Понятие юридической ответственности
Определение. Юридическая ответственность – это установленные законом меры воздействия на правонарушителя, содержащие для него неблагоприятные последствия, применяемые государственными органами в порядке, также установленном законом государством.
Значение юридической ответственности. Социальная ценность ее заключается в том, что она:
обеспечивает исполнение требований законодательства всеми участниками общественных отношений;
является юридическим средством, которое локализует, блокирует противоправное поведение;
стимулирует общественно-полезные действия людей в правовой сфере;
служит целям исправления правонарушителей.
Признаки юридической ответственности. Юридическая ответственность представляет собой следующие виды воздействия:
на правонарушителя,
через социальные лишения (лишение свободы, штраф и т. п.),
государственное,
правовое,
процессуально регламентированное.
В литературе называются и другие признаки юридической ответственности:
она носит ретроспективный характер; штрафной характер (В.Н. Протасов);
представляет собой особое политико-правовое состояние (В.М. Баранов);
выражена в государственном и общественном осуждение (В.М. Баранов и многие другие);
представляет собой реализацию санкций и правовых норм; она подчиняется принципам правовой системы (С.С. Алексеев);
это "мера" принуждения, установленная в санкциях юридической нормы; является одним из средств борьбы с правонарушениями, обеспечения правомерного поведения (В.В. Лазарев, С.В. Липень).
Некоторые ученые полагают, что юридической ответственности присущи два признака (качества): правонарушение, записанное в нормах материального права, и доказанность правонарушения, записанная в нормах процессуального права (процессуальная оформленность) (О.Э. Лейст).
Сущность юридической ответственности. Думается, что сущность юридической ответственности состоит:
в применении к правонарушителю мер государственного принуждения,
в отрицательной правовой оценке поведения нарушителя от имени государства.
Однако следует учитывать то, что не всякая мера государственного принуждения представляет собой юридическую ответственность. Например, принудительное лечение невменяемых, совершивших опасные деяния, выступает в качестве меры социальной защиты и, несмотря на принудительный характер, не является разновидностью юридической ответственности.
Цели юридической ответственности – это те фактические результаты, которых стремится достичь государство, устанавливая юридическую ответственность. Они обусловлены охранительной функцией права. Это:
охрана существующего строя и общественного порядка – общая цель,
наказание виновного – конкретная узкая цель,
предупреждение совершения преступлений впредь,
обеспечение функционирования механизма правового регулирования.
Некоторые учебники называют лишь две цели: защиту правопорядка и воспитание граждан в духе уважения к праву (В.И. Гойман). Иногда дается более развернутое перечисление целей юридической ответственности: общая превенция правонарушений, наказание нарушителя, устрашение данного лица, большая или меньшая нравственная перестройка личности, формирование у человека, нарушившего закон, полезно-социальных установок поведения (Б.Т. Базылев, А.В. Сурилов).
Думается, что основной целью юридической ответственности выступают обеспечение прав и свобод субъектов, охрана и защита общественного порядка. Именно ради удовлетворения интересов субъектов права, справедливой упорядоченности социальных связей и устанавливается этот правовой инструмент.
Юридическая ответственность выступает разновидностью государственного принуждения. Кроме нее, существуют и другие виды государственного принуждения, осуществляемые на основе норм права:
меры защиты,
меры пресечения,
принудительные меры воспитательного воздействия,
реквизиция.
Меры защиты (восстановительные меры) – разновидность мер государственного принуждения, применяемых для восстановления нормативного состояния правоотношений путем побуждения субъектов права к исполнению возложенных на них обязанностей. К мерам защиты относят: признание сделки недействительной с возвращением сторон в первоначальное имущественное положение, реальное исполнение договорных обязательств (доставка, доукомплектование продукции), отобрание детей без лишения родительских прав, взыскание алиментов, восстановление на работе незаконно уволенных и пр.
Меры пресечения – это разновидность мер государственного принуждения, применяемых для прекращения противоправных действий или для предотвращения их вредных последствий. Меры пресечения, в отличие от мер предупреждения, применяются при наличии правонарушения. Это, к примеру, изъятие имущества (например, холодного и огнестрельного оружия, радиопередатчиков, если нет разрешения на владение ими); административное задержание лиц, совершивших административные проступки; арест; наложение ареста на имущество и т. п.
Меры предупредительного воздействия – это разновидность мер государственного принуждения, применяемых для предупреждения возможных правонарушений, а также используемых с целью обеспечения общественной безопасности при стихийных бедствиях, крупных промышленных авариях. Это, например, проверка документов, таможенный досмотр и т. д.
Законодательство предусматривает и иные специфические меры государственного принуждения, не являющиеся ответственностью. Это, например, принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним за совершение общественно опасных деяний; меры медицинского характера (помещение душевнобольного нарушителя в психиатрический стационар).
Специфическая мера государственного принуждения – реквизиция – изъятие в экстренных случаях имущества у собственников в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости (ст. 242 ГК РФ). Происходит это в случаях стихийного бедствий, аварий, эпидемий и иных чрезвычайных обстоятельствах с выплатой стоимости имущества.
- В.А. Рыбаков
- Содержание
- Теория государства и права в системе юридических наук
- Функции теории государства и права.
- Методы теории государства и права
- Тема 2. Происхождение государства и права
- Основные теории происхождения государства и права.
- Основные теории возникновения государства и права
- Теологическая теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Патриархальная теория. Данная теория выдвигает следующие положения:
- Договорная (естественно-правовая) теория. Она выдвигает следующие положения:
- Органическая теория происхождения государства. Ее представители утверждают:
- Психологическая теория обосновывает происхождение государства и права:
- Материалистическая теория. Основные положения данной теории:
- Публичная (общественная) власть и нормы поведения в первобытном обществе
- Особенности социальных норм. Систему нормативного регулирования в первобытном обществе отличает:
- Причины и пути возникновения государства и права Причины возникновения государства. К ним относят:
- Пути возникновения государства. На сегодня в научном плане выделяются две основные формы, два пути возникновения государства:
- Особенности европейского пути развития государства. Этот путь характеризуется тем, что:
- Тема 3. Признаки и сущность государства
- Понятие государства
- Публично-политическая (государственная) власть
- Государственная территория
- Государственный суверенитет
- Особенности государственного суверенитета. Суверенитет государства представляет собой:
- Право (законодательство)
- Сущность государства
- Тема 4. Государственный аппарат
- Понятие государственного аппарата
- Органы государства: понятие и виды
- Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- Тема 5. Форма государства
- Форма правления
- Нетипичные формы правления. В настоящее время существуют формы правления, которые нельзя отнести к классическим монархиям или республикам. Они сочетают в себе признаки обеих. К ним относятся:
- Формы государственного устройства
- Признаки государственного устройства. Государственное устройство отражает:
- Формы государственного устройства. Общепризнанными являются две формы государственного устройства:
- Особенности унитарного государства. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
- Виды унитарного государственного устройства. По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть:
- Сложное государственное устройство. Сложные государства делятся на:
- Унии. К униям относятся:
- Особенности федераций. Отличительными признаками федерации являются:
- Виды федерации. Для классификации федераций обычно используют два критерия – полномочия их субъектов и принцип построения.
- Особенности конфедерации:
- Виды конфедераций:
- Политический режим
- Признаки политического режима. Политический режим представляет собой:
- Виды политических режимов. Обычно выделяют два вида политических режимов:
- Виды антидемократических политических режимов. Чаще всего авторы выделяют:
- Особенности тоталитарного режима. Для данного политического режима характерны:
- Тема 6. Политическая система общества
- Понятие политической системы общества
- Значение понятия политической системы общества. Теоретическая и практическая значимость политической системы выражается в том, что она:
- Структура политической системы общества
- Государство как субъект политической системы общества
- Негосударственные субъекты политической системы общества
- Виды политических систем общества
- Тема 7. Правовое государство
- Соотношение государства и права
- Понятие правового государства
- Тема 8. Принципы права
- Понятие принципов права
- Признаки принципов права. Принципы права представляют собой:
- Формы существования принципов права. Принципы права могут быть выражены, закреплены:
- Виды принципов права
- Тема 9. Функции права
- Понятие функций права
- Признаки функций права. Если исходить из понимания функции права как направления воздействия, то для нее характерны следующие черты:
- Формы воздействия права. Функции реализуются в трех формах, различают:
- Виды функций права
- Специально-юридические (внутренние) функции права
- Особенности динамической функции права. Данная функция:
- Тема 10. Форма (источники) права
- Понятие формы (источника) права
- Виды форм права и их особенности
- Тема 11. Нормы права
- Понятие нормы права
- Виды норм права
- В рамках регулятивных правовых норм обычно выделяют нормы обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
- Структура нормы права
- Тема 12. Правосознание, правовая культура
- Дефекты правосознания
- Правовая культура
- Тема 13. Правотворчество
- Понятие правотворчества
- Принципы правотворчества
- Виды правотворчества
- Стадии законотворчества
- Тема 14. Система права
- Понятие системы права
- Отрасли и институты права
- Частное и публичное право
- Материальное и процессуальное право
- Международное и внутригосударственное право
- Соотношение систем объективного права и законодательства
- Тема 15. Правовая система
- Подходы к понятию правовой системы
- Романо-германская правовая семья
- Англосаксонское правовая семья
- Семья религиозного и традиционного права
- Исторические типы правовых систем
- Тема 16. Правовые отношения
- Понятие правоотношения
- Субъекты правоотношений
- Объекты правоотношений
- Содержание и форма правоотношений
- Классификация правоотношений
- Юридические факты
- Тема 17. Нормативные правовые акты
- Понятие нормативно-правового акта
- Виды нормативно-правовых актов
- Подзаконные нормативные правовые акты
- Действие нормативных актов
- Разновидностью утраты силы актом является приостановление его действия.
- Тема 18. Юридическая техника
- Понятие юридической техники
- Законодательная (правотворческая) техника
- Тема 19. Систематизация нормативно-правовых актов
- Понятие систематизации законодательства
- Кодификация законодательства
- Инкорпорация законодательства
- Консолидация и учет нормативно-правовых актов
- Тема 20. Правовое регулирование
- Действие права
- Правовое регулирование
- Способы, методы, типы правового регулирования
- Пределы правового регулирования
- Механизм правового регулирования
- Тема 21. Индивидуальное регулирование
- Особенности индивидуального регулирования
- Виды актов применения
- Тема 22. Реализация норм права
- Реализация норм права: понятие и формы
- Понятие применения норм права
- Стадии применения норм права
- Акты применения норм права
- Тема 23. Толкование норм права
- Понятие толкования норм права
- Способы толкования норм права
- Виды толкования норм права
- Акты толкования норм права
- Тема 24. Пробелы в законодательстве
- Понятие пробела в законодательстве
- Способы устранения и восполнения пробелов в законодательстве
- Тема 25. Коллизии норм права
- Понятие юридической коллизии
- Способы разрешения коллизий
- Тема 26. Эффективность права
- Понятие эффективности права
- Показатели эффективности права
- Тема 27. Законность и правопорядок
- Понятие законности
- 1. В зависимости от субъективного состава и нормативной основы различают:
- 2. В зависимости от сферы проявления законность понимают как:
- 3. В зависимости от направленности требований законности ее понимают как:
- Принципы законности
- Гарантии законности
- Правопорядок
- Тема 28. Правомерное поведение
- Понятие правомерного поведения
- Виды правомерного поведения
- Тема 29. Юридическая ответственность
- Понятие юридической ответственности
- Основания привлечения, исключения и освобождения от юридической ответственности
- Функции и принципы юридической ответственности
- Виды юридической ответственности