Форма правления
Определение. Форма государственного правления – организация высших органов власти, порядок их формирования и отношения с другими органами государства и обществом.
Признаки (особенности) формы правления. Форма правления отражает:
структуру высших, центральных органов государства (их единовластие, коллегиальность, наличие президента и т. п.);
образование, формирование высших, центральных органов государства (выборность, наследование и пр.);
принципы их организации, функционирования (разделение властей, их взаимодействие и т. д.);
степень ответственности этих органов перед обществом (подконтрольны или безответственны).
В зависимости от сочетания этих признаков выделяются виды форм правления. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.
Монархия – это форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит представителю правящей династии – монарху.
Виды монархий. Монархии можно классифицировать по историческому основанию и по объему властных полномочий.
В историческом аспекте монархии подразделяют на:
древневосточные – восточные деспотии, основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет);
античные рабовладельческие (Древнеримская монархия);
феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные).
В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, различают:
абсолютную (неограниченную) монархию,
ограниченную монархию.
Признаки абсолютной монархии. Данную монархию отличает неограниченность власти главы государства. Он:
единолично издает законы,
единолично руководит правительством,
контролирует правосудие.
Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия – форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть (Саудовская Аравия).
Монарх пользуется титулом (король, царь, император, фараон, князь, герцог и т. д.), имеет право на получение из государственной казны денежных средств на содержание себя самого и своей семьи (дворцы, прислуга, охрана и пр.).
Конституционная монархия – форма правления, при которой власть монарха по конституции ограничена представительным органом. Данную монархию отличает следующее:
она возникает в период становления буржуазного общества;
власть монарха ограничена выборным органом – парламентом;
ограничение власти, компетенции закреплено в особом акте – конституции.
В настоящее время конституционная монархия существует в Англии, Дании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др.
Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической.
Признаки парламентской монархии. Этот вид монархии характеризуется следующими основными особенностями:
правительство формируется из представителей определенной партии (партий), получивших большинство голосов на выборы в парламент;
лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
власть монарха в законодательной, исполнительной и судебной сферах является символической, фактически отсутствует;
законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
Признаки дуалистической монархии. Данный вид монархии характеризуется следующими особенностями:
юридически и фактически власть разделена между правительством и парламентом;
правительство формируется монархом;
правительство формируется независимо от партийного состава в парламенте;
правительство неответственно перед парламентом;
монарх выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения;
политический режим авторитарен.
Дуалистический (двойственный) характер власти выражается в формировании парламента: верхняя палата формируется монархом путем назначения и выражает интересы феодалов. Нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии (Марокко, Иордания). Дуалистической монархией была, например, царская Россия после создания в ней Думы. В настоящее время – Марокко, Иордания, Кувейт, Бахрейн и некоторые другие страны. Практически дуалистическая монархия как форма государственного правления себя изжила.
Республика – это государство с выборными на определенный срок органами верховной власти.
Признаки республики. Республика как форма правления отличается следующими признаками:
выборностью главы государства и других верховных органов власти;
ограничением, конкретным сроком власти главы государства, законодательных и исполнительных органов государства;
ответственностью главы государства в случаях, определенных законом.
Виды республик. В историческом плане выделяют республики:
античные государства-полисы (Рим, Афины);
феодальные (торгово-промышленные) республики (Новгород, Псков);
буржуазные;
социалистические и страны народной демократии (ГДР, ПНР, СССР).
По способу формирования правительства современные республики делятся на:
президентские,
парламентские,
смешанные.
Президентская республика – республика, президент которой при известном парламентском контроле формирует правительство, ответственное перед ним.
Особенности президентской республики. Президентская форма правления характеризуется тем, что:
президент возглавляет исполнительную власть и государство, избирается внепарламентским способом, непосредственной ответственности перед парламентом не несет, формирует правительство независимо от партийного состава;
нет должности премьер–министра. Обычно президент сам возглавляет правительство;
власть функционирует на принципе разделения властей.
Существуют две модели правления президентской республики: по одной модели президент обладает полномочиями главы государства и главы правительства (США, Мексика, Бразилия); по другой – президент является главой государства, но не имеет статуса главы правительства.
Положительное в президентской республике:
политическая стабильность – обусловлена соединением власти главы государства и главы правительства;
управленческая эффективность – обусловлена монолитным правительством, оперативностью принятия решений.
Недостатки президентской республики:
тенденция к президентскому авторитаризму;
слабый контроль правительства со стороны парламентариев, парламента;
не обеспечивается должное представительство социально-политических интересов (интерес партии президента);
возможность прихода к власти президента-популиста.
Прямое президентское правление. При президентской форме правления возможно президентское правление (диктатура). Оно характеризуется:
роспуском или ограничением представительных коллегиальных органов государственной власти;
прекращением деятельности институтов самоуправления определенного региона и управлением посредством уполномоченных, назначаемых главой государства;
приостановление деятельности политических партий;
ограничением политических и личных прав и свобод граждан;
наделением главы государства – президента, чрезвычайными полномочиями в масштабе всего государства, включая свертывание традиционных демократических институтов.
Парламентская республика – республика, парламент которой формирует из своего состава правительство, ответственное перед ним.
Особенности парламентской республики. Парламентская форма правления характеризуется тем, что:
парламент формирует правительство, причем из своего состава, своими членами;
определяет состав и структуру всего правительства или отдельных его членов;
назначает премьер-министра (а форма предполагает эту должность);
определяет отставку всего правительства или отдельных его членов;
правительство несет перед парламентом политическую ответственность;
президент является номинальным главой государства, символической фигурой, "царствует, но не правит".
Суммируя перечисленные особенности можно сказать, что парламентская республика строится на принципе "верховенство парламента".
Достоинства парламентской республики выражаются:
в единстве высших эшелонов власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер-министра) и его кабинет назначаются и контролируются парламентом;
в ответственности правительства перед парламентом, которая обязывает его учитывать соотношение сил в парламенте и, следовательно, общественное мнение.
Недостатки парламентской республики:
парламентская форма – это система партийного противоборства (президентская – центристская). Она менее стабильная. Над президентом постоянно висит угроза отставки в результате случайного изменения соотношения сил в парламенте;
реальная угроза тирании, которую может создать простое реальное парламентское большинство;
при неразвитости партийной системы экстремистские партии могут оказаться в парламентском большинстве.
Смешанная республика – республика, сочетающая основные черты типов республиканской формы правления, а также новые, неизвестные им.
Особенности смешанной республики. Смешанная форма правления характеризуется тем, что:
правительство формируется премьер-министром. По его указаниям президент назначает и увольняет членов правительства;
за деятельность правительства отвечает премьер-министр, а не президент;
кабинет министров ответственен перед парламентом и перед президентом;
премьер-министр представляет проект бюджета в парламент;
премьер-министр имеет право законодательной инициативы, президент нет;
законы подписываются президентом и премьер-министром (или его министром);
президент имеет право досрочного роспуска парламента или нижней его палаты, когда есть непреодолимая оппозиция политическому курсу.
Смешанная республика, по замыслу, должна аккумулировать достоинства парламентской и президентской моделей республик и преодолеть их недостатки.
Особенности социалистической республики:
соединение высших и местных органов власти в представительную единую систему, основанную на принципе демократического централизма;
ведущее положение представительных органов, составляющих основу аппарата государственной власти;
сочетание экономического, социально-политического и культурно-воспитательного руководства общественной жизнью в едином государственном механизме;
создание необходимых условий для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни;
отрицание идеи разделения властей, соединение законодательной и исполнительной власти в лице работающих представительных учреждений;
подотчетность и подконтрольность исполнительно-распорядительных органов органам законодательной власти.
- В.А. Рыбаков
- Содержание
- Теория государства и права в системе юридических наук
- Функции теории государства и права.
- Методы теории государства и права
- Тема 2. Происхождение государства и права
- Основные теории происхождения государства и права.
- Основные теории возникновения государства и права
- Теологическая теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Патриархальная теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Договорная (естественно-правовая) теория. Она выдвигает следующие положения:
- Органическая теория происхождения государства. Ее представители утверждают:
- Психологическая теория обосновывает происхождение государства и права:
- Материалистическая теория. Основные положения данной теории:
- Публичная (общественная) власть и нормы поведения в первобытном обществе
- Особенности социальных норм. Систему нормативного регулирования в первобытном обществе отличает:
- Причины и пути возникновения государства и права Причины возникновения государства. К ним относят:
- Пути возникновения государства. На сегодня в научном плане выделяются две основные формы, два пути возникновения государства:
- Особенности европейского пути развития государства. Этот путь характеризуется тем, что:
- Тема 3. Признаки и сущность государства
- Понятие государства
- Публично-политическая (государственная) власть
- Государственная территория
- Государственный суверенитет
- Особенности государственного суверенитета. Суверенитет государства представляет собой:
- Право (законодательство)
- Сущность государства
- Тема 4. Государственный аппарат
- Понятие государственного аппарата
- Органы государства: понятие и виды
- Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- Тема 5. Форма государства
- Форма правления
- Нетипичные формы правления. В настоящее время существуют формы правления, которые нельзя отнести к классическим монархиям или республикам. Они сочетают в себе признаки обеих. К ним относятся:
- Формы государственного устройства
- Признаки государственного устройства. Государственное устройство отражает:
- Формы государственного устройства. Общепризнанными являются две формы государственного устройства:
- Особенности унитарного государства. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
- Виды унитарного государственного устройства. По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть:
- Сложное государственное устройство. Сложные государства делятся на:
- Унии. К униям относятся:
- Особенности федераций. Отличительными признаками федерации являются:
- Виды федерации. Для классификации федераций обычно используют два критерия – полномочия их субъектов и принцип построения.
- Особенности конфедерации:
- Виды конфедераций:
- Политический режим
- Признаки политического режима. Политический режим представляет собой:
- Виды политических режимов. Обычно выделяют два вида политических режимов:
- Виды антидемократических политических режимов. Чаще всего авторы выделяют:
- Особенности тоталитарного режима. Для данного политического режима характерны:
- Тема 6. Политическая система общества
- Понятие политической системы общества
- Значение понятия политической системы общества. Теоретическая и практическая значимость политической системы выражается в том, что она:
- Структура политической системы общества
- Государство как субъект политической системы общества
- Негосударственные субъекты политической системы общества
- Виды политических систем общества
- Тема 7. Правовое государство
- Соотношение государства и права
- Понятие правового государства
- Тема 8. Принципы права
- Понятие принципов права
- Признаки принципов права. Принципы права представляют собой:
- Формы существования принципов права. Принципы права могут быть выражены, закреплены:
- Виды принципов права
- Тема 9. Функции права
- Понятие функций права
- Признаки функций права. Если исходить из понимания функции права как направления воздействия, то для нее характерны следующие черты:
- Формы воздействия права. Функции реализуются в трех формах, различают:
- Виды функций права
- Специально-юридические (внутренние) функции права
- Особенности динамической функции права. Данная функция:
- Тема 10. Форма (источники) права
- Понятие формы (источника) права
- Виды форм права и их особенности
- Тема 11. Нормы права
- Понятие нормы права
- Виды норм права
- В рамках регулятивных правовых норм обычно выделяют нормы обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
- Структура нормы права
- Тема 12. Правосознание, правовая культура
- Дефекты правосознания
- Правовая культура
- Тема 13. Правотворчество
- Понятие правотворчества
- Принципы правотворчества
- Виды правотворчества
- Стадии законотворчества
- Тема 14. Система права
- Понятие системы права
- Отрасли и институты права
- Частное и публичное право
- Материальное и процессуальное право
- Международное и внутригосударственное право
- Соотношение систем объективного права и законодательства
- Тема 15. Правовая система
- Подходы к понятию правовой системы
- Романо-германская правовая семья
- Англосаксонское правовая семья
- Семья религиозного и традиционного права
- Исторические типы правовых систем
- Тема 16. Правовые отношения
- Понятие правоотношения
- Субъекты правоотношений
- Объекты правоотношений
- Содержание и форма правоотношений
- Классификация правоотношений
- Юридические факты
- Тема 17. Нормативные правовые акты
- Понятие нормативно-правового акта
- Виды нормативно-правовых актов
- Подзаконные нормативные правовые акты
- Действие нормативных актов
- Разновидностью утраты силы актом является приостановление его действия.
- Тема 18. Юридическая техника
- Понятие юридической техники
- Законодательная (правотворческая) техника
- Тема 19. Систематизация нормативно-правовых актов
- Понятие систематизации законодательства
- Кодификация законодательства
- Инкорпорация законодательства
- Консолидация и учет нормативно-правовых актов
- Тема 20. Правовое регулирование
- Действие права
- Правовое регулирование
- Способы, методы, типы правового регулирования
- Пределы правового регулирования
- Механизм правового регулирования
- Тема 21. Индивидуальное регулирование
- Особенности индивидуального регулирования
- Виды актов применения
- Тема 22. Реализация норм права
- Реализация норм права: понятие и формы
- Понятие применения норм права
- Стадии применения норм права
- Акты применения норм права
- Тема 23. Толкование норм права
- Понятие толкования норм права
- Способы толкования норм права
- Виды толкования норм права
- Акты толкования норм права
- Тема 24. Пробелы в законодательстве
- Понятие пробела в законодательстве
- Способы устранения и восполнения пробелов в законодательстве
- Тема 25. Коллизии норм права
- Понятие юридической коллизии
- Способы разрешения коллизий
- Тема 26. Эффективность права
- Понятие эффективности права
- Показатели эффективности права
- Тема 27. Законность и правопорядок
- Понятие законности
- 1. В зависимости от субъективного состава и нормативной основы различают:
- 2. В зависимости от сферы проявления законность понимают как:
- 3. В зависимости от направленности требований законности ее понимают как:
- Принципы законности
- Гарантии законности
- Правопорядок
- Тема 28. Правомерное поведение
- Понятие правомерного поведения
- Виды правомерного поведения
- Тема 29. Юридическая ответственность
- Понятие юридической ответственности
- Основания привлечения, исключения и освобождения от юридической ответственности
- Функции и принципы юридической ответственности
- Виды юридической ответственности