§ 3. Прокурорский надзор за законностью предупредительной деятельности
Как уже подчеркивалось выше, одним из непременных принципов деятельности каждого субъекта предупреждения преступности является социалистическая законность. Еще в 1964 году £>•'! . Танасевич, формулируя основные требования, предъявляемые к предупредительным мерам, отмечал, что они «должны быть основаны на законе, соответствовать принципу строжайшего соблюдения социалистической законности»". На это обращалось внимание в первом и последующих учебниках криминологии12. «Законы иные нормативные акты, — пишут А. Р. Ратинов и А. Б. Саха->ов' — обеспечивают ответственность уполномоченных лиц за вы-'олнение их обязанностей ... и за строгое соблюдение личных и существенных прав и законных интересов граждан и учрежде-чи' попадающих в сферу профилактической деятельности»13.
• числе гарантий законности деятельности государственных и Ественных организаций, должностных лиц и граждан по пре-реждению преступности одно из важнейших мест занимает Журорский надзор.
45
Органы прокуратуры осуществляют надзор, несмотря ни на ка кие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным » ведомственным влияниям, принимают меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к установленной законом ответственности (ст. 4 Закона о прокуратуре СССР). Объектом прокурорского надзора в рассматриваемой области является деятельность (как действия, так и бездействие) с точки зрения соблюдения законов всех субъектов предупреждения преступности. Цель надзора в данном случае состоит в том, чтобы предупреждение преступности осуществлялось законными средствами.
Как известно, прокурорский надзор осуществляется в четырех основных направлениях: надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор); надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах; надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Во всех этих направлениях прокурорской деятельности осуществляется надзор за точным и единообразным исполнением выше рассмотренных законов и иных правовых норм о предупреждении преступности14.
Анализ практики показывает, что все встречающиеся нарушения законов, регламентирующих предупреждение преступности и иных связанных с ними правонарушений, можно разделить на две группы: 1 ) неисполнение или ненадлежащее исполнение названных законов и 2) превышение полномочий субъектами предупреждения преступности, предоставленных им соответствующими правовыми нормами. В первом случае задача прокурора состоит в том, чтобы побудить к точному исполнению закона, а во втором — принять меры к устранению и предупреждению в будущем нарушений закона, к восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций.
Для предупреждения, выявления и устранения нарушений законов, регламентирующих предупреждение преступности, прокурор наделен необходимыми правовыми средствами. В связи с этим прежде всего нужно отметить, что прокурор всей своей деятельностью способствует воспитанию должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей, соблюдения законов и правил социалистического общежития (ст. 2 Закона о прокуратуре СССР). Вместе с тем прокурор располагает средствами, специально предназначенными для предупреждения нарушений законов. К ним в первую очередь относятся предостережение о недопустимости нарушения закона1 , представление в государственные органы, общественные организации и должност-
46
їм лицам об устранении как самих нарушений закона, так и при-ин нарушений и способствующих им условий15. Осуществляя адзор за исполнением законов при расследовании преступлений, рокурор обязан следить за соблюдением требований закона о все-тороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, в том числе и обстоятельств, способствовавших совершению преступления, а также за законностью профилактических мер, которые должен принимать следователь. В целях предупреждения нарушений правовых предписаний прокуроры разъясняют субъектам профилактики их обязанности и права по осуществлению предупредительной деятельности, возможные последствия за нарушения закона. Такая работа проводится в различных формах: лекции и беседы, доклады в трудовых коллективах и на собраниях хозяйственного актива, встречи с членами товарищеских судов, добровольных народных дружин и других общественных формирований, занятия в университетах правовых знаний и т. д.
Для выявления нарушений законов, регламентирующих предупреждение преступности, прокуроры используют целый ряд правовых средств, указанных в Законе о прокуратуре СССР и других правовых актах. К этим средствам относятся: истребование для проверки соответствия закону приказов, инструкций, распоряжений, решений и других актов, издаваемых государственными и общественными организациями и должностными лицами — субъектами профилактики; требование от руководителей этих организаций и должностных лиц представления необходимых документов, материалов и иных сведений; требование проведения проверок и ревизий деятельности субъектов профилактики в связи с имеющимися данными о нарушениях закона; проверка прокурором исполнения законов непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях (государственных и общественных) в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о правонарушениях и некоторые другие. Использование названных средств позволяет прокурору установить конкретные нарушения закона, причины и условия, способствовавшие им, и виновных в этом лиц.
На основе достоверно установленных данных прокурор принимает меры к устранению и предупреждению нарушений законов, к наказанию виновных. К средствам прокурорского реагирования на выявление нарушения закона относятся: опротестование противоречивых закону актов, издаваемых в целях предупреждения пре-;тупности органами управления, государственного арбитража, на-•одного контроля, предприятиями, учреждениями и организациями, а также незаконных актов и действий должностных лиц; при-^ечение правонарушителей к уголовной ответственности; возбуж-ениє дисциплинарного производства и производства об админи-ративном правонарушении; передача материалов о правонаруши-:аях общественным организациям для решения вопроса о приня-1 мер общественного воздействия; внесение представления об Ранении нарушений закона, причин нарушений и способствую-
47
щих им условий (ст. 23, пп. 6, 7, 9 Закона о прокуратуре СССР) и некоторые другие. Кроме того, прокуроры информируют партийные, советские органы, общественные организации о допускаемых нарушениях законов при осуществлении деятельности по преду, преждению преступности.
Между прокуратурой и субъектами предупреждения преступности существуют отношения не только надзора, но и взаимодействия, так как они имеют одну общую задачу — предупреждение преступности. В Законе о прокуратуре СССР (ст. 4) в числе принципов деятельности органов прокуратуры специально указано, что они взаимодействуют с Советами народных депутатов, другими государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами, опираются на активную помощь граждан в деле укрепления правопорядка. Формы такого взаимодействия разнообразны. Это, например, совместное участие в разработке комплексных планов по укреплению законности, в частности разделов, относящихся к профилактике правонарушений, консультирование представителей субъектов предупреждения преступности (в первую очередь — общественных организаций) по правовым вопросам, обсуждение в трудовых коллективах результатов проверок исполнения законов о предупреждении преступности и т. д.
Глава четвертая СУБЪЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
- Глава первая
- §1. Теория предупреждения преступности: становление, предмет и структура
- § 2. Место теории предупреждения преступности в криминологии и связь ее с другими науками
- § 3. Связь теории и практики
- Предупреждения преступности.
- Направления и перспективы
- Научных исследований
- § 1. Марксизм-ленинизм
- § 2. Социально-экономические и идеологические основы предупреждения преступности
- 1 Лава третья
- § 1. Понятие и система правового регулирования предупреждения преступности
- § 2. Источники правового регулирования предупреждения преступности
- § 3. Прокурорский надзор за законностью предупредительной деятельности
- § 1. Понятие субъектов предупреждения преступности
- § 2. Система субъектов предупреждения преступности
- 1 Лава пятая
- § 1. Руководящая роль партийных организаций в деятельности по предупреждению преступности
- § 2. Предупредительная деятельность
- § 3. Предупредительная деятельность общественных организаций, трудовых коллективов и граждан
- § 4. Предупредительная деятельность, осуществляемая органами внутренних дел
- § 5. Предупредительная деятельность органов суда и юстиции
- § 6. Предупредительная деятельность органов прокуратуры
- §1. Информационное обеспечение предупреждения преступности
- § 2. Планирование предупреждения преступности
- § 3. Криминологическое прогнозирование
- § 4. Координация предупреждения преступности
- Глава седьмая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений против социалистической собственности, совершаемых с использованием служебного положения
- § 2. Причины и условия (обстоятельства), способствующие совершению преступлений против социалистической собственности
- § 3. Предупреждение преступлений против социалистической собственности
- § 1. Криминологическая характеристика должностных
- § 2. Причины и условия, способствующие должностным
- И хозяйственным преступлениям,
- Совершаемым с использованием служебного
- Положения
- § 3. Предупреждение должностных и хозяйственных преступлений, совершаемых с использованием служебного положения
- Глава девятая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений против личности, ее прав и общественного порядка1
- § 2. Причины и условия, способствующие совершению преступлений против личности, ее прав и общественного порядка
- § 3. Предупреждение преступлений против личности, ее прав и общественного порядка
- Глава десятая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых женщинами
- § 2. Причины и условия, способствующие совершению преступлений женщинами
- § 3. Предупреждение преступлений, совершаемых женщинами
- Глава одиннадцатая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений несовершеннолетних
- § 2. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних, совершающих преступления
- § 3. Криминологическая характеристика
- Процессов и явлений, влияющих
- На формирование преступного поведения
- Несовершеннолетних
- § 4. Предупреждение преступлений несовершеннолетних
- § 1. Сотрудничество стран — членов сэв в борьбе с преступностью
- § 2. Деятельность Организации Объединенных Наций и международных неправительственных научных организаций по предупреждению преступности*
- § 1. Закономерности преступности в современном капиталистическом обществе
- § 2. Общие тенденции развития преступности в современных капиталистических странах
- § 4. Преступления против мира и человечества
- § 5. Агрессия, геноцид и апартеид — международные преступления
- § 6. Наемничество и терроризм — орудия империалистической реакции
- К главе первой
- К главе восьмой
- К главе девятой
- Їх главе десятой
- К разделу третьему
- К разделу четвертому
- Должностные и хозяйственные преступления, совершаемые с использованием служебного положения
- Глава десятая Преступления, совершаемые женщинами
- Глава одиннадцатая Преступления несовершеннолетних
- Раздел третий
- Оператор н. Ю. Гусева
- 193144, Г. Ленинград, ул. Моисеенко, 10