Виды форм права и их особенности
Внешнее, документальное закрепление правового предписания может происходить в виде:
нормативно-правового акта,
правового прецедента (судебного или административного),
договора нормативного содержания,
правового обычая,
правовой (юридической) науки (доктрины),
правосознания,
общих принципов права,
религиозных текстов,
референдума.
В учебной литературе называются и другие источники: законы, нормативные акты органов государственного управления, нормативные акты общественных организаций (за которыми государство признает юридическую силу), нормы, издаваемые частными организациями (Л.И. Спиридонов).
Некоторые авторы относят к внешней форме права все то, в чем проявляет себя право вовне как явление. Сюда относится юридическая техника, юридические понятия, презумпции и т. д.
Нормативный правовой акт
Определение. Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права.
Особенности нормативно-правового акта. Как форма права, нормативно-правовой акт характеризуется тем, что он:
исходит из компетентных правотворческих органов, наделенных соответствующей компетенцией;
принимается в четко обозначенной процедуре;
имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия;
может быть быстро изменен или отменен в зависимости от социальных потребностей.
Достоинства нормативно-правовых актов. К достоинствам нормативно-правового акта как формы права относят:
четкость и доступность изложения выраженных в нем предписаний;
оперативное ознакомление населения с их содержанием;
способность централизованно регулировать различные отношения;
легкость систематизации, кодификации, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа.
Юридический (правовой) прецедент
Определение. Правовой прецедент (судебный или административный) – это решение по конкретному судебному или административному делу, ставшее образцом для решения аналогичных дел в будущем.
Особенности правового прецедента. Для судебного прецедента как источника права характерно следующее:
он представляет собой акт (решение) судебного органа;
это решение содержит нормы права, правила поведения, т. е. представляет собой судебное правотворчество;
он казуистичен, максимально конкретен, максимально приближен к фактической ситуации;
его отличает множественность – существует большое количество инстанций, которые могут создавать прецедент;
степень обязательности прецедента определяется положением суда в судебной системе как разрешающего ситуацию, так и создающего прецедент;
он стабилен – как правило, не отменяется, а заново излагается.
Авторитетность прецедента не утрачивается с течением времени. Фактически сила прецедента с годами даже возрастает, и суды не склонны отвергать давние прецеденты, если только они не явно ошибочны, причина этого – в стремлении обеспечить "определенность" права, а также в том, что отмена может привести к нарушению уже заключенных финансовых соглашений, права собственности и т. п.
Прецедент может быть отвергнут либо законом, либо вышестоящим судом. В последнем случае считается, что отменяемое прежнее решение было вынесено в результате неверного понимания права, а заключенная в нем правовая норма как бы никогда не существовала. В этом состоит суть так называемой декларативной теории: общее право никогда не меняется, но просто заново излагается.
Достоинства правового прецедента. Правовой прецедент имеет ряд положительных качеств:
он является результатом логики и здравого смысла, что приводит к адекватному и точному урегулированию конкретного случая;
имеет большую силу убедительности, поскольку аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством ссылок на законодательство;
имеет гораздо больший динамизм, нежели нормативный; судья способен скорее уловить изменения, происходящие в жизни, и отразить их в своем решении.
Недостатки правового прецедента. Правовому прецеденту присущи слабые стороны:
не имеет того авторитета, обязательности, которые есть у нормативного акта;
не исключает возможности произвола;
объем его действия не определен.
Нормативный договор
Определение. Договор – это двухстороннее или многостороннее соглашение между людьми или организациями по урегулированию какой-либо жизненной ситуации.
Особенности нормативного договора как источника права. Для договора с нормативным содержанием характерно следующее:
он составляется несколькими субъектами права, представляет собой соглашение сторон;
содержит норму общего характера;
закрепляет общность интересов сторон;
основывается на равенстве сторон;
предполагает согласие участников по всем существенным вопросам;
является эквивалентным и, как правило, возмездным;
предусматривает взаимную ответственность сторон;
имеет правовое обеспечение.
В отличие от договоров-сделок нормативный договор не носит персонифицированного, индивидуального разового характера. Его содержание составляют правила поведения общего характера – нормы.
Нормативные договоры имеют широкое распространение в международном праве (здесь это вообще основной источник права), конституционном, гражданском, трудовом и некоторых других отраслях. Они могут называться по-разному: "контракт", "соглашение", "договоренность" и т. д., но главное – данный документ должен содержать нормы права.
Правовой обычай
Определение. Правовой обычай – это исторически сложившееся правило поведения, санкционированное государством.
Особенности правового обычая. Для правового обычая как формы права характерны:
исторический характер правила поведения,
санкционирование его государством путем отсылки к нему в тексте закона,
локальный характер действия,
обеспеченность санкцией государства,
единообразный непрерывный характер его исполнения.
Обычай выступает основным источником права в рабовладельческом и феодальном обществе. Ряд правовых источников того времени представляют собой систематизированные записи наиболее важных обычаев. Типичным примером является "Русская правда" – юридический памятник XI в.
Правовой обычай – правила поведения, к которым дана отсылка в законе. Когда содержание обычной нормы получило прямое текстуальное закрепление в законе или ином нормативном акте, вряд ли верно считать обычай юридическим источником. Источником права в таких случаях становится нормативный акт, воспроизводящий в своих статьях требования обычая.
Достоинства правового обычая. Они состоят в том, что правовой обычай:
возникает не сразу и не сверху, а снизу и постепенно и поэтому способен полнее, нежели другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;
выражает существующие в обществе закономерности и, соответственно, является более объективным;
в большинстве случаев используется добровольно;
позволяет учитывать специфику регулируемых общественных отношений.
Недостатки правовых обычаев. К ним относятся:
относительная неподвижность, неспособность оперативно реагировать на быстро изменяющиеся общественные отношения;
неопределенность, поскольку правило поведения текстуально нигде не фиксируется;
небольшая сфера распространения, его локальный характер.
Правосознание
Определение. Правосознание – это совокупность идей, чувств, эмоций и т. п., на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам.
Особенности правосознания. Для правосознания как источника права характерно следующее:
оно представляет собой правовую идею и чувство лица, разрешающего юридическое дело;
правовая идея содержит норму разового исполнения;
созданная норма права не оформляется в юридический нормативный акт, не создает систему норм права;
существует временно, в определенные периоды общественного развития. Характерно для революционных эпох, сопровождающихся большими разрушениями надстройки.
Общие принципы права
Определение. Общие принципы права – это исходные начала правовой системы (принципы справедливости, доброй совести, гуманизма и т. п.), на которые юристы ссылаются при отсутствии нормативного правового акта, прецедента, обычая и договора нормативного содержания.
В некоторых странах своеобразным источником права являются общие принципы, например, юристы стран как континентального, так и общего права при отсутствии законодательной нормы, обязательного прецедента или обычая могут ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной направленности права. Так, Гражданским кодексом Греции осуществление какого-либо права запрещается, если оно "превышает пределы, установленные доброй совестью, или добрым нравом, или социальной и экономической целью". В Афганистане, в случае пробела в законе, суд может разрешить дело в соответствии с принципами шариата, являющегося основным источником права стран Востока.
Каждая система права признает обычно одновременно несколько источников права. Однако их значение в каждый данный момент может быть неодинаково. Ответ на вопрос об источниках права применительно к конкретной стране может меняться в зависимости от исторических этапов, специфических черт той или иной правовой системы, от особенностей национального права в рамках единой правовой системы и даже отрасли права, в отношении которой поставлен вопрос. В одни исторические периоды и в одних странах преобладает в качестве источника права закон (как вид нормативного акта), в другие периоды и в иных странах – судебная практика, в третьих странах – обычай и т. д.
Религиозные тексты
Священные религиозные книги являются источником религиозных правовых систем: Пятикнижие, Талмуд – в иудейском праве, Коран, Сунна – в мусульманском праве, Законы Ману – в индусском праве. По преданию, нормы, содержащиеся в этих книгах, даны Богом через посредников Моисея, Мухаммеда, Ману.
Особенности религиозных текстов. Как источники права религиозные тексты:
представляют собой решение или идею религиозной организации, церкви (ислам, христианство, буддизм);
содержат норму права, т. е. распространяются на все общество, предполагают существование церковной юриспруденции;
могут иметь несколько разновидностей, конкретных форм выражения. Например, в мусульманском праве: Коран, Сунна, иджма, кияс.
На определенных этапах истории человеческого общества существовало религиозное (каноническое) право. Оно играло существенную роль, особенно в тех странах, где религия признавалась государственным институтом.
Акты референдума
Определение. Референдум – это принятие важного государственного решения путем всенародного голосования. Референдум является источником права, если он проводится по поводу содержания подлежащих принятию законов.
Особенности референдума. Референдум как источник права отличается следующим:
он исходит от населения, выражает волю народа;
в системе других источников права он обладает высшей значимостью, высшей юридической силой;
он не обжалуется и не оспаривается.
Достоинство референдума заключается в том, что в нем непосредственно выражается воля народа, и поэтому его иногда объявляют источником права наивысшей юридической силы.
Недостатки референдума. Наивно было бы полагать, что результаты референдума – суть непосредственное выражение воли народа. Между сознанием населения и результатами голосования вклиниваются сформулированные властью вопросы, которые, к сожалению, часто формулируются либо недостаточно квалифицированно, либо преступно лукаво. К тому же на всенародное голосование технически возможно вынести лишь очень небольшое число закрытых вопросов (чаще всего 1–2), на которые возможно дать только простейшие ответы. Варианты ответов, как правило, также предлагаются авторами опросных листов, бюллетеней и т. д.
Правовая наука (доктрина)
Правовая доктрина – это компетентное суждение либо объяснение известных ученых по правовой проблеме.
Особенности правовой доктрины. Для правовой доктрины характерно следующее:
она представляет собой идею, вывод ученого;
выводы, идеи не содержат в себе нормы права. Это не право в собственном смысле слова;
формой выражения являются научные труды, высказывания (трактаты, монографии, статьи, комментарии).
В Древнем Риме выдающиеся юристы имели право давать разъяснения, обязательные для судов. В средние века в качестве источников права использовались комментарии глоссаторов. В англоязычных странах судья вправе обосновывать свое решение ссылками на авторитетные научные трактаты. В российском государстве правовая доктрина не признается официальным источником права. Однако все юристы-практики пользуются научными комментариями законов.
- В.А. Рыбаков
- Содержание
- Теория государства и права в системе юридических наук
- Функции теории государства и права.
- Методы теории государства и права
- Тема 2. Происхождение государства и права
- Основные теории происхождения государства и права.
- Основные теории возникновения государства и права
- Теологическая теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Патриархальная теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Договорная (естественно-правовая) теория. Она выдвигает следующие положения:
- Органическая теория происхождения государства. Ее представители утверждают:
- Психологическая теория обосновывает происхождение государства и права:
- Материалистическая теория. Основные положения данной теории:
- Публичная (общественная) власть и нормы поведения в первобытном обществе
- Особенности социальных норм. Систему нормативного регулирования в первобытном обществе отличает:
- Причины и пути возникновения государства и права Причины возникновения государства. К ним относят:
- Пути возникновения государства. На сегодня в научном плане выделяются две основные формы, два пути возникновения государства:
- Особенности европейского пути развития государства. Этот путь характеризуется тем, что:
- Тема 3. Признаки и сущность государства
- Понятие государства
- Публично-политическая (государственная) власть
- Государственная территория
- Государственный суверенитет
- Особенности государственного суверенитета. Суверенитет государства представляет собой:
- Право (законодательство)
- Сущность государства
- Тема 4. Государственный аппарат
- Понятие государственного аппарата
- Органы государства: понятие и виды
- Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- Тема 5. Форма государства
- Форма правления
- Нетипичные формы правления. В настоящее время существуют формы правления, которые нельзя отнести к классическим монархиям или республикам. Они сочетают в себе признаки обеих. К ним относятся:
- Формы государственного устройства
- Признаки государственного устройства. Государственное устройство отражает:
- Формы государственного устройства. Общепризнанными являются две формы государственного устройства:
- Особенности унитарного государства. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
- Виды унитарного государственного устройства. По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть:
- Сложное государственное устройство. Сложные государства делятся на:
- Унии. К униям относятся:
- Особенности федераций. Отличительными признаками федерации являются:
- Виды федерации. Для классификации федераций обычно используют два критерия – полномочия их субъектов и принцип построения.
- Особенности конфедерации:
- Виды конфедераций:
- Политический режим
- Признаки политического режима. Политический режим представляет собой:
- Виды политических режимов. Обычно выделяют два вида политических режимов:
- Виды антидемократических политических режимов. Чаще всего авторы выделяют:
- Особенности тоталитарного режима. Для данного политического режима характерны:
- Тема 6. Политическая система общества
- Понятие политической системы общества
- Значение понятия политической системы общества. Теоретическая и практическая значимость политической системы выражается в том, что она:
- Структура политической системы общества
- Государство как субъект политической системы общества
- Негосударственные субъекты политической системы общества
- Виды политических систем общества
- Тема 7. Правовое государство
- Соотношение государства и права
- Понятие правового государства
- Тема 8. Принципы права
- Понятие принципов права
- Признаки принципов права. Принципы права представляют собой:
- Формы существования принципов права. Принципы права могут быть выражены, закреплены:
- Виды принципов права
- Тема 9. Функции права
- Понятие функций права
- Признаки функций права. Если исходить из понимания функции права как направления воздействия, то для нее характерны следующие черты:
- Формы воздействия права. Функции реализуются в трех формах, различают:
- Виды функций права
- Специально-юридические (внутренние) функции права
- Особенности динамической функции права. Данная функция:
- Тема 10. Форма (источники) права
- Понятие формы (источника) права
- Виды форм права и их особенности
- Тема 11. Нормы права
- Понятие нормы права
- Виды норм права
- В рамках регулятивных правовых норм обычно выделяют нормы обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
- Структура нормы права
- Тема 12. Правосознание, правовая культура
- Дефекты правосознания
- Правовая культура
- Тема 13. Правотворчество
- Понятие правотворчества
- Принципы правотворчества
- Виды правотворчества
- Стадии законотворчества
- Тема 14. Система права
- Понятие системы права
- Отрасли и институты права
- Частное и публичное право
- Материальное и процессуальное право
- Международное и внутригосударственное право
- Соотношение систем объективного права и законодательства
- Тема 15. Правовая система
- Подходы к понятию правовой системы
- Романо-германская правовая семья
- Англосаксонское правовая семья
- Семья религиозного и традиционного права
- Исторические типы правовых систем
- Тема 16. Правовые отношения
- Понятие правоотношения
- Субъекты правоотношений
- Объекты правоотношений
- Содержание и форма правоотношений
- Классификация правоотношений
- Юридические факты
- Тема 17. Нормативные правовые акты
- Понятие нормативно-правового акта
- Виды нормативно-правовых актов
- Подзаконные нормативные правовые акты
- Действие нормативных актов
- Разновидностью утраты силы актом является приостановление его действия.
- Тема 18. Юридическая техника
- Понятие юридической техники
- Законодательная (правотворческая) техника
- Тема 19. Систематизация нормативно-правовых актов
- Понятие систематизации законодательства
- Кодификация законодательства
- Инкорпорация законодательства
- Консолидация и учет нормативно-правовых актов
- Тема 20. Правовое регулирование
- Действие права
- Правовое регулирование
- Способы, методы, типы правового регулирования
- Пределы правового регулирования
- Механизм правового регулирования
- Тема 21. Индивидуальное регулирование
- Особенности индивидуального регулирования
- Виды актов применения
- Тема 22. Реализация норм права
- Реализация норм права: понятие и формы
- Понятие применения норм права
- Стадии применения норм права
- Акты применения норм права
- Тема 23. Толкование норм права
- Понятие толкования норм права
- Способы толкования норм права
- Виды толкования норм права
- Акты толкования норм права
- Тема 24. Пробелы в законодательстве
- Понятие пробела в законодательстве
- Способы устранения и восполнения пробелов в законодательстве
- Тема 25. Коллизии норм права
- Понятие юридической коллизии
- Способы разрешения коллизий
- Тема 26. Эффективность права
- Понятие эффективности права
- Показатели эффективности права
- Тема 27. Законность и правопорядок
- Понятие законности
- 1. В зависимости от субъективного состава и нормативной основы различают:
- 2. В зависимости от сферы проявления законность понимают как:
- 3. В зависимости от направленности требований законности ее понимают как:
- Принципы законности
- Гарантии законности
- Правопорядок
- Тема 28. Правомерное поведение
- Понятие правомерного поведения
- Виды правомерного поведения
- Тема 29. Юридическая ответственность
- Понятие юридической ответственности
- Основания привлечения, исключения и освобождения от юридической ответственности
- Функции и принципы юридической ответственности
- Виды юридической ответственности