logo search

Законодательная (правотворческая) техника

Законодательная техника – это совокупность всех правил, средств и приемов обеспечения совершенства законодательства. Законодательная техника должна обеспечить:

  1. логическую последовательность изложения;

  2. отсутствие противоречий внутри нормативного акта и в целом в системе законодательства;

  3. компактность нормативного материала;

  4. ясность и доступность языка закона;

  5. точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в законодательстве;

  6. устранение множественности нормативных актов по одному и тому же вопросу.

Виды законодательной техники (нормотворческой). Правила нормотворческой техники можно подразделить на три вида:

Правила внешнего оформления нормативных правовых актов. Каждый нормативный правовой акт должен иметь реквизиты, которые придавали бы ему официальность.

Реквизиты нормативного правового акта – это такие внешние обозначения, знаки, атрибуты, которые свидетельствуют о надлежащей оформленности законодательного документа, о наличии в нем всего необходимого, официально подтверждающего, что закон или иной нормативный юридический акт имеет юридическую силу и вводится в действие. К реквизитам нормативно-правового акта относят:

  1. название вида нормативного акта (закон, постановление и т. д.);

  2. название органа, издавшего его;

  3. наименование акта, отражающего его содержание, предмет регулирования;

  4. дата и место его принятия;

  5. номер для более рационального учета нормативных актов.

Правила, относящиеся к содержанию нормативных правовых актов:

  1. нормативный акт должен иметь определенный предмет регулирования и быть рассчитан на регулирование однородных общественных отношений;

  2. он не должен изменять или отменять нормы, регулирующие отношения другого рода, нежели те, которые регулируются данным актом (например, нормативный акт, устанавливающий нормы уголовного права, не должен отменять или изменять нормы земельного или семейного права);

  3. он не должен содержать пробелы, т. е. должен решать все вопросы, относящиеся к регулированию данных отношений;

  4. акт должен содержать такие решения вопросов, чтобы регулирование было однотипным, единообразным (например нормы особенной части УК РФ);

  5. регулирование важных принципиальных вопросов не должно заслоняться вопросами второстепенными;

  6. в нормативном акте, по возможности, следует избегать исключений и отсылок.

Правила структурного оформления нормативно-правового акта

Структурное построение – это определенный порядок расположения материала, его расчлененность и согласованность. Правила таковы:

  1. нормы общего характера должны помещаться в начале нормативного акта;

  2. однородные нормы должны выделяться, излагаться компактно;

  3. в крупных нормативных актах должны быть главы, разделы, части;

  4. каждая глава, раздел, часть должны иметь название (например, УК РФ подразделен на Общую и Особенную части, 12 разделов, 34 главы);

  5. каждая глава состоит из статей, которые в свою очередь могут подразделяться на части (пункты, параграфы);

  6. нумерация статей должна быть сплошной, т. е. нумерация должна идти через все разделы, части и главы;

  7. нумерация статей должна быть постоянной и стабильной.

В случае внесения дополнений в нормативный акт, эти дополнения или вносятся в виде части уже существующей статьи, или вводится новая статья, которая помещается в соответствующей главе, ей присваивается номер уже существующей статьи, но с обозначением ее цифрой, которая ставится рядом с номером статьи.

Например, в УК РФ 1970 г. имелись три статьи под номером 198: одна из них обозначалась цифрой 1-198 (читается "статья 198-прим"); другая – 2–198 (читается "статья 198-два").

Способы изложения нормы права. В зависимости от компактности расположения элементов формы права различают три способа изложения элементов правовой нормы:

При прямом изложении все содержание нормы со всеми ее элементами дается непосредственно в данной статье акта; при отсылочном – отсылка к другим нормам; при бланкетном – конкретной отсылки нет, но отдельные элементы нормы права формулируются в каких-либо специальных правилах, и это просматривается по тексту бланкетной нормы (например нормы, устанавливающей ответственность за нарушение правил техники безопасности).

В зависимости от конкретности правового предписания выделяют два основных способа изложения норм права в тексте правового акта:

Существуют и другие способы изложения норм права: формулирование в статье заголовка, последовательность изложения юридических норм, компактность их изложения, однородность содержания, исключение противоречий, соответствие содержания закона его наименованию, исключение пробелов, использование для этого отсылочных статей.

Юридическая терминология. Термин – это словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта. Специфика юридической терминологии состоит в следующем:

  1. юридические термины являются первоначальным юридическим средством, начальным звеном выражения воли законодателя;

  2. они обеспечивают доступность в понимании и удобство в применении законодательства;

  3. в терминах выражается и формулируется воля законодателя, правовые нормы, индивидуальные предписания.

К терминологии предъявляются определенные требования:

Виды юридических терминов:

Общеупотребительные термины – слова обычно литературного языка ("жилое помещение", "доля", "захват" и др.). Без них не могут существовать ни юридическая наука, ни законодательство, поскольку без общеупотребительных слов нельзя выразить мысли, сделать законодательство и юриспруденцию доступными для понимания.

Специальные юридические термины – это термины, отражающие особенности государства и права как специфических социальных явлений и возникающие в процессе юрисдикционной деятельности ("правоотношение", "подсудимый", "прокурор", "истец" и т. д.).

Специальные неюридические термины – это термины, составляющие принадлежность других (неюридических) наук и отраслей в законодательстве и юридической науке ("перевозка", "кибернетика", "эпизоотия" и др.).

Стиль правового акта – система приемов наиболее целесообразного использования языковых средств в нормативных документах.

В правоведении выделяются и другие составы правотворческой техники: