logo search

Виды нормативно-правовых актов

В современных государствах существует сложная система нормативно-правовых актов. Ее можно представить в разных классификациях.

1. По юридической силе:

Иногда по этому критерию дается развернутая классификация: Конституция (основной закон); федеральные законы; указы президента; постановления правительства; нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу при этом образуют: международные договоры России; нормативные акты органов власти субъектов федерации.

2. По сфере действия различают:

3. В зависимости от территории действия:

4. В зависимости от времени действия:

Законы

Закон – это нормативно-правовой акт высшего законодательного органа государства, принятый в особом порядке и регулирующий наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Признаки закона:

  1. издается представительными органами;

  2. регулирует наиболее важные общественные отношения;

  3. имеет первичное значение. Все другие носят производный характер;

  4. обладает высшей юридической силой: он не подлежит контролю или утверждению каким-либо другим органом; может быть отменен или заменен только законом;

  5. принимается в особом порядке.

В.В. Лазарев выделяет только три особенности закона: первичность законов, высшую юридическую силу и особый порядок принятия. Некоторые авторы к признакам закона относят: общеобязательность и стабильность (А.В. Якушев); установление принципиальных положений правового регулирования (А.Ф. Черданцев).

Стабильность закона обеспечивается особым порядком принятия закона (изменения и отмены). Закон может быть изменен или отменен, минуя сложную юридическую процедуру, органом, принявшим его, в редких случаях в силу большой общественной необходимости.

Закон прямо связан с верховной властью государства, поэтому рассматривается как проявление государственного суверенитета. При этом верховенство закона отражает внутренний аспект суверенитета, т. е. верховенство государственной власти внутри страны. Внешний аспект суверенитета проявляется в соотношении закона и международного права.

Закон в системе нормативных правовых актов. Закон занимает ведущее положение в системе законодательства, потому что:

  1. является основой развития системы права: устанавливает принципы права;

  2. определяет объем и направление конкретных правотворческих органов и т. д.;

  3. предопределяет основное содержание других видов нормативных актов, последние детализируют и конкретизируют закон;

  4. определяет юридическую силу других нормативно-правовых актов.

Виды законов. Классификация законов может производиться по различным основаниям:

  1. по юридической силе:

  1. по субъектам законодательства:

  1. по сфере действия:

  1. по отраслевой принадлежности: законы, содержащие нормы:

  1. по внешней форме выражения:

  1. по сроку действия:

  1. по объему и объекту регулирования:

  1. по времени вступления в силу различают законы, вступающие в силу:

Конституция (Основной закон) России является основой всего законодательства России. Верховенство ее в системе актов определяется следующим. Она:

  1. принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа;

  2. устанавливает основные, главные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя;

  3. содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти;

  4. принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества;

  5. устанавливает виды правовых актов, издаваемых в стране. Конституция РФ называет 15 видов таких актов;

  6. обладает высшей юридической силой;

  7. имеет программный характер (общественный, государственный, законодательный).

Конституционные законы – это законы, дополняющие конституцию, или законы, издающиеся по отдельным, указанным в конституции наиболее важным вопросам.

Таковы федеральные конституционные законы: "О Конституционном Суде Российской Федерации", "О референдуме Российской Федерации", "О правительстве Российской Федерации".

Обыкновенные законы – это нормативные акты, которые регулируют обособленные общественные отношения, издаются в форме кодексов, уставов и текущих законов.

Все законы (кроме конституции и конституционных законов), принятые Федеральным Собранием РФ в пределах их компетенции и порядке реализации своих функций, являются обыкновенными (текущими). Таковы, например, федеральные законы: Уголовный Кодекс РФ 1996 г.; Градостроительный кодекс РФ 1998 г.; "О лекарственных средствах" 1998 г. и др.

Обыкновенные федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов каждой палаты Федерального Собрания. Датой принятия обыкновенного закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.