Виды толкования норм права
Говоря о видах толкования, следует учитывать, что речь идет о видах разъяснения. В зависимости от субъекта, дающего разъяснение, оно может быть:
официальным и
неофициальным.
Официальное толкование – это разъяснение, которое дают в официальном порядке государственные органы и должностные лица в рамках их компетенции. Его особенности:
оно дается уполномоченным на то органом,
формулируется в определенном акте,
формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы.
Виды официального толкования:
в зависимости от субъекта толкования:
аутентическое – осуществляется органом, издавшим норму;
официозное (легальное) – осуществляется государственными органами, на которых возложена обязанность толковать их;
по характеру действия:
нормативное или
казуальное;
Особенности нормативного толкования норм права:
это официальное разъяснение;
оно обладает общим действием, т. е. распространяется на неопределенный круг людей и на неограниченное количество случаев ("неисчерпаемость" разъяснения);
имеет три разновидности: а) аутентическое, б) легальное, в) правоприменительное толкование.
Нормативное толкование законов дается обычно в постановлениях пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ по определенной категории дел. Правом толкования Конституции РФ, принятой путем референдума, наделен Конституционный Суд РФ.
Особенности казуального толкования норм права:
это толкование официальное – оно дается официальными, компетентными органами;
оно не имеет общеобязательного значения, распространяется только на конкретный случай;
содержится в специальных указаниях разъясняющего характера.
Например, в постановлениях и определениях судов второй и надзорной инстанцией прямо разъясняется смысл применения норм права или когда судья в процессе судебного заседания разъясняет участникам процесса статью, предусматривающую уголовную ответственность за дачу ложных показаний.
Неофициальное толкование – это разъяснения, не имеющие формального, юридически обязательного значения. Особенности неофициального толкования следующие:
оно дается не уполномоченными на то органами;
по форме выражения может быть как устным (разъяснения адвокатом, судьей в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической печати, в комментарии);
не является юридически обязательным.
Виды неофициального толкования:
обыденное (дается любым гражданином),
профессиональное (его дают юристы),
доктринальное (научное разъяснение юридических норм).
Результаты толкования норм права. Результат толкования-уяснения по своему объему может быть:
буквальным,
ограничительным и
распространительным (расширительным).
Буквальное толкование выражается в совпадении текста нормы права и ее смысла. Например, положение п. 2. ст. Семейного кодекса РФ: ''Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению''. Буквальное толкование является наиболее распространенным и самым результативным в правовой практике, т. к. не порождает разногласий и споров.
Ограничительное толкование выражается в несовпадении смысла и текста нормы права. Смысл уже ее содержания. Например, в ч. 1 ст. 30 Конституции РФ сформулировано следующее правоположение: '"Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов". Здесь ясно, что подлинный нормативный смысл этого правоположения уже его словесного выражения, поскольку закрепленное в нем право на объединения не распространяется в частности на детей.
При расширительном толковании смысл нормы права шире ее текста. Например, законодатель часто использует термин "закон" (судьи независимы и подчиняются только закону). Но истинный смысл слова "закон" состоит в том, что в этом случае имеются в виду все нормативно-правовые акты, а не только акты высших органов власти.
Говоря об адекватном, распространительном и ограничительном толковании норм права, следует иметь в виду следующее.
1. Не могут ограничительно или расширительно толковаться термины, понятия, обстоятельства, сроки и т. д., четко определенные в самом нормативном акте.
2. Ограничительное или распространительное толкование возможно тогда, когда есть реальное несоответствие между содержанием правовой нормы и ее текстуальным выражением, когда такое несоответствие можно доказать.
3. Ограничительное или распространительное толкование может вытекать из системного способа толкования, в частности из связи общей и специальной нормы. Специальная норма отменяет в части своего действия общую норму (см. например, ст. 158 УК РФ "Кража", в ч. 1 содержится общая норма, в ч. 2 и ч. 3 – специальные нормы по отношению и предписанию, находящемуся в ч. 1; они ограничивают последнее в части своего действия).
Ограничительное и распространительное толкование возможно только тогда, когда установлено несоответствие между действительным содержанием нормы права и ее текстуальным выражением. В противном случае будет допущено нарушение законности. Любое ограничительное или распространительное толкование должно основываться на доказательствах и соответствующим образом аргументироваться.
- В.А. Рыбаков
- Содержание
- Теория государства и права в системе юридических наук
- Функции теории государства и права.
- Методы теории государства и права
- Тема 2. Происхождение государства и права
- Основные теории происхождения государства и права.
- Основные теории возникновения государства и права
- Теологическая теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Патриархальная теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Договорная (естественно-правовая) теория. Она выдвигает следующие положения:
- Органическая теория происхождения государства. Ее представители утверждают:
- Психологическая теория обосновывает происхождение государства и права:
- Материалистическая теория. Основные положения данной теории:
- Публичная (общественная) власть и нормы поведения в первобытном обществе
- Особенности социальных норм. Систему нормативного регулирования в первобытном обществе отличает:
- Причины и пути возникновения государства и права Причины возникновения государства. К ним относят:
- Пути возникновения государства. На сегодня в научном плане выделяются две основные формы, два пути возникновения государства:
- Особенности европейского пути развития государства. Этот путь характеризуется тем, что:
- Тема 3. Признаки и сущность государства
- Понятие государства
- Публично-политическая (государственная) власть
- Государственная территория
- Государственный суверенитет
- Особенности государственного суверенитета. Суверенитет государства представляет собой:
- Право (законодательство)
- Сущность государства
- Тема 4. Государственный аппарат
- Понятие государственного аппарата
- Органы государства: понятие и виды
- Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- Тема 5. Форма государства
- Форма правления
- Нетипичные формы правления. В настоящее время существуют формы правления, которые нельзя отнести к классическим монархиям или республикам. Они сочетают в себе признаки обеих. К ним относятся:
- Формы государственного устройства
- Признаки государственного устройства. Государственное устройство отражает:
- Формы государственного устройства. Общепризнанными являются две формы государственного устройства:
- Особенности унитарного государства. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
- Виды унитарного государственного устройства. По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть:
- Сложное государственное устройство. Сложные государства делятся на:
- Унии. К униям относятся:
- Особенности федераций. Отличительными признаками федерации являются:
- Виды федерации. Для классификации федераций обычно используют два критерия – полномочия их субъектов и принцип построения.
- Особенности конфедерации:
- Виды конфедераций:
- Политический режим
- Признаки политического режима. Политический режим представляет собой:
- Виды политических режимов. Обычно выделяют два вида политических режимов:
- Виды антидемократических политических режимов. Чаще всего авторы выделяют:
- Особенности тоталитарного режима. Для данного политического режима характерны:
- Тема 6. Политическая система общества
- Понятие политической системы общества
- Значение понятия политической системы общества. Теоретическая и практическая значимость политической системы выражается в том, что она:
- Структура политической системы общества
- Государство как субъект политической системы общества
- Негосударственные субъекты политической системы общества
- Виды политических систем общества
- Тема 7. Правовое государство
- Соотношение государства и права
- Понятие правового государства
- Тема 8. Принципы права
- Понятие принципов права
- Признаки принципов права. Принципы права представляют собой:
- Формы существования принципов права. Принципы права могут быть выражены, закреплены:
- Виды принципов права
- Тема 9. Функции права
- Понятие функций права
- Признаки функций права. Если исходить из понимания функции права как направления воздействия, то для нее характерны следующие черты:
- Формы воздействия права. Функции реализуются в трех формах, различают:
- Виды функций права
- Специально-юридические (внутренние) функции права
- Особенности динамической функции права. Данная функция:
- Тема 10. Форма (источники) права
- Понятие формы (источника) права
- Виды форм права и их особенности
- Тема 11. Нормы права
- Понятие нормы права
- Виды норм права
- В рамках регулятивных правовых норм обычно выделяют нормы обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
- Структура нормы права
- Тема 12. Правосознание, правовая культура
- Дефекты правосознания
- Правовая культура
- Тема 13. Правотворчество
- Понятие правотворчества
- Принципы правотворчества
- Виды правотворчества
- Стадии законотворчества
- Тема 14. Система права
- Понятие системы права
- Отрасли и институты права
- Частное и публичное право
- Материальное и процессуальное право
- Международное и внутригосударственное право
- Соотношение систем объективного права и законодательства
- Тема 15. Правовая система
- Подходы к понятию правовой системы
- Романо-германская правовая семья
- Англосаксонское правовая семья
- Семья религиозного и традиционного права
- Исторические типы правовых систем
- Тема 16. Правовые отношения
- Понятие правоотношения
- Субъекты правоотношений
- Объекты правоотношений
- Содержание и форма правоотношений
- Классификация правоотношений
- Юридические факты
- Тема 17. Нормативные правовые акты
- Понятие нормативно-правового акта
- Виды нормативно-правовых актов
- Подзаконные нормативные правовые акты
- Действие нормативных актов
- Разновидностью утраты силы актом является приостановление его действия.
- Тема 18. Юридическая техника
- Понятие юридической техники
- Законодательная (правотворческая) техника
- Тема 19. Систематизация нормативно-правовых актов
- Понятие систематизации законодательства
- Кодификация законодательства
- Инкорпорация законодательства
- Консолидация и учет нормативно-правовых актов
- Тема 20. Правовое регулирование
- Действие права
- Правовое регулирование
- Способы, методы, типы правового регулирования
- Пределы правового регулирования
- Механизм правового регулирования
- Тема 21. Индивидуальное регулирование
- Особенности индивидуального регулирования
- Виды актов применения
- Тема 22. Реализация норм права
- Реализация норм права: понятие и формы
- Понятие применения норм права
- Стадии применения норм права
- Акты применения норм права
- Тема 23. Толкование норм права
- Понятие толкования норм права
- Способы толкования норм права
- Виды толкования норм права
- Акты толкования норм права
- Тема 24. Пробелы в законодательстве
- Понятие пробела в законодательстве
- Способы устранения и восполнения пробелов в законодательстве
- Тема 25. Коллизии норм права
- Понятие юридической коллизии
- Способы разрешения коллизий
- Тема 26. Эффективность права
- Понятие эффективности права
- Показатели эффективности права
- Тема 27. Законность и правопорядок
- Понятие законности
- 1. В зависимости от субъективного состава и нормативной основы различают:
- 2. В зависимости от сферы проявления законность понимают как:
- 3. В зависимости от направленности требований законности ее понимают как:
- Принципы законности
- Гарантии законности
- Правопорядок
- Тема 28. Правомерное поведение
- Понятие правомерного поведения
- Виды правомерного поведения
- Тема 29. Юридическая ответственность
- Понятие юридической ответственности
- Основания привлечения, исключения и освобождения от юридической ответственности
- Функции и принципы юридической ответственности
- Виды юридической ответственности