Правовое регулирование
Определение. Правовое регулирование – это воздействие на общественные отношения, осуществляемое с помощью юридических средств.
Значение понятия правового регулирования. Ценностный смысл правового регулирования состоит в том, что благодаря ему:
создается система упорядоченных отношений (правопорядок);
познаются функциональные закономерности права, его возможности и эффективность;
обеспечивается взаимодействие, системность всех правовых явлений.
Особенности правового регулирования. Это воздействие:
государственное,
волевое,
целенаправленное,
осуществляемое специфическими (правовыми) средствами,
гарантированное государством.
Цели правового регулирования. Оно должно:
закреплять сложившиеся отношения,
стимулировать дальнейшее развитие существующих отношений и связей,
вытеснять социально-вредные связи и отношения.
В литературе называют и другие цели правового регулирования, например генеральную и производные (В.Н. Хропанюк). Генеральной целью правового регулирования является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенных в них принципах социальной справедливости. Производными можно считать названные ранее цели.
Уровни правового регулирования. Результат правового регулирования проявляется на двух уровнях:
уровне поведения граждан (это результат непосредственный – правомерное поведение граждан, это непосредственная реализация);
уровне общественных отношений в целом, всего общества (это вид общественных отношений, которые они приобретают, – правопорядок).
Функции правового регулирования. Правовое регулирование выполняет две главные функции:
развитие общественных отношений,
охраны, защиты общественных отношений (А.В. Малько).
Функцию развития общественных отношений отличает то, что она:
носит творческий характер,
обеспечивается в основном праворегулирующими средствами,
имеет первичное значение,
выражает динамические качества права.
Функцию охраны общественных отношений отличает:
обеспеченность правовыми тормозами: (наказание, ответственность, запреты, ограничения, обязывания и т. д.);
вторичный характер (непосредственно на развитие общественных отношений не направлена).
Виды правового регулирования. Общепризнанным является деление правового регулирования на
нормативное и
индивидуальное.
Нормативное регулирование отличается тем, что оно:
представляет собой деятельность компетентных органов по разработке и принятию норм права;
осуществляется на основе нормативного правового акта;
регулирует типичные, многочисленные ситуации, случаи;
призвано обеспечить единый порядок и стабильность в регулировании общественных отношений.
Индивидуальное регулирование отличается тем, что оно:
разрешает ситуацию на основе индивидуального акта (приказ, решение, приговор) и нормы права;
призвано обеспечить учет конкретной обстановки, своеобразие юридической ситуации;
основано на принятии субъектом собственного решения, в котором проявляется его воля, интересы, потребности (в этом и есть его суть);
свободное (собственное) решение обличается в форму правила поведения;
Ценность индивидуального регулирования заключается в том, что оно позволяет учесть особенности конкретной ситуации, обеспечить инициативу и активность участников отношений, включить в правовое регулирование их опыт.
Виды индивидуального регулирования. Различают два вида индивидуального правового регулирования:
автономное – осуществляется между юридически равными субъектами (заключение договоров, совершение сделок);
государственно-властное – между неравными субъектами (вынесение договоров, судебных решений).
Этапы (стадии) правового регулирования:
регламентация общественных отношений,
возникновение правоотношений,
реализации норм права.
Некоторые авторы выделяют еще одну стадию – применение норм права, считая ее факультативной, дополнительной стадией.
Первая стадия – регламентация общественных отношений. Стадия имеет и другие названия: возведение в закон, придание строгих юридических форм нормам права (Р.К. Русинов); формирования и общего действия юридических норм (В.И. Гойман); издание нормы права и ее общее действие (С.А. Комаров).
На данной стадии:
определяется круг субъектов правоотношений;
устанавливается их статус;
определяются возможные права и обязанности участников правоотношений;
указываются возможные варианты их поведения;
данная информация закрепляется в нормативно-правовом акте, принимаемом государственным органом.
Вторая стадия – возникновение правоотношений. Ее называют еще стадией возникновения субъективных прав и субъективных юридических обязанностей (С.А. Комаров); стадией индивидуализации прав и обязанностей (В.А. Якущев).
На стадии индивидуализации прав и обязанностей (правоотношений):
наступают конкретные обстоятельства, предусмотренные правовой нормой юридические факты;
нормы права начинают действовать в конкретной ситуации;
возникают правоотношения;
участники правоотношений приобретают конкретные права и обязанности.
Третья стадия. На стадии реализации правовая норма начинает "работать" – использоваться участниками правоотношений, применяться к конкретной ситуации.
- В.А. Рыбаков
- Содержание
- Теория государства и права в системе юридических наук
- Функции теории государства и права.
- Методы теории государства и права
- Тема 2. Происхождение государства и права
- Основные теории происхождения государства и права.
- Основные теории возникновения государства и права
- Теологическая теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Патриархальная теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Договорная (естественно-правовая) теория. Она выдвигает следующие положения:
- Органическая теория происхождения государства. Ее представители утверждают:
- Психологическая теория обосновывает происхождение государства и права:
- Материалистическая теория. Основные положения данной теории:
- Публичная (общественная) власть и нормы поведения в первобытном обществе
- Особенности социальных норм. Систему нормативного регулирования в первобытном обществе отличает:
- Причины и пути возникновения государства и права Причины возникновения государства. К ним относят:
- Пути возникновения государства. На сегодня в научном плане выделяются две основные формы, два пути возникновения государства:
- Особенности европейского пути развития государства. Этот путь характеризуется тем, что:
- Тема 3. Признаки и сущность государства
- Понятие государства
- Публично-политическая (государственная) власть
- Государственная территория
- Государственный суверенитет
- Особенности государственного суверенитета. Суверенитет государства представляет собой:
- Право (законодательство)
- Сущность государства
- Тема 4. Государственный аппарат
- Понятие государственного аппарата
- Органы государства: понятие и виды
- Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- Тема 5. Форма государства
- Форма правления
- Нетипичные формы правления. В настоящее время существуют формы правления, которые нельзя отнести к классическим монархиям или республикам. Они сочетают в себе признаки обеих. К ним относятся:
- Формы государственного устройства
- Признаки государственного устройства. Государственное устройство отражает:
- Формы государственного устройства. Общепризнанными являются две формы государственного устройства:
- Особенности унитарного государства. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
- Виды унитарного государственного устройства. По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть:
- Сложное государственное устройство. Сложные государства делятся на:
- Унии. К униям относятся:
- Особенности федераций. Отличительными признаками федерации являются:
- Виды федерации. Для классификации федераций обычно используют два критерия – полномочия их субъектов и принцип построения.
- Особенности конфедерации:
- Виды конфедераций:
- Политический режим
- Признаки политического режима. Политический режим представляет собой:
- Виды политических режимов. Обычно выделяют два вида политических режимов:
- Виды антидемократических политических режимов. Чаще всего авторы выделяют:
- Особенности тоталитарного режима. Для данного политического режима характерны:
- Тема 6. Политическая система общества
- Понятие политической системы общества
- Значение понятия политической системы общества. Теоретическая и практическая значимость политической системы выражается в том, что она:
- Структура политической системы общества
- Государство как субъект политической системы общества
- Негосударственные субъекты политической системы общества
- Виды политических систем общества
- Тема 7. Правовое государство
- Соотношение государства и права
- Понятие правового государства
- Тема 8. Принципы права
- Понятие принципов права
- Признаки принципов права. Принципы права представляют собой:
- Формы существования принципов права. Принципы права могут быть выражены, закреплены:
- Виды принципов права
- Тема 9. Функции права
- Понятие функций права
- Признаки функций права. Если исходить из понимания функции права как направления воздействия, то для нее характерны следующие черты:
- Формы воздействия права. Функции реализуются в трех формах, различают:
- Виды функций права
- Специально-юридические (внутренние) функции права
- Особенности динамической функции права. Данная функция:
- Тема 10. Форма (источники) права
- Понятие формы (источника) права
- Виды форм права и их особенности
- Тема 11. Нормы права
- Понятие нормы права
- Виды норм права
- В рамках регулятивных правовых норм обычно выделяют нормы обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
- Структура нормы права
- Тема 12. Правосознание, правовая культура
- Дефекты правосознания
- Правовая культура
- Тема 13. Правотворчество
- Понятие правотворчества
- Принципы правотворчества
- Виды правотворчества
- Стадии законотворчества
- Тема 14. Система права
- Понятие системы права
- Отрасли и институты права
- Частное и публичное право
- Материальное и процессуальное право
- Международное и внутригосударственное право
- Соотношение систем объективного права и законодательства
- Тема 15. Правовая система
- Подходы к понятию правовой системы
- Романо-германская правовая семья
- Англосаксонское правовая семья
- Семья религиозного и традиционного права
- Исторические типы правовых систем
- Тема 16. Правовые отношения
- Понятие правоотношения
- Субъекты правоотношений
- Объекты правоотношений
- Содержание и форма правоотношений
- Классификация правоотношений
- Юридические факты
- Тема 17. Нормативные правовые акты
- Понятие нормативно-правового акта
- Виды нормативно-правовых актов
- Подзаконные нормативные правовые акты
- Действие нормативных актов
- Разновидностью утраты силы актом является приостановление его действия.
- Тема 18. Юридическая техника
- Понятие юридической техники
- Законодательная (правотворческая) техника
- Тема 19. Систематизация нормативно-правовых актов
- Понятие систематизации законодательства
- Кодификация законодательства
- Инкорпорация законодательства
- Консолидация и учет нормативно-правовых актов
- Тема 20. Правовое регулирование
- Действие права
- Правовое регулирование
- Способы, методы, типы правового регулирования
- Пределы правового регулирования
- Механизм правового регулирования
- Тема 21. Индивидуальное регулирование
- Особенности индивидуального регулирования
- Виды актов применения
- Тема 22. Реализация норм права
- Реализация норм права: понятие и формы
- Понятие применения норм права
- Стадии применения норм права
- Акты применения норм права
- Тема 23. Толкование норм права
- Понятие толкования норм права
- Способы толкования норм права
- Виды толкования норм права
- Акты толкования норм права
- Тема 24. Пробелы в законодательстве
- Понятие пробела в законодательстве
- Способы устранения и восполнения пробелов в законодательстве
- Тема 25. Коллизии норм права
- Понятие юридической коллизии
- Способы разрешения коллизий
- Тема 26. Эффективность права
- Понятие эффективности права
- Показатели эффективности права
- Тема 27. Законность и правопорядок
- Понятие законности
- 1. В зависимости от субъективного состава и нормативной основы различают:
- 2. В зависимости от сферы проявления законность понимают как:
- 3. В зависимости от направленности требований законности ее понимают как:
- Принципы законности
- Гарантии законности
- Правопорядок
- Тема 28. Правомерное поведение
- Понятие правомерного поведения
- Виды правомерного поведения
- Тема 29. Юридическая ответственность
- Понятие юридической ответственности
- Основания привлечения, исключения и освобождения от юридической ответственности
- Функции и принципы юридической ответственности
- Виды юридической ответственности