logo

Понятие правового государства

Определение. Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на основе норм права (В.Н. Хропанюк).

Значение понятия правового государства. Ценностный смысл идеи правового государства состоит:

  1. в критическом переосмыслении роли современного государства;

  2. в утверждении суверенности народа как источника государственной власти;

  3. в осознанном стремлении подчинить государство обществу;

  4. в утверждении гуманистических начал во взаимоотношениях государства с личностью.

Признаки правового государства:

Верховенство закона. Данный признак правового государства предполагает:

  1. построение системы права, законодательства в соответствии с юридической силой нормативных актов;

  2. признание закона как правового акта, обладающего высшей юридической силой;

  3. признание конституции как главного закона государства;

  4. что именно закон призван регулировать правовой статус, права и свободы и обязанности граждан;

  5. строгую реализацию законов, их соблюдение, т. е. законность;

  6. понимание закона как проявление государственного суверенитета.

Верховенство закона играет важную роль в формировании и деятельности правового государства. По существу этот принцип является юридическим выражением принципа народовластия (В.М. Сырых).

Закон прямо связан с верховной властью государства, рассматривается как проявление государственного суверенитета. При этом верховенство закона отражает внутренний аспект суверенитета, т. е. верховенство государственной власти внутри страны. Внешний аспект суверенитета проявляется в соотношении закона и международного права (Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов).

Развивая идею верховенства закона и расширяя ее значение, многие авторы говорят о господстве закона и господстве права, переводя их в плоскость соотношения государства и права (закона). Верховенство закона и господство права во многом совпадают, они реализуют принцип "вся власть закону": все подчиняются праву, правовым предписаниям, основанным на законе; все подчиняются закону, акту, принятому представительным органом; все подчиняются конституции, основному закону страны.

Развитая система прав и свобод. Верховенство закона может легко превратиться в реакционную силу, если сам закон не отражает воли народа, его жизненных интересов и демократических устремлений. Смысл и цель правового государства в том, чтобы в центре его внимания и всего общества находился человек, его интересы; его права и свободы и есть высшая ценность правового государства.

Обычно выделяют четыре группы прав и свобод личности:

Социально-экономические права и свободы предполагают право на собственность, здоровье и медицинскую помощь, забастовку, благоприятную окружающую среду, защиту от безработицы, возмещение вреда, социальное обеспечение, гуманные условия труда.

Гражданские (личные) права и свободы предполагают права на жизнь, безопасность, семейную и личную тайну, защиту чести и достоинства, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, равенство перед законом и судом, не свидетельство против себя самого, супруга, близких родственников, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, свободу и личную неприкосновенность, наследование, свободу совести и вероисповедания, свободу передвижения, выбор места жительства и пребывания, самозащиту своих прав и свобод.

Политические права и свободы предполагают права на свободу мнений и убеждений, объединение, участие в отправлении правосудия, судебную защиту, участие в референдуме, свободу мысли и слова, управление делами государства, равный доступ к государственной службе, доступ к информации о себе, быть избранным и избирать, обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, равенство прав и свобод человека и гражданина, свободу митингов, собраний, демонстраций, шествий, пикетирования.

Права в области культуры предполагают право на: участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям, образование, пользование учреждениями культуры, свободу всех видов творчества, общедоступность, бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, свободный выбор обучения и творчества.

Таким образом, закон и основанные на нем подзаконные акты не только по форме, по наименованию, но и по содержанию, по смыслу становятся правовыми. Происходит совпадение закона и права (принцип единства права и закона), а сам закон становится правовым законом.

Правовой закон характеризуется следующими признаками:

  1. он есть выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей;

  2. он воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющего всеобщий характер справедливости. Его требования в одинаковой мере распространяются на государственную власть и граждан государства;

  3. учитывает и охраняет интересы тех, кто находится за пределами правового равенства (больных, престарелых, безработных);

  4. правовой закон – это не продукт воли и субъективного усмотрения законодателя, а необходимая составная часть объективно складывающегося в данном обществе права. Законодатель не создает содержание права. Он только формулирует его в нормах, отражая объективные потребности развития общества;

  5. правовой закон – антипод произволу (В.Н. Хропанюк).

Механизм защиты прав и свобод (гарантированность правового закона). Гарантированность правового закона представляет собой совокупность правовых средств, призванных обеспечить реальное действие норм права. Для преодоления неправовых действий граждан и должностных лиц существует механизм государственного принуждения. Его основная цель – обеспечить реальное действие правового закона, реализацию основных прав и свобод человека. Эта особенность правового государства определяется иногда как принцип правовой защищенности.

К средствам, гарантирующим реализацию правового закона, относят:

  1. жалобы и заявления о нарушении прав и свобод и деятельность государственных органов по их рассмотрению;

  2. законность, ее гарантии и принципы;

  3. судебное рассмотрение нарушений законодательства;

  4. юридическую ответственность, ее неотвратимость и справедливость;

  5. эффективную работу правоохранительных органов.

Гарантированность правового закона предполагает ответственность государственной власти, ее органов. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается:

  1. ответственностью правительства перед представительными органами;

  2. дисциплинарной, гражданско-правовой или уголовной ответственностью должностных лиц любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.;

  3. импичментом и т. п.

Другие признаки правового государства. Перечень особенностей правового государства довольно широк. К ним относят:

  1. демократизм, реальное осуществление народовластия; режим конституционного правления; режим строгой законности в государстве и обществе (С.Н. Кожевников);

  2. подчинение государства обществу; политический и идеологический плюрализм;

  3. гласность, открытость в деятельности государства, отсутствие цензуры; независимое демократическое правосудие; признание государством основной ценностью человеческую личность, ее достоинство, права и свободы; принцип ответственности государства перед личностью (А.Ф. Черданцев);

  4. верховенство правового закона; организацию и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей (Г.В. Назаренко).

К.В. Вавилов, говоря о наиболее существенных характеристиках правового государства, выделяет три аспекта в органическом единении: демократия, законность, социальная справедливость.

Принципы правового государства. Принципы правового государства – это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правом.

Виды принципов правового государства. Среди принципов правового государства выделяются два главных:

Первый принцип – наиболее полное обеспечение прав и свобод. Для человека создаются условия для его правовой свободы, в основе которых лежит принцип "дозволено все, что не запрещено законом". Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности, прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство.

Второй принцип – принцип подчинения государства им же изданному положительному праву, праву, содержащемуся в нормативных актах. Это так называемое государство законности.

Некоторые авторы называют другие принципы правового государства:

Основы правового государства. Правовое государство имеет три основы:

Модели правового государства. По социальным характеристикам правовое государство представлено тремя моделями:

Либеральное правовое государство. В его основе лежит теория естественного права и английская политическая экономия. Основные ее идеи:

В наше время чисто либеральных государств, проводящих политику только "ночного сторожа", не существует. Однако идеи либерализма живы в виде "неолиберализма" или "неоконсерватизма" и проявляются в политике партий либерально-демократического толка.

Социальное правовое государство. В отличие от чисто либерального характеризуется более активной интервенцией в экономические и социальные отношения, проводит социальную политику в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры и т. п. Положение о социальном государстве прямо зафиксировано в конституциях Франции (ст. 2), ФРГ (ст. 20), Испании, России (ст. 7).

Социалистическое правовое государство характеризуется активной ролью государства, высоким объемом государственной собственности; оно основывается на марксистско-ленинской идеологии и социалистической законности.