Понятие государственного аппарата
Определение. Государственный аппарат – это система связанных между собой общими принципами государственных органов, с помощью которых государство выполняет свои задачи и функции.
Значение государственного аппарата. Ценностный смысл государственного аппарата состоит в следующем:
он представляет собой организованную материальную силу, располагая которой государство осуществляет власть;
выступает формой существования государства;
через него реализуются функции государства, это функционирующее выражение государства.
Признаки государственного аппарата. Характерные черты государственного аппарата следующие:
он представляет собой целостную систему государственных органов и учреждений;
его структурным первичным элементом являются государственные органы и учреждения;
он выражен, олицетворен в государственных служащих, чиновниках;
имеет непосредственные орудия принуждения (учреждения);
через него осуществляется государственная власть и выполняются функции государства.
В учебной и научной литературе предлагаются и другие признаки, а именно: сложная структура аппарата, единство принципов его организации и деятельности, наличие материальных средств, властные полномочия его органов.
Соотношение государственного аппарата и механизма государства. Оно представлено двумя позициями:
механизм государства равен, однозначен государственному аппарату;
механизм государства более широкое понятие, чем государственный аппарат.
Механизм государства включает:
или органы государства (государственный аппарат) и государственные организации (учреждения). Данная позиция наиболее распространена;
или органы государства, государственные учреждения и плюс государственные предприятия (С.А. Комаров, Г.В. Назаренко);
или органы государства, государственные учреждения и материальные придатки (армия, полиция, исправительные учреждения) (С.В. Липень).
Государственное учреждение – это аппарат государственного органа, оказывающий содействие его деятельности, но не обладающий властными полномочиями. Учреждения отличаются от органов государства следующим:
результаты их деятельности выражаются не в принятии управленческих решений, а в непосредственном создании материальных или духовных благ;
они оказывают содействие деятельности государственного органа, но не обладают властными полномочиями.
К учреждениям относят: либо вспомогательный аппарат, который участвует в подготовке государственных решений – канцелярии, управления делами и т. п.; либо организации, выполняющие те или иные функции государства – почты, телеграфы, вокзалы, учреждения связи и транспорта.
Сущность госаппарата состоит в закреплении интереса государства.
Модели государственного аппарата. С точки зрения господствующей идеологии различают три основных модели систем государственного аппарата:
централизованно-сегментарную,
моноцефальную,
монотеократическую (В.Е. Чиркин).
Централизованно-сегментарная модель. Ее отличия состоят в следующем:
она строится на концепции разделения властей;
относит к органам государства только центральные основные органы, действующие в масштабе всего государства (глава государства, парламент, правительство и др.);
выборные органы на местах рассматриваются лишь как органы самоуправления;
данная система может существовать только в условиях гражданских режимов плюрализма, высокого уровня политической культуры.
Моноцефальная система государственных органов характеризуется следующим:
строится на концепции единства государственной власти, отрицания принципа разделения властей;
органы соподчинены по вертикали;
роль государства, которое "сверху" наделяет граждан правами, преувеличивается;
преобладает назначаемость при формировании органов государства, как правило, единоличным, а не коллегиальным решением вопроса;
парламент во многих случаях носит декоративный характер;
характеризуется однопартийностью или ограниченной многопартийностью.
Монотеократическая модель. Для данной модели системы государственных органов характерно следующее:
строится на принципе единовластия – духовно-государственного единовластия: совмещением в одном лице поста главы государства и имама (высшего духовного лица страны) или особой роли президента, который выступает как официальный представитель официальной религии (Пакистан, Бангладеш и др.);
сочетает два элемента: единовластие, основанное прежде всего на догмах религии, и сохранение некоторых пережиточных общинных порядков;
парламент имеет консультативный характер, и нередко он распущен;
монарх может быть высшим судьей;
наиболее важные должности занимают члены правящей семьи, принадлежащие к одному и тому же "благородному" племени;
роль монарха на практике может ограничить лишь семья.
Формы деятельности государственного аппарата. Различают непосредственно-управленческие и правовые формы деятельности государственного аппарата.
непосредственно-управленческие формы не имеют юридического характера, а состоят в выработке научных рекомендаций, передаче опыта и т. п.;
правовые формы имеют юридический характер, т. е. являются общеобязательными для всех субъектов и вызывают государственно-обязательные последствия.
Виды правовых форм деятельности государственного аппарата. К правовым формам относятся:
правотворческая – деятельность по подготовке проектов нормативных правовых актов, их принятию и изданию;
правоисполнительная – деятельность по реализации юридических норм;
правоохранительная – деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных к юридической ответственности.
Система государственного аппарата. Аппарат государства подразделяется на следующие крупные подсистемы:
В зависимости от властных полномочий выделяют две части:
специфическую – ее органы обладают властными полномочиями;
неспецифическую – ее органы властными полномочиями не обладают (С.С. Алексеев).
В зависимости от содержания деятельности органов государства различают:
политическую часть аппарата государства, она формирует или реализует политику общества (парламентские или президентские структуры);
неполитизированная часть аппарата государства (административная часть). Она занимается повседневным управлением делами общества на основе норм административного права (В.В. Лазарев).
Наиболее распространенным является деление государственного аппарата по принципу разделения властей:
система законодательных органов,
система исполнительных органов,
система судебных органов.
Некоторые авторы подразделяют аппарат (механизм) государства на две подсистемы (в зависимости от места органа в государстве):
подсистему высших органов государства (представительные органы, глава государства, правительство и т. д.);
подсистему органов правопорядка (суд, прокуратура), а также силовые структуры (армия, милиция, разведка). Они выполняют решения высших органов государства (В.М. Корельский).
По мнению А.В. Малько, структура механизма государства включает в себя: государственные органы, государственные учреждения и предприятия, государственных служащих (чиновников), организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Наиболее широко структура государственного аппарата представляется В.М. Сырых. Он выделяет шесть частей: глава государства, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, суды, органы государственного принуждения, вооруженные силы.
- В.А. Рыбаков
- Содержание
- Теория государства и права в системе юридических наук
- Функции теории государства и права.
- Методы теории государства и права
- Тема 2. Происхождение государства и права
- Основные теории происхождения государства и права.
- Основные теории возникновения государства и права
- Теологическая теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Патриархальная теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Договорная (естественно-правовая) теория. Она выдвигает следующие положения:
- Органическая теория происхождения государства. Ее представители утверждают:
- Психологическая теория обосновывает происхождение государства и права:
- Материалистическая теория. Основные положения данной теории:
- Публичная (общественная) власть и нормы поведения в первобытном обществе
- Особенности социальных норм. Систему нормативного регулирования в первобытном обществе отличает:
- Причины и пути возникновения государства и права Причины возникновения государства. К ним относят:
- Пути возникновения государства. На сегодня в научном плане выделяются две основные формы, два пути возникновения государства:
- Особенности европейского пути развития государства. Этот путь характеризуется тем, что:
- Тема 3. Признаки и сущность государства
- Понятие государства
- Публично-политическая (государственная) власть
- Государственная территория
- Государственный суверенитет
- Особенности государственного суверенитета. Суверенитет государства представляет собой:
- Право (законодательство)
- Сущность государства
- Тема 4. Государственный аппарат
- Понятие государственного аппарата
- Органы государства: понятие и виды
- Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- Тема 5. Форма государства
- Форма правления
- Нетипичные формы правления. В настоящее время существуют формы правления, которые нельзя отнести к классическим монархиям или республикам. Они сочетают в себе признаки обеих. К ним относятся:
- Формы государственного устройства
- Признаки государственного устройства. Государственное устройство отражает:
- Формы государственного устройства. Общепризнанными являются две формы государственного устройства:
- Особенности унитарного государства. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
- Виды унитарного государственного устройства. По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть:
- Сложное государственное устройство. Сложные государства делятся на:
- Унии. К униям относятся:
- Особенности федераций. Отличительными признаками федерации являются:
- Виды федерации. Для классификации федераций обычно используют два критерия – полномочия их субъектов и принцип построения.
- Особенности конфедерации:
- Виды конфедераций:
- Политический режим
- Признаки политического режима. Политический режим представляет собой:
- Виды политических режимов. Обычно выделяют два вида политических режимов:
- Виды антидемократических политических режимов. Чаще всего авторы выделяют:
- Особенности тоталитарного режима. Для данного политического режима характерны:
- Тема 6. Политическая система общества
- Понятие политической системы общества
- Значение понятия политической системы общества. Теоретическая и практическая значимость политической системы выражается в том, что она:
- Структура политической системы общества
- Государство как субъект политической системы общества
- Негосударственные субъекты политической системы общества
- Виды политических систем общества
- Тема 7. Правовое государство
- Соотношение государства и права
- Понятие правового государства
- Тема 8. Принципы права
- Понятие принципов права
- Признаки принципов права. Принципы права представляют собой:
- Формы существования принципов права. Принципы права могут быть выражены, закреплены:
- Виды принципов права
- Тема 9. Функции права
- Понятие функций права
- Признаки функций права. Если исходить из понимания функции права как направления воздействия, то для нее характерны следующие черты:
- Формы воздействия права. Функции реализуются в трех формах, различают:
- Виды функций права
- Специально-юридические (внутренние) функции права
- Особенности динамической функции права. Данная функция:
- Тема 10. Форма (источники) права
- Понятие формы (источника) права
- Виды форм права и их особенности
- Тема 11. Нормы права
- Понятие нормы права
- Виды норм права
- В рамках регулятивных правовых норм обычно выделяют нормы обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
- Структура нормы права
- Тема 12. Правосознание, правовая культура
- Дефекты правосознания
- Правовая культура
- Тема 13. Правотворчество
- Понятие правотворчества
- Принципы правотворчества
- Виды правотворчества
- Стадии законотворчества
- Тема 14. Система права
- Понятие системы права
- Отрасли и институты права
- Частное и публичное право
- Материальное и процессуальное право
- Международное и внутригосударственное право
- Соотношение систем объективного права и законодательства
- Тема 15. Правовая система
- Подходы к понятию правовой системы
- Романо-германская правовая семья
- Англосаксонское правовая семья
- Семья религиозного и традиционного права
- Исторические типы правовых систем
- Тема 16. Правовые отношения
- Понятие правоотношения
- Субъекты правоотношений
- Объекты правоотношений
- Содержание и форма правоотношений
- Классификация правоотношений
- Юридические факты
- Тема 17. Нормативные правовые акты
- Понятие нормативно-правового акта
- Виды нормативно-правовых актов
- Подзаконные нормативные правовые акты
- Действие нормативных актов
- Разновидностью утраты силы актом является приостановление его действия.
- Тема 18. Юридическая техника
- Понятие юридической техники
- Законодательная (правотворческая) техника
- Тема 19. Систематизация нормативно-правовых актов
- Понятие систематизации законодательства
- Кодификация законодательства
- Инкорпорация законодательства
- Консолидация и учет нормативно-правовых актов
- Тема 20. Правовое регулирование
- Действие права
- Правовое регулирование
- Способы, методы, типы правового регулирования
- Пределы правового регулирования
- Механизм правового регулирования
- Тема 21. Индивидуальное регулирование
- Особенности индивидуального регулирования
- Виды актов применения
- Тема 22. Реализация норм права
- Реализация норм права: понятие и формы
- Понятие применения норм права
- Стадии применения норм права
- Акты применения норм права
- Тема 23. Толкование норм права
- Понятие толкования норм права
- Способы толкования норм права
- Виды толкования норм права
- Акты толкования норм права
- Тема 24. Пробелы в законодательстве
- Понятие пробела в законодательстве
- Способы устранения и восполнения пробелов в законодательстве
- Тема 25. Коллизии норм права
- Понятие юридической коллизии
- Способы разрешения коллизий
- Тема 26. Эффективность права
- Понятие эффективности права
- Показатели эффективности права
- Тема 27. Законность и правопорядок
- Понятие законности
- 1. В зависимости от субъективного состава и нормативной основы различают:
- 2. В зависимости от сферы проявления законность понимают как:
- 3. В зависимости от направленности требований законности ее понимают как:
- Принципы законности
- Гарантии законности
- Правопорядок
- Тема 28. Правомерное поведение
- Понятие правомерного поведения
- Виды правомерного поведения
- Тема 29. Юридическая ответственность
- Понятие юридической ответственности
- Основания привлечения, исключения и освобождения от юридической ответственности
- Функции и принципы юридической ответственности
- Виды юридической ответственности