logo search
DO_ak_mpravo

Принцип невмешательства во внутренние дела государств

Идея недопустимости вмешательства одних государств в дела других возникла и утвердилась в процессе борьбы складывающихся наций за свою государственность, приведшей к созданию самостоятельных национальных государств. В соответствии с Уставом ООН, обязательность невмешательства  одно из средств утверждения в международных отношения суверенитета и независимости государств. В п.7 ст.2 Устава непосредственно формируется принцип невмешательства. Причем, Организация не имеет права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства. Однако принцип невмешательства не препятствует применению принудительных мер к государству по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии.

Для понимания принципа невмешательства необходимо выяснить понятие «дела, входящего во внутреннюю компетенцию государства». В международном праве отмечается, что данный вопрос является относительным по делу, находящемуся в исключительной юрисдикции государства, поскольку он зависит от развития международных отношений. Дела, которые можно было бы считать внутренними, могут стать предметом международно-правового регулирования. Международное право, например, считает недопустимым любое насилие государства в отношении своего народа. Такие события не могут рассматриваться только как внутреннее дело государства. Международное значение приобретают и вопросы, связанные с охраной окружающей среды, поскольку действия, совершаемые государством в пределах его юрисдикции, могут иметь физические последствия, которые причинят трансграничный ущерб (например, захоронение различных отходов, в том числе и ядерных).