Подходы к понятию правовой системы
Право как явление мировой культуры включает множество правовых систем, которые отличаются большим разнообразием, спецификой, подчас уникальностью.
Подходы к понятию правовой системы. Существует два различных понятия правовой системы:
узкое и
широкое.
В узком смысле под правовой системой понимается право определенного государства, терминологически обозначаемое как "национальная правовая система". Национальная правовая система – это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства).
В широком значении понятие "правовая система" используется как собирательное понятие. Терминология здесь весьма разнообразна: "семья правовых систем (Р. Давид), "правовые круги" (К.О. Эберт и М. Рейнстайн), "форма правовых систем" (И. Саба), "структурная общность" (С.С. Алексеев). Наиболее распространен термин "правовая семья". Правовая семья – это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.
Правовая система и право. Понятия "право" и "правовая система" – это часть и целое. Если под правом понимается система общеобязательных юридических норм, установленных и обеспеченных государством, то под правовой системой – явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. Правовая система отличается и от системы права. Система права – это строение права, выражающееся в разделении единого права на взаимосвязанные отрасли права и институты. Правовая система – это более широкое понятие, охватывающее все правовые явления, и соответственно – это структура правовой реальности.
Состав правовой системы. Выделение структурных элементов правовой системы связано с пониманием этого явления. Некоторые авторы понимают ее как совокупность трех групповых явлений, которые образуют ее части:
нормативную – юридические нормы, принципы, институты;
организационную – совокупность правовых учреждений;
идеологическую – совокупность правовых взглядов, идей, представлений.
Главным компонентом (подсистемой) и одновременно центром, ядром правовой системы, по мнению А.П. Семитко, является субъект права или, шире, субъект правовой системы. Прежде всего это человек в его юридическом качестве носителя субъективных прав и субъективных обязанностей и участника правоотношений.
Многие авторы полагают, что правовая система включает все без исключения правовые явления, всю правовую действительность. Но выделяют в ней только активные элементы, связанные между собой:
собственно право,
правовую идеологию, активную сторону правосознания,
судебную (юридическую) практику.
Перечислить все без исключения элементы правовой системы достаточно сложно, да в этом и нет особой необходимости. Здесь важен сам принцип отбора явлений в правовую систему. В нее должно войти все из мира правовых явлений, что необходимо для нормального процесса правового регулирования. Элементами правовой системы является все то, что необходимо для правового регулирования. Однако иногда круг элементов правовой системы авторы необоснованно расширяют. Так, проф. В.К. Бабаев полагает, что в правовую систему входит "все, что имеет правовую (юридическую) окраску". Однако юридическую окраску (т. е. отношение к праву) имеют и правонарушения, но это не означает, что правонарушаемость (в том числе и преступность) нужно относить к элементам правовой системы. Не все, что находится внутри объекта, является его элементом. Элемент – это необходимая функциональная единица системы. А необходимая и достаточная совокупность элементов системы называется ее составом.
Надо заметить, что нет оснований относить к элементам правовой системы правовые понятия и юридическую науку в целом. Правовая система для науки выступает как объект отражения, а значит, находится за ее пределами.
В.Д. Перевалов, используя системный подход, различает пять уровней правовой системы:
субъективно-сущностный,
интеллектуально-психологический,
нормативно-регулятивный,
организационно-деятельностный,
социально-результативный (Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. – М., 1997. – С. 463).
Субъективно-сущностный уровень выделяют для того, чтобы подчеркнуть значение субъектов права в качестве системообразующих материальных факторов правовой системы. Именно человек и его объединения, обладающие правами и обязанностями, выступают реальными элементами правовой системы.
На интеллектуально-психологическом уровне формируется правопонимание конкретного человека и правосознание. Совокупность знаний, эмоций, чувств, идеологических и религиозных взглядов и догм, нравственные постулаты позволяют человеку воспринимать, оценивать правовую реальность, вырабатывать отношение к ней и мотивы правомерного поведения.
Нормативно-регулятивный уровень правовой системы образует нормы права. Они входят в систему в качестве звена, с которым так или иначе сопряжены все другие элементы ее компонентов.
Правовые нормы одновременно выступают в качестве аккумуляторов и проводников государственной воли народа, возведенной в закон, т. е. в качестве источников той политико-правовой энергии, которой заряжена вся масса нормативного ядра системы.
Организационно-деятельностный уровень охватывает все юридически оформленные связи и отношения, формы реализации права, различные виды правомерного поведения людей, правотворческую и правоприменительную деятельность государства и общества.
Социально-результативный уровень правовой системы характеризует, с одной стороны, то, насколько человек, как субъект права, освоил правовую действительность, а с другой – то, как сформировались и насколько идентичны интересам индивида и общества различного рода состояния, позволяющие представить себе определенные результаты действия юридических норм (правовая культура, законность, правопорядок).
Функции правовой системы. Круг функций правовой системы шире, чем непосредственно у права. Он состоит из следующих функций:
регулятивной,
охранительной,
закрепительной,
принудительной,
воспитательной,
информационной,
прогностической.
Характеристика основных компонентов правовой системы
Право. Право – ядро и нормативная основа правовой системы, ее связывающее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества. Когда мы говорим о правовой системе, то объективное право само входит в нее в качестве элемента, хотя и особого.
Особая роль объективного права в правовой системе состоит в том, что все остальные элементы "вытекают" из объективного права в процессе правового регулирования и так или иначе связаны с ним. Особенно это касается конституционных норм, играющих в правовой системе приоритетную опорную роль. Сама конституция венчает собой все законодательство, выступает правообразующим ядром, устанавливает виды юридических актов, их соотношение, субординацию, способы разрешения коллизий между ними, служит главным ориентиром в деле организации правового регулирования в стране.
Правовая идеология. Правовая идеология – это система взглядов, учений, теорий, идей, представлений, убеждений, концепций, в которых отражается отношение людей к действующему и желаемому праву (В.К. Малько).
Правовая идеология, охватываемая понятием "правовая система", представляет собой активную часть правосознания. Она непосредственно влияет на законодательство, юридическую практику и поэтому входит в правовую систему страны (С.С. Алексеев).
Господствующая правовая идеология непосредственно выражает – "представляет" сущность правовой системы, ее социально-политическое, глубинное правовое содержание, особенно если правовые идеи закрепляются в праве, становясь принципами права. Правовые идеи являются важным ориентиром в правотворческой и правоприменительной деятельности компетентных государственных органов, существенным критерием при толковании и восполнении пробелов в праве.
Негосподствующее правосознание не включается в юридическую систему данного общества и выступает по отношению к ней в качестве противоборствующей силы или, во всяком случае, в тех или иных частях пассивного, нейтрального явления. Некоторые авторы в правовую систему включают все правосознание (правовую идеологию и правовую психологию), все его виды.
В условиях революционного перехода от одной формации к другой и соответствующей смены исторических типов права правовая идеология замещает собственно право, являясь базой всего юридического регулирования.
Юридическая практика. Юридическая практика – это накопленный в обществе социально-правовой опыт и деятельность компетентных субъектов по принятию, толкованию, применению и т. п. юридических предписаний (В.К. Краснов, Р.В. Енгибарин).
Состав юридической практики. Юридическая практика состоит из двух частей:
юридической деятельности и
социально-правового опыта.
Ряд юристов к юридической практике относят только юридическую деятельность, другие – только социально-правовой опыт.
Юридическая деятельность – это юридические действия, средства и способы их осуществления, принятие решений и результаты действий. Она состоит из тех частей:
теоретической – деятельность ученых-юристов;
образовательной – деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т. д.;
практической – деятельность правотворческая, правореализующая, правоприменительная (Р.К. Русинов, А.П. Семитко).
Социально-правовой опыт – это достаточно устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней практики, социально ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности.
Виды юридической практики:
В зависимости от способов преобразования общественных отношений юридическая практика бывает:
правотворческой,
правоприменительной,
интерпретационной.
В зависимости от субъекта практики выделяют практику:
законодательную,
исполнительную,
судебную,
следственную,
нотариальную и т. п.
В зависимости от функциональной роли юридической практики выделяют:
регулятивную практику и
охранительную.
Типология правовых систем
Типология права – это его специфическая классификация, проводимая по определенным основаниям.
В зависимости от исторического генезиса правовых систем, систем источников права, структуры правовой системы выделяются:
1) романо-германская семья, 5) мусульманская,
2) скандинавская, 6) индусская,
3) латиноамериканская, 7) семья обычного права,
4) правовая семья общего права, 8) дальневосточная (А.Х. Саидов).
В зависимости от идеологии и юридической техники:
романо-германская,
англосаксонская,
социалистическая,
религиозные и традиционные правовые системы (Р. Давид).
- В.А. Рыбаков
- Содержание
- Теория государства и права в системе юридических наук
- Функции теории государства и права.
- Методы теории государства и права
- Тема 2. Происхождение государства и права
- Основные теории происхождения государства и права.
- Основные теории возникновения государства и права
- Теологическая теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Патриархальная теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Договорная (естественно-правовая) теория. Она выдвигает следующие положения:
- Органическая теория происхождения государства. Ее представители утверждают:
- Психологическая теория обосновывает происхождение государства и права:
- Материалистическая теория. Основные положения данной теории:
- Публичная (общественная) власть и нормы поведения в первобытном обществе
- Особенности социальных норм. Систему нормативного регулирования в первобытном обществе отличает:
- Причины и пути возникновения государства и права Причины возникновения государства. К ним относят:
- Пути возникновения государства. На сегодня в научном плане выделяются две основные формы, два пути возникновения государства:
- Особенности европейского пути развития государства. Этот путь характеризуется тем, что:
- Тема 3. Признаки и сущность государства
- Понятие государства
- Публично-политическая (государственная) власть
- Государственная территория
- Государственный суверенитет
- Особенности государственного суверенитета. Суверенитет государства представляет собой:
- Право (законодательство)
- Сущность государства
- Тема 4. Государственный аппарат
- Понятие государственного аппарата
- Органы государства: понятие и виды
- Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- Тема 5. Форма государства
- Форма правления
- Нетипичные формы правления. В настоящее время существуют формы правления, которые нельзя отнести к классическим монархиям или республикам. Они сочетают в себе признаки обеих. К ним относятся:
- Формы государственного устройства
- Признаки государственного устройства. Государственное устройство отражает:
- Формы государственного устройства. Общепризнанными являются две формы государственного устройства:
- Особенности унитарного государства. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
- Виды унитарного государственного устройства. По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть:
- Сложное государственное устройство. Сложные государства делятся на:
- Унии. К униям относятся:
- Особенности федераций. Отличительными признаками федерации являются:
- Виды федерации. Для классификации федераций обычно используют два критерия – полномочия их субъектов и принцип построения.
- Особенности конфедерации:
- Виды конфедераций:
- Политический режим
- Признаки политического режима. Политический режим представляет собой:
- Виды политических режимов. Обычно выделяют два вида политических режимов:
- Виды антидемократических политических режимов. Чаще всего авторы выделяют:
- Особенности тоталитарного режима. Для данного политического режима характерны:
- Тема 6. Политическая система общества
- Понятие политической системы общества
- Значение понятия политической системы общества. Теоретическая и практическая значимость политической системы выражается в том, что она:
- Структура политической системы общества
- Государство как субъект политической системы общества
- Негосударственные субъекты политической системы общества
- Виды политических систем общества
- Тема 7. Правовое государство
- Соотношение государства и права
- Понятие правового государства
- Тема 8. Принципы права
- Понятие принципов права
- Признаки принципов права. Принципы права представляют собой:
- Формы существования принципов права. Принципы права могут быть выражены, закреплены:
- Виды принципов права
- Тема 9. Функции права
- Понятие функций права
- Признаки функций права. Если исходить из понимания функции права как направления воздействия, то для нее характерны следующие черты:
- Формы воздействия права. Функции реализуются в трех формах, различают:
- Виды функций права
- Специально-юридические (внутренние) функции права
- Особенности динамической функции права. Данная функция:
- Тема 10. Форма (источники) права
- Понятие формы (источника) права
- Виды форм права и их особенности
- Тема 11. Нормы права
- Понятие нормы права
- Виды норм права
- В рамках регулятивных правовых норм обычно выделяют нормы обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
- Структура нормы права
- Тема 12. Правосознание, правовая культура
- Дефекты правосознания
- Правовая культура
- Тема 13. Правотворчество
- Понятие правотворчества
- Принципы правотворчества
- Виды правотворчества
- Стадии законотворчества
- Тема 14. Система права
- Понятие системы права
- Отрасли и институты права
- Частное и публичное право
- Материальное и процессуальное право
- Международное и внутригосударственное право
- Соотношение систем объективного права и законодательства
- Тема 15. Правовая система
- Подходы к понятию правовой системы
- Романо-германская правовая семья
- Англосаксонское правовая семья
- Семья религиозного и традиционного права
- Исторические типы правовых систем
- Тема 16. Правовые отношения
- Понятие правоотношения
- Субъекты правоотношений
- Объекты правоотношений
- Содержание и форма правоотношений
- Классификация правоотношений
- Юридические факты
- Тема 17. Нормативные правовые акты
- Понятие нормативно-правового акта
- Виды нормативно-правовых актов
- Подзаконные нормативные правовые акты
- Действие нормативных актов
- Разновидностью утраты силы актом является приостановление его действия.
- Тема 18. Юридическая техника
- Понятие юридической техники
- Законодательная (правотворческая) техника
- Тема 19. Систематизация нормативно-правовых актов
- Понятие систематизации законодательства
- Кодификация законодательства
- Инкорпорация законодательства
- Консолидация и учет нормативно-правовых актов
- Тема 20. Правовое регулирование
- Действие права
- Правовое регулирование
- Способы, методы, типы правового регулирования
- Пределы правового регулирования
- Механизм правового регулирования
- Тема 21. Индивидуальное регулирование
- Особенности индивидуального регулирования
- Виды актов применения
- Тема 22. Реализация норм права
- Реализация норм права: понятие и формы
- Понятие применения норм права
- Стадии применения норм права
- Акты применения норм права
- Тема 23. Толкование норм права
- Понятие толкования норм права
- Способы толкования норм права
- Виды толкования норм права
- Акты толкования норм права
- Тема 24. Пробелы в законодательстве
- Понятие пробела в законодательстве
- Способы устранения и восполнения пробелов в законодательстве
- Тема 25. Коллизии норм права
- Понятие юридической коллизии
- Способы разрешения коллизий
- Тема 26. Эффективность права
- Понятие эффективности права
- Показатели эффективности права
- Тема 27. Законность и правопорядок
- Понятие законности
- 1. В зависимости от субъективного состава и нормативной основы различают:
- 2. В зависимости от сферы проявления законность понимают как:
- 3. В зависимости от направленности требований законности ее понимают как:
- Принципы законности
- Гарантии законности
- Правопорядок
- Тема 28. Правомерное поведение
- Понятие правомерного поведения
- Виды правомерного поведения
- Тема 29. Юридическая ответственность
- Понятие юридической ответственности
- Основания привлечения, исключения и освобождения от юридической ответственности
- Функции и принципы юридической ответственности
- Виды юридической ответственности