Стадии законотворчества
Законотворчество – это правотворческий процесс, предметом которого является принятие закона. Оно осуществляется во времени и охватывает ряд необходимых действий и решений. Они охватываются понятием законодательная процедура или законодательный процесс. Законотворческий процесс имеет два этапа:
этап подготовки акта (предпроектный этап);
этап принятия этого акта (проектный этап) (С.С. Алексеев, С.А. Комаров, О.А. Пучков).
Предпроектный этап
Предпроектный этап отличает:
неофициальный характер – он законодательно не урегулирован ни в части субъектов, ни в части стадий;
выявление потребности в правовом регулировании социальной проблемы;
направленность на создание проекта нормативного правового акта;
специфика стадий создания проекта акта.
Стадии предпроектного этапа законотворчества:
принятие решения о подготовке нормативно-правового акта,
подготовка текста нормативного акта,
обсуждение проекта составленного акта,
согласование проекта нормативно-правового акта,
доработка проекта акта.
Некоторые авторы включают еще изучение, анализ общественных явлений, выявление потребностей правовой регламентации; определение вида органа, субъектов, правомочных принять правовые решения, и вида правового акта; принятие решения о подготовке правового акта; разработку концепции, идеи, анализа будущего акта (Ю.А. Тихомиров).
Особенности проектного этапа правотворческого (законодательного) решения:
работа осуществляется непосредственно в законодательном органе;
на данном этапе осуществляется собственно "творчество права": создаются, изменяются или отменяются нормы права;
он носит официальный характер, законодательно урегулирован по субъектам и по содержанию;
имеет свои специфические стадии, процесс.
Стадии законотворчества:
законодательная инициатива;
обсуждение законопроекта;
принятие закона. Имеет три части: а) принятие закона, б) одобрение закона, в) подписание закона;
опубликование закона.
Законодательная инициатива – это право официального внесения проекта закона на рассмотрение законодательного органа.
Особенности стадии законодательной инициативы:
представляет собой внесение, передачу проекта нормативного акта в правотворческий (законодательный) орган;
носит официальный, т. е. обязательный характер. Правотворческий орган не может отказать в приеме проекта;
она имеет ограниченный состав субъектов законодательной инициативы. Они названы в нормативных актах;
предполагает ряд условий: а) проект вносится только в письменной форме; б) проект вносится в целом, а не отдельные его части, формулировки и т. д.; в) проект вносится только в тот орган, в компетенцию которого входит разрешение вопросов, составляющих содержание проекта.
Субъекту законодательной инициативы принадлежат полномочия:
требовать рассмотрения своей инициативы;
отстаивать положение проекта в правотворческих органах;
отзывать законопроект.
Обсуждение законопроекта. Обсуждение законопроекта направлено на решение следующих задач:
дать общую оценку проекта (необходимость, своевременность, определение его целей и т. п.);
оценить правильность и необходимость отдельных его положений;
усовершенствовать проект, устранить пробелы, ненужный и неудачный материал и т. п.
Обсуждение происходит в процессе его чтения. Чтение законопроекта – это его обсуждение на пленарных заседаниях. Во многих государствах при принятии закона предусмотрены три обязательных чтения. Практика проведения нескольких чтений законопроекта позволяет более детально, внимательно и всесторонне рассмотреть проект, внести в него необходимые поправки и обеспечить тем самым принятие более продуманного законодательного решения.
Во время первого чтения депутаты решают, необходим ли вообще предлагаемый документ, поэтому обсуждению подлежат лишь принципиально важные положения законопроекта.
Второе чтение предполагает тщательное, детальное обсуждение законопроекта, идет работа над его содержанием, принимаются либо отклоняются поправки, возможно голосование по отдельным статьям, разделам документа. Оно предполагает:
обсуждение доработанного текста законопроекта;
выступление председателя комиссии, проводившей доработку проекта;
предоставление информации о результатах учета предложений и замечаний по проекту с обоснованием их принятия;
предоставления депутатам экспертного заключения по законнопроекту после его доработки;
обсуждение проекта в целом, по разделам либо постатейно;
принятие проекта, либо отклонение его, либо возвращение на доработку.
Доработка проекта осуществляется рабочей комиссией на основе поступивших предложений и заключается в редактировании текста. В случае необходимости создается специальная редакционная комиссия.
Третье чтение – завершающий этап процесса обсуждения. На этом этапе не разрешается вносить каких-либо поправок и предложений в законопроект. Законопроект обсуждается и принимается в целом.
Принятие законопроекта – третья стадия законотворчества. Ее отличает:
сложный субъективный состав;
детальная, строгая регламентация;
сложный процессуальный состав.
Сложный субъективный состав проявляется в том, что в процессе принятия закона участвуют несколько высших государственных органов: нижняя палата (Государственная Дума), верхняя палата (Совет Федерации), глава государства (президент).
Детальная регламентация процесса выражена в конституционном его закреплении. Обращают на себя внимание два момента: регламентация на конституционном уровне и регламентация нормотворческой деятельности трех высших органов власти.
Сложный процесс проявляется в наличии трех подстадий принятия закона: принятие нижней палатой, одобрение верхней палатой; подписание главой государства.
Принятие закона нижней палатой. Характерные черты этой под стадии:
принятие происходит путем голосования, поднятия рук, вставанием, поименным голосованием и т. д.;
принятие имеет несколько вариантов: либо в целом, либо по частям, либо по статьям, но в конце принимается в целом;
стадия предполагает два условия: а) наличие кворума (минимального количества присутствующих на заседании); б) наличие определенного числа голосов. Различают простое большинство и квалифицированное. Простое – 50+1, квалифицированное – 2/3 и 3/4;
на этой стадии проект превращается в нормативно-правовой акт.
Принятие закона верхней палатой. Характерные черты стадии:
в законопроект нельзя вносить изменения без согласия нижней палаты (законопроект имеет новый статус);
решение оформляется в виде одобрения или неодобрения. При одобрении закон направляется на подпись президенту, при неодобрении – возвращается в нижнюю палату;
сроки этой стадии регламентированы: 14 дней на рассмотрение закона и 5 дней на передачу главе государства.
Закон от 14 июня 1994 г. признает датой принятия федерального закона день, когда он был утвержден Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона – день его одобрения палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ.
Подписание закона главой государства имеет следующие характерные черты:
отсутствие голосования – есть подписание закона должностным лицом, оно называется "промульгацией закона", "санкционированием закона";
стадия предполагает право отказа от подписания закона, т. е. право вето. Вето может быть абсолютным (к рассмотрению закона парламент не возвращается) и отлагательным (парламент вновь рассматривает закон);
стадия имеет свою временную регламентацию: 14 дней на подписание закона при первом поступлении и 7 дней при повторном.
Опубликование закона – это официальное оглашение закона с помощью средств массовой информации и специальных изданий. С этой целью законодательство устанавливает определенные сроки опубликования в печатных органах.
Опубликование законов и актов палат федерального собрания должно соответствовать следующим требованиям:
федеральные конституционные, федеральные законы публикуются в течение 7 дней после дня их подписания президентом РФ, а акты палат федерального собрания – не позднее 10 дней после дня их принятия;
официальным их опубликованием считается первая публикация его текста в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации";
указанные законы и акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их опубликования, если ими не установлен другой порядок вступления в силу.
Опубликование актов президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти. Для них установлены следующие правила:
указанные акты публикуются в течение 10 дней после дня их подписания;
акты публикуются в "Российской газете" или в "Собрании законодательства РФ";
акты президента вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого опубликования, имеющего нормативный характер;
акты президента, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания;
акты Правительства РФ вступают в силу по истечении 7 дней после дня их официального опубликования;
акты Правительства, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания;
в актах президента и актах Правительства может быть установлен другой порядок вступления в силу.
Опубликование нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Для них определены следующие правила:
акты, затрагивающие правовое положение граждан, организаций или имеющие межведомственный характер, проходят государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ;
акты публикуются официально в газете "Российские вести";
срок опубликования – в течение 10 дней после дня их регистрации;
эти акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу.
Незарегистрированные или неопубликованные акты министерств и ведомств правовых последствий не влекут.
Опубликование нормативных актов банка России:
публикуются в официальном издании Центрального банка "Вестник Банка России";
вступают в силу со дня их официального опубликования.
Акты комитета по стандартизации и государственного комитета по вопросам архитектуры и строительства и акты общероссийских классификаторов технико-экономической информации публикуются в информационном указателе "Государственные стандартны РФ".
Порядок опубликования нормативных актов субъектов федерации и формы официального опубликования определяются их законами. Акты законодательных органов обычно публикуются в изданиях под названием "Ведомости".
- В.А. Рыбаков
- Содержание
- Теория государства и права в системе юридических наук
- Функции теории государства и права.
- Методы теории государства и права
- Тема 2. Происхождение государства и права
- Основные теории происхождения государства и права.
- Основные теории возникновения государства и права
- Теологическая теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Патриархальная теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Договорная (естественно-правовая) теория. Она выдвигает следующие положения:
- Органическая теория происхождения государства. Ее представители утверждают:
- Психологическая теория обосновывает происхождение государства и права:
- Материалистическая теория. Основные положения данной теории:
- Публичная (общественная) власть и нормы поведения в первобытном обществе
- Особенности социальных норм. Систему нормативного регулирования в первобытном обществе отличает:
- Причины и пути возникновения государства и права Причины возникновения государства. К ним относят:
- Пути возникновения государства. На сегодня в научном плане выделяются две основные формы, два пути возникновения государства:
- Особенности европейского пути развития государства. Этот путь характеризуется тем, что:
- Тема 3. Признаки и сущность государства
- Понятие государства
- Публично-политическая (государственная) власть
- Государственная территория
- Государственный суверенитет
- Особенности государственного суверенитета. Суверенитет государства представляет собой:
- Право (законодательство)
- Сущность государства
- Тема 4. Государственный аппарат
- Понятие государственного аппарата
- Органы государства: понятие и виды
- Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- Тема 5. Форма государства
- Форма правления
- Нетипичные формы правления. В настоящее время существуют формы правления, которые нельзя отнести к классическим монархиям или республикам. Они сочетают в себе признаки обеих. К ним относятся:
- Формы государственного устройства
- Признаки государственного устройства. Государственное устройство отражает:
- Формы государственного устройства. Общепризнанными являются две формы государственного устройства:
- Особенности унитарного государства. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
- Виды унитарного государственного устройства. По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть:
- Сложное государственное устройство. Сложные государства делятся на:
- Унии. К униям относятся:
- Особенности федераций. Отличительными признаками федерации являются:
- Виды федерации. Для классификации федераций обычно используют два критерия – полномочия их субъектов и принцип построения.
- Особенности конфедерации:
- Виды конфедераций:
- Политический режим
- Признаки политического режима. Политический режим представляет собой:
- Виды политических режимов. Обычно выделяют два вида политических режимов:
- Виды антидемократических политических режимов. Чаще всего авторы выделяют:
- Особенности тоталитарного режима. Для данного политического режима характерны:
- Тема 6. Политическая система общества
- Понятие политической системы общества
- Значение понятия политической системы общества. Теоретическая и практическая значимость политической системы выражается в том, что она:
- Структура политической системы общества
- Государство как субъект политической системы общества
- Негосударственные субъекты политической системы общества
- Виды политических систем общества
- Тема 7. Правовое государство
- Соотношение государства и права
- Понятие правового государства
- Тема 8. Принципы права
- Понятие принципов права
- Признаки принципов права. Принципы права представляют собой:
- Формы существования принципов права. Принципы права могут быть выражены, закреплены:
- Виды принципов права
- Тема 9. Функции права
- Понятие функций права
- Признаки функций права. Если исходить из понимания функции права как направления воздействия, то для нее характерны следующие черты:
- Формы воздействия права. Функции реализуются в трех формах, различают:
- Виды функций права
- Специально-юридические (внутренние) функции права
- Особенности динамической функции права. Данная функция:
- Тема 10. Форма (источники) права
- Понятие формы (источника) права
- Виды форм права и их особенности
- Тема 11. Нормы права
- Понятие нормы права
- Виды норм права
- В рамках регулятивных правовых норм обычно выделяют нормы обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
- Структура нормы права
- Тема 12. Правосознание, правовая культура
- Дефекты правосознания
- Правовая культура
- Тема 13. Правотворчество
- Понятие правотворчества
- Принципы правотворчества
- Виды правотворчества
- Стадии законотворчества
- Тема 14. Система права
- Понятие системы права
- Отрасли и институты права
- Частное и публичное право
- Материальное и процессуальное право
- Международное и внутригосударственное право
- Соотношение систем объективного права и законодательства
- Тема 15. Правовая система
- Подходы к понятию правовой системы
- Романо-германская правовая семья
- Англосаксонское правовая семья
- Семья религиозного и традиционного права
- Исторические типы правовых систем
- Тема 16. Правовые отношения
- Понятие правоотношения
- Субъекты правоотношений
- Объекты правоотношений
- Содержание и форма правоотношений
- Классификация правоотношений
- Юридические факты
- Тема 17. Нормативные правовые акты
- Понятие нормативно-правового акта
- Виды нормативно-правовых актов
- Подзаконные нормативные правовые акты
- Действие нормативных актов
- Разновидностью утраты силы актом является приостановление его действия.
- Тема 18. Юридическая техника
- Понятие юридической техники
- Законодательная (правотворческая) техника
- Тема 19. Систематизация нормативно-правовых актов
- Понятие систематизации законодательства
- Кодификация законодательства
- Инкорпорация законодательства
- Консолидация и учет нормативно-правовых актов
- Тема 20. Правовое регулирование
- Действие права
- Правовое регулирование
- Способы, методы, типы правового регулирования
- Пределы правового регулирования
- Механизм правового регулирования
- Тема 21. Индивидуальное регулирование
- Особенности индивидуального регулирования
- Виды актов применения
- Тема 22. Реализация норм права
- Реализация норм права: понятие и формы
- Понятие применения норм права
- Стадии применения норм права
- Акты применения норм права
- Тема 23. Толкование норм права
- Понятие толкования норм права
- Способы толкования норм права
- Виды толкования норм права
- Акты толкования норм права
- Тема 24. Пробелы в законодательстве
- Понятие пробела в законодательстве
- Способы устранения и восполнения пробелов в законодательстве
- Тема 25. Коллизии норм права
- Понятие юридической коллизии
- Способы разрешения коллизий
- Тема 26. Эффективность права
- Понятие эффективности права
- Показатели эффективности права
- Тема 27. Законность и правопорядок
- Понятие законности
- 1. В зависимости от субъективного состава и нормативной основы различают:
- 2. В зависимости от сферы проявления законность понимают как:
- 3. В зависимости от направленности требований законности ее понимают как:
- Принципы законности
- Гарантии законности
- Правопорядок
- Тема 28. Правомерное поведение
- Понятие правомерного поведения
- Виды правомерного поведения
- Тема 29. Юридическая ответственность
- Понятие юридической ответственности
- Основания привлечения, исключения и освобождения от юридической ответственности
- Функции и принципы юридической ответственности
- Виды юридической ответственности