Акты применения норм права
Определение. Акт применения норм права – это официальный документ, который издается на основе норм права и определяет персональные права и обязанности конкретных лиц либо меры ответственности. Акт применения является разновидностью правовых актов, к которым относятся и нормативные правовые акты.
Общие черты правоприменительных и нормативных актов:
эти акты исходят от государства,
обеспечиваются компетентными органами (прежде всего государственными),
выступают властными по своему содержанию характеру документами,
обладают юридической силой (порождают юридические последствия, защищаются государством).
Признаки акта применения норм права:
он носит персонифицированный (индивидуально-определенный) характер;
имеет разовый характер;
регулирует конкретные, определенные отношения;
содержит государственно-властное веление, обязательное для всех;
обладает собственной структурой.
В юридической литературе называются и другие особенности актов применения норм права. Отмечается, что они:
применяются на основе норм права; конкретизируют норму права, не являются источником права, выступают юридическим фактом для правоотношений (А.В.Малько);
представляют решение по конкретному делу официального компетентного органа, имеют определенную форму (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов).
Сущность актов применения норм права составляет государственная воля, которая складывается из воли "перенесенной" в данный акт из нормы, из волевой позиции правоприменительного органа по отношению к рассматриваемой ситуации. Таким образом, в акте синтезируется государственная воля и воля компетентного органа.
Правоприменительные акты могут приниматься не только в письменной, но и устной форме и даже в форме жестов. Подобная форма, например, широко применяется работниками милиции, осуществляющими регулирование дорожного движения.
Структура правоприменительного акта. Правоприменительные акты состоят из четырех частей:
вводной,
описательной,
мотивировочной,
результативной.
Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение, постановление и т. д.), место и время принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.
В описательной (констатирующей) части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия, т. е. излагается фабула дела.
Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.
В результативной части формулируется решение по делу (о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности, об установлении юридического факта и т. д.), т. е. вывод правоприменительного органа.
Акты применения норм права в своей совокупности не создают системы, а в результате издания нормативных правовых актов создается система законодательства.
Юридическая сила правоприменительного акта. Акт применения норм права обладает юридической силой, под которой понимается свойство акта действовать, властно порождать определенные правовые последствия.
Юридическая сила правоприменительного акта основана, во-первых, на юридической силе правовых норм (поэтому носит поднормативный характер); во-вторых, на государственно-властной компетенции правоприменителя.
По общему правилу, акты применения права вступают в силу с момента их принятия, или в указанное время, или по истечении определенного срока, специально установленного законодателем для некоторых видов актов (например, приговоры, решения судов).
Основные требования, предъявляемые к актам применения, заключаются в том, чтобы акты:
строго соответствовали нормативно-правовым актам, на основе которых они принимаются;
издавались в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица;
содержали глубокую и всестороннюю мотивировку;
имели все необходимые реквизиты, придающие актам официальный характер.
Виды правоприменительных актов. Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям:
по субъектам:
акты органов государственной власти,
акты органов государственного управления,
акты судебных органов,
акты контрольно-надзорных органов (постановление санитарной инспекции),
акты органов местного самоуправления (распоряжение мэра города);
по характеру правового воздействия:
регулятивные (решение суда по гражданскому делу),
охранительные (приговор суда);
по назначению:
основные (приговор суда) и
вспомогательные (определение о предании суду);
по форме:
отдельный документ (приговор суда),
резолюция на материалах дела (утверждение прокурором обвинительного заключения),
устная форма (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте);
по отраслевой принадлежности:
акты применения норм уголовного права,
акты применения норм гражданского права,
акты применения других отраслей;
по характеру решения:
запрещающие,
обязывающие,
управомочивающие (поощрительные, удостоверительные);
по функциональному признаку:
правонаделительные,
правообеспечительные акты,
акты-регламентаторы;
по способу выражения:
акты-документы,
акты-действия,
акты-символы.
- В.А. Рыбаков
- Содержание
- Теория государства и права в системе юридических наук
- Функции теории государства и права.
- Методы теории государства и права
- Тема 2. Происхождение государства и права
- Основные теории происхождения государства и права.
- Основные теории возникновения государства и права
- Теологическая теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Патриархальная теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Договорная (естественно-правовая) теория. Она выдвигает следующие положения:
- Органическая теория происхождения государства. Ее представители утверждают:
- Психологическая теория обосновывает происхождение государства и права:
- Материалистическая теория. Основные положения данной теории:
- Публичная (общественная) власть и нормы поведения в первобытном обществе
- Особенности социальных норм. Систему нормативного регулирования в первобытном обществе отличает:
- Причины и пути возникновения государства и права Причины возникновения государства. К ним относят:
- Пути возникновения государства. На сегодня в научном плане выделяются две основные формы, два пути возникновения государства:
- Особенности европейского пути развития государства. Этот путь характеризуется тем, что:
- Тема 3. Признаки и сущность государства
- Понятие государства
- Публично-политическая (государственная) власть
- Государственная территория
- Государственный суверенитет
- Особенности государственного суверенитета. Суверенитет государства представляет собой:
- Право (законодательство)
- Сущность государства
- Тема 4. Государственный аппарат
- Понятие государственного аппарата
- Органы государства: понятие и виды
- Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- Тема 5. Форма государства
- Форма правления
- Нетипичные формы правления. В настоящее время существуют формы правления, которые нельзя отнести к классическим монархиям или республикам. Они сочетают в себе признаки обеих. К ним относятся:
- Формы государственного устройства
- Признаки государственного устройства. Государственное устройство отражает:
- Формы государственного устройства. Общепризнанными являются две формы государственного устройства:
- Особенности унитарного государства. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
- Виды унитарного государственного устройства. По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть:
- Сложное государственное устройство. Сложные государства делятся на:
- Унии. К униям относятся:
- Особенности федераций. Отличительными признаками федерации являются:
- Виды федерации. Для классификации федераций обычно используют два критерия – полномочия их субъектов и принцип построения.
- Особенности конфедерации:
- Виды конфедераций:
- Политический режим
- Признаки политического режима. Политический режим представляет собой:
- Виды политических режимов. Обычно выделяют два вида политических режимов:
- Виды антидемократических политических режимов. Чаще всего авторы выделяют:
- Особенности тоталитарного режима. Для данного политического режима характерны:
- Тема 6. Политическая система общества
- Понятие политической системы общества
- Значение понятия политической системы общества. Теоретическая и практическая значимость политической системы выражается в том, что она:
- Структура политической системы общества
- Государство как субъект политической системы общества
- Негосударственные субъекты политической системы общества
- Виды политических систем общества
- Тема 7. Правовое государство
- Соотношение государства и права
- Понятие правового государства
- Тема 8. Принципы права
- Понятие принципов права
- Признаки принципов права. Принципы права представляют собой:
- Формы существования принципов права. Принципы права могут быть выражены, закреплены:
- Виды принципов права
- Тема 9. Функции права
- Понятие функций права
- Признаки функций права. Если исходить из понимания функции права как направления воздействия, то для нее характерны следующие черты:
- Формы воздействия права. Функции реализуются в трех формах, различают:
- Виды функций права
- Специально-юридические (внутренние) функции права
- Особенности динамической функции права. Данная функция:
- Тема 10. Форма (источники) права
- Понятие формы (источника) права
- Виды форм права и их особенности
- Тема 11. Нормы права
- Понятие нормы права
- Виды норм права
- В рамках регулятивных правовых норм обычно выделяют нормы обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
- Структура нормы права
- Тема 12. Правосознание, правовая культура
- Дефекты правосознания
- Правовая культура
- Тема 13. Правотворчество
- Понятие правотворчества
- Принципы правотворчества
- Виды правотворчества
- Стадии законотворчества
- Тема 14. Система права
- Понятие системы права
- Отрасли и институты права
- Частное и публичное право
- Материальное и процессуальное право
- Международное и внутригосударственное право
- Соотношение систем объективного права и законодательства
- Тема 15. Правовая система
- Подходы к понятию правовой системы
- Романо-германская правовая семья
- Англосаксонское правовая семья
- Семья религиозного и традиционного права
- Исторические типы правовых систем
- Тема 16. Правовые отношения
- Понятие правоотношения
- Субъекты правоотношений
- Объекты правоотношений
- Содержание и форма правоотношений
- Классификация правоотношений
- Юридические факты
- Тема 17. Нормативные правовые акты
- Понятие нормативно-правового акта
- Виды нормативно-правовых актов
- Подзаконные нормативные правовые акты
- Действие нормативных актов
- Разновидностью утраты силы актом является приостановление его действия.
- Тема 18. Юридическая техника
- Понятие юридической техники
- Законодательная (правотворческая) техника
- Тема 19. Систематизация нормативно-правовых актов
- Понятие систематизации законодательства
- Кодификация законодательства
- Инкорпорация законодательства
- Консолидация и учет нормативно-правовых актов
- Тема 20. Правовое регулирование
- Действие права
- Правовое регулирование
- Способы, методы, типы правового регулирования
- Пределы правового регулирования
- Механизм правового регулирования
- Тема 21. Индивидуальное регулирование
- Особенности индивидуального регулирования
- Виды актов применения
- Тема 22. Реализация норм права
- Реализация норм права: понятие и формы
- Понятие применения норм права
- Стадии применения норм права
- Акты применения норм права
- Тема 23. Толкование норм права
- Понятие толкования норм права
- Способы толкования норм права
- Виды толкования норм права
- Акты толкования норм права
- Тема 24. Пробелы в законодательстве
- Понятие пробела в законодательстве
- Способы устранения и восполнения пробелов в законодательстве
- Тема 25. Коллизии норм права
- Понятие юридической коллизии
- Способы разрешения коллизий
- Тема 26. Эффективность права
- Понятие эффективности права
- Показатели эффективности права
- Тема 27. Законность и правопорядок
- Понятие законности
- 1. В зависимости от субъективного состава и нормативной основы различают:
- 2. В зависимости от сферы проявления законность понимают как:
- 3. В зависимости от направленности требований законности ее понимают как:
- Принципы законности
- Гарантии законности
- Правопорядок
- Тема 28. Правомерное поведение
- Понятие правомерного поведения
- Виды правомерного поведения
- Тема 29. Юридическая ответственность
- Понятие юридической ответственности
- Основания привлечения, исключения и освобождения от юридической ответственности
- Функции и принципы юридической ответственности
- Виды юридической ответственности