logo

Форма правления

Определение. Форма государственного правления – организация высших органов власти, порядок их формирования и отношения с другими органами государства и обществом.

Признаки (особенности) формы правления. Форма правления отражает:

  1. структуру высших, центральных органов государства (их единовластие, коллегиальность, наличие президента и т. п.);

  2. образование, формирование высших, центральных органов государства (выборность, наследование и пр.);

  3. принципы их организации, функционирования (разделение властей, их взаимодействие и т. д.);

  4. степень ответственности этих органов перед обществом (подконтрольны или безответственны).

В зависимости от сочетания этих признаков выделяются виды форм правления. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия – это форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит представителю правящей династии – монарху.

Виды монархий. Монархии можно классифицировать по историческому основанию и по объему властных полномочий.

В историческом аспекте монархии подразделяют на:

  1. древневосточные – восточные деспотии, основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет);

  2. античные рабовладельческие (Древнеримская монархия);

  3. феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные).

В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, различают:

Признаки абсолютной монархии. Данную монархию отличает неограниченность власти главы государства. Он:

  1. единолично издает законы,

  2. единолично руководит правительством,

  3. контролирует правосудие.

Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия – форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть (Саудовская Аравия).

Монарх пользуется титулом (король, царь, император, фараон, князь, герцог и т. д.), имеет право на получение из государственной казны денежных средств на содержание себя самого и своей семьи (дворцы, прислуга, охрана и пр.).

Конституционная монархия – форма правления, при которой власть монарха по конституции ограничена представительным органом. Данную монархию отличает следующее:

  1. она возникает в период становления буржуазного общества;

  2. власть монарха ограничена выборным органом – парламентом;

  3. ограничение власти, компетенции закреплено в особом акте – конституции.

В настоящее время конституционная монархия существует в Англии, Дании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др.

Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической.

Признаки парламентской монархии. Этот вид монархии характеризуется следующими основными особенностями:

  1. правительство формируется из представителей определенной партии (партий), получивших большинство голосов на выборы в парламент;

  2. лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

  3. власть монарха в законодательной, исполнительной и судебной сферах является символической, фактически отсутствует;

  4. законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

  5. правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Признаки дуалистической монархии. Данный вид монархии характеризуется следующими особенностями:

  1. юридически и фактически власть разделена между правительством и парламентом;

  2. правительство формируется монархом;

  3. правительство формируется независимо от партийного состава в парламенте;

  4. правительство неответственно перед парламентом;

  5. монарх выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения;

  6. политический режим авторитарен.

Дуалистический (двойственный) характер власти выражается в формировании парламента: верхняя палата формируется монархом путем назначения и выражает интересы феодалов. Нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии (Марокко, Иордания). Дуалистической монархией была, например, царская Россия после создания в ней Думы. В настоящее время – Марокко, Иордания, Кувейт, Бахрейн и некоторые другие страны. Практически дуалистическая монархия как форма государственного правления себя изжила.

Республика – это государство с выборными на определенный срок органами верховной власти.

Признаки республики. Республика как форма правления отличается следующими признаками:

  1. выборностью главы государства и других верховных органов власти;

  2. ограничением, конкретным сроком власти главы государства, законодательных и исполнительных органов государства;

  3. ответственностью главы государства в случаях, определенных законом.

Виды республик. В историческом плане выделяют республики:

По способу формирования правительства современные республики делятся на:

Президентская республика – республика, президент которой при известном парламентском контроле формирует правительство, ответственное перед ним.

Особенности президентской республики. Президентская форма правления характеризуется тем, что:

  1. президент возглавляет исполнительную власть и государство, избирается внепарламентским способом, непосредственной ответственности перед парламентом не несет, формирует правительство независимо от партийного состава;

  2. нет должности премьер–министра. Обычно президент сам возглавляет правительство;

  3. власть функционирует на принципе разделения властей.

Существуют две модели правления президентской республики: по одной модели президент обладает полномочиями главы государства и главы правительства (США, Мексика, Бразилия); по другой – президент является главой государства, но не имеет статуса главы правительства.

Положительное в президентской республике:

  1. политическая стабильность – обусловлена соединением власти главы государства и главы правительства;

  2. управленческая эффективность – обусловлена монолитным правительством, оперативностью принятия решений.

Недостатки президентской республики:

  1. тенденция к президентскому авторитаризму;

  2. слабый контроль правительства со стороны парламентариев, парламента;

  3. не обеспечивается должное представительство социально-поли­тических интересов (интерес партии президента);

  4. возможность прихода к власти президента-популиста.

Прямое президентское правление. При президентской форме правления возможно президентское правление (диктатура). Оно характеризуется:

  1. роспуском или ограничением представительных коллегиальных органов государственной власти;

  2. прекращением деятельности институтов самоуправления определенного региона и управлением посредством уполномоченных, назначаемых главой государства;

  3. приостановление деятельности политических партий;

  4. ограничением политических и личных прав и свобод граждан;

  5. наделением главы государства – президента, чрезвычайными полномочиями в масштабе всего государства, включая свертывание традиционных демократических институтов.

Парламентская республика – республика, парламент которой формирует из своего состава правительство, ответственное перед ним.

Особенности парламентской республики. Парламентская форма правления характеризуется тем, что:

  1. парламент формирует правительство, причем из своего состава, своими членами;

  2. определяет состав и структуру всего правительства или отдельных его членов;

  3. назначает премьер-министра (а форма предполагает эту должность);

  4. определяет отставку всего правительства или отдельных его членов;

  5. правительство несет перед парламентом политическую ответственность;

  6. президент является номинальным главой государства, символи­ческой фигурой, "царствует, но не правит".

Суммируя перечисленные особенности можно сказать, что парламентская республика строится на принципе "верховенство парламента".

Достоинства парламентской республики выражаются:

Недостатки парламентской республики:

Смешанная республика – республика, сочетающая основные черты типов республиканской формы правления, а также новые, неизвестные им.

Особенности смешанной республики. Смешанная форма правления характеризуется тем, что:

  1. правительство формируется премьер-министром. По его указаниям президент назначает и увольняет членов правительства;

  2. за деятельность правительства отвечает премьер-министр, а не президент;

  3. кабинет министров ответственен перед парламентом и перед президентом;

  4. премьер-министр представляет проект бюджета в парламент;

  5. премьер-министр имеет право законодательной инициативы, президент нет;

  6. законы подписываются президентом и премьер-министром (или его министром);

  7. президент имеет право досрочного роспуска парламента или нижней его палаты, когда есть непреодолимая оппозиция политическому курсу.

Смешанная республика, по замыслу, должна аккумулировать достоинства парламентской и президентской моделей республик и преодолеть их недостатки.

Особенности социалистической республики:

  1. соединение высших и местных органов власти в представительную единую систему, основанную на принципе демократического централизма;

  2. ведущее положение представительных органов, составляющих основу аппарата государственной власти;

  3. сочетание экономического, социально-политического и культурно-воспитательного руководства общественной жизнью в едином государственном механизме;

  4. создание необходимых условий для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни;

  5. отрицание идеи разделения властей, соединение законодательной и исполнительной власти в лице работающих представительных учреждений;

  6. подотчетность и подконтрольность исполнительно-распоряди­тельных органов органам законодательной власти.