§ 1. Понятие и система правового регулирования предупреждения преступности
Как и всякая иная целенаправленная деятельность государствен-х органов и общественных организаций, отдельных должностных L и граждан, предупреждение преступности, ее отдельные напра-Іения и аспекты регулируются нормами права.
Криминология
33
Правовое регулирование гарантирует законность в этой сфере общественных отношений, неприкосновенность прав и законных интересов граждан, а также предприятий, организаций и учреждений; в значительной мере обеспечивает эффективность предупредительных мероприятий1. Между тем в существующей в настоящее время совокупности правовых актов, регулирующих различные аспекты предупреждения преступности, нет четкой системы, имеются существенные пробелы . Поэтому в криминологической литературе неоднократно высказывалось мнение о необходимости совершенствования, правового регулирования предупреждения преступности, в частности путем принятия общесоюзного Закона или Основ законодательства о предупреждении преступности1*.
Вопросы, относящиеся к этой проблеме, освещались в трудах ряда авторов (например, Г. А. Аванесова, А. И. Алексеева, А. Э. Жалинского, А.Б.Сахарова и др.)4. Однако анализ имеющихся литературных источников свидетельствует об отсутствии однозначного понимания предмета, целей и задач правового регулирования предупреждения преступности и ряда других вопросов.
Так, многие авторы, исходя из наиболее общего определения предупреждения преступности как комплекса взаимосвязанных мероприятий, проводимых государственными органами и общественностью в целях преодоления преступности и устранения причин, ее порождающих5, включают в сферу правового регулирования наряду с другими нормами и уголовное законодательство, предусматривающее ответственность за те или иные преступления6. Не отвергая такого подхода, основанного на предупредительном воздействии как одной из функций уголовно-правовых норм, нам представляется целесообразным говорить о нормативном регулировании преступности в более узкой сфере. Установление уголовной ответственности за те или иные деяния хотя и имеет предупредительное значение, но тем не менее относится, как уже отмечалось, к более широкой сфере общественных отношений, а именно к борьбе с преступностью. Поэтому правовое регулирование предупреждения преступности предполагает прежде всего регулирование системы государственных и общественных мер, устраняющих причины и условия преступности либо ослабляющих (блокирующих) их действие7, а также практику их применения. Указанная система государственных и общественных мер и возникающих в связи с их осуществлением общественных отношений уже по своему составу и содержанию, чем система мер борьбы с преступностью, и составляет лишь часть последней. Тем не менее и эта специфическая сфера общественных отношений регулируется исключительно большим и разнообразным по своему содержанию числом норм права, которые различаются по своей нормативной силе, уровню, объему регулируемых отношений, степени регламентации тех или иных вопросов, связанных с предупреждением преступности. В совокупности этих правовых актов можно выделить следующие виды: 1 ) Конституция СССР и конституции союзных и автономных ре-
34
публик; 2) законы, указы Президиума Верховного Совета СССР
Президиумов Верховных Советов союзных и автономных республик; 3) постановления Совета Министров СССР, постановления Советов Министров союзных и автономных республик; 4) ведомственные акты. Для организации работы по предупреждению преступности особое значение имеют директивные партийные документы (постановления, решения), роль которых определяется тем, что КПСС является руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы государственных и общественных организаций (ст. 6 Конституции СССР).
В криминологической литературе определены два главных направления правового регулирования предупреждения преступности. Первое из них состоит в воздействии с помощью права на криминогенные факторы с целью их устранения. Второе — состоит в закреплении прав и обязанностей должностных и иных лиц по предупреждению преступности, в установлении содержания и порядка осуществления профилактических мероприятий (процессуальный характер)8.
Возможность такой классификации правового регулирования предупредительной деятельности не исключается, однако представляется, что она должна быть расширена и конкретизирована. При этом важно, чтобы правовое регулирование соответствовало основным направлениям борьбы с преступностью и ее предупреждения. На наш взгляд, к таким основным направлениям можно отнести правовое регулирование предупреждений: хищений социалистического имущества, должностных и хозяйственных преступлений; преступлений против личности и общественного порядка; преступности несовершеннолетних.
В деятельности по правовому регулированию, кроме основных, существуют и направления предупреждения отдельных преступлений или отдельных видов преступного поведения (например, нормативное регулирование предупреждения автотранспортных преступлений, рецидивной преступности и др.).
Каждое из основных направлений нормативно регулируется на нескольких уровнях, определяемых юридической силой актов.
По содержанию нормы права, регулирующие каждое из названных направлений и на каждом уровне, могут быть разделены, как это указывается в упомянутой криминологической литературе, а два основных вида: 1 ) нормы, определяющие характер факторов, обусловливающих преступность и ее отдельные проявления, гавящие задачи по их устранению и 2) нормы, определяющие Убъектов предупредительной деятельности, их основные права и 'оязанности и порядок деятельности по устранению криминоген-х факторов. Естественно, что нормы, составляющие каждый из этих видов, существенно различаются и по своей нормативной си-е и по содержанию. Вместе с тем при всем своем многообразии и їличии они тесно взаимосвязаны между собой и представляют 'ную систему. Эта взаимосвязь выражается в обязательном со-2*
35
ответствии всех подзаконных актов Конституции СССР и конституциям союзных республик, другим законам, Указам Президиума Верховного Совета СССР, а также законам и Указам Президиумов Верховных Советов союзных республик.
Тесная взаимосвязь норм права, регулирующих предупреждение преступности, определяется и единым руководством партии, направляющей процесс предупреждения преступности в целом и правовое его регулирование в частности.
Системность рассматриваемых норм права обусловлена и единством цели и задач правового регулирования предупреждения преступности. Его целью, на наш взгляд, является искоренение преступности из жизни социалистического общества. Задачи правового регулирования, в отличие от цели, более многочисленны и разнообразны по своему содержанию. Ими являются: определение субъектов предупредительной деятельности, их компетенции, выработка основных направлений предупреждения преступности и т. д. Решение каждой из названных задач требует осуществления тесно взаимосвязанных между собой мероприятий. Так, правовое определение субъектов одновременно в значительной мере предполагает и выработку направлений их деятельности. Проведение тех или иных предупредительных мероприятий осуществляется в строгом соответствии с компетенцией каждого из субъектов этой деятельности и в направлениях, также определенных задачами, закрепленными в нормах права.
Суммируя все сказанное, можно сделать вывод, что правовое регулирование предупреждения преступности это — нормотворче-ская деятельность государства и его органов, определяющая в законах и иных нормативных актах цели и задачи предупреждения преступности, круг субъектов, осуществляющих эту деятельность, их компетенцию, и основные формы и методы осуществления предупредительных мер.
- Глава первая
- §1. Теория предупреждения преступности: становление, предмет и структура
- § 2. Место теории предупреждения преступности в криминологии и связь ее с другими науками
- § 3. Связь теории и практики
- Предупреждения преступности.
- Направления и перспективы
- Научных исследований
- § 1. Марксизм-ленинизм
- § 2. Социально-экономические и идеологические основы предупреждения преступности
- 1 Лава третья
- § 1. Понятие и система правового регулирования предупреждения преступности
- § 2. Источники правового регулирования предупреждения преступности
- § 3. Прокурорский надзор за законностью предупредительной деятельности
- § 1. Понятие субъектов предупреждения преступности
- § 2. Система субъектов предупреждения преступности
- 1 Лава пятая
- § 1. Руководящая роль партийных организаций в деятельности по предупреждению преступности
- § 2. Предупредительная деятельность
- § 3. Предупредительная деятельность общественных организаций, трудовых коллективов и граждан
- § 4. Предупредительная деятельность, осуществляемая органами внутренних дел
- § 5. Предупредительная деятельность органов суда и юстиции
- § 6. Предупредительная деятельность органов прокуратуры
- §1. Информационное обеспечение предупреждения преступности
- § 2. Планирование предупреждения преступности
- § 3. Криминологическое прогнозирование
- § 4. Координация предупреждения преступности
- Глава седьмая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений против социалистической собственности, совершаемых с использованием служебного положения
- § 2. Причины и условия (обстоятельства), способствующие совершению преступлений против социалистической собственности
- § 3. Предупреждение преступлений против социалистической собственности
- § 1. Криминологическая характеристика должностных
- § 2. Причины и условия, способствующие должностным
- И хозяйственным преступлениям,
- Совершаемым с использованием служебного
- Положения
- § 3. Предупреждение должностных и хозяйственных преступлений, совершаемых с использованием служебного положения
- Глава девятая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений против личности, ее прав и общественного порядка1
- § 2. Причины и условия, способствующие совершению преступлений против личности, ее прав и общественного порядка
- § 3. Предупреждение преступлений против личности, ее прав и общественного порядка
- Глава десятая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых женщинами
- § 2. Причины и условия, способствующие совершению преступлений женщинами
- § 3. Предупреждение преступлений, совершаемых женщинами
- Глава одиннадцатая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений несовершеннолетних
- § 2. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних, совершающих преступления
- § 3. Криминологическая характеристика
- Процессов и явлений, влияющих
- На формирование преступного поведения
- Несовершеннолетних
- § 4. Предупреждение преступлений несовершеннолетних
- § 1. Сотрудничество стран — членов сэв в борьбе с преступностью
- § 2. Деятельность Организации Объединенных Наций и международных неправительственных научных организаций по предупреждению преступности*
- § 1. Закономерности преступности в современном капиталистическом обществе
- § 2. Общие тенденции развития преступности в современных капиталистических странах
- § 4. Преступления против мира и человечества
- § 5. Агрессия, геноцид и апартеид — международные преступления
- § 6. Наемничество и терроризм — орудия империалистической реакции
- К главе первой
- К главе восьмой
- К главе девятой
- Їх главе десятой
- К разделу третьему
- К разделу четвертому
- Должностные и хозяйственные преступления, совершаемые с использованием служебного положения
- Глава десятая Преступления, совершаемые женщинами
- Глава одиннадцатая Преступления несовершеннолетних
- Раздел третий
- Оператор н. Ю. Гусева
- 193144, Г. Ленинград, ул. Моисеенко, 10