logo search
Гос

7.3. Понятие и организационная структура государственных органов, их классификация

Основным элементом организационной структуры государственного управления является государственный орган. Государственный орган – это единичная структура власти (гражданин, коллектив, группа граждан), наделенная государственно-властными полномочиями для осуществления закрепленных за ним целей и функций.

Государственный орган представляет собой разновидность организации (коллектива людей, объединенных в своей деятельности общими целями и задачами). Это часть организационной структуры государственного аппарата. Он обеспечивает определенный вид государственной деятельности, выполняет определенные функции и задачи, имеет свои структурные особенности.

Существенным признаком государственного органаявляется наличие государственно-властных полномочий, которые выражаются в компетенции государственных органов и реализуются в их практической деятельности через принимаемые ими управленческие решения. Опираясь на силу государства, они осуществляют свою деятельность, которая облекается в различные формы. В соответствии с видами деятельности государственные органы выполняют функции различного характера; например: нормотворческую, исполнительную и распорядительную, что обусловливает их специализацию.

Для характеристики государственного органа следует отметить следующее:

Многогранность функций государства, разнообразие связей с обществом и протекающими в нем политическими, социально-экономическими, научно-техническими, экологическими и другими процессами, предопределяет разнонаправленность и разнохарактерность деятельности органов государственного управления, способы и меру их воздействия и участия в этих процессах.

Структура и виды органовтого или иного уровня устанавливаются в зависимости от формы государственного устройства и формы правления.

Каждый государственный орган имеет свою внутреннюю структуру – внутреннее устройство, которое зависит от положения органа в иерархической системе управления.

Скоординированную и слаженную работу системы государственного управления обеспечивает государственный аппарат соответствующего уровня.

Государственный аппаратявляется основным звеном в системе государственного управления, обеспечивает деятельность всей системы. Его структура отражает базовые задачи и функции государства и, в первую очередь, обеспечивает все исполнительно-распорядительные функции государства, взаимосвязи общества и государства.Государственный аппарат – это совокупность административных органов, выполняющих исполнительно-распорядительные функции.

Госаппарат обладает властными полномочиями, имеет определенную компетенцию и сферу ответственности, образуется в установленном законом порядке.

Отличительными особенностямисистемы органов государственного аппарата являются:

И если государство представляет собой институт, воплощающий общую волю, общий интерес всех граждан, то государственный орган – это специальное образование, официально созданное государством и имеющее свою сферу деятельности.

Статус, компетенция, функции и полномочия каждого государственного института устанавливаются Конституцией страны и соответствующими законами.

Систему государственных органов можно представить через две основные подсистемы(условно назовем их А и Б), каждая из которых формируется на национальном, региональном и местном уровнях.Подсистема Анационального уровня образуется на основе Конституции страны. Фактически – это политическая организация общества, основное предназначение которой состоит в управлении делами всего общества и государства, определении стратегии, целей и задач его развития.

К государственным органам подсистемы А национального уровняотносятся:

В федеративных государствах органы регионального и местного уровнясоздаются на основе конституций и уставов субъектов федерации. Это представительные законодательные органы, администрация субъектов (президенты, мэры, губернаторы).

В унитарных государствахорганы подсистемы А формируются на основе общей конституции. В Республике Беларусь - это советы депутатов областного, базового и первичного уровней.

Подсистема Бвключает исполнительно-распорядительные органы и формируется на основе решений государственных институтов подсистемы А, указов президента, постановлений правительства и администрации соответствующего уровня. Они отличаются от других органов назначением и содержанием своей деятельности, ее характером. Каждый орган имеет свою организационную структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, полномочия. Их правовой статус определяется тем, что:

К государственным органам подсистемы Б относятся:

В федеративных государствах выделяют:

Исполнительные органы можно классифицировать по ряду признаков и, прежде всего, в зависимости от государственного устройства, правовых основ образования, характера компетенции, порядка разрешения подведомственных вопросов.

С учетом территориального масштабаорганы государственного управления подразделяются нацентральные и местные. Исполнительная деятельность центральных органов распространяется на территорию всего государства. Местные – действуют в пределах административно-территориальных единиц.

По характеру компетенции выделяют:

По порядку разрешения подведомственных вопросоввыделяются две группы органов –коллегиальные и единоначальные.

Коллегиальные органы– это организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов. Решения принимаются большинством голосов их членов с персональной ответственностью за их исполнение.

Единоначальные органы– это те, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю.

Однако в единоначальных органах исполнительной власти единоначалие сочетается с коллегиальностью. В министерствах, ведомствах, управлениях и образуются коллегии, в состав которых входят руководитель органа, его заместители и другие руководящие работники, специалисты. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы управления отраслью, сферой и т. д. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами руководителя единоначального органа.

По источнику финансированияорганы управления можно сгруппировать следующим образом:

Отдельный государственный орган имеет свое организационно-структурное построение, которое можно определить как упорядоченную совокупность подразделений органа и связей между ними внутри органа. Исходным структурообразующим фактором является функция, ее содержание. Функциональный подход является определяющим как для структурного оформления управляющей системы в целом, так и для отдельных ее составляющих. Каждый орган исполнительной власти имеет название, в котором четко видна основная, выполняемая им функция. Каждое подразделение государственного органа предназначено для исполнения установленных функций и полномочий для реализации основных задач государственного органа.

Такой подход позволяет учитывать:

  1. состав его структурных подразделений, их место и функции в системе управления;

  2. систему структурных связей, функциональных, коммуникативных, информационных;

  3. порядок распределения между подразделениями компетенции, полномочий ответственности.

Таким образом, организационная структура государственного органа является формой разделения и кооперации управленческой деятельности, схемой распределения ее целей, задач и функций.

В составе структурных подразделений можно выделить: руководство, функциональные подразделения и обслуживающие подразделения.

Руководство:

Первичным элементом в структуре организации является должность. Должностьследует понимать как юридически установленную социальную роль, выполняемую человеком в организации, совокупность соответствующих ей полномочий, обязанностей и ответственности, требований к знаниям, опыту и квалификации.

Должность как исходная структурная единица включает четыре формальных элемента: точно обозначенное в штатном расписании служебное место;обязанности по данной должности; права и полномочия;ответственность.

Совокупность должностей, распределенная по подразделениям органа государственного управления, есть штатное расписание, штаты. Классифицировать должности и их носителей – должностных лиц значит описать официальную структуру государственного органа.

В любой организационной структуре можно выделить простейшие образования – организационные ячейки. Каждая из них включает в себя руководителя и непосредственно ему подчиненных работников. Количество подчиненных не должно быть слишком большим, в противном случае руководитель будет вынужден все свое время тратить на контакты с ними, и не выполнит возложенные лично на него задачи.

При формировании структуры государственного органа, в первую очередь, необходимо определить и проанализировать совокупность необходимых функций. Последовательность разработки структуры такова:

1. Орган делится на широкие блоки подразделений по горизонтали в соответствии с важнейшими направлениями его деятельности.

2. Устанавливается соотношение полномочий различных должностей. При этом руководство производит дальнейшее деление на более мелкие организационные звенья, чтобы эффективнее использовать специализацию и избежать перегрузки руководства.

3. Определяются должностные обязанности сотрудников. Их можно определить как совокупность определенных задач и функций, которые поручается выполнить конкретным лицам.

Организационная структура, как правило, определяется, официально утверждается соответствующими нормативными актами и является формальной. Наряду с формальными могут существовать и неформальные организационные структуры, образующиеся на основе личных взаимоотношений работников.

Организационная структура не является застывшей формой. Процесс изменения организационных структур и их кадрового состава именуется реорганизацией, которая происходит эволюционно.

Эффективность функционирования каждого органа (организации) зависит от согласованности действий его подсистем, т. е. служб и подразделений, соблюдения ими общих принципов и требований всей системы.

Связующим и координирующим элементом работы государственного органа является организационная структура управления. Именно с ее помощью достигается объединение всех компонентов, обеспечивается целостность, управляемость в организации.

Организационная структура управления государственного органа это упорядоченная совокупность конкретных звеньев аппарата управления, связанных между собой по вертикали (субординация) и по горизонтали (координация) и обеспечивающих устойчивый и качественный процесс управления.

Первичным элементом организационной структуры управления является звено управления, под которым понимается совокупность должностей одного уровня (по горизонтали). Например, в министерствах Республики Беларусь можно выделить звено руководителей департаментов, звено руководителей управлений и т. д. Различные звенья управления составляют ступень, субординационную вертикаль, иерархию должностей.

Чем больше ступеней управления в структуре государственного органа, тем больше возможностей у вышестоящего руководителя сосредоточить внимание на решении главных вопросов. Однако появление большого числа промежуточных ступеней управления затрудняет прохождение информации сверху вниз и обратно, может приводить к искажению ее содержания, снижению оперативности в управлении, увеличению управленческого персонала, удорожанию его содержания. Поэтому очень важно установить оптимальное число ступеней управления. Оптимальность организационных структур управления достигается соблюдением следующих правил их построения:

  1. Сокращение ступеней в иерархической структуре управления.

  2. Организационная обеспеченность функции, что предусматривает выделение организациям соответствующих людских и материальных ресурсов. В противном случае возложенные на них функции либо не будут выполнятся, либо будут выполнятся лишь периодически и некачественно.

  3. Организационная структура управления не должна быть сложной. Усложнение организационных структур ведет к увеличению численности управленческого персонала, удорожанию систем, замедлению прохождения информации, снижению оперативностью реагирования.

  4. Обеспечение гибкости организационных структур управления. Организационные структуры, в которых слишком детально регламентированы права и обязанности служащих, связи между ними и структурными подразделениями характеризуются постоянством и стабильностью, именуются жесткими. Избежать указанных негативных проявлений можно, используя гибкие организационные структуры. Гибкость достигается внесением необходимых штатных изменений в различных ситуациях, расширением компетенции руководителей.

  5. Достижение оптимального сочетания централизации и децентрализации. В каждом отдельном случае необходимо найти оптимальное соотношение централизации и децентрализации функций, что позволяет нейтрализовать, с одной стороны, ведомственные тенденции, а с другой – местнические. Решение данной задачи дает возможность верхнему звену управления сконцентрировать внимание на крупных, стратегического масштаба проблемах, а нижнему звену – на вопросах оперативно-тактического характера.

  6. Исключение дублирования функций в организационных структурах управления. Это означает, что нельзя возлагать ответственность на несколько служб за выполнение одной и той же функции.

  7. Обеспечение относительной равномерности нагрузок на каждое структурное подразделение. Нарушение указанного требования может привести к высокой текучести кадров, их недокомплекту, напряженности во взаимоотношениях между работниками.

8. Обеспечение максимальной степени типизации. Использование общих принципов и методов управления, единых правовых актов, позволяет унифицировать многие структурные элементы, создать типовые структуры и штаты, что обеспечивает единый подход к построению и закреплению рациональных организационных структур органов и подразделений, внедрению в их деятельность достижений науки и передового опыта.

В зависимости от содержания субординационных связей элементов организационной структуры управления различают два основных типа: линейный и функциональный.

Линейный типорганизационной структуры управления образуется в результате расположения должностей по принципу прямого подчинения: вышестоящий руководитель – руководители – исполнители. Субъект управления располагает правом властного распорядительства.

Такой способ является наиболее простым и логичным, обеспечивает организации подчиненность, единство распорядительства с указанием: что, кому и как делать. Однако при его использовании на основного субъекта управления ложится большая нагрузка. В данном случае ему необходимо обладать глубокими знаниями по всем направлениям работы своих подчиненных. Поэтому чем разнообразнее функции, выполняемые подчиненными, тем труднее линейному руководителю осуществлять эффективное управление. Кроме того, строгая формализация, субординация в отношениях приводит к разной степени блокирования обратных связей, что снижает эффективность управления.

Преодолеть указанные недостатки призван функциональныйпринцип построения организации управления, суть которого состоит в том, что субъект наделен лишь правами методического руководства (консультации, информирование, выдача рекомендаций и т. д.). Права линейного руководителя передаются нескольким субъектам управления, каждый из которых осуществляет его по одной из специализированных функций и концентрирует внимание лишь на одном участке работы. В результате у исполнителей появляется несколько так называемых функциональных руководителей.

Производным от линейного и функционального типов является линейно-функциональный типорганизации управления. Этот тип в определенной мере избавлен от недостатков и, в то же время, аккумулирует положительные стороны как линейного, так и функционального типов. Недостатком является то, что и при этом типе допускаются слабые связи на горизонтальном уровне, чрезмерное развитие вертикального субординационного воздействия, громоздкий аппарат работников функциональных служб и уровней управления, обилие канцелярской работы. Преимущество же состоит в том, что в отделах работают специалисты, выполняющие сходные задачи, что позволяет создать специализированные (штабные) подразделения. Такую структуру называютлинейно-штабной(илилинейно-функционально-штабной). В ней за основу берется линейная структура, но при каждом звене управления создается штаб, состоящий из функциональных органов, которые специализируются на выполнении конкретной функции управления.

Линейно-штабной тип организации управления позволяет повысить качество линейного руководства. Чтобы освободить руководителя органа управления от решения второстепенных вопросов, функциональным руководителям предоставляются права давать указания объектам управления по отдельным функциям. К недостаткам относится то, что штабные подразделения имеют тенденцию к количественному росту и, как следствие – к отрыву от решения актуальных практических проблем. При этом увеличивается нагрузка на линейного руководителя, который становится посредником между штабным и другими подчиненными ему структурными подразделениями.

Наибольшую гибкость в управлении обеспечивает программно-целевой тип организации управления. Он представляет собой упорядоченную совокупность структурных единиц, объединенных организационно для решения комплексных задач. По типам организационного механизма такие структуры бывают обычными и матричными.

Обычные структурыносят временный характер. Для выполнения какой-либо задачи в подчинение руководителю программы выделяются сотрудники соответствующих функциональных подразделений. Задание исполнителям дает руководитель программы, а дисциплинарные взыскания налагает линейный руководитель по представлению руководителя программы. Недостатком такого управления являются ограниченные права руководителей программ.

Суть матричной структурыуправления состоит в том, что занятость в программе не освобождает ее участников от выполнения постоянных обязанностей. Для такой организации характерна сложная система подчиненности структурных единиц – оно может быть двойное, тройное и большее. При такой структуре создаются различные комитеты, комиссии специалистов различных организаций, не связанные с организационной подчиненностью.