logo

Международное и внутригосударственное право

Определение. Международное право – общепланетарная правовая система, регулирующая межгосударственные отношения, а также внутригосударственные отношения, осложняемые иностранным элементом.

Особенности международного права:

  1. субъектами права выступают главным образом суверенные государства. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства;

  2. объектом (предметом) регулирования являются отношения независимых друг от друга суверенных образований. Национальное право регулирует отношения в рамках государственных границ;

  3. особый процесс нормотворчества – в нем нет центральных законодательных органов и исполнительных органов. Нормы создаются самими участниками отношений, т. е. государствами;

  4. отсутствие обязательной юрисдикции. Спор о нарушении норм международного права может быть рассмотрен в международном суде только с согласия спорящих сторон;

  5. функциональные связи в сфере нормотворчества и правоприме­нения носят преимущественно координационный характер, в системе национального права – в основном субординационный;

  6. в сущностном плане представляет собой согласованную волю субъектов международно-правового общения;

  7. источниками выступают договора, пакты, декларации, резолюции;

  8. представлено в единственном числе, национальные правовые системы – во множественном;

  9. возникло на более поздних этапах общественного развития, чем национальное, – в буржуазный период.

Международное право складывается из двух подсистем: международное публичное право и международное частное право.

Соотношение международного и внутригосударственного (национального) права. По данному вопросу есть различные точки зрения. Международное право:

  1. входит в национальную правовую систему, составляет часть;

  2. не входит в национальную правовую систему, занимает особое самостоятельное положение;

  3. промежуточная правовая система (частично межгосударственная и частично внутригосударственная).

В Российской Федерации законодательно закреплена первая позиция. В п. 4 ст. 15 Конституции РФ сказано: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы…". Подобные положения содержатся и в конституциях других стран (ст. 28 Конституции Греции, ст. 25 Конституции ФРГ, ст. 96 Конституции Швеции). Представляется, что подобная конституционная практика не лишает международное право его самостоятельности и обособленности.

Взаимодействие международного и внутригосударственного права. Возможны два варианта взаимодействия межгосударственного и внутригосударственного права:

Примат международного права над внутригосударственным может законодательно быть закреплен. Так, в п. 4 ст. 15 Конституции РФ сказано: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора".

Способы влияния международного права на внутригосударственное. Выделяют несколько технико-юридических способов влияния международного права на внутригосударственное:

  1. инкорпорация – включение в состав национального права норм или совокупности норм международного права без существенных изменений;

  2. трансформация – предполагает определенное преобразование норм международного права путем их развития, конкретизации и приспособления к национальной системе права и включение в состав последней;

  3. имплементация – включает в себя и трансформацию, и случаи отсылок в коллизионных нормах национального права к между­народному.

Формы применения международного права на территории России. В литературе выделяют пять форм, путей применения международного права на территории России:

  1. непосредственное применение общепризнанных норм международного права в случае пробелов в российском законодательстве;

  2. применение ратифицированных договоров вместо несоответствующих им норм российского законодательства;

  3. применение не подлежащих ратификации межгосударственных договоров вместо не соответствующих им нормативных актов президента;

  4. применение не подлежащих ратификации межправительственных договоров вместо не соответствующих им нормативных органов Правительства.