§ 6. Предупредительная деятельность органов прокуратуры
• Место и роль предупредительной деятельности прокуратуры системе субъектов предупреждения преступности определяется ией высшего надзора за точным и единообразным исполне-законов, который, согласно ст. 164 Конституции СССР, осу-ствляет Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему про-Р°РЫ. Выполняя эту функцию, прокуроры не только сами реша-стоящие перед ними задачи предупреждения преступности, но
99
и проверяют, как другие государственные органы и общественны организации, включая органы внутренних дел, следствия и суда выполняют требования законов, регламентирующих их деятель' ность по предупреждению преступности. Более того, прокуратура в соответствии со ст. 3 Закона о прокуратуре СССР координирует эту деятельность.
Деятельность прокуратуры в рассматриваемой области регламентируется рядом норм права. В их числе ст. 2 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, определяющая задачи судопроизводства в целом и задачи прокурора как субъекта уголовного процесса его деятельности по предупреждению преступности в частности. Статьи 21, 213 УПК обязывают прокурора выявлять и устранять причины и условия, способствовавшие совершению преступления, а также осуществлять надзор за выполнением этих обязанностей следователем. Значительное внимание регулированию деятельности прокуратуры по предупреждению преступлений уделяет Закон о прокуратуре СССР, ст. 2 которого устанавливает, что основная задача прокуратуры состоит в том, чтобы всей своей деятельностью прокуратура способствовала воспитанию должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей, соблюдения законов и правил социалистического общежития, являющихся, как известно, основой предупреждения преступности. Согласно ст. 3 этого же Закона, одним из основных направлений деятельности прокуратуры является разработка совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений. Ряд статей Закона о прокуратуре СССР (ст. ст. 23 (п. 9), 26,28,31) определяют конкретные направления, формы и методы предупреждения преступлений. Содержание этих форм и методов предупредительной деятельности уточняется в приказах и указаниях Генерального прокурора СССР.
В соответствии со ст. 3 Закона о прокуратуре СССР органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в нескольких направлениях. В процессе реализации каждого из них задачи предупреждения преступности решаются в различных формах и различными методами.
2. Особо важное значение для предупреждения преступности имеет осуществление надзора за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор)' Предупредительная деятельность прокуроров при осуществлений общего надзора реализуется в нескольких формах . Осуществление постоянного надзора за законностью издаваемых многочисленным кругом должностных лиц и иных субъектов актов, за исполнением должностными лицами и гражданами закона — это одно из важных средств общепредупредительного воздействия на сознание и поведение этих субъектов. Осознание последними того, что каждый издаваемый ими акт или выполнение ими требования э
100
проверяется прокурором, удерживает их от сознательного не-авомерного поведения, в том числе ряда должностных, хозяйственных и иных преступлений.
Осуществление общего надзора за точным и единообразным сполнением законов в народном хозяйстве позволяет устранить яД организационно-хозяйственных недостатков в работе подраз-ений народного хозяйства, что стабилизирует хозяйственные отношения, укрепляет государственную дисциплину, способствует предупреждению ряда преступлений, совершаемых в системе народного хозяйства.
Вторая форма предупредительной деятельности прокурора состоит в оказании предупредительного воздействия на должностных лиц и граждан путем выявления и пресечения средствами общего надзора уже совершенных правонарушений и преступлений. Выявив их, прокурор принимает необходимые меры к пресечению противоправной деятельности и наказанию виновных. Принятие этих мер оказывает предупредительное воздействие не только на лиц, уже совершивших правонарушение, но и других лиц, занимающих аналогичные должности или выполняющих такую же работу. Эффективность этой формы предупреждения преступлений средствами общего надзора в значительной мере повышается при обеспечении широкой гласности принятых прокурором мер.
Третьей формой предупредительной деятельности прокурора в порядке общего надзора можно назвать выявление обстоятельств, способствующих преступлениям, и принятие мер к их устранению. Средства общего надзора наиболее эффективны в выявлении криминогенных обстоятельств, состоящих в издании незаконных актов или исполнении требований законов, регламентирующих предупреждение преступлений. По своему содержанию они сами являются правонарушением. Поэтому прокурор, принимая меры к их устранению, обеспечивает не только предупреждение обусловливаемых ими более опасных преступлений (хищения, приписки идр.), но и укрепление законности.
Четвертой формой предупреждения преступлений в процессе общего надзора является выявление и устранение правонарушений, могущих перерасти в преступление. Примером таких правонарушений могут быть проявления халатности или злоупотреблений, выражающиеся в умышленном или неосторожном искажении документов первичного учета, разовые случаи выпуска недоброкаче--твенной продукции в некрупном размере, однократное невыполне-е без уважительных причин планов поставки продукции в дру-е союзные республики или для общественных нужд, мелкие хи-Цения, совершенные впервые, и т. п. Пресечение таких правонару-'ении является эффективным средством ранней профилактики бо-! опасных преступлений.
*• Второе направление предупредительной деятельности состо-
т в надзоре за расследованием преступлений. Формы и методы
> определяются требованиями п. 10 ст. 213 УПК РСФСР и
101
п
I
ст. 28 Закона о прокуратуре СССР. Выполняя эти требования прокурор проверяет, выяснены и доказаны ли следователем об' стоятельства, способствовавшие совершению преступления.
Необходимым условием такой проверки является знание прокурором основных обстоятельств, способствующих расследованному преступлению, средств и методов их выявления в процессе следствия.
Невыявление следователем такого рода обстоятельств означает неисполнение им требований ст. 68 УПК, предусматривающей обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу. В таких случаях прокурор принимает меры к обеспечению точного выполнения следователем этого требования закона: возвращает дело для дополнительного расследования, дает конкретные указания о том, какие обстоятельства и каким образом должны быть установлены и доказаны.
Второй формой предупредительной деятельности прокурора при надзоре за расследованием преступлений является проверка достаточности мер, принятых следователем для устранения выявленных и доказанных обстоятельств, способствовавших совершению преступления. С этой целью прокурор тщательно изучает материалы дела, в том числе данные об установленных следователем криминогенных обстоятельствах, проверяет, внесено ли следователем представление об устранении этих обстоятельств, достаточно ли полно оно составлено, внесено ли оно во все необходимые органы и организации и обеспечивает ли эффективное устранение причин преступления и способствовавших ему условий. Прокурор проверяет также, достаточно ли было внесения представления или следователю необходимо было принять иные меры предупреждения преступлений. В случае, если прокурором устанавливается недостаточность принятых мер, он дает указание следователю о том, что тот должен сделать дополнительно для предупреждения преступлений.
4. Предупредительная работа следователя, как и аналогичная работа прокурора, осуществляется в нескольких формах и различными методами. Среди них прежде всего следует отметить обще- и частнопревентивное воздействие деятельности следователя по расследованию преступлений. Возбуждение уголовных дел, ведение следствия, установление лиц, виновных в совершении преступлений, и доказывание их вины само по себе оказывает значительное предупредительное влияние как на лиц, которые совершили преступление, так и на иных, знающих о ведущемся расследовании.
В деятельности следователя по предупреждению преступлении можно выделить два основных направления39. Первое из них — предупреждение преступлений по материалам конкретного уголовного дела. Основная его форма — доказывание в соответствии с ст. 21 и ст. 68 УПК обстоятельств, способствовавших совершению преступления. С этой целью следователь использует весь ар' сенал следственных действий, которые применяет в соответствии с
102
учно разработанной тактикой предупреждения преступлений: прашивает свидетелей и обвиняемых, проводит следственные ос-отры, назначает экспертизы. Необходимость их проведения с це-м,ю вьпвления и доказывания способствовавших совершению пре-тупления обстоятельств, характер ставящихся им при этом вопро-ов определяются с учетом вида преступления и содержания кон-<оетных обстоятельств дела. Эффективность применения названной формы предупредительной деятельности зависит от того, на-колько полно и своевременно выявлены способствовавшие совер-пению преступления обстоятельства.
Выявленные и доказанные обстоятельства такого рода следова-ель устраняет с помощью представления, вносимого им в соответствии со ст. 140 УПК тем адресатам, которые с наибольшей полнотой могут устранить выявленные следователем обстоятельства. Эффективность вносимых следователем представлений зависит от соблюдения ряда требований. Наиболее существенные из них — обоснованность, конкретность, правильное определение адресата. Важной формой предупредительной деятельности следователя являются его доклады о результатах расследования дела на предприятиях или в организациях, где было совершено преступление. В этих докладах следователь рассказывает не только о совершенном преступлении и лицах, виновных в его совершении, но и указывает причины, которые привели к его совершению, условия, способствовавшие совершению преступления на данном предприятии или в организации.
В процессе такого доклада следователь принимает участие в обсуждении коллективом предприятия или организации установленных им криминогенных обстоятельств и предлагаемых мер по их устранению. Самостоятельной формой предупредительной деятельности является участие следователя в обсуждении внесенного им представления об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления в тех предприятиях и организациях, куда такое представление было внесено.
5. Третье направление предупредительной деятельности прокурора реализуется в процессе надзора за исполнением законов при рассмотрении дел в судах. Основные формы его состоят в выявлении в процессе судебного разбирательства обстоятельств, способ-твовавших совершению преступления; надзоре за применением сУДом мер наказания, обеспечивающих максимальное общепреду-предительное воздействие; выступлении в суде с обвинительной ;чью. При осуществлении предупредительной деятельности в 1ЙЖдой из названных форм прокурором применяются различные Редства и методы. Так, для выявления причин преступления и эвии, способствовавших его совершению, прокурор в процессе ебного следствия задает вопросы свидетелям, обвиняемым, эк-ертам, с тем чтобы с наибольшей полнотой и объективностью ановить криминогенные обстоятельства, выяснить механизм их *яния на противоправное поведение подсудимых.
103
Осуществляя надзор за законностью выносимого судом приго вора, прокурор проверяет, насколько он обеспечивает возможность перевоспитания осужденного.
Важное предупредительное значение имеет выступление прокурора в суде. В своей речи прокурор обращает внимание суда и присутствующих на общественную опасность совершенного преступления, называет основные причины преступления и условия, способствовавшие его совершению. Особое предупредительное значение выступление прокурора приобретает в выездном заседании суда. Если процесс проводится по месту работы подсудимого, прокурор в своем выступлении непосредственно обращает внимание присутствующих в зале заседания представителей администрации и общественных организаций на недостатки в организационно-хозяйственной и идейно-воспитательной работе, способствовавшие совершению преступления, требует их устранения.
Предупредительное значение имеют меры, принимаемые прокурором в процессе осуществления им надзора за исполнением законов о борьбе с рецидивной преступностью. В предыдущих разделах уже давалась характеристика и оценка общественной опасности рецидивной преступности. Поэтому здесь следует лишь подчеркнуть многоаспектность этого направления профилактической деятельности прокурора. Комплекс этих мер весьма широк и разнообразен. В него входят меры по надзору за соблюдением законности при осуществлении органами МВД административного надзора; за исполнением законов о труде, в соответствии с которыми регулируются вопросы приема на работу лиц, отбывших меру наказания; за соблюдением законности в паспортном режиме; надзор за соблюдением законов, регулирующих порядок отбывания мер наказания и условно-досрочного освобождения от наказания и ряд других.
6. Помимо предупреждения преступлений в процессе осуществления основных направлений прокурорского надзора прокурором осуществляется предупредительная работа и в иных направлениях. Одним из них является правовая пропаганда. Основные ее формы: использование средств массовой информации (печать, телевидение, радио и т. д.); выступления с докладами и сообщениями на сессиях местных Советов народных депутатов и их исполкомах, на совещаниях партийного, советского и хозяйственного актива и др.
Постановка прокурором и обсуждение на такого рода мероприятиях вопросов о состоянии законности, организационно-хозяйственных и политико-воспитательных недостатков, способствующих правонарушениям, позволяют принять действенные меры к их устранению и, таким образом, эффективному предупреждению преступности.
Важнейшее значение для успешного осуществления предупре-дительной деятельности органов прокуратуры имеет возлагаемая ст. 3 Закона о прокуратуре СССР обязанность прокуратуры разрабатывать совместно с другими государственными органами
104
пы предупреждения преступлений и иных правонарушении, а кгке координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и правонарушениями.
В практике выработан и успешно применяется ряд форм и метод08 этого виДа предупредительной деятельности. В их числе можно назвать возглавляемые прокурором координационные советы Б с°став которых входят руководители правоохранительных органов. Разработка ими мероприятий по предупреждению преступности, заслушивание сообщений членов совета о выполнении ранее согласованных планов, обсуждение результатов осуществления мероприятий по совершенствованию борьбы с отдельными видами преступлений и их предупреждению. Широко применяются в практике междуведомственные совещания, на которых работники правоохранительных органов обмениваются опытом предупредительной работы.
Помимо названных, основных форм, координация работы по Іредупреждению преступности осуществляется и в таких формах, как выезды объединенных групп представителей различных право-фанительных органов для оказания нижестоящим органам помо-в предупреждении преступности; совместное изучение состоя-и динамики преступности, а также разработка мер по ее предупреждению; подготовка материалов для докладов на сессиях ме-гных Советов народных депутатов и ряд других.
Некоторые формы и методы координации охватывают деятельность не только правоохранительных органов, но и других государственных органов, а также общественных организаций, например комиссий по делам несовершеннолетних, наблюдательных комиссий, органов народного контроля и т. д.
С координацией неразрывно связано планирование предупреждения преступности. Необходимость планирования предупредительной деятельности прокуратурой объясняется тем, что устранение многих причиь преступлений и условий, способствующих их совершению, требует комплексного и систематического применения мер к их устранению. Выполнить это требование можно только при наличии плана, четко определяющего цель и задачи проводимых прокуратурой профилактических мероприятий, характер этих мероприятий, место и время их осуществления, исполнителей каждого из них.
Дачи служит широкое применение
иных средств автоматизации, Данных.
Эффективность планирования предупреждения преступности в 'ительной мере определяется объективностью криминологиче-
105
ского прогноза развития криминогенных обстоят льгтв и иных яв лений, влияющих на динамику и структуру прес-упчости. Поэтому разработка надежных методов криминологического прогнозирования способствует повышению эффективности планирования и пре дупреждения преступности.
Совершенствование планирования предупредительной деятельности прокуратуры обеспечивается оптимальным использованием различных по целям и срокам планов. При их разработке необходимо учитывать достижение целей различного уровня, например предупреждения преступности в целом в том или ином регионе предупреждение отдельных видов преступлений, предупреждение преступлений на отдельных объектах. С учетом целей при планировании должны сочетаться перспективные и текущие планы предупреждения преступности. При этом важное значение имеет увязывание сроков планирования со сроками народнохозяйственных планов.
Одним из основных направлений предупредительной деятельности прокуратуры является расширение и укрепление ее связи с общественностью. Формы взаимодействия правоохранительных органов и общественных организаций также весьма многочисленны и разнообразны40. Среди них можно указать на такие, как: оказание общественным организациям правовой и методической помощи, взаимное предоставление информации о нарушениях законности и их причинах; совместные (при четком разделении компетенции) мероприятия по выявлению и устранению криминогенных обстоятельств, по выявлению и пресечению длящихся преступлений; привлечение представителей общественности к судебному разбирательству в качестве общественных обвинителей или защитников, привлечение к предупредительной работе общественных помощников и т. д.
Взаимодействие органов прокуратуры с общественностью приносит действенные результаты в предупреждении преступности при условии, если оно осуществляется постоянно, в плановом порядке, при строгом соблюдении компетенции прав и обязанностей каждого из субъектов профилактической деятельности.
Глава шестая ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
- Глава первая
- §1. Теория предупреждения преступности: становление, предмет и структура
- § 2. Место теории предупреждения преступности в криминологии и связь ее с другими науками
- § 3. Связь теории и практики
- Предупреждения преступности.
- Направления и перспективы
- Научных исследований
- § 1. Марксизм-ленинизм
- § 2. Социально-экономические и идеологические основы предупреждения преступности
- 1 Лава третья
- § 1. Понятие и система правового регулирования предупреждения преступности
- § 2. Источники правового регулирования предупреждения преступности
- § 3. Прокурорский надзор за законностью предупредительной деятельности
- § 1. Понятие субъектов предупреждения преступности
- § 2. Система субъектов предупреждения преступности
- 1 Лава пятая
- § 1. Руководящая роль партийных организаций в деятельности по предупреждению преступности
- § 2. Предупредительная деятельность
- § 3. Предупредительная деятельность общественных организаций, трудовых коллективов и граждан
- § 4. Предупредительная деятельность, осуществляемая органами внутренних дел
- § 5. Предупредительная деятельность органов суда и юстиции
- § 6. Предупредительная деятельность органов прокуратуры
- §1. Информационное обеспечение предупреждения преступности
- § 2. Планирование предупреждения преступности
- § 3. Криминологическое прогнозирование
- § 4. Координация предупреждения преступности
- Глава седьмая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений против социалистической собственности, совершаемых с использованием служебного положения
- § 2. Причины и условия (обстоятельства), способствующие совершению преступлений против социалистической собственности
- § 3. Предупреждение преступлений против социалистической собственности
- § 1. Криминологическая характеристика должностных
- § 2. Причины и условия, способствующие должностным
- И хозяйственным преступлениям,
- Совершаемым с использованием служебного
- Положения
- § 3. Предупреждение должностных и хозяйственных преступлений, совершаемых с использованием служебного положения
- Глава девятая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений против личности, ее прав и общественного порядка1
- § 2. Причины и условия, способствующие совершению преступлений против личности, ее прав и общественного порядка
- § 3. Предупреждение преступлений против личности, ее прав и общественного порядка
- Глава десятая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых женщинами
- § 2. Причины и условия, способствующие совершению преступлений женщинами
- § 3. Предупреждение преступлений, совершаемых женщинами
- Глава одиннадцатая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений несовершеннолетних
- § 2. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних, совершающих преступления
- § 3. Криминологическая характеристика
- Процессов и явлений, влияющих
- На формирование преступного поведения
- Несовершеннолетних
- § 4. Предупреждение преступлений несовершеннолетних
- § 1. Сотрудничество стран — членов сэв в борьбе с преступностью
- § 2. Деятельность Организации Объединенных Наций и международных неправительственных научных организаций по предупреждению преступности*
- § 1. Закономерности преступности в современном капиталистическом обществе
- § 2. Общие тенденции развития преступности в современных капиталистических странах
- § 4. Преступления против мира и человечества
- § 5. Агрессия, геноцид и апартеид — международные преступления
- § 6. Наемничество и терроризм — орудия империалистической реакции
- К главе первой
- К главе восьмой
- К главе девятой
- Їх главе десятой
- К разделу третьему
- К разделу четвертому
- Должностные и хозяйственные преступления, совершаемые с использованием служебного положения
- Глава десятая Преступления, совершаемые женщинами
- Глава одиннадцатая Преступления несовершеннолетних
- Раздел третий
- Оператор н. Ю. Гусева
- 193144, Г. Ленинград, ул. Моисеенко, 10