Понятие правового государства
Определение. Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на основе норм права (В.Н. Хропанюк).
Значение понятия правового государства. Ценностный смысл идеи правового государства состоит:
в критическом переосмыслении роли современного государства;
в утверждении суверенности народа как источника государственной власти;
в осознанном стремлении подчинить государство обществу;
в утверждении гуманистических начал во взаимоотношениях государства с личностью.
Признаки правового государства:
верховенство закона,
развитая система прав и свобод (правовое содержание закона),
есть механизм защиты прав и свобод (гарантированностью правового закона).
Верховенство закона. Данный признак правового государства предполагает:
построение системы права, законодательства в соответствии с юридической силой нормативных актов;
признание закона как правового акта, обладающего высшей юридической силой;
признание конституции как главного закона государства;
что именно закон призван регулировать правовой статус, права и свободы и обязанности граждан;
строгую реализацию законов, их соблюдение, т. е. законность;
понимание закона как проявление государственного суверенитета.
Верховенство закона играет важную роль в формировании и деятельности правового государства. По существу этот принцип является юридическим выражением принципа народовластия (В.М. Сырых).
Закон прямо связан с верховной властью государства, рассматривается как проявление государственного суверенитета. При этом верховенство закона отражает внутренний аспект суверенитета, т. е. верховенство государственной власти внутри страны. Внешний аспект суверенитета проявляется в соотношении закона и международного права (Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов).
Развивая идею верховенства закона и расширяя ее значение, многие авторы говорят о господстве закона и господстве права, переводя их в плоскость соотношения государства и права (закона). Верховенство закона и господство права во многом совпадают, они реализуют принцип "вся власть закону": все подчиняются праву, правовым предписаниям, основанным на законе; все подчиняются закону, акту, принятому представительным органом; все подчиняются конституции, основному закону страны.
Развитая система прав и свобод. Верховенство закона может легко превратиться в реакционную силу, если сам закон не отражает воли народа, его жизненных интересов и демократических устремлений. Смысл и цель правового государства в том, чтобы в центре его внимания и всего общества находился человек, его интересы; его права и свободы и есть высшая ценность правового государства.
Обычно выделяют четыре группы прав и свобод личности:
социально-экономические,
личные (гражданские),
политические,
в области культуры.
Социально-экономические права и свободы предполагают право на собственность, здоровье и медицинскую помощь, забастовку, благоприятную окружающую среду, защиту от безработицы, возмещение вреда, социальное обеспечение, гуманные условия труда.
Гражданские (личные) права и свободы предполагают права на жизнь, безопасность, семейную и личную тайну, защиту чести и достоинства, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, равенство перед законом и судом, не свидетельство против себя самого, супруга, близких родственников, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, свободу и личную неприкосновенность, наследование, свободу совести и вероисповедания, свободу передвижения, выбор места жительства и пребывания, самозащиту своих прав и свобод.
Политические права и свободы предполагают права на свободу мнений и убеждений, объединение, участие в отправлении правосудия, судебную защиту, участие в референдуме, свободу мысли и слова, управление делами государства, равный доступ к государственной службе, доступ к информации о себе, быть избранным и избирать, обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, равенство прав и свобод человека и гражданина, свободу митингов, собраний, демонстраций, шествий, пикетирования.
Права в области культуры предполагают право на: участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям, образование, пользование учреждениями культуры, свободу всех видов творчества, общедоступность, бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, свободный выбор обучения и творчества.
Таким образом, закон и основанные на нем подзаконные акты не только по форме, по наименованию, но и по содержанию, по смыслу становятся правовыми. Происходит совпадение закона и права (принцип единства права и закона), а сам закон становится правовым законом.
Правовой закон характеризуется следующими признаками:
он есть выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей;
он воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющего всеобщий характер справедливости. Его требования в одинаковой мере распространяются на государственную власть и граждан государства;
учитывает и охраняет интересы тех, кто находится за пределами правового равенства (больных, престарелых, безработных);
правовой закон – это не продукт воли и субъективного усмотрения законодателя, а необходимая составная часть объективно складывающегося в данном обществе права. Законодатель не создает содержание права. Он только формулирует его в нормах, отражая объективные потребности развития общества;
правовой закон – антипод произволу (В.Н. Хропанюк).
Механизм защиты прав и свобод (гарантированность правового закона). Гарантированность правового закона представляет собой совокупность правовых средств, призванных обеспечить реальное действие норм права. Для преодоления неправовых действий граждан и должностных лиц существует механизм государственного принуждения. Его основная цель – обеспечить реальное действие правового закона, реализацию основных прав и свобод человека. Эта особенность правового государства определяется иногда как принцип правовой защищенности.
К средствам, гарантирующим реализацию правового закона, относят:
жалобы и заявления о нарушении прав и свобод и деятельность государственных органов по их рассмотрению;
законность, ее гарантии и принципы;
судебное рассмотрение нарушений законодательства;
юридическую ответственность, ее неотвратимость и справедливость;
эффективную работу правоохранительных органов.
Гарантированность правового закона предполагает ответственность государственной власти, ее органов. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается:
ответственностью правительства перед представительными органами;
дисциплинарной, гражданско-правовой или уголовной ответственностью должностных лиц любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.;
импичментом и т. п.
Другие признаки правового государства. Перечень особенностей правового государства довольно широк. К ним относят:
демократизм, реальное осуществление народовластия; режим конституционного правления; режим строгой законности в государстве и обществе (С.Н. Кожевников);
подчинение государства обществу; политический и идеологический плюрализм;
гласность, открытость в деятельности государства, отсутствие цензуры; независимое демократическое правосудие; признание государством основной ценностью человеческую личность, ее достоинство, права и свободы; принцип ответственности государства перед личностью (А.Ф. Черданцев);
верховенство правового закона; организацию и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей (Г.В. Назаренко).
К.В. Вавилов, говоря о наиболее существенных характеристиках правового государства, выделяет три аспекта в органическом единении: демократия, законность, социальная справедливость.
Принципы правового государства. Принципы правового государства – это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правом.
Виды принципов правового государства. Среди принципов правового государства выделяются два главных:
наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона),
наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти (формально-юридическая сторона) (А.В. Малько).
Первый принцип – наиболее полное обеспечение прав и свобод. Для человека создаются условия для его правовой свободы, в основе которых лежит принцип "дозволено все, что не запрещено законом". Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности, прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство.
Второй принцип – принцип подчинения государства им же изданному положительному праву, праву, содержащемуся в нормативных актах. Это так называемое государство законности.
Некоторые авторы называют другие принципы правового государства:
возможность рассмотрения судом не только юридического спора, но и самого закона; роль суда как органа правосудия, а не орудия репрессий (Л.И. Спиридонов);
принцип правовой защищенности человека и гражданина; принцип единства права и закона; принцип приоритета (В.Д. Перевалов).
Основы правового государства. Правовое государство имеет три основы:
экономическую – предполагает многоукладность экономики, множественность форм собственности (государственную, коллективную, арендную, частную, акционерную, кооперативную и др.);
социальную, ее составляет саморегулирующееся гражданское общество;
нравственную, ее образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, т. е. утверждение нравственных высших ценностей человека (В.Н. Хропанюк).
Модели правового государства. По социальным характеристикам правовое государство представлено тремя моделями:
либеральное правовое государство,
социальное правовое государство,
социалистическое правовое государство (А.Ф. Черданцев).
Либеральное правовое государство. В его основе лежит теория естественного права и английская политическая экономия. Основные ее идеи:
право частной собственности – естественное право независимо от государства;
экономика и государство – это отдельные сферы;
личность имеет первенство по отношению к обществу, а общество – по отношению к государству;
государство не имеет собственных целей, оно выполняет роль "ночного сторожа": защищает частную собственность, свободу личности, в экономические и социальные отношения не вмешивается, от всякой заботы о благосостоянии граждан воздерживается.
В наше время чисто либеральных государств, проводящих политику только "ночного сторожа", не существует. Однако идеи либерализма живы в виде "неолиберализма" или "неоконсерватизма" и проявляются в политике партий либерально-демократического толка.
Социальное правовое государство. В отличие от чисто либерального характеризуется более активной интервенцией в экономические и социальные отношения, проводит социальную политику в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры и т. п. Положение о социальном государстве прямо зафиксировано в конституциях Франции (ст. 2), ФРГ (ст. 20), Испании, России (ст. 7).
Социалистическое правовое государство характеризуется активной ролью государства, высоким объемом государственной собственности; оно основывается на марксистско-ленинской идеологии и социалистической законности.
- В.А. Рыбаков
- Содержание
- Теория государства и права в системе юридических наук
- Функции теории государства и права.
- Методы теории государства и права
- Тема 2. Происхождение государства и права
- Основные теории происхождения государства и права.
- Основные теории возникновения государства и права
- Теологическая теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Патриархальная теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Договорная (естественно-правовая) теория. Она выдвигает следующие положения:
- Органическая теория происхождения государства. Ее представители утверждают:
- Психологическая теория обосновывает происхождение государства и права:
- Материалистическая теория. Основные положения данной теории:
- Публичная (общественная) власть и нормы поведения в первобытном обществе
- Особенности социальных норм. Систему нормативного регулирования в первобытном обществе отличает:
- Причины и пути возникновения государства и права Причины возникновения государства. К ним относят:
- Пути возникновения государства. На сегодня в научном плане выделяются две основные формы, два пути возникновения государства:
- Особенности европейского пути развития государства. Этот путь характеризуется тем, что:
- Тема 3. Признаки и сущность государства
- Понятие государства
- Публично-политическая (государственная) власть
- Государственная территория
- Государственный суверенитет
- Особенности государственного суверенитета. Суверенитет государства представляет собой:
- Право (законодательство)
- Сущность государства
- Тема 4. Государственный аппарат
- Понятие государственного аппарата
- Органы государства: понятие и виды
- Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- Тема 5. Форма государства
- Форма правления
- Нетипичные формы правления. В настоящее время существуют формы правления, которые нельзя отнести к классическим монархиям или республикам. Они сочетают в себе признаки обеих. К ним относятся:
- Формы государственного устройства
- Признаки государственного устройства. Государственное устройство отражает:
- Формы государственного устройства. Общепризнанными являются две формы государственного устройства:
- Особенности унитарного государства. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
- Виды унитарного государственного устройства. По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть:
- Сложное государственное устройство. Сложные государства делятся на:
- Унии. К униям относятся:
- Особенности федераций. Отличительными признаками федерации являются:
- Виды федерации. Для классификации федераций обычно используют два критерия – полномочия их субъектов и принцип построения.
- Особенности конфедерации:
- Виды конфедераций:
- Политический режим
- Признаки политического режима. Политический режим представляет собой:
- Виды политических режимов. Обычно выделяют два вида политических режимов:
- Виды антидемократических политических режимов. Чаще всего авторы выделяют:
- Особенности тоталитарного режима. Для данного политического режима характерны:
- Тема 6. Политическая система общества
- Понятие политической системы общества
- Значение понятия политической системы общества. Теоретическая и практическая значимость политической системы выражается в том, что она:
- Структура политической системы общества
- Государство как субъект политической системы общества
- Негосударственные субъекты политической системы общества
- Виды политических систем общества
- Тема 7. Правовое государство
- Соотношение государства и права
- Понятие правового государства
- Тема 8. Принципы права
- Понятие принципов права
- Признаки принципов права. Принципы права представляют собой:
- Формы существования принципов права. Принципы права могут быть выражены, закреплены:
- Виды принципов права
- Тема 9. Функции права
- Понятие функций права
- Признаки функций права. Если исходить из понимания функции права как направления воздействия, то для нее характерны следующие черты:
- Формы воздействия права. Функции реализуются в трех формах, различают:
- Виды функций права
- Специально-юридические (внутренние) функции права
- Особенности динамической функции права. Данная функция:
- Тема 10. Форма (источники) права
- Понятие формы (источника) права
- Виды форм права и их особенности
- Тема 11. Нормы права
- Понятие нормы права
- Виды норм права
- В рамках регулятивных правовых норм обычно выделяют нормы обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
- Структура нормы права
- Тема 12. Правосознание, правовая культура
- Дефекты правосознания
- Правовая культура
- Тема 13. Правотворчество
- Понятие правотворчества
- Принципы правотворчества
- Виды правотворчества
- Стадии законотворчества
- Тема 14. Система права
- Понятие системы права
- Отрасли и институты права
- Частное и публичное право
- Материальное и процессуальное право
- Международное и внутригосударственное право
- Соотношение систем объективного права и законодательства
- Тема 15. Правовая система
- Подходы к понятию правовой системы
- Романо-германская правовая семья
- Англосаксонское правовая семья
- Семья религиозного и традиционного права
- Исторические типы правовых систем
- Тема 16. Правовые отношения
- Понятие правоотношения
- Субъекты правоотношений
- Объекты правоотношений
- Содержание и форма правоотношений
- Классификация правоотношений
- Юридические факты
- Тема 17. Нормативные правовые акты
- Понятие нормативно-правового акта
- Виды нормативно-правовых актов
- Подзаконные нормативные правовые акты
- Действие нормативных актов
- Разновидностью утраты силы актом является приостановление его действия.
- Тема 18. Юридическая техника
- Понятие юридической техники
- Законодательная (правотворческая) техника
- Тема 19. Систематизация нормативно-правовых актов
- Понятие систематизации законодательства
- Кодификация законодательства
- Инкорпорация законодательства
- Консолидация и учет нормативно-правовых актов
- Тема 20. Правовое регулирование
- Действие права
- Правовое регулирование
- Способы, методы, типы правового регулирования
- Пределы правового регулирования
- Механизм правового регулирования
- Тема 21. Индивидуальное регулирование
- Особенности индивидуального регулирования
- Виды актов применения
- Тема 22. Реализация норм права
- Реализация норм права: понятие и формы
- Понятие применения норм права
- Стадии применения норм права
- Акты применения норм права
- Тема 23. Толкование норм права
- Понятие толкования норм права
- Способы толкования норм права
- Виды толкования норм права
- Акты толкования норм права
- Тема 24. Пробелы в законодательстве
- Понятие пробела в законодательстве
- Способы устранения и восполнения пробелов в законодательстве
- Тема 25. Коллизии норм права
- Понятие юридической коллизии
- Способы разрешения коллизий
- Тема 26. Эффективность права
- Понятие эффективности права
- Показатели эффективности права
- Тема 27. Законность и правопорядок
- Понятие законности
- 1. В зависимости от субъективного состава и нормативной основы различают:
- 2. В зависимости от сферы проявления законность понимают как:
- 3. В зависимости от направленности требований законности ее понимают как:
- Принципы законности
- Гарантии законности
- Правопорядок
- Тема 28. Правомерное поведение
- Понятие правомерного поведения
- Виды правомерного поведения
- Тема 29. Юридическая ответственность
- Понятие юридической ответственности
- Основания привлечения, исключения и освобождения от юридической ответственности
- Функции и принципы юридической ответственности
- Виды юридической ответственности