logo
учебник / Сахнова Т

§ 3. Гражданская процессуальная право- и дееспособность иностранныхграждан. Процессуальная правоспособность иностранных организаций

Принцип свободного доступа иностранных лиц к судебной защите в Российской Федерации предопределяет содержание и объем их гражданской процессуальной правоспособности и дееспособности.

Гражданская процессуальная право- и дееспособность иностранных лиц определяется их личным законом (ч. 1 ст. 399 ГПК). Личным законом иностранного гражданина по общему правилу является право страны, гражданство которой гражданин имеет (принцип lex patriae) - ч. 2 ст. 399 ГПК. Личным законом иностранной организации считается право страны, в которой организация учреждена, - ч. 1 ст. 400 ГПК.

Вместе с тем для тех случаев, когда в силу разных обстоятельств - множественности гражданства, несовпадения страны гражданства со страной постоянного места жительства - возникает проблема определения личного закона иностранного гражданина, российское законодательство стремится к приоритету своего права.

В случае, если иностранный гражданин имеет наряду с иностранным гражданством гражданство Российской Федерации, его личным законом считается российское право (ч. 2 ст. 399 ГПК). Если гражданин имеет несколько иностранных гражданств, личным законом признается право страны проживания. Если иностранный гражданин имеет место жительства в России, его личным законом считается российское право (ч. 3 ст. 399 ГПК). Личным законом лица без гражданства является право страны, в которой это лицо имеет место жительства (ч. 4 ст. 399 ГПК).

Но и в том случае, когда по личному закону иностранное лицо считается процессуально недееспособным, оно может быть на территории Российской Федерации признано процессуально дееспособным, если в соответствии с российским правом обладает процессуальной дееспособностью (ч. 5 ст. 399 ГПК). Аналогичное правило действует и в отношении иностранной организации при определении ее процессуальной правоспособности (ч. 2 ст. 400 ГПК).

Что касается процессуального статуса иностранных лиц в гражданском процессе, ведущемся в российском суде, то он полностью подчинен национальному режиму: иностранные лица пользуются процессуальными правами и исполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями (ч. 2 ст. 398 ГПК).

Некоторые особенности имеются в юридических гарантиях права на судебную защиту, в частности - в отношении представления интересов иностранных граждан в судах Российской Федерации. Разумеется, иностранные граждане, как и граждане Российской Федерации, вправе воспользоваться всеми теми гарантиями, которые им предоставляет ГПК, в том числе они также обладают правом иметь представителя - в соответствии с правилами гл. 5 ГПК. Но, кроме того, дела иностранных граждан в российских судах могут вести консулы соответствующей страны. Право и обязанность консула представлять интересы граждан своего государства в стране пребывания вытекает из сущности консульских функций, закрепленных Венской Конвенцией о консульских сношениях (ст. 5); они предусмотрены рядом двусторонних и многосторонних международных соглашений (в первую очередь, договорами о правовой помощи).

Консул выполняет функцию судебного представительства в силу своего официального положения и консульских функций по охране и защите интересов граждан представляемого государства. К числу важнейших функций консула относятся:

- защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц) в пределах, допускаемых международным правом (п. "а" ст. 5 Венской Конвенции о консульских сношениях); оказание помощи и содействия гражданам (физическим и юридическим лицам) представляемого государства (п. "e" ст. 5);

- охрана интересов граждан (физических и юридических лиц) представляемого государства в случае преемства "mortis causa" на территории государства пребывания в соответствии с законами и правилами государства пребывания (п. "g" ст. 5);

- с соблюдением практики и порядка, принятых в государстве пребывания, представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства пребывания с целью получения в соответствии с законами и правилами государства пребывания распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если в связи с отсутствием или по другим причинам такие граждане не могут своевременно осуществлять защиту своих права и интересов (п. "i" ст. 5).

Соответственно, консул осуществляет судебное представительство, если само заинтересованное лицо в процессе не участвует и не поручило вести дело судебному представителю (по правилам ГПК).

Юридическим фактом - основанием возникновения представительства консула выступает международный договор. Поэтому ведение дела в суде осуществляется без какой-либо доверенности со стороны представляемого. В связи с этим в отечественной доктрине дискутировался вопрос о том, вправе ли консул, представляя гражданина своей страны в российском суде, осуществлять также распорядительные полномочия без особого на то поручения? Было высказано два противоположных суждения:

а) поскольку объем и характер полномочий консула вытекает из международного договора, потому и ограничения ст. 54 ГПК на представительство консула не распространяются (А.А. Рубанов);

б) исходя из принципа lex fori, если иное не установлено международным договором, деятельность консула должна подчиняться процессуальной форме, установленной ГПК, которая не допускает - без специальной доверенности - совершения распорядительных действий представителем в суде (Н.И. Марышева).

В международных договорах конкретный объем полномочий консула как судебного представителя не определен. Согласно Венской Конвенции о консульских сношениях, к которой СССР присоединился в 1989 г., консул осуществляет судебное представительство граждан представляемого государства с соблюдением практики и порядка, принятых в государстве пребывания. Поэтому полагаем, что по вопросу объема представительских полномочий деятельность консула подчинена требованиям ГПК. Поскольку судебное представительство консула основано на особых юридических фактах и возможно при особых условиях, его содержание составляет деятельность по ведению дела; соответствующие процессуальные полномочия возникают в силу закона (ст. 35, 48 ГПК).