Механизм правового регулирования
Определение. Механизм правового регулирования – это взятые в единстве и взаимодействии все правовые средства (элементы), с помощью которых осуществляется правовое регулирование.
Значение механизма правового регулирования. Понятие механизма правового регулирования позволяет:
собрать вместе все части юридической надстройки и факторы, на нее влияющие;
расставить их по своим местам;
увидеть те основные функции, которые выполняют юридические, психологические и другие факторы в процессе правового регулирования, т. е. в процессе выполнения правом своих функций;
понять процесс трансформации правовых принципов и норм в поведение, возникновение законности и правопорядка или правового нигилизма;
обосновать необходимость совершенствования правового регулирования в обществе.
Особенности механизма правового регулирования. Механизм правового регулирования – это:
комплекс правовых средств, различных по своей природе и функциям (формальный признак);
комплекс системный – правовые средства расположены по местам и по специализации, т. е. представляют собой технологическую схему правового регулирования;
комплекс, обеспечивающий организационное воздействие, позволяет достичь поставленных целей (содержательный признак).
Правовые средства – это юридические институты, с помощью которых право выступает в качестве регулятора общественных отношений. Они представляют собой:
инструменты, способы обеспечения интересов субъекта права;
системообразующие инструменты (взаимодействуя друг с другом, они становятся рабочими частями действия права);
инструменты, имеющие юридическую силу и поддерживаемые государством.
Правовые средства классифицируются по следующим основаниям:
по психологической направленности:
стимулирующие (поощрение, льготы, дозволения),
ограничивающие (наказания, запреты, обязанности);
по отраслям права:
конституционные, гражданские, административные и т. д.;
по функциям права:
регулятивные правовые средства,
охранительные;
по характеру норм права:
материальные средства,
процессуальные средства.
Элементы механизма правового регулирования. Исходя из этапов правового регулирования, обычно выделяют три основных элемента, компонента:
норму права,
правоотношения,
акты реализации прав и обязанностей.
Некоторые авторы дополнительно к ним называют: юридический факт, или фактический состав, охранительный правоприменительный акт (А.В. Малько, В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик); юридически значимое поведение субъектов (Л.И. Спиридонов); нормативно-правовые акты, акты официального толкования, правосознания, режим законности (Р.К. Русинов).
По мнению В.М. Сырых, единый механизм правового регулирования сообразно стадиям правового регулирования подразделяется на три компонента: механизм правотворчества, механизм реализации норм права и механизм государственного принуждения.
Роль норм права в механизме правового регулирования. Нормы права:
определяют круг субъектов, на которых распространяются их действие;
формулируют обстоятельства, при которых данные субъекты руководствуются их предписаниями;
раскрывают содержание самого правила поведения;
устанавливают меры юридической ответственности;
являются каналом связи между управляющими и управляемыми;
устанавливают методы правового регулирования.
Роль правоотношений. Как особый компонент механизма правового регулирования, правоотношения выполняют три функции:
конкретизируют круг лиц, на которые распространяет свое действие соответствующая норма права;
переводят абстрактные права с обязанности в сферу прав и обязанностей конкретных лиц;
создают конкретные ситуации для применения мер государственного принуждения в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей.
Роль актов реализации. Акты реализации прав и обязанностей – это фактическое поведение субъектов. Здесь действие механизма правового регулирования заканчивается, т. к. обеспечивается то фактическое, реальное поведение субъектов, тот результат, на который была направлена воля законодателя.
Среди актов реализации выделяются акты применения права. Акт применения норм права – это индивидуальное государственно-властное ведение (предписание), вынесенное в результате решения юридического дела. Акты применения норм права:
обеспечивают возникновение правоотношений,
проводят требования норм права в жизнь,
гарантируют осуществление прав и обязанностей и т. д.
Роль правосознания в механизме правового регулирования. Правосознание играет специфическую роль:
оказывает регулирующее воздействие через волю и сознание людей. Регулирующая роль не выходит за рамки идеологического воздействия;
приводит в движение всю систему правового регулирования, подключаясь к другим элементам;
служит источником права (идеологическим), отражающим объективные потребности развития общества;
является фактором правомерного поведения, законности.
Своеобразие правосознания в механизме правового регулирования заключается в том, что оно является:
нематериализованным элементом правового регулирования,
универсальным элементом – действует на всех этапах правового регулирования,
субъективным элементом.
- В.А. Рыбаков
- Содержание
- Теория государства и права в системе юридических наук
- Функции теории государства и права.
- Методы теории государства и права
- Тема 2. Происхождение государства и права
- Основные теории происхождения государства и права.
- Основные теории возникновения государства и права
- Теологическая теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Патриархальная теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Договорная (естественно-правовая) теория. Она выдвигает следующие положения:
- Органическая теория происхождения государства. Ее представители утверждают:
- Психологическая теория обосновывает происхождение государства и права:
- Материалистическая теория. Основные положения данной теории:
- Публичная (общественная) власть и нормы поведения в первобытном обществе
- Особенности социальных норм. Систему нормативного регулирования в первобытном обществе отличает:
- Причины и пути возникновения государства и права Причины возникновения государства. К ним относят:
- Пути возникновения государства. На сегодня в научном плане выделяются две основные формы, два пути возникновения государства:
- Особенности европейского пути развития государства. Этот путь характеризуется тем, что:
- Тема 3. Признаки и сущность государства
- Понятие государства
- Публично-политическая (государственная) власть
- Государственная территория
- Государственный суверенитет
- Особенности государственного суверенитета. Суверенитет государства представляет собой:
- Право (законодательство)
- Сущность государства
- Тема 4. Государственный аппарат
- Понятие государственного аппарата
- Органы государства: понятие и виды
- Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- Тема 5. Форма государства
- Форма правления
- Нетипичные формы правления. В настоящее время существуют формы правления, которые нельзя отнести к классическим монархиям или республикам. Они сочетают в себе признаки обеих. К ним относятся:
- Формы государственного устройства
- Признаки государственного устройства. Государственное устройство отражает:
- Формы государственного устройства. Общепризнанными являются две формы государственного устройства:
- Особенности унитарного государства. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
- Виды унитарного государственного устройства. По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть:
- Сложное государственное устройство. Сложные государства делятся на:
- Унии. К униям относятся:
- Особенности федераций. Отличительными признаками федерации являются:
- Виды федерации. Для классификации федераций обычно используют два критерия – полномочия их субъектов и принцип построения.
- Особенности конфедерации:
- Виды конфедераций:
- Политический режим
- Признаки политического режима. Политический режим представляет собой:
- Виды политических режимов. Обычно выделяют два вида политических режимов:
- Виды антидемократических политических режимов. Чаще всего авторы выделяют:
- Особенности тоталитарного режима. Для данного политического режима характерны:
- Тема 6. Политическая система общества
- Понятие политической системы общества
- Значение понятия политической системы общества. Теоретическая и практическая значимость политической системы выражается в том, что она:
- Структура политической системы общества
- Государство как субъект политической системы общества
- Негосударственные субъекты политической системы общества
- Виды политических систем общества
- Тема 7. Правовое государство
- Соотношение государства и права
- Понятие правового государства
- Тема 8. Принципы права
- Понятие принципов права
- Признаки принципов права. Принципы права представляют собой:
- Формы существования принципов права. Принципы права могут быть выражены, закреплены:
- Виды принципов права
- Тема 9. Функции права
- Понятие функций права
- Признаки функций права. Если исходить из понимания функции права как направления воздействия, то для нее характерны следующие черты:
- Формы воздействия права. Функции реализуются в трех формах, различают:
- Виды функций права
- Специально-юридические (внутренние) функции права
- Особенности динамической функции права. Данная функция:
- Тема 10. Форма (источники) права
- Понятие формы (источника) права
- Виды форм права и их особенности
- Тема 11. Нормы права
- Понятие нормы права
- Виды норм права
- В рамках регулятивных правовых норм обычно выделяют нормы обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
- Структура нормы права
- Тема 12. Правосознание, правовая культура
- Дефекты правосознания
- Правовая культура
- Тема 13. Правотворчество
- Понятие правотворчества
- Принципы правотворчества
- Виды правотворчества
- Стадии законотворчества
- Тема 14. Система права
- Понятие системы права
- Отрасли и институты права
- Частное и публичное право
- Материальное и процессуальное право
- Международное и внутригосударственное право
- Соотношение систем объективного права и законодательства
- Тема 15. Правовая система
- Подходы к понятию правовой системы
- Романо-германская правовая семья
- Англосаксонское правовая семья
- Семья религиозного и традиционного права
- Исторические типы правовых систем
- Тема 16. Правовые отношения
- Понятие правоотношения
- Субъекты правоотношений
- Объекты правоотношений
- Содержание и форма правоотношений
- Классификация правоотношений
- Юридические факты
- Тема 17. Нормативные правовые акты
- Понятие нормативно-правового акта
- Виды нормативно-правовых актов
- Подзаконные нормативные правовые акты
- Действие нормативных актов
- Разновидностью утраты силы актом является приостановление его действия.
- Тема 18. Юридическая техника
- Понятие юридической техники
- Законодательная (правотворческая) техника
- Тема 19. Систематизация нормативно-правовых актов
- Понятие систематизации законодательства
- Кодификация законодательства
- Инкорпорация законодательства
- Консолидация и учет нормативно-правовых актов
- Тема 20. Правовое регулирование
- Действие права
- Правовое регулирование
- Способы, методы, типы правового регулирования
- Пределы правового регулирования
- Механизм правового регулирования
- Тема 21. Индивидуальное регулирование
- Особенности индивидуального регулирования
- Виды актов применения
- Тема 22. Реализация норм права
- Реализация норм права: понятие и формы
- Понятие применения норм права
- Стадии применения норм права
- Акты применения норм права
- Тема 23. Толкование норм права
- Понятие толкования норм права
- Способы толкования норм права
- Виды толкования норм права
- Акты толкования норм права
- Тема 24. Пробелы в законодательстве
- Понятие пробела в законодательстве
- Способы устранения и восполнения пробелов в законодательстве
- Тема 25. Коллизии норм права
- Понятие юридической коллизии
- Способы разрешения коллизий
- Тема 26. Эффективность права
- Понятие эффективности права
- Показатели эффективности права
- Тема 27. Законность и правопорядок
- Понятие законности
- 1. В зависимости от субъективного состава и нормативной основы различают:
- 2. В зависимости от сферы проявления законность понимают как:
- 3. В зависимости от направленности требований законности ее понимают как:
- Принципы законности
- Гарантии законности
- Правопорядок
- Тема 28. Правомерное поведение
- Понятие правомерного поведения
- Виды правомерного поведения
- Тема 29. Юридическая ответственность
- Понятие юридической ответственности
- Основания привлечения, исключения и освобождения от юридической ответственности
- Функции и принципы юридической ответственности
- Виды юридической ответственности