Виды нормативно-правовых актов
В современных государствах существует сложная система нормативно-правовых актов. Ее можно представить в разных классификациях.
1. По юридической силе:
законы и
подзаконные нормативные акты.
Иногда по этому критерию дается развернутая классификация: Конституция (основной закон); федеральные законы; указы президента; постановления правительства; нормативные акты министерств и ведомств.
Особую группу при этом образуют: международные договоры России; нормативные акты органов власти субъектов федерации.
2. По сфере действия различают:
акты внешнего действия и
акты внутреннего действия.
3. В зависимости от территории действия:
общие (действующие на всей территории) и
местные (действующие на части территории государства).
4. В зависимости от времени действия:
неопределенно-длительные правовые акты и
временные нормативно-правовые акты.
Законы
Закон – это нормативно-правовой акт высшего законодательного органа государства, принятый в особом порядке и регулирующий наиболее важные, ключевые общественные отношения.
Признаки закона:
издается представительными органами;
регулирует наиболее важные общественные отношения;
имеет первичное значение. Все другие носят производный характер;
обладает высшей юридической силой: он не подлежит контролю или утверждению каким-либо другим органом; может быть отменен или заменен только законом;
принимается в особом порядке.
В.В. Лазарев выделяет только три особенности закона: первичность законов, высшую юридическую силу и особый порядок принятия. Некоторые авторы к признакам закона относят: общеобязательность и стабильность (А.В. Якушев); установление принципиальных положений правового регулирования (А.Ф. Черданцев).
Стабильность закона обеспечивается особым порядком принятия закона (изменения и отмены). Закон может быть изменен или отменен, минуя сложную юридическую процедуру, органом, принявшим его, в редких случаях в силу большой общественной необходимости.
Закон прямо связан с верховной властью государства, поэтому рассматривается как проявление государственного суверенитета. При этом верховенство закона отражает внутренний аспект суверенитета, т. е. верховенство государственной власти внутри страны. Внешний аспект суверенитета проявляется в соотношении закона и международного права.
Закон в системе нормативных правовых актов. Закон занимает ведущее положение в системе законодательства, потому что:
является основой развития системы права: устанавливает принципы права;
определяет объем и направление конкретных правотворческих органов и т. д.;
предопределяет основное содержание других видов нормативных актов, последние детализируют и конкретизируют закон;
определяет юридическую силу других нормативно-правовых актов.
Виды законов. Классификация законов может производиться по различным основаниям:
по юридической силе:
основной закон,
федеральные законы конституционные,
федеральные законы (обычные);
по субъектам законодательства:
законы, принятые в результате референдума;
законы, принятые органом государственной власти;
по сфере действия:
законы федеральные и
законы субъектов федерации;
по отраслевой принадлежности: законы, содержащие нормы:
конституционного права,
административного права,
уголовного права,
гражданского права и т. п.;
по внешней форме выражения:
конституция, кодекс,
устав, закон и т. п.;
по сроку действия:
законы постоянные и
законы относительно ограниченные;
по объему и объекту регулирования:
общие законы – посвящены целой сфере общественных отношений (например кодексы);
специальные законы – регулируют узкую область общественных отношений (например "Патентный закон", "О судебных приставах");
по времени вступления в силу различают законы, вступающие в силу:
немедленно,
по истечении установленного срока в порядке общей процедуры
правотворчества,
со дня, указанного в законе.
Конституция (Основной закон) России является основой всего законодательства России. Верховенство ее в системе актов определяется следующим. Она:
принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа;
устанавливает основные, главные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя;
содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти;
принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества;
устанавливает виды правовых актов, издаваемых в стране. Конституция РФ называет 15 видов таких актов;
обладает высшей юридической силой;
имеет программный характер (общественный, государственный, законодательный).
Конституционные законы – это законы, дополняющие конституцию, или законы, издающиеся по отдельным, указанным в конституции наиболее важным вопросам.
Таковы федеральные конституционные законы: "О Конституционном Суде Российской Федерации", "О референдуме Российской Федерации", "О правительстве Российской Федерации".
Обыкновенные законы – это нормативные акты, которые регулируют обособленные общественные отношения, издаются в форме кодексов, уставов и текущих законов.
Все законы (кроме конституции и конституционных законов), принятые Федеральным Собранием РФ в пределах их компетенции и порядке реализации своих функций, являются обыкновенными (текущими). Таковы, например, федеральные законы: Уголовный Кодекс РФ 1996 г.; Градостроительный кодекс РФ 1998 г.; "О лекарственных средствах" 1998 г. и др.
Обыкновенные федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов каждой палаты Федерального Собрания. Датой принятия обыкновенного закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.
- В.А. Рыбаков
- Содержание
- Теория государства и права в системе юридических наук
- Функции теории государства и права.
- Методы теории государства и права
- Тема 2. Происхождение государства и права
- Основные теории происхождения государства и права.
- Основные теории возникновения государства и права
- Теологическая теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Патриархальная теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Договорная (естественно-правовая) теория. Она выдвигает следующие положения:
- Органическая теория происхождения государства. Ее представители утверждают:
- Психологическая теория обосновывает происхождение государства и права:
- Материалистическая теория. Основные положения данной теории:
- Публичная (общественная) власть и нормы поведения в первобытном обществе
- Особенности социальных норм. Систему нормативного регулирования в первобытном обществе отличает:
- Причины и пути возникновения государства и права Причины возникновения государства. К ним относят:
- Пути возникновения государства. На сегодня в научном плане выделяются две основные формы, два пути возникновения государства:
- Особенности европейского пути развития государства. Этот путь характеризуется тем, что:
- Тема 3. Признаки и сущность государства
- Понятие государства
- Публично-политическая (государственная) власть
- Государственная территория
- Государственный суверенитет
- Особенности государственного суверенитета. Суверенитет государства представляет собой:
- Право (законодательство)
- Сущность государства
- Тема 4. Государственный аппарат
- Понятие государственного аппарата
- Органы государства: понятие и виды
- Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- Тема 5. Форма государства
- Форма правления
- Нетипичные формы правления. В настоящее время существуют формы правления, которые нельзя отнести к классическим монархиям или республикам. Они сочетают в себе признаки обеих. К ним относятся:
- Формы государственного устройства
- Признаки государственного устройства. Государственное устройство отражает:
- Формы государственного устройства. Общепризнанными являются две формы государственного устройства:
- Особенности унитарного государства. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
- Виды унитарного государственного устройства. По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть:
- Сложное государственное устройство. Сложные государства делятся на:
- Унии. К униям относятся:
- Особенности федераций. Отличительными признаками федерации являются:
- Виды федерации. Для классификации федераций обычно используют два критерия – полномочия их субъектов и принцип построения.
- Особенности конфедерации:
- Виды конфедераций:
- Политический режим
- Признаки политического режима. Политический режим представляет собой:
- Виды политических режимов. Обычно выделяют два вида политических режимов:
- Виды антидемократических политических режимов. Чаще всего авторы выделяют:
- Особенности тоталитарного режима. Для данного политического режима характерны:
- Тема 6. Политическая система общества
- Понятие политической системы общества
- Значение понятия политической системы общества. Теоретическая и практическая значимость политической системы выражается в том, что она:
- Структура политической системы общества
- Государство как субъект политической системы общества
- Негосударственные субъекты политической системы общества
- Виды политических систем общества
- Тема 7. Правовое государство
- Соотношение государства и права
- Понятие правового государства
- Тема 8. Принципы права
- Понятие принципов права
- Признаки принципов права. Принципы права представляют собой:
- Формы существования принципов права. Принципы права могут быть выражены, закреплены:
- Виды принципов права
- Тема 9. Функции права
- Понятие функций права
- Признаки функций права. Если исходить из понимания функции права как направления воздействия, то для нее характерны следующие черты:
- Формы воздействия права. Функции реализуются в трех формах, различают:
- Виды функций права
- Специально-юридические (внутренние) функции права
- Особенности динамической функции права. Данная функция:
- Тема 10. Форма (источники) права
- Понятие формы (источника) права
- Виды форм права и их особенности
- Тема 11. Нормы права
- Понятие нормы права
- Виды норм права
- В рамках регулятивных правовых норм обычно выделяют нормы обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
- Структура нормы права
- Тема 12. Правосознание, правовая культура
- Дефекты правосознания
- Правовая культура
- Тема 13. Правотворчество
- Понятие правотворчества
- Принципы правотворчества
- Виды правотворчества
- Стадии законотворчества
- Тема 14. Система права
- Понятие системы права
- Отрасли и институты права
- Частное и публичное право
- Материальное и процессуальное право
- Международное и внутригосударственное право
- Соотношение систем объективного права и законодательства
- Тема 15. Правовая система
- Подходы к понятию правовой системы
- Романо-германская правовая семья
- Англосаксонское правовая семья
- Семья религиозного и традиционного права
- Исторические типы правовых систем
- Тема 16. Правовые отношения
- Понятие правоотношения
- Субъекты правоотношений
- Объекты правоотношений
- Содержание и форма правоотношений
- Классификация правоотношений
- Юридические факты
- Тема 17. Нормативные правовые акты
- Понятие нормативно-правового акта
- Виды нормативно-правовых актов
- Подзаконные нормативные правовые акты
- Действие нормативных актов
- Разновидностью утраты силы актом является приостановление его действия.
- Тема 18. Юридическая техника
- Понятие юридической техники
- Законодательная (правотворческая) техника
- Тема 19. Систематизация нормативно-правовых актов
- Понятие систематизации законодательства
- Кодификация законодательства
- Инкорпорация законодательства
- Консолидация и учет нормативно-правовых актов
- Тема 20. Правовое регулирование
- Действие права
- Правовое регулирование
- Способы, методы, типы правового регулирования
- Пределы правового регулирования
- Механизм правового регулирования
- Тема 21. Индивидуальное регулирование
- Особенности индивидуального регулирования
- Виды актов применения
- Тема 22. Реализация норм права
- Реализация норм права: понятие и формы
- Понятие применения норм права
- Стадии применения норм права
- Акты применения норм права
- Тема 23. Толкование норм права
- Понятие толкования норм права
- Способы толкования норм права
- Виды толкования норм права
- Акты толкования норм права
- Тема 24. Пробелы в законодательстве
- Понятие пробела в законодательстве
- Способы устранения и восполнения пробелов в законодательстве
- Тема 25. Коллизии норм права
- Понятие юридической коллизии
- Способы разрешения коллизий
- Тема 26. Эффективность права
- Понятие эффективности права
- Показатели эффективности права
- Тема 27. Законность и правопорядок
- Понятие законности
- 1. В зависимости от субъективного состава и нормативной основы различают:
- 2. В зависимости от сферы проявления законность понимают как:
- 3. В зависимости от направленности требований законности ее понимают как:
- Принципы законности
- Гарантии законности
- Правопорядок
- Тема 28. Правомерное поведение
- Понятие правомерного поведения
- Виды правомерного поведения
- Тема 29. Юридическая ответственность
- Понятие юридической ответственности
- Основания привлечения, исключения и освобождения от юридической ответственности
- Функции и принципы юридической ответственности
- Виды юридической ответственности