logo

Особенности индивидуального регулирования

Индивидуальное регулирование – это конкретизация юридических норм участниками правовых отношений, решение ими юридически значимых вопросов, которым законодатель не дал исчерпывающей нормативной регламентации.

Особенности индивидуального регулирования. Индивидуальное регулирование как элемент системы правового регулирования имеет несколько признаков:

  1. конкретизирует содержание нормативного регулирования, норму права;

  2. основано на принятии собственного решения субъекта права;

  3. принятое решение облекается в форму правила поведения.

Индивидуальное регулирование – один из наиболее творческих моментов практической деятельности юристов. Именно вокруг оценочных признаков состава часто завязывается острая дискуссия обвинителя и защитника. Неточная оценка судом такого рода обстоятельств может привести к отмене судебного акта.

Виды индивидуального регулирования. В зависимости от характера субъектов регулирования различают:

  1. автономное (координационное) и

  2. государственно-властное (субординационное) регулирование.

Автономное регулирование:

Государственно-властное регулирование:

Индивидуальные акты. Индивидуально-правовой акт – это внешнее выражение решения людей, направленное на достижение определенного правового результата.

Индивидуально-правовые акты включаются в механизм правового регулирования в качестве специфического средства индивидуализации прав и обязанностей, а также мер юридического воздействия.

В автономном регулировании правовые нормы индивидуализируются лицами, участвующими в данных отношениях, путем заключения специальных соглашений, договоров, сделок. Договор устанавливает персональный состав участников отношений, их права и обязанности (например договор поставки).

При государственно-властном регулировании индивидуализация прав и обязанностей осуществляется от лица государства как властное требование, которое может быть выполнено принудительно.

Среди индивидуальных актов выделяются акты применения права. Акт применения норм права – индивидуальное государственно-властное ведение (предписание), вынесенное в результате решения юридического дела.

Общие черты правоприменительных и нормативных актов. Единство их выражено в том, что они:

  1. являются правовыми актами,

  2. принимаются компетентными органами,

  3. носят государственно-властный характер,

  4. обладают юридической силой,

  5. обеспечиваются государственным принуждением.

Отличие правоприменительного акта от нормативного:

  1. он применяется на основе нормативного акта,

  2. конкретизирует норму права,

  3. носит персонифицированный (индивидуально-определенный) характер,

  4. не является источником (формой) права,

  5. имеет иную структуру правового акта (вводная, описательная, мотивировочная, регулятивная).

Требования, предъявляемые к акту применения. Акт применения должен быть:

  1. законным, т. е. изданным на основании и в пределах норм права с соблюдением всех процессуальных форм;

  2. обоснованным, т. е. изданным на основании достоверно установленных актов;

  3. целесообразным, т. е. представлять собой наиболее целесообразное решение;

  4. эффективным, т. е. обеспечивать достижение.

Акты применения, акты государственно-властного индивидуального регулирования используются тогда, когда:

  1. сами нормы права предусматривают, что индивидуализация прав и обязанностей осуществляется органами государства, а не участниками отношений (отпуска, прием, увольнение с работы);

  2. участники правоотношений ведут себя противоправно.

Функции актов применения. В правовом регулировании акты применения норм права осуществляют разные функции.

Функция юридического акта. Акты применения выступают как юридические факты, т. е. являются элементом юридического (фактического) состава, причем элементом (фактом), завершающим указанный состав. С вынесением этого акта возникает, изменяется или прекращается правоотношение.

Функция конкретизации. Акт применения – это средство конкретизации норм права. Права и обязанности в точном, конкретном объеме "привязываются" к персональным, определенным субъектам.

Функция властной реализации. В актах применения реально проявляются власть и принудительность права. В нормах права принуждение выступает в качестве потенциального, возможного, а в актах применения оно обретает характер реального, конкретного принуждения, обращенного к конкретным субъектам.

Функция гарантированности. С помощью властных актов применения обеспечивается реализация субъективных прав в случае возникновения каких-либо препятствий. Обязанное лицо принуждается к конкретным действиям в целях обеспечения права, например, восстановить незаконно уволенного на работе, возместить причиненный вред и т. д.