Понятие нормативно-правового акта
Определение. Нормативно-правовой акт – это правотворческий государственный документ, содержание которого составляют нормы права.
Значение нормативно-правового акта. Значимость нормативно-правовых актов в правовой сфере проявляется в том, что они:
являются нормативной основой механизма правового регулирования;
служат формой реального существования юридических норм (одним из ведущих источников права);
обеспечивают полное и точное выражение содержащейся в них государственной воли;
служат важнейшим средством и источником правовой пропаганды и воспитания.
Нормативно-правовой акт – разновидность правовых (юридических) актов. Под правовым актом понимается внешнее выражение воли (волевые действия) государства, отдельных лиц, направленных на достижение определенного юридического эффекта. К правовым актам относятся нормативные правовые акты, индивидуальные правовые акты (например акты правосудия) и акты интерпретационные (акты толкования).
Общие черты правовых актов. Указанные виды правовых актов характеризуются:
волевым содержанием действия,
внешним выражением воли,
правовой направленностью волевого действия.
Признаки нормативного правового акта:
это официальный акт-документ;
акт-документ, содержащий юридические нормы;
акт-документ, которым закрепляется воля государства;
акт-документ, обладающий юридической силой;
акт-документ, который имеет письменную форму.
В литературе встречаются и другие признаки нормативно-правового акта. В частности, указывают на то, что нормативный акт: имеет внутреннюю структуру – разделы, главы, статьи, части статей; имеет определенный предмет регулирования; действует в течение определенного строка; входит в единую иерархию нормативно-правовых актов, занимает в ней свое место (А.В. Якушев).
Нормативно-правовой акт имеет внешнюю и внутреннюю форму.
Внешняя форма. Внешней формой являются реквизиты. Это такие внешние обозначения, "знаки", атрибуты, которые свидетельствуют о надлежащей оформленности законодательного документа, о наличии в нем всего необходимого, официально подтверждающего, что закон или иной нормативный юридический акт имеет юридическую силу и вводится в действие.
В число реквизитов нормативно-правового акта входят: вид акта; наименование органа, принявшего его; заголовок; дата принятия акта; номер акта; сведения о должностном лице, подписавшем акт. Каждый нормативно-правовой акт непременно должен иметь все реквизиты. Исключение делается лишь в отношении заголовка.
Часть названных реквизитов образует понятие титула нормативно-правового акта. Титул нормативно-правового акта – это совокупность следующих реквизитов: его название (по виду содержания), дата, орган и место принятия.
Внутренняя форма. Внутреннюю форму нормативно-правового акта составляет его структура. В числе структурных основных единиц нормативно-правового акта выделяют: преамбулы, пункты и статьи, главы, разделы, части, примечания, приложения.
Преамбула нормативно-правового акта представляет собой вступительную часть нормативно-правового акта, в которой определяются его цели, задачи и некоторые другие положения. По общему правилу преамбула не может содержать норм права. Это бесстатейное общее введение, в котором порой формулируются исходные философские, мировоззренческие положения. Например, преамбула Конституции РФ: "Мы многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов… сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации".
Статья – это исходная, первичная часть текста нормативно-правового акта. Она представляет собой форму выражения (изложения) нормы права, содержит (в различной степени) ее элементы.
Статьи в обширных нормативно-правовых актах (в тексте законов) объединяются в главы и разделы. Как правило, из статей складываются главы, а они в свою очередь объединяются в разделы. Например, гл. 4. "Президент Российской Федерации" в Конституции РФ 1993 г. состоит из 13 статей (80–93). Конституция РФ состоит из двух разделов. Первый включает 9 глав и 136 статей. Второй раздел – "Заключительные и переходные положения" – глав не имеет, состоит из 9 пунктов.
Наиболее крупные подразделения законов – части. Так, содержание уголовного кодекса подразделяется на две части – Общую и Особенную.
Примечание нормативно-правового акта – это разъяснение текста соответствующей статьи либо изложение положений, не связанных с темой нормативно-правового акта.
В приложении обычно помещаются формы документов, таблицы, иная информация, связанная с темой нормативно-правового акта.
- В.А. Рыбаков
- Содержание
- Теория государства и права в системе юридических наук
- Функции теории государства и права.
- Методы теории государства и права
- Тема 2. Происхождение государства и права
- Основные теории происхождения государства и права.
- Основные теории возникновения государства и права
- Теологическая теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Патриархальная теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Договорная (естественно-правовая) теория. Она выдвигает следующие положения:
- Органическая теория происхождения государства. Ее представители утверждают:
- Психологическая теория обосновывает происхождение государства и права:
- Материалистическая теория. Основные положения данной теории:
- Публичная (общественная) власть и нормы поведения в первобытном обществе
- Особенности социальных норм. Систему нормативного регулирования в первобытном обществе отличает:
- Причины и пути возникновения государства и права Причины возникновения государства. К ним относят:
- Пути возникновения государства. На сегодня в научном плане выделяются две основные формы, два пути возникновения государства:
- Особенности европейского пути развития государства. Этот путь характеризуется тем, что:
- Тема 3. Признаки и сущность государства
- Понятие государства
- Публично-политическая (государственная) власть
- Государственная территория
- Государственный суверенитет
- Особенности государственного суверенитета. Суверенитет государства представляет собой:
- Право (законодательство)
- Сущность государства
- Тема 4. Государственный аппарат
- Понятие государственного аппарата
- Органы государства: понятие и виды
- Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- Тема 5. Форма государства
- Форма правления
- Нетипичные формы правления. В настоящее время существуют формы правления, которые нельзя отнести к классическим монархиям или республикам. Они сочетают в себе признаки обеих. К ним относятся:
- Формы государственного устройства
- Признаки государственного устройства. Государственное устройство отражает:
- Формы государственного устройства. Общепризнанными являются две формы государственного устройства:
- Особенности унитарного государства. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
- Виды унитарного государственного устройства. По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть:
- Сложное государственное устройство. Сложные государства делятся на:
- Унии. К униям относятся:
- Особенности федераций. Отличительными признаками федерации являются:
- Виды федерации. Для классификации федераций обычно используют два критерия – полномочия их субъектов и принцип построения.
- Особенности конфедерации:
- Виды конфедераций:
- Политический режим
- Признаки политического режима. Политический режим представляет собой:
- Виды политических режимов. Обычно выделяют два вида политических режимов:
- Виды антидемократических политических режимов. Чаще всего авторы выделяют:
- Особенности тоталитарного режима. Для данного политического режима характерны:
- Тема 6. Политическая система общества
- Понятие политической системы общества
- Значение понятия политической системы общества. Теоретическая и практическая значимость политической системы выражается в том, что она:
- Структура политической системы общества
- Государство как субъект политической системы общества
- Негосударственные субъекты политической системы общества
- Виды политических систем общества
- Тема 7. Правовое государство
- Соотношение государства и права
- Понятие правового государства
- Тема 8. Принципы права
- Понятие принципов права
- Признаки принципов права. Принципы права представляют собой:
- Формы существования принципов права. Принципы права могут быть выражены, закреплены:
- Виды принципов права
- Тема 9. Функции права
- Понятие функций права
- Признаки функций права. Если исходить из понимания функции права как направления воздействия, то для нее характерны следующие черты:
- Формы воздействия права. Функции реализуются в трех формах, различают:
- Виды функций права
- Специально-юридические (внутренние) функции права
- Особенности динамической функции права. Данная функция:
- Тема 10. Форма (источники) права
- Понятие формы (источника) права
- Виды форм права и их особенности
- Тема 11. Нормы права
- Понятие нормы права
- Виды норм права
- В рамках регулятивных правовых норм обычно выделяют нормы обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
- Структура нормы права
- Тема 12. Правосознание, правовая культура
- Дефекты правосознания
- Правовая культура
- Тема 13. Правотворчество
- Понятие правотворчества
- Принципы правотворчества
- Виды правотворчества
- Стадии законотворчества
- Тема 14. Система права
- Понятие системы права
- Отрасли и институты права
- Частное и публичное право
- Материальное и процессуальное право
- Международное и внутригосударственное право
- Соотношение систем объективного права и законодательства
- Тема 15. Правовая система
- Подходы к понятию правовой системы
- Романо-германская правовая семья
- Англосаксонское правовая семья
- Семья религиозного и традиционного права
- Исторические типы правовых систем
- Тема 16. Правовые отношения
- Понятие правоотношения
- Субъекты правоотношений
- Объекты правоотношений
- Содержание и форма правоотношений
- Классификация правоотношений
- Юридические факты
- Тема 17. Нормативные правовые акты
- Понятие нормативно-правового акта
- Виды нормативно-правовых актов
- Подзаконные нормативные правовые акты
- Действие нормативных актов
- Разновидностью утраты силы актом является приостановление его действия.
- Тема 18. Юридическая техника
- Понятие юридической техники
- Законодательная (правотворческая) техника
- Тема 19. Систематизация нормативно-правовых актов
- Понятие систематизации законодательства
- Кодификация законодательства
- Инкорпорация законодательства
- Консолидация и учет нормативно-правовых актов
- Тема 20. Правовое регулирование
- Действие права
- Правовое регулирование
- Способы, методы, типы правового регулирования
- Пределы правового регулирования
- Механизм правового регулирования
- Тема 21. Индивидуальное регулирование
- Особенности индивидуального регулирования
- Виды актов применения
- Тема 22. Реализация норм права
- Реализация норм права: понятие и формы
- Понятие применения норм права
- Стадии применения норм права
- Акты применения норм права
- Тема 23. Толкование норм права
- Понятие толкования норм права
- Способы толкования норм права
- Виды толкования норм права
- Акты толкования норм права
- Тема 24. Пробелы в законодательстве
- Понятие пробела в законодательстве
- Способы устранения и восполнения пробелов в законодательстве
- Тема 25. Коллизии норм права
- Понятие юридической коллизии
- Способы разрешения коллизий
- Тема 26. Эффективность права
- Понятие эффективности права
- Показатели эффективности права
- Тема 27. Законность и правопорядок
- Понятие законности
- 1. В зависимости от субъективного состава и нормативной основы различают:
- 2. В зависимости от сферы проявления законность понимают как:
- 3. В зависимости от направленности требований законности ее понимают как:
- Принципы законности
- Гарантии законности
- Правопорядок
- Тема 28. Правомерное поведение
- Понятие правомерного поведения
- Виды правомерного поведения
- Тема 29. Юридическая ответственность
- Понятие юридической ответственности
- Основания привлечения, исключения и освобождения от юридической ответственности
- Функции и принципы юридической ответственности
- Виды юридической ответственности