В комментируемой статье определен круг лиц, обязанных представлять таможенным органам такую отчетность:

- таможенные брокеры;

- владельцы складов временного хранения;

- владельцы таможенных складов;

- таможенные перевозчики;

- лица, пользующиеся специальными упрощенными процедурами (ст. 68 ТК РФ);

- лица, пользующиеся или владеющие условно выпущенными товарами (например, товарами, заявленными под таможенные режимы временного ввоза, переработки на таможенной территории и т.д.).

Формы отчетности определяются ГТК России. В качестве примера приведем форму Отчета о товарах, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли и реализованных в магазине беспошлинной торговли (приложение 5 к Положению, утвержденному Приказом ГТК России от 23 июля 1999 г. N 468 <*>). Форма такого отчета, установленная ГТК России, включает в себя следующую информацию:

--------------------------------

<*> БНА ФОИВ. 2000. N 5.

1) номер ГТД;

2) краткое наименование товара;

3) статус товаров (российские или иностранные);

4) количество мест и вес брутто;

5) количество, реализованное на дату отчета;

6) товары, в отношении которых таможенный режим магазина беспошлинной торговли изменен на иной (номер ГТД и новый таможенный режим);

7) остаток товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, на дату отчета.

Непредставление или несвоевременное представление отчетности мешают нормальной работе таможенных органов, существенно снижают эффективность проводимого ими таможенного контроля. Виновные в совершении такого правонарушения привлекаются к административно-правовой ответственности. В соответствии со ст. 16.15 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ.

Статья 365. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля

1. При проведении таможенного контроля не допускается причинение вреда перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, владельцам таможенных складов, иным заинтересованным лицам, а также товарам и транспортным средствам.

2. Убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

3. За причинение лицам убытков таможенные органы либо их должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральными законами.

4. Убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Комментарий к статье 365

Комментируемая статья устанавливает запрет на причинение неправомерного вреда лицам (декларанту, перевозчику, их представителям, владельцам складов временного хранения и таможенных складов, иным заинтересованным лицам), товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля.

Комментируемая норма находит свое развитие в ряде нормативных актов ГТК России.

Так, Инструкцией по таможенному оформлению и таможенному контролю делящихся и радиоактивных материалов (утверждена Приказом ГТК России от 13 марта 1998 г. N 144) <*> на сотрудников отделов (групп) таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов возлагается обязанность предусмотреть вероятные последствия досмотра с точки зрения возможности причинения неправомерного вреда делящимся и радиоактивным материалам, в том числе и за счет самораспада, проведения экспертиз и т.п.

--------------------------------

<*> Таможенные ведомости. 1998. N 6.

В Инструкции о порядке проведения личного досмотра физических лиц... (утверждена Приказом ГТК России от 22 сентября 1997 г. N 569) предусмотрено, что лица, участвующие в личном досмотре, обязаны бережно и аккуратно обращаться с имуществом досматриваемого лица. Необходимое вскрытие или разрушение отдельных предметов следует производить "только в требуемой степени" (п. 4.12).

Согласно п. 2 ст. 365 ТК РФ убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

Вред представляет собой всякое умаление личного или имущественного блага. Соответственно различают вред материальный и вред моральный. Возможны два способа возмещения вреда: в натуре или путем возмещения причиненных убытков.

Под убытками понимаются те невыгодные имущественные последствия, которые наступают для потерпевшего вследствие противоправного причинения вреда его личности или имуществу, выраженные в денежной форме. В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ в состав убытков входят расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества <*> (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при отсутствии правонарушения (упущенная выгода).

--------------------------------

<*> Под повреждением или утратой имущества понимается стоимость поврежденного или утраченного имущества, например стоимость утраченного багажа, испорченного груза и т.п.

Вред, причиненный правомерными действиями должностных лиц таможенных органов, по общему правилу возмещению не подлежит, кроме тех случаев, когда возмещение вреда будет предусмотрено федеральным законом (п. 4 ст. 365 ТК РФ).

Вред, причиненный гражданам, организациям и учреждениям противоправными действиями (бездействием) таможенных органов, подлежит возмещению в порядке, установленном уголовным и гражданским законодательством. В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Обязанности по возмещению вреда от указанных действий несет государство. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта Федерации или казны муниципального образования. При этом установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме (ст. 1064 ГК РФ).