Виды правотворчества
Классификация правотворчества очень разнообразна. Она может осуществляться по следующим основаниям (критериям):
по юридической силе принимаемых актов различают:
законотворчество,
подзаконное нормотворчество;
по субъектам правотворческой деятельности выделяют:
непосредственное правотворчество народа,
правотворчество государственных органов,
правотворчество отдельных государственных должностных лиц; (президента, министра),
правотворчество органов местного самоуправления,
локальное правотворчество (на предприятии, в учреждении, организации),
правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов);
по кругу (количеству) субъектов правотворчества различают:
моносубъектное правотворчество,
полисубъектное правотворчество (М.М. Рассолов, В.О. Елеонский);
по способу придания юридической силы нормативному акту выделяют:
делегированное правотворчество,
санкционированное правотворчество;
по наличию лоббирования:
лоббируемое правотворчество,
нелоббируемое правотворчество (В.К. Бабаев).
Законотворчество
Законотворчество – это правотворческий процесс, предметом которого является принятие закона.
Особенности законотворчества. Законотворчество – самостоятельный вид правотворчества, который имеет следующие особенности:
ограниченный круг субъектов правотворчества. Законы принимают представительные органы;
ограниченный круг субъектов законодательной инициативы;
предмет правотворчества – закон, акт высшей юридической силы, основа всей системы права;
строгая (усложненная) процедура прохождения проекта нормативного акта.
Законотворческий процесс, как правило, закрепляется особыми актами – Положениями или Регламентами высших органов государственной власти – и является объективно необходимым.
Подзаконное правотворчество
Подзаконное правотворчество – это деятельность органов и должностных лиц по подготовке и принятию нормативно-правовых актов на основе и во исполнение законов.
Особенности подзаконного правотворчества. Подзаконное правотворчество отличает:
широкий круг субъектов правотворчества (все государственные органы);
широкий круг субъектов правотворческой инициативы, как правило, отсутствие законодательной инициативы;
широкий предмет правотворчества (множественность форм нормативно-правовых актов);
вторичный характер – правотворчество сообразуется с законом;
оперативность подготовки и принятия актов правотворчества ввиду своей очевидной динамичности;
упрощенная, незаформализованная процедура принятия актов. Каждый орган сам определяет порядок подготовки, согласования, рассмотрения проектов актов, их принятия и подписания. Существует порядок подготовки проектов указов президента, есть порядок подготовки постановления и распоряжений правительства и т. д.
Подзаконное правотворчество имеет место в случаях, когда нормы права принимаются и вводятся в действие органами государства, не относящимися к его представительным высшим органам. Акты подзаконного правотворчества необходимы для обеспечения применения закона.
К субъектам подзаконного правотворчества относятся: президент, правительство, иные высшие органы государства, обладающие по закону правом создания юридических норм и нормативных актов.
Достоинства подзаконного правотворчества:
гибкость и меньшая формальность;
компетентность соответствующих органов, их знание местных и иных условий, увеличивающих эффективность принятого юридического решения.
Недостатки подзаконного правотворчества:
закрытость процесса принятия правового решения,
сложность обзора и применения норм права из-за большого числа нормативных актов,
отсутствие контроля общества за правотворческой работой и др.
Непосредственное правотворчество народа (референдум)
Референдум – это средство участия населения в осуществлении акта законодателя власти и принятия правотворческого решения.
Особенности референдума:
правотворческое решение принимается всенародным голосованием,
принятое решение обладает высшей юридической силой,
решение не нуждается в последующем утверждении,
изменять решение можно только в результате повторного референдума.
Некоторые авторы особенности (признаки) прямого правотворчества видят в том, что проведение его происходит по инициативе групп граждан, населения определенной численности; совокупная воля избирателей является прямым и единственным правообразующим источником Конституции, закона или иного решения; подготовка и проведение референдума возлагается на государственные органы, избирательные комиссии или комиссии референдума, общественные организации, чьи права и обязанности подчинены достижению главной цели – обеспечить полное и свободное волеизъявление (Ю.А. Тихомиров).
Референдум не является универсальным институтом, видом правотворчества. Существуют страны развитой демократии, в которых он либо не применялся, либо использовался в единичных случаях (Великобритания, Бельгия).
Достоинства референдума. Они проявляются в том, что он позволяет:
прямо и непосредственно, без промежуточных инстанций и возможных искажений выявить отношение граждан к тому или иному варианту правового регулирования вынесенного на референдум вопроса;
сразу же принять по нему окончательное решение.
Недостатки референдума. Они проявляются в том, что:
это весьма дорогостоящая процедура, требующая больших организационных, технических затрат. Проводиться ежемесячно, ежеквартально он не может;
возможна манипуляция общественным мнением, жесткая зависимость от явки избирателей и др.
Виды референдума:
контрольный – всенародное голосование, проводимое в соответствии с нормой, прямо закрепленной в Конституции;
факультативный – голосование, проводимое по требованию определенного числа избирателей;
плебисцитарный – голосование, проводимое с целью выяснения поддержки или недоверия населения в отношении конкретного политического лидера либо правительства;
консультативный – референдум, результаты которого необязательны в силу того, что имеют рекомендательный характер (Н.Г. Назаренко).
Правотворчество государственных органов – это разветвленная деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Это основной вид правотворчества и его отличает следующее:
в нем участвует наибольшее количество субъектов правотворчества – почти все государственные органы;
правотворческие решения наиболее разнообразны. Выражаются в разветвленной системе нормативных актов;
правотворческие решения имеют разную правотворческую силу.
Правотворчество должностных лиц (некоторые авторы говорят о правотворчестве отдельных лиц) – это процесс принятия нормативных правовых актов президентом, министрами, руководителями государственных комитетов и ведомств.
Правотворчество органов местного самоуправления. Его особенности:
субъектами правотворчества являются представительные и должностные лица муниципальных образований;
сфера, область правотворческих решений ограничена территорией муниципального образования.
Локальное правотворчество. Ему присущи следующие черты:
субъекты правотворчества – предприятия, трудовые коллективы и подобные образования;
ограниченная область распространения правотворческих решений;
упрощенный порядок правотворчества. Как правило, нормативные акты принимаются руководителем единолично.
Особенности правотворчества общественных (кооперативных) организаций:
как правило, исключается самостоятельное принятие ими норм права;
в правотворчестве участвует государство в различных формах:
делегирования правотворческих полномочий;
санкционирования актов, принятых этими организациями;
предварительного разрешения на издание соответствующего акта;
совместного принятия нормативных актов.
Санкционированное правотворчество – это утверждение государственными органами норм, принятых негосударственными организациями. В ряде случаев закон предусматривает такое утверждение или регистрацию уставов и иных актов общественных организаций. Однако далеко не все авторы признают за подобными процедурами значение правотворчества. При санкционированном правотворчестве происходит санкционирование норм, при котором процесс создания проходит вне государственных органов.
Делегированное правотворчество – это осуществление правотворческой деятельности по поручению компетентных государственных органов. Делегированное правотворчество осуществляется по специальному разрешению. Это разрешение может быть императивным (повелевающим) и диспозитивным (указывающим границу, оставляя при этом свободу усмотрения).
Императивное разрешение на правотворчество основано на принципе "все запрещено, кроме того, что разрешено законом". Диспозитивное разрешение – на принципе "все разрешено, кроме того, что прямо запрещено". Такой вид делегированного правотворчества наблюдается в тех случаях, когда органы государственной власти в соответствии с законом предоставляют право на правотворчество органам, объективно обладающим некоторой автономией (органы местного самоуправления или органы управления общественных объединений).
В зависимости от вида государственного органа, давшего поручение на издание акта, следует различать:
делегированное законотворчество;
делегированное правотворчество.
Делегированное законотворчество – это нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительных органов.
Исходя из оправдавшей себя зарубежной практики, правительственные акты делегированного законодательства не должны затрагивать:
основные права, свободы и обязанности человека и гражданина;
статуса субъектов федерации;
конституционного статуса органов власти и судебных органов.
- В.А. Рыбаков
- Содержание
- Теория государства и права в системе юридических наук
- Функции теории государства и права.
- Методы теории государства и права
- Тема 2. Происхождение государства и права
- Основные теории происхождения государства и права.
- Основные теории возникновения государства и права
- Теологическая теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Патриархальная теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Договорная (естественно-правовая) теория. Она выдвигает следующие положения:
- Органическая теория происхождения государства. Ее представители утверждают:
- Психологическая теория обосновывает происхождение государства и права:
- Материалистическая теория. Основные положения данной теории:
- Публичная (общественная) власть и нормы поведения в первобытном обществе
- Особенности социальных норм. Систему нормативного регулирования в первобытном обществе отличает:
- Причины и пути возникновения государства и права Причины возникновения государства. К ним относят:
- Пути возникновения государства. На сегодня в научном плане выделяются две основные формы, два пути возникновения государства:
- Особенности европейского пути развития государства. Этот путь характеризуется тем, что:
- Тема 3. Признаки и сущность государства
- Понятие государства
- Публично-политическая (государственная) власть
- Государственная территория
- Государственный суверенитет
- Особенности государственного суверенитета. Суверенитет государства представляет собой:
- Право (законодательство)
- Сущность государства
- Тема 4. Государственный аппарат
- Понятие государственного аппарата
- Органы государства: понятие и виды
- Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- Тема 5. Форма государства
- Форма правления
- Нетипичные формы правления. В настоящее время существуют формы правления, которые нельзя отнести к классическим монархиям или республикам. Они сочетают в себе признаки обеих. К ним относятся:
- Формы государственного устройства
- Признаки государственного устройства. Государственное устройство отражает:
- Формы государственного устройства. Общепризнанными являются две формы государственного устройства:
- Особенности унитарного государства. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
- Виды унитарного государственного устройства. По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть:
- Сложное государственное устройство. Сложные государства делятся на:
- Унии. К униям относятся:
- Особенности федераций. Отличительными признаками федерации являются:
- Виды федерации. Для классификации федераций обычно используют два критерия – полномочия их субъектов и принцип построения.
- Особенности конфедерации:
- Виды конфедераций:
- Политический режим
- Признаки политического режима. Политический режим представляет собой:
- Виды политических режимов. Обычно выделяют два вида политических режимов:
- Виды антидемократических политических режимов. Чаще всего авторы выделяют:
- Особенности тоталитарного режима. Для данного политического режима характерны:
- Тема 6. Политическая система общества
- Понятие политической системы общества
- Значение понятия политической системы общества. Теоретическая и практическая значимость политической системы выражается в том, что она:
- Структура политической системы общества
- Государство как субъект политической системы общества
- Негосударственные субъекты политической системы общества
- Виды политических систем общества
- Тема 7. Правовое государство
- Соотношение государства и права
- Понятие правового государства
- Тема 8. Принципы права
- Понятие принципов права
- Признаки принципов права. Принципы права представляют собой:
- Формы существования принципов права. Принципы права могут быть выражены, закреплены:
- Виды принципов права
- Тема 9. Функции права
- Понятие функций права
- Признаки функций права. Если исходить из понимания функции права как направления воздействия, то для нее характерны следующие черты:
- Формы воздействия права. Функции реализуются в трех формах, различают:
- Виды функций права
- Специально-юридические (внутренние) функции права
- Особенности динамической функции права. Данная функция:
- Тема 10. Форма (источники) права
- Понятие формы (источника) права
- Виды форм права и их особенности
- Тема 11. Нормы права
- Понятие нормы права
- Виды норм права
- В рамках регулятивных правовых норм обычно выделяют нормы обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
- Структура нормы права
- Тема 12. Правосознание, правовая культура
- Дефекты правосознания
- Правовая культура
- Тема 13. Правотворчество
- Понятие правотворчества
- Принципы правотворчества
- Виды правотворчества
- Стадии законотворчества
- Тема 14. Система права
- Понятие системы права
- Отрасли и институты права
- Частное и публичное право
- Материальное и процессуальное право
- Международное и внутригосударственное право
- Соотношение систем объективного права и законодательства
- Тема 15. Правовая система
- Подходы к понятию правовой системы
- Романо-германская правовая семья
- Англосаксонское правовая семья
- Семья религиозного и традиционного права
- Исторические типы правовых систем
- Тема 16. Правовые отношения
- Понятие правоотношения
- Субъекты правоотношений
- Объекты правоотношений
- Содержание и форма правоотношений
- Классификация правоотношений
- Юридические факты
- Тема 17. Нормативные правовые акты
- Понятие нормативно-правового акта
- Виды нормативно-правовых актов
- Подзаконные нормативные правовые акты
- Действие нормативных актов
- Разновидностью утраты силы актом является приостановление его действия.
- Тема 18. Юридическая техника
- Понятие юридической техники
- Законодательная (правотворческая) техника
- Тема 19. Систематизация нормативно-правовых актов
- Понятие систематизации законодательства
- Кодификация законодательства
- Инкорпорация законодательства
- Консолидация и учет нормативно-правовых актов
- Тема 20. Правовое регулирование
- Действие права
- Правовое регулирование
- Способы, методы, типы правового регулирования
- Пределы правового регулирования
- Механизм правового регулирования
- Тема 21. Индивидуальное регулирование
- Особенности индивидуального регулирования
- Виды актов применения
- Тема 22. Реализация норм права
- Реализация норм права: понятие и формы
- Понятие применения норм права
- Стадии применения норм права
- Акты применения норм права
- Тема 23. Толкование норм права
- Понятие толкования норм права
- Способы толкования норм права
- Виды толкования норм права
- Акты толкования норм права
- Тема 24. Пробелы в законодательстве
- Понятие пробела в законодательстве
- Способы устранения и восполнения пробелов в законодательстве
- Тема 25. Коллизии норм права
- Понятие юридической коллизии
- Способы разрешения коллизий
- Тема 26. Эффективность права
- Понятие эффективности права
- Показатели эффективности права
- Тема 27. Законность и правопорядок
- Понятие законности
- 1. В зависимости от субъективного состава и нормативной основы различают:
- 2. В зависимости от сферы проявления законность понимают как:
- 3. В зависимости от направленности требований законности ее понимают как:
- Принципы законности
- Гарантии законности
- Правопорядок
- Тема 28. Правомерное поведение
- Понятие правомерного поведения
- Виды правомерного поведения
- Тема 29. Юридическая ответственность
- Понятие юридической ответственности
- Основания привлечения, исключения и освобождения от юридической ответственности
- Функции и принципы юридической ответственности
- Виды юридической ответственности