Органы государства: понятие и виды
Определение. Орган государства – звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Государственные органы – это своеобразный инструментарий осуществления власти.
Признаки государственного органа. Орган государства:
представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата;
образован и действует на основе правовых актов;
выполняет свойственные только ему задачи и функции;
наделен властными полномочиями;
состоит из государственных служащих;
имеет соответствующую структуру, материальную базу и финансовые средства, которые требуются для осуществления его компетенции.
Государственный орган, как часть государственного аппарата, имеет свой предмет ведения (содержание деятельности) и компетенцию (строго определенные полномочия).
Некоторые авторы отмечают, что государственный орган:
осуществляет свою деятельность от имени государства; имеет территориальный масштаб деятельности; устанавливает правовые связи личного состава (С.А. Комаров);
активно участвует в реализации функций государства (В.М. Корельский);
имеет в качестве людского субстрата граждан государства, работающих на профессиональной основе (А.Ф. Черданцев);
обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью (Н.И. Матузов);
имеет сложную структуру (С.В. Липень);
владеет государственным или казенным имуществом (С.С. Алексеев).
Основным признаком органа государства считают государственно-властные его полномочия. Государственно-властные полномочия – это юридически закрепленные возможности осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию. Данное явление конкретизируется в понятии компетенции.
Компетенция – это содержание и объем властных полномочий, которые имеет государственный орган (а также то или иное должностное лицо) и которые фиксируются в соответствующем юридическом документе. Компетенция судов, других государственных органов, уполномоченных решать юридические дела, охватывается понятием юрисдикции.
Термин юрисдикция иногда используется для обозначения того, в чьем ведении (какого государственного органа) находятся те или иные объекты, имущество.
Специфика компетенции заключается в том, что она всегда имеет активную направленность. Государственные органы создаются не для бездействия, а для того, чтобы решать задачи, поставленные перед государством в целом либо в определенной сфере общественных отношений.
Виды компетенции. В зависимости от содержания и объема различают:
общую компетенцию – она охватывает все вопросы, которые относятся к данному предмету ведения (например правительство в области управления);
специальную компетенцию – в нее входят только точно поименнованные в юридическом документе вопросы. В области управления органом специальной компетенции являются министерство, департамент.
Государственные органы реализуют свою компетенцию в трех формах: а) путем издания предписаний общего характера (нормативные акты), б) путем принятия предписаний индивидуального характера (акты применения), в) путем осуществления организационной деятельности.
Виды государственных органов. Критерии классификации государственных органов и, соответственно, их виды многообразны:
по принципу разделения властей выделяют: законодательные, исполнительные, судебные;
по порядку образования выделяют: первичные (выборные, представительные), вторичные (производные);
по характеру компетенции выделяют: органы общей компетенции (президент, правительство и т. д.), органы специальной компетенции (министерства, государственные комитеты и т. д.);
по способу принятия решения выделяют: коллегиальные и единоличные органы;
по срокам полномочий выделяют: постоянные органы (создаются без ограничения срока действия), временные органы (создаются для достижения краткосрочных целей);
по признаку федеративного устройства выделяют: федеральные органы, органы субъектов федерации;
по форме реализации государственной деятельности выделяют: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские, иные контрольно-надзорные органы;
по правовым формам деятельности выделяют: правотворческие, правоприменительные, правоохранительные.
Наиболее употребляемая классификация государственных органов по принципу разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные.
Особенности законодательных органов. Для законодательных органов характерно то, что они являются:
органом представительным – представляют нацию, все слои населения;
органом суверенности народа – представляют собой форму осуществления народом своей воли;
органом законодательным – единственный орган, издающий законы;
органом первичным – создается непосредственно народом;
органом коллегиальным;
органом с верховными финансовыми полномочиями – утверждает бюджет страны, принимает отчет по его исполнению;
органом, который сам устанавливает свою компетенцию.
Законодательные органы, как правило, не имеют единой системы не имеют вертикальной иерархической подчиненности.
Виды представительных органов. В федеративных государствах существует три их вида:
высшие представительные органы (парламенты);
представительные органы власти и управления субъектов федерации;
местные органы власти и самоуправления.
Функции парламента. Функции парламента – это основные направления его деятельности. Их четыре:
представительная – парламент представляет народ, выражает его суверенитет;
законодательная – парламент принимает законы;
контрольная – контролирует правительство, законность его действий, состав правительства, центральный банк;
финансовая – утверждает бюджет.
Называются и другие функции парламента, а именно: учредительская функция – создание государственных институтов или участие в их формировании (В.А. Котелевская); решение вопросов внешней политики (С.А. Комаров); определенные судебные функции – привлечение президента и членов правительства к судебной ответственности (В.В. Лазарев).
Особенности органов исполнительной власти. Исполнительную власть от других ветвей власти отличает:
управленческий характер деятельности;
силовой характер деятельности;
производный характер формирования органов: они создаются представительными органами, имеют ограниченную компетенцию;
иерархический принцип построения, субординационный характер;
многочисленность аппарата;
состав – система исполнительных органов складывается из органов президента, правительства, министерств, комитетов и т. п.
универсальный характер деятельности – охват всех сфер общественной жизни;
специфическая правовая форма выражения деятельности. Она характеризуется подзаконным характером – "на основе и в исполнении закона";
специфический характер функций.
Из других особенностей исполнительно-распорядительных органов называются следующие:
они представляют собой корпус государственных служащих, "бюрократии"; имеют некоторую "отстраненность" от политики и своего рода функциональную нейтральность; главный смысл их деятельности выражен в самом названии и предназначении (Ю.А. Тихомиров);
использование института служебных продвижений и систему поощрений (В.В. Лазарев);
они сосредотачивают основные материальные, финансовые ресурсы, силовые структуры (армия, милиция, разведка) (А.Ф. Черданцев).
Формы исполнительной власти. Различают три формы исполнительных органов власти:
монократическая – власть сосредотачивается в руках главы государства, он формирует правительство;
дуалистическая – глава государства входит в исполнительную власть, правительство ответственно перед парламентом;
коллегиальная – глава государства образует коллегиальный орган, который принимает решения большинством голосов (Директория в революционной Франции, Федеральный Совет в Швейцарии) (Л.И. Спиридонов).
Функции исполнительных органов. Обычно выделяют две основные функции:
исполнительная деятельность – осуществление тех решений, которые приняты представительными органами;
распорядительная деятельность – осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организационных действий.
Центральными исполнительно-распорядительными органами являются: глава государства, правительство, министерства, ведомства, и другие центральные учреждения.
Глава государства. В республиках главой государства является выборный президент, в монархических государствах – монарх. Его положение в механизме осуществления государственной власти зависит от формы правления. В абсолютной монархии глава государства сосредотачивает в своих руках всю власть. Типичный пример – Кувейт. В дуалистической монархии исполнительная власть принадлежит монарху: он может быть главой правительства, назначает и смещает министров, ему подотчетно правительство. В парламентских монархиях главой государства считается монарх. Однако фактически полномочия главы государства осуществляются правительством и его органами.
Президент, как глава государства, координирует деятельность всех высших органов власти, служит носителем и гарантом государственного суверенитета. Объем его полномочий зависит от способа его избрания: власть президента считается производной от народа или парламента. Его полномочия распространяются на все сферы внутренней и внешней государственной деятельности. В случае чрезвычайного или военного положения объем его полномочий становится практически неограниченным.
В литературе выделяются следующие разновидности (модели) президентства: американская, латиноамериканская, афро-азиатская, европейская (Н.А. Сахаров).
Правительство. Правительство – центральный орган исполнительной власти. Он характеризуется тем, что:
является органом общей компетенции – все сферы и органы государственного управления подчинены ему, он не имеет территориальных и отраслевых ограничений;
образован на срок полномочий представительного верховного органа – правительство формируется каждый раз заново с избранием нового состава парламента;
обладает наиболее важными, общегосударственными полномочиями и возглавляет всю систему государственной администрации;
является коллегиальным органом с коллегиальной ответственностью.
- В.А. Рыбаков
- Содержание
- Теория государства и права в системе юридических наук
- Функции теории государства и права.
- Методы теории государства и права
- Тема 2. Происхождение государства и права
- Основные теории происхождения государства и права.
- Основные теории возникновения государства и права
- Теологическая теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Патриархальная теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Договорная (естественно-правовая) теория. Она выдвигает следующие положения:
- Органическая теория происхождения государства. Ее представители утверждают:
- Психологическая теория обосновывает происхождение государства и права:
- Материалистическая теория. Основные положения данной теории:
- Публичная (общественная) власть и нормы поведения в первобытном обществе
- Особенности социальных норм. Систему нормативного регулирования в первобытном обществе отличает:
- Причины и пути возникновения государства и права Причины возникновения государства. К ним относят:
- Пути возникновения государства. На сегодня в научном плане выделяются две основные формы, два пути возникновения государства:
- Особенности европейского пути развития государства. Этот путь характеризуется тем, что:
- Тема 3. Признаки и сущность государства
- Понятие государства
- Публично-политическая (государственная) власть
- Государственная территория
- Государственный суверенитет
- Особенности государственного суверенитета. Суверенитет государства представляет собой:
- Право (законодательство)
- Сущность государства
- Тема 4. Государственный аппарат
- Понятие государственного аппарата
- Органы государства: понятие и виды
- Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- Тема 5. Форма государства
- Форма правления
- Нетипичные формы правления. В настоящее время существуют формы правления, которые нельзя отнести к классическим монархиям или республикам. Они сочетают в себе признаки обеих. К ним относятся:
- Формы государственного устройства
- Признаки государственного устройства. Государственное устройство отражает:
- Формы государственного устройства. Общепризнанными являются две формы государственного устройства:
- Особенности унитарного государства. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
- Виды унитарного государственного устройства. По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть:
- Сложное государственное устройство. Сложные государства делятся на:
- Унии. К униям относятся:
- Особенности федераций. Отличительными признаками федерации являются:
- Виды федерации. Для классификации федераций обычно используют два критерия – полномочия их субъектов и принцип построения.
- Особенности конфедерации:
- Виды конфедераций:
- Политический режим
- Признаки политического режима. Политический режим представляет собой:
- Виды политических режимов. Обычно выделяют два вида политических режимов:
- Виды антидемократических политических режимов. Чаще всего авторы выделяют:
- Особенности тоталитарного режима. Для данного политического режима характерны:
- Тема 6. Политическая система общества
- Понятие политической системы общества
- Значение понятия политической системы общества. Теоретическая и практическая значимость политической системы выражается в том, что она:
- Структура политической системы общества
- Государство как субъект политической системы общества
- Негосударственные субъекты политической системы общества
- Виды политических систем общества
- Тема 7. Правовое государство
- Соотношение государства и права
- Понятие правового государства
- Тема 8. Принципы права
- Понятие принципов права
- Признаки принципов права. Принципы права представляют собой:
- Формы существования принципов права. Принципы права могут быть выражены, закреплены:
- Виды принципов права
- Тема 9. Функции права
- Понятие функций права
- Признаки функций права. Если исходить из понимания функции права как направления воздействия, то для нее характерны следующие черты:
- Формы воздействия права. Функции реализуются в трех формах, различают:
- Виды функций права
- Специально-юридические (внутренние) функции права
- Особенности динамической функции права. Данная функция:
- Тема 10. Форма (источники) права
- Понятие формы (источника) права
- Виды форм права и их особенности
- Тема 11. Нормы права
- Понятие нормы права
- Виды норм права
- В рамках регулятивных правовых норм обычно выделяют нормы обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
- Структура нормы права
- Тема 12. Правосознание, правовая культура
- Дефекты правосознания
- Правовая культура
- Тема 13. Правотворчество
- Понятие правотворчества
- Принципы правотворчества
- Виды правотворчества
- Стадии законотворчества
- Тема 14. Система права
- Понятие системы права
- Отрасли и институты права
- Частное и публичное право
- Материальное и процессуальное право
- Международное и внутригосударственное право
- Соотношение систем объективного права и законодательства
- Тема 15. Правовая система
- Подходы к понятию правовой системы
- Романо-германская правовая семья
- Англосаксонское правовая семья
- Семья религиозного и традиционного права
- Исторические типы правовых систем
- Тема 16. Правовые отношения
- Понятие правоотношения
- Субъекты правоотношений
- Объекты правоотношений
- Содержание и форма правоотношений
- Классификация правоотношений
- Юридические факты
- Тема 17. Нормативные правовые акты
- Понятие нормативно-правового акта
- Виды нормативно-правовых актов
- Подзаконные нормативные правовые акты
- Действие нормативных актов
- Разновидностью утраты силы актом является приостановление его действия.
- Тема 18. Юридическая техника
- Понятие юридической техники
- Законодательная (правотворческая) техника
- Тема 19. Систематизация нормативно-правовых актов
- Понятие систематизации законодательства
- Кодификация законодательства
- Инкорпорация законодательства
- Консолидация и учет нормативно-правовых актов
- Тема 20. Правовое регулирование
- Действие права
- Правовое регулирование
- Способы, методы, типы правового регулирования
- Пределы правового регулирования
- Механизм правового регулирования
- Тема 21. Индивидуальное регулирование
- Особенности индивидуального регулирования
- Виды актов применения
- Тема 22. Реализация норм права
- Реализация норм права: понятие и формы
- Понятие применения норм права
- Стадии применения норм права
- Акты применения норм права
- Тема 23. Толкование норм права
- Понятие толкования норм права
- Способы толкования норм права
- Виды толкования норм права
- Акты толкования норм права
- Тема 24. Пробелы в законодательстве
- Понятие пробела в законодательстве
- Способы устранения и восполнения пробелов в законодательстве
- Тема 25. Коллизии норм права
- Понятие юридической коллизии
- Способы разрешения коллизий
- Тема 26. Эффективность права
- Понятие эффективности права
- Показатели эффективности права
- Тема 27. Законность и правопорядок
- Понятие законности
- 1. В зависимости от субъективного состава и нормативной основы различают:
- 2. В зависимости от сферы проявления законность понимают как:
- 3. В зависимости от направленности требований законности ее понимают как:
- Принципы законности
- Гарантии законности
- Правопорядок
- Тема 28. Правомерное поведение
- Понятие правомерного поведения
- Виды правомерного поведения
- Тема 29. Юридическая ответственность
- Понятие юридической ответственности
- Основания привлечения, исключения и освобождения от юридической ответственности
- Функции и принципы юридической ответственности
- Виды юридической ответственности