logo

Стадии законотворчества

Законотворчество – это правотворческий процесс, предметом которого является принятие закона. Оно осуществляется во времени и охватывает ряд необходимых действий и решений. Они охватываются понятием законодательная процедура или законодательный процесс. Законотворческий процесс имеет два этапа:

Предпроектный этап

Предпроектный этап отличает:

  1. неофициальный характер – он законодательно не урегулирован ни в части субъектов, ни в части стадий;

  2. выявление потребности в правовом регулировании социальной проблемы;

  3. направленность на создание проекта нормативного правового акта;

  4. специфика стадий создания проекта акта.

Стадии предпроектного этапа законотворчества:

  1. принятие решения о подготовке нормативно-правового акта,

  2. подготовка текста нормативного акта,

  3. обсуждение проекта составленного акта,

  4. согласование проекта нормативно-правового акта,

  5. доработка проекта акта.

Некоторые авторы включают еще изучение, анализ общественных явлений, выявление потребностей правовой регламентации; определение вида органа, субъектов, правомочных принять правовые решения, и вида правового акта; принятие решения о подготовке правового акта; разработку концепции, идеи, анализа будущего акта (Ю.А. Тихомиров).

Особенности проектного этапа правотворческого (законодательного) решения:

  1. работа осуществляется непосредственно в законодательном органе;

  2. на данном этапе осуществляется собственно "творчество права": создаются, изменяются или отменяются нормы права;

  3. он носит официальный характер, законодательно урегулирован по субъектам и по содержанию;

  4. имеет свои специфические стадии, процесс.

Стадии законотворчества:

  1. законодательная инициатива;

  2. обсуждение законопроекта;

  3. принятие закона. Имеет три части: а) принятие закона, б) одобрение закона, в) подписание закона;

  4. опубликование закона.

Законодательная инициатива – это право официального внесения проекта закона на рассмотрение законодательного органа.

Особенности стадии законодательной инициативы:

Субъекту законодательной инициативы принадлежат полномочия:

Обсуждение законопроекта. Обсуждение законопроекта направлено на решение следующих задач:

  1. дать общую оценку проекта (необходимость, своевременность, определение его целей и т. п.);

  2. оценить правильность и необходимость отдельных его положений;

  3. усовершенствовать проект, устранить пробелы, ненужный и неудачный материал и т. п.

Обсуждение происходит в процессе его чтения. Чтение законопроекта – это его обсуждение на пленарных заседаниях. Во многих государствах при принятии закона предусмотрены три обязательных чтения. Практика проведения нескольких чтений законопроекта позволяет более детально, внимательно и всесторонне рассмотреть проект, внести в него необходимые поправки и обеспечить тем самым принятие более продуманного законодательного решения.

Во время первого чтения депутаты решают, необходим ли вообще предлагаемый документ, поэтому обсуждению подлежат лишь принципиально важные положения законопроекта.

Второе чтение предполагает тщательное, детальное обсуждение законопроекта, идет работа над его содержанием, принимаются либо отклоняются поправки, возможно голосование по отдельным статьям, разделам документа. Оно предполагает:

  1. обсуждение доработанного текста законопроекта;

  2. выступление председателя комиссии, проводившей доработку проекта;

  3. предоставление информации о результатах учета предложений и замечаний по проекту с обоснованием их принятия;

  4. предоставления депутатам экспертного заключения по законно­проекту после его доработки;

  5. обсуждение проекта в целом, по разделам либо постатейно;

  6. принятие проекта, либо отклонение его, либо возвращение на доработку.

Доработка проекта осуществляется рабочей комиссией на основе поступивших предложений и заключается в редактировании текста. В случае необходимости создается специальная редакционная комиссия.

Третье чтение – завершающий этап процесса обсуждения. На этом этапе не разрешается вносить каких-либо поправок и предложений в законопроект. Законопроект обсуждается и принимается в целом.

Принятие законопроекта – третья стадия законотворчества. Ее отличает:

Сложный субъективный состав проявляется в том, что в процессе принятия закона участвуют несколько высших государственных органов: нижняя палата (Государственная Дума), верхняя палата (Совет Федерации), глава государства (президент).

Детальная регламентация процесса выражена в конституционном его закреплении. Обращают на себя внимание два момента: регламентация на конституционном уровне и регламентация нормотворческой деятельности трех высших органов власти.

Сложный процесс проявляется в наличии трех подстадий принятия закона: принятие нижней палатой, одобрение верхней палатой; подписание главой государства.

Принятие закона нижней палатой. Характерные черты этой под стадии:

  1. принятие происходит путем голосования, поднятия рук, встава­нием, поименным голосованием и т. д.;

  2. принятие имеет несколько вариантов: либо в целом, либо по частям, либо по статьям, но в конце принимается в целом;

  3. стадия предполагает два условия: а) наличие кворума (минимального количества присутствующих на заседании); б) наличие определенного числа голосов. Различают простое большинство и квалифицированное. Простое – 50+1, квалифицированное – 2/3 и 3/4;

  4. на этой стадии проект превращается в нормативно-правовой акт.

Принятие закона верхней палатой. Характерные черты стадии:

  1. в законопроект нельзя вносить изменения без согласия нижней палаты (законопроект имеет новый статус);

  2. решение оформляется в виде одобрения или неодобрения. При одобрении закон направляется на подпись президенту, при неодобрении – возвращается в нижнюю палату;

  3. сроки этой стадии регламентированы: 14 дней на рассмотрение закона и 5 дней на передачу главе государства.

Закон от 14 июня 1994 г. признает датой принятия федерального закона день, когда он был утвержден Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона – день его одобрения палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ.

Подписание закона главой государства имеет следующие характерные черты:

  1. отсутствие голосования – есть подписание закона должностным лицом, оно называется "промульгацией закона", "санкционированием закона";

  2. стадия предполагает право отказа от подписания закона, т. е. право вето. Вето может быть абсолютным (к рассмотрению закона парламент не возвращается) и отлагательным (парламент вновь рассматривает закон);

  3. стадия имеет свою временную регламентацию: 14 дней на подписание закона при первом поступлении и 7 дней при повторном.

Опубликование закона – это официальное оглашение закона с помощью средств массовой информации и специальных изданий. С этой целью законодательство устанавливает определенные сроки опубликования в печатных органах.

Опубликование законов и актов палат федерального собрания должно соответствовать следующим требованиям:

  1. федеральные конституционные, федеральные законы публикуются в течение 7 дней после дня их подписания президентом РФ, а акты палат федерального собрания – не позднее 10 дней после дня их принятия;

  2. официальным их опубликованием считается первая публикация его текста в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации";

  3. указанные законы и акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их опубликования, если ими не установлен другой порядок вступления в силу.

Опубликование актов президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти. Для них установлены следующие правила:

  1. указанные акты публикуются в течение 10 дней после дня их подписания;

  2. акты публикуются в "Российской газете" или в "Собрании законодательства РФ";

  3. акты президента вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого опубликования, имеющего нормативный характер;

  4. акты президента, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания;

  5. акты Правительства РФ вступают в силу по истечении 7 дней после дня их официального опубликования;

  6. акты Правительства, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания;

  7. в актах президента и актах Правительства может быть установлен другой порядок вступления в силу.

Опубликование нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Для них определены следующие правила:

  1. акты, затрагивающие правовое положение граждан, организаций или имеющие межведомственный характер, проходят государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ;

  2. акты публикуются официально в газете "Российские вести";

  3. срок опубликования – в течение 10 дней после дня их регистрации;

  4. эти акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу.

Незарегистрированные или неопубликованные акты министерств и ведомств правовых последствий не влекут.

Опубликование нормативных актов банка России:

Акты комитета по стандартизации и государственного комитета по вопросам архитектуры и строительства и акты общероссийских классификаторов технико-экономической информации публикуются в информационном указателе "Государственные стандартны РФ".

Порядок опубликования нормативных актов субъектов федерации и формы официального опубликования определяются их законами. Акты законодательных органов обычно публикуются в изданиях под названием "Ведомости".