Инкорпорация законодательства
Инкорпорация – это систематизация путем объединения нормативного правового материала в определенном порядке без изменения его внутреннего содержания.
Признаки инкорпорации:
она может носить официальный и неофициальный характер;
субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и общественные организации, частные лица;
она не затрагивает содержания акта;
нормативные акты могут подвергаться лишь внешней обработке;
акты инкорпорации не являются новыми нормативными актами, а служат лишь способом (формой) опубликования или переопубликования действующих нормативных актов в обработанном или упорядоченном виде;
это постоянная деятельность органов.
Внешняя обработка заключается в том, что:
из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие силу, и включаются все последующие (с момента издания акта) изменения;
исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;
в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание законодательства или иной нормативный акт.
Внешняя обработка законодательства при инкорпорации производится с соблюдением следующих правил:
нормативные акты располагаются в определенном порядке: хронологическом или алфавитно-предметном;
содержание нормативных актов не изменяется, но при этом в сборник вносятся изменения и дополнения, которые произвел законодатель;
в акт инкорпорации не включаются нормы, которые отменены или утратили силу.
Виды инкорпорации нормативных правовых актов. Инкорпорация классифицируется по нескольким основаниям:
по субъекту:
официальная – утверждение собраний и сборников инкорпорированных актов органами, издавшими эти акты;
полуофициальная (официозная) – утверждение сборников специально уполномоченными на то государственными органами;
неофициальная – создание и издание сборников организациями и отдельными лицами по своей инициативе и без санкции компетентных органов;
по способу упорядочения нормативного материала:
предметная – нормативные правовые акты располагаются по предмету регулирования;
хронологическая – нормативные правовые акты располагаются по времени издания;
в зависимости от объема:
генеральная (полная) и
частичная (неполная).
Виды инкорпорированных актов. Практика знает следующие виды инкорпорированных актов:
сборник,
собрание,
свод законов.
Сборники – это инкорпорированные издания законов или иных нормативно-правовых актов, принятых одним или несколькими правотворческими органами, а также тематические издания законов и иных нормативных актов. Например, сборник законодательных актов о труде может состоять из законов РФ, указов президента РФ, постановлений Правительства РФ.
В зависимости от расположения материала различают: хронологические и тематические сборники.
Тематические сборники являются более удобными, по сравнению с хронологическими, для пользования нормативным материалом и более эффективными с точки зрения перспектив систематизации законодательства.
Собрания – это инкорпорированное издание нормативных актов высших органов законодательной и исполнительной власти страны. Виды собраний законодательства обусловлены видом инкорпорации:
инкорпорация, построенная по субъекту (источнику) выражается в
официальных собраниях,
полуофициальных,
неофициальных собраниях;
инкорпорация, построенная по принципу объединения (способу упорядочения) выражается в
систематических (предметных) и
хронологических собраниях;
инкорпорация, основанная на объеме систематизированного материала, выражается в:
полных и
частичных собраниях.
Официальным собрание признается в двух случаях: когда правотворческий орган сам подготовил и издал его либо утвердил или иным образом официально одобрил собрание, подготовленное другим органом.
Официозные собрания – собрания законодательства, которые готовятся по поручению правотворческого органа, но издаются без официально выраженного одобрения, утверждения. Отсутствие такого утверждения означает, что ответственность за полноту собрания и соответствие текстов актов их официальному тексту несет составитель собрания, а не правотворческий орган.
Неофициальное собрание – собрание законодательства (инкорпорированное издание), которое издается научными учреждениями, издательствами по собственной инициативе, без специальных полномочий со стороны правотворческих органов.
Неофициальная инкорпорация не является формой опубликования нормативных актов. Практическое ее значение – справочно-информационное.
Свод законов – инкорпоративное издание нормативных актов высших органов законодательной и исполнительной ветвей власти. Некоторые авторы полагают, что свод законов – особый вид кодификациионого акта, имеющий общеправовой характер и включающий в себя все основные нормы права всех правовых отраслей соответствующей национальной системы права.
Свод законов является особой разновидностью собрания законодательства и представляет собой:
инкорпорированное издание нормативных актов высших органов власти (законодательной и исполнительной),
источник официального опубликования,
собрание всего действующего законодательства (в указанном в п. 1 смысле) без какого-либо исключения.
От собрания законодательства свод законов отличается следующим:
свод всегда является источником официального опубликования, поскольку издается от имени и по поручению правотворческих органов с последующим одобрением подготовленного издания;
подготовка свода всегда сопровождается большой законодательной работой. В период его составления выявляются и признаются утратившими силу устаревшие нормативные акты;
свод представляет собой собрание всего действующего в государстве законодательства без какого-либо исключения.
- В.А. Рыбаков
- Содержание
- Теория государства и права в системе юридических наук
- Функции теории государства и права.
- Методы теории государства и права
- Тема 2. Происхождение государства и права
- Основные теории происхождения государства и права.
- Основные теории возникновения государства и права
- Теологическая теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Патриархальная теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Договорная (естественно-правовая) теория. Она выдвигает следующие положения:
- Органическая теория происхождения государства. Ее представители утверждают:
- Психологическая теория обосновывает происхождение государства и права:
- Материалистическая теория. Основные положения данной теории:
- Публичная (общественная) власть и нормы поведения в первобытном обществе
- Особенности социальных норм. Систему нормативного регулирования в первобытном обществе отличает:
- Причины и пути возникновения государства и права Причины возникновения государства. К ним относят:
- Пути возникновения государства. На сегодня в научном плане выделяются две основные формы, два пути возникновения государства:
- Особенности европейского пути развития государства. Этот путь характеризуется тем, что:
- Тема 3. Признаки и сущность государства
- Понятие государства
- Публично-политическая (государственная) власть
- Государственная территория
- Государственный суверенитет
- Особенности государственного суверенитета. Суверенитет государства представляет собой:
- Право (законодательство)
- Сущность государства
- Тема 4. Государственный аппарат
- Понятие государственного аппарата
- Органы государства: понятие и виды
- Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- Тема 5. Форма государства
- Форма правления
- Нетипичные формы правления. В настоящее время существуют формы правления, которые нельзя отнести к классическим монархиям или республикам. Они сочетают в себе признаки обеих. К ним относятся:
- Формы государственного устройства
- Признаки государственного устройства. Государственное устройство отражает:
- Формы государственного устройства. Общепризнанными являются две формы государственного устройства:
- Особенности унитарного государства. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
- Виды унитарного государственного устройства. По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть:
- Сложное государственное устройство. Сложные государства делятся на:
- Унии. К униям относятся:
- Особенности федераций. Отличительными признаками федерации являются:
- Виды федерации. Для классификации федераций обычно используют два критерия – полномочия их субъектов и принцип построения.
- Особенности конфедерации:
- Виды конфедераций:
- Политический режим
- Признаки политического режима. Политический режим представляет собой:
- Виды политических режимов. Обычно выделяют два вида политических режимов:
- Виды антидемократических политических режимов. Чаще всего авторы выделяют:
- Особенности тоталитарного режима. Для данного политического режима характерны:
- Тема 6. Политическая система общества
- Понятие политической системы общества
- Значение понятия политической системы общества. Теоретическая и практическая значимость политической системы выражается в том, что она:
- Структура политической системы общества
- Государство как субъект политической системы общества
- Негосударственные субъекты политической системы общества
- Виды политических систем общества
- Тема 7. Правовое государство
- Соотношение государства и права
- Понятие правового государства
- Тема 8. Принципы права
- Понятие принципов права
- Признаки принципов права. Принципы права представляют собой:
- Формы существования принципов права. Принципы права могут быть выражены, закреплены:
- Виды принципов права
- Тема 9. Функции права
- Понятие функций права
- Признаки функций права. Если исходить из понимания функции права как направления воздействия, то для нее характерны следующие черты:
- Формы воздействия права. Функции реализуются в трех формах, различают:
- Виды функций права
- Специально-юридические (внутренние) функции права
- Особенности динамической функции права. Данная функция:
- Тема 10. Форма (источники) права
- Понятие формы (источника) права
- Виды форм права и их особенности
- Тема 11. Нормы права
- Понятие нормы права
- Виды норм права
- В рамках регулятивных правовых норм обычно выделяют нормы обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
- Структура нормы права
- Тема 12. Правосознание, правовая культура
- Дефекты правосознания
- Правовая культура
- Тема 13. Правотворчество
- Понятие правотворчества
- Принципы правотворчества
- Виды правотворчества
- Стадии законотворчества
- Тема 14. Система права
- Понятие системы права
- Отрасли и институты права
- Частное и публичное право
- Материальное и процессуальное право
- Международное и внутригосударственное право
- Соотношение систем объективного права и законодательства
- Тема 15. Правовая система
- Подходы к понятию правовой системы
- Романо-германская правовая семья
- Англосаксонское правовая семья
- Семья религиозного и традиционного права
- Исторические типы правовых систем
- Тема 16. Правовые отношения
- Понятие правоотношения
- Субъекты правоотношений
- Объекты правоотношений
- Содержание и форма правоотношений
- Классификация правоотношений
- Юридические факты
- Тема 17. Нормативные правовые акты
- Понятие нормативно-правового акта
- Виды нормативно-правовых актов
- Подзаконные нормативные правовые акты
- Действие нормативных актов
- Разновидностью утраты силы актом является приостановление его действия.
- Тема 18. Юридическая техника
- Понятие юридической техники
- Законодательная (правотворческая) техника
- Тема 19. Систематизация нормативно-правовых актов
- Понятие систематизации законодательства
- Кодификация законодательства
- Инкорпорация законодательства
- Консолидация и учет нормативно-правовых актов
- Тема 20. Правовое регулирование
- Действие права
- Правовое регулирование
- Способы, методы, типы правового регулирования
- Пределы правового регулирования
- Механизм правового регулирования
- Тема 21. Индивидуальное регулирование
- Особенности индивидуального регулирования
- Виды актов применения
- Тема 22. Реализация норм права
- Реализация норм права: понятие и формы
- Понятие применения норм права
- Стадии применения норм права
- Акты применения норм права
- Тема 23. Толкование норм права
- Понятие толкования норм права
- Способы толкования норм права
- Виды толкования норм права
- Акты толкования норм права
- Тема 24. Пробелы в законодательстве
- Понятие пробела в законодательстве
- Способы устранения и восполнения пробелов в законодательстве
- Тема 25. Коллизии норм права
- Понятие юридической коллизии
- Способы разрешения коллизий
- Тема 26. Эффективность права
- Понятие эффективности права
- Показатели эффективности права
- Тема 27. Законность и правопорядок
- Понятие законности
- 1. В зависимости от субъективного состава и нормативной основы различают:
- 2. В зависимости от сферы проявления законность понимают как:
- 3. В зависимости от направленности требований законности ее понимают как:
- Принципы законности
- Гарантии законности
- Правопорядок
- Тема 28. Правомерное поведение
- Понятие правомерного поведения
- Виды правомерного поведения
- Тема 29. Юридическая ответственность
- Понятие юридической ответственности
- Основания привлечения, исключения и освобождения от юридической ответственности
- Функции и принципы юридической ответственности
- Виды юридической ответственности