9.2. Деловая переписка.
Деловое письмо является одним из главных каналов связи предприятия, организации, учреждения с внешним миром.
Чтобы правильно и быстро составить письмо, необходимо знать особенности языка, стиля деловой переписки и требования, предъявляемые к ней.
Язык деловой переписки характеризуется частотой повторяемости и единообразием речевых средств. Язык деловой переписки должен быть нейтральным. При этом используются логические средства оценки фактов, должны отсутствовать просторечные и диалектные слова и выражения.
Важной задачей в составлении письма является его информационное насыщение, т.е. целесообразное количество информации, которое оно в себя включает. Предметом официальной переписки обычно является сообщение о некоторой ситуации и логическая оценка этой ситуации.
Изложение каждого аспекта содержания следует начинать с нового абзаца.
Типичный абзац состоит из трех частей: абзацного зачина, абзацной фразы и комментирующей части. В зачине формулируется тема абзаца. В абзацной фразе содержится основная информация. В комментирующей части подводится итог сказанному в абзаце.
Рекомендуется составлять деловые письма по одному вопросу, чтобы письмо не содержало тематически разнородную и логически не связанную информацию.
В деловом письме выражаются не индивидуальные, а групповые интересы фирм, предприятий, учреждений, поэтому текст излагается от первого лица множественного числа без использования местоимения «мы».
Вводные слова и обороты позволяют внести различные оттенки в тон служебной переписки. При составлении делового письма следует учитывать, что тон и стиль деловой корреспонденции формируют прилагательные и наречия, которые отражают объективность или субъективность автора письма, его настой, эмоциональное состояние.
Порядок слов в предложении должен отражать логическую последовательность элементов содержания и соответствовать традиционным для данного языка нормам словорасположения.
При оформлении писем необходимы следующие обязательные реквизиты: наименование организации; справочные данные об организации; дата письма; регистрационный номер; адресат; заголовок к тексту; текст; отметка о наличии приложений (при необходимости); подпись, визы согласования; отметка об исполнителе; идентификатор электронной копии документа.
- Учебно-практическое пособие курс лекций Тема 1. Основные понятия, используемые при составлении правовых актов
- 1.1. Основные понятия, используемые при составлении документа
- 1.2. Юридическая сила документа
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 2. Подготовка и оформление проектов законодательных и нормативных актов рф
- 2.1. Подготовка и оформление проектов законодательных актов Российской Федерации.
- 2.2. Подготовка и оформление проектов актов Президента Российской Федерации.
- 2.3. Подготовка и оформление проектов актов Правительства Российской Федерации.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 3. Нормотворческая техника субъектов российской федерации
- 3.1. Понятие нормотворческой техники.
- 3.2. Подготовка и оформление проектов региональных законов. А) Общие положения
- Б) Этапы подготовки законопроектов
- В) Оформление законопроектов
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 4. Подготовка муниципальных нормативных актов
- 4.1. Особенности подготовки муниципальных нормативных актов.
- 4.2. Разработка и принятие нормативного акта.
- 4.3. Согласование и экспертиза проекта нормативного правового акта.
- 4.4. Юридическое заключение на проект нормативного правового акта.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 5. Правила оформления управленческих документов
- 5.1. Оформление реквизитов документов.
- 5.2. Бланки документов, форматы.
- 5.3. Требования к изготовлению документов с помощью печатных устройств.
- 5.4. Требования к изготовлению, учету, использованию и хранению бланков с воспроизведением государственного герба рф, гербов субъектов рф.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 6. Некоторые рекомендации по составлению служебных документов
- 6.1. Особенности официально-делового стиля.
- 6.2. Употребление прописных и строчных букв.
- 6.3. Наиболее употребляемые сокращения слов.
- 6.4. Оформление дат и чисел в документах.
- 6.5. Некоторые рекомендации по составлению текстов правовых актов (законов, постановлений, распоряжений, приказов).
- 2. Ясность и доступность языка правового акта.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 7. Организационно-правовые документы
- 7.1. Назначение и состав организационно-правовых документов.
- 7.2. Правила составления и оформления отдельных видов организационно-правовых документов.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 8. Распорядительные документы
- 8.1. Назначение и перечень распорядительных документов.
- 8.2. Порядок подготовки правовых актов (законов, проектов, постановлений, распоряжений, решений, приказов).
- 8.3. Оформление распорядительных документов.
- Тема 9. Составление и оформление справочно-информационных документов
- 9. 1. Протокол.
- 9.2. Деловая переписка.
- 9.3. Докладные, объяснительные записки и заявления.
- 9.5. Справка.
- 9.6. Договор.
- 9.7. Доверенность.
- 9.8. Сводка. Заключение. Перечень. Список.
- 9.9. Телеграмма. Телефонограмма. Факсограмма. Электронное сообщение.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме
- Тема 10. Организация работы с письменными и устными обращениями граждан
- 10.1. Законодательно-нормативные акты по работе с обращениями граждан.
- 10.2. Технология работы с обращениями граждан.
- Тренировочные задания
- Вопросы для повторения
- Резюме по теме