logo
Kudryavtsev_V_N_Korobeynikov_B_V_i_dr_Kurs_sovetskoy_kriminolog

Несовершеннолетних

Признание влияния социальных условий жизни общества, противоречий в его развитии на характер нравственного формирования личности решающим полностью относится и к объяснению противоправного поведения несовершеннолетнего.

Названные процессы, определяя в самой общей форме условия жизни в обществе, придают своеобразие (в зависимости от контингента, территории и т. п.) деятельности по обучению, воспитанию несовершеннолетних, профилактике среди них правонарушений. Они же детерминируют и негативные явления (пьянство, преступность в целом и т. д.), которые входят в комплекс негативных социальных факторов, обусловливающих отклоняющееся, в том числе и преступное, поведение несовершеннолетних . В данном случае специфичность влияния крупных социальных процессов и явлений на поведение несовершеннолетних состоит прежде всего в опосредствованном через ближайшее окружение характере их воздействия на детей и подростков.

Ближайшее окружение, фильтруя и преломляя действие социальных явлений, вячески ослабляя, нейтрализуя или даже преобразуя негативные последствия этих процессов и явлений (материально-бытовые трудности, социальные конфликты и др.), тем самым придает им иное, в основном более благоприятное формирующее значение. Но именно это же окружение ввиду сложного, Подчас противоречивого характера отражения объективных социальных процессов в сознании людей, сочетающегося с изоляцией ^етей и подростков от условий реального протекания процессов в обществе, одновременно способствует тому, что достаточно силь-Ньіе в общем плане положительные стороны социальных процессов

/55

и явлений нередко действуют значительно медленнее и слабее, чем это необходимо для позитивного формирования несовершеннолетних. В ряде случаев они искажаются микросредой в такой степени, что действуют в негативно преображенном виде. Это ведет к отрицательным результатам в воспитании, проявляющимся в ряде случаев в противоправных формах поведения детей и подростков.

Воздействие ближайшего окружения на несовершеннолетних осуществляется в многообразных формах, в том числе целенаправленно в форме их воспитания. Исключительная значимость этой деятельности для будущего страны в целом, равно как и для социализации индивида, обусловливает ее рассмотрение в качестве важнейшей государственной задачи, решение которой организуется, становится под контроль управления на всех уровнях, применительно ко всем субъектам, осуществляющим воспитание молодежи. Партия и правительство уделяют большое внимание созданию необходимых материальных предпосылок для эффективного проведения этой деятельности .

В широком смысле слова воспитание молодежи включает в себя и комплекс разнообразных мероприятий по профилактике правонарушений как аспект, обеспечивающий эффективность воспитательной деятельности. С учетом данного обстоятельства, а также всего ранее сказанного о социальной значимости этой деятельности, ее обусловленности экономическими, идеологическими мерами в криминологии укрепилось интегрированное определение детерми. нации преступности несовершеннолетних как «издержек воспита ния». Этот вывод позволяет рассматривать причины и условия правонарушений несовершеннолетних главным образом в плане выявления негативных сторон взаимодействия социальной среды (применительно к отдельным институтам социализации детей и подростков) и личности, имея при этом в виду необходимость детального анализа причин и того своеобразия, которые придают данному взаимодействию социальные процессы, происходящие в обществе в целом.

Ведущее место в нравственном формировании личности несовершеннолетнего занимает семья. Именно здесь в силу все возрастающей сложности и длительности процесса воспитания детей, трудностей в обеспечении социального контроля в семейно-быто-вой сфере чаще всего проявляются те негативные последствия социальных процессов и явлений, которые во многом обусловливают социально отклоняющееся, в том числе и преступное, поведение несовершеннолетних. В результате исследований криминологами получены многочисленные данные, позволяющие рассматривать семейное неблагополучие в качестве одного из факторов, наиболее активно влияющих на положение с преступностью несовершеннолетних.

Понятие «семейное неблагополучие» — собирательное. Оно охватывает (в комплексе или выборочно) различные негативные характеристики семьи, дефекты не только ее структурного, количе-

256

ственного и половозрастного состава, но и состояние внутрисемейных отношений, взаимоотношений членов семьи с внешними социальными институтами (школой, училищем, производством, досуго-выми учреждениями и т. п.).

Стойкие негативные характеристики семьи, выступающие чаще всего в различных сочетаниях, на базе указанных предпосылок создают реальную опасность для нравственного формирования детей и подростков, если недостатки семейного воспитания не восполняются иными институтами социализации.

Сегодня, в частности, можно считать статистически установленным криминогенное влияние такой разновидности семейного неблагополучия, которое фиксируется исследователями через структурную неполноту родительской семьи. По результатам выборочных изучений, проведенных в последние годы, приблизительно каждый третий подросток, совершивший преступление, формировался в неполной семье при условии, что удельный вес таких семей в целом по стране не превышал 19%.

Возникновение неполных родительских семей в первую очередь связано с нестабильностью супружеских отношений. На конец 70-х годов количество разводов в нашей стране достигло наивысшего за все послевоенные годы уровня и составило в 1979 году 951,2 тыс.40. Это в 1,5 раза превышает численность разводов, зарегистрированных в 1960-е годы. В настоящее время в стране распадается каждый третий брак. Около 80—85% разведенных брачных пар имеет несовершеннолетних детей.

Данные переписей населения дают основания предполагать, что на протяжении значительного времени в стране «возрастало и количество официально неоформленных сожительств, которые при переписи женщинами показываются как браки, мужчинами же — как разновидность холостого состояния»41. Поэтому число замужних женщин «превышало» число женатых мужчин в 1938 году на 178 тыс., в 1959 году — на 437 тыс., в 1970 году — на 1331 тыс. В результате ежегодно значительное число детей рождалось вне брака42.

Неполнота семьи расширяет, придает своеобразие криминогенному комплексу факторов, детерминирующих преступное поведение несовершеннолетних. У подростков из таких семей нередко возникает чувство собственной «ущербности», повышенный интерес к своим переживаниям, на основе чего вырабатывается пренебрежительное или даже открыто недоброжелательное отношение к окружающим, стремление снять напряжение в неформальной компании, оказывающей на несовершеннолетнего подчас аморальное влияние.

Типы неблагополучных семей встречаются и в полных семьях с Двумя родителями. Криминогенное влияние таких семей связано прежде всего с дефектами обстановки в них, проявление которых весьма многообразно: это и совершение преступлений родителями н иными членами семьи; пьянство и алкоголизм, развратное пове-

9 Криминология оегч

 

дение; систематические конфликты, выливающиеся в ссоры, скандалы и драки; уклонение от воспитания и материального обеспечения детей и т. п. По результатам выборочных исследований в среднем каждый второй-третий несовершеннолетний преступник на протяжении значительного периода своей жизни испытывает на себе влияние одного, а чаще нескольких из вышеуказанных факторов.

Антиобщественное противоправное поведение родителей пагубно влияет как на физическое, так и на нравственно-психологическое развитие несовершеннолетних, травмирует их, порождает обстановку нравственной безответственности и служит основной при чиной проявления у детей и подростков пристрастия к алкоголю Наряду с ссорами между взрослыми членами семьи, скандалами, доходящими до драк, взаимных оскорблений, включающих и нецензурную брань, здесь также избиваются своими родителями и несовершеннолетние дети. Их выгоняют из дому, они вынуждены скитаться на улицах, по подъездам и вокзалам. В таких условиях подростки в отличие от сверстников, имеющих нормальную нравственную обстановку жизни и воспитания в семье, вырастают психически неуравновешенными, агрессивными. С раннего возраста они становятся недоверчивыми к окружающим, стараются уклоняться от общественно полезного труда, не проявляют настойчивости в учебе, совершают различные правонарушения. В общесоциальном отношении криминогенное влияние семей этого вида дополняется еще и тем, что они выступают как источник негативного формирования не только одного или нескольких своих детей, но и определенного числа других детей и подростков, с которыми данные родители и их дети находятся в непосредственном контакте по месту жительства, учебы и работы.

Социальная опасность семей с открыто выраженной аморальной позицией обусловила необходимость создания системы правовых мер воздействия, применяемых к родителям. Однако в ряде случаев эти меры используются все еще недостаточно эффективно43. Исследователи отмечают, к примеру, что инспекции по делам несовершеннолетних выявляют, ставят на учет и проводят воспитательную работу только с одной из десяти неблагополучных семей44. В отношении остальных к ним не поступают сообщения от школ, ПТУ и т. п. Профилактическое воздействие на неблагополучные семьи также оказывается действенным далеко не всегда.

Семейное неблагополучие нередко бывает связано с неправильной педагогической позицией родителей, с отсутствием у них необходимых навыков воспитательной работы. В семьях правонарушителей чаще, по сравнению с семьями контрольной группы, исследователи фиксируют такие негативные явления, как: несогласованность действий родителей в воспитании детей; недостаток целенаправленного воздействия на ребенка с малых лет; непродуманность воспитательных мер, когда ребенок становится подростком, уклонение в ряде случаев от воспитания (предоставление, напри-

258

мер, полной свободы, к которой подросток не подготовлен, в проведении досуга, выборе товарищей и т. п.); использование крайне ограниченного набора воспитательных средств воздействия (беседы, увещевания, либо меры физического наказания и т. п.)45.

Отмеченные недостатки наиболее криминогенно проявляются на фоне некоторых тенденций социальной жизни нашего общества, вследствие чего условия воспитания подрастающего поколения усложняются в целом. К ним относятся:

уменьшение среднего количества детей в семьях, лишающее большинство несовершеннолетних возможности приобретать практические навыки ухода за младшими братьями и сестрами, проникаться чувством ответственности, становиться воспитателем еще в период подготовки к самостоятельной семейной жизни;

отсутствие достаточного образовательного уровня у части родителей, отставания в ряде случаев его от уровня образования своих детей;

сокращение сферы внутрисемейного общения между супругами, родителями и детьми;

постоянно возрастающие потребительские запросы семьи, при все более ограниченном использовании родителями труда своих детей в домашнем хозяйстве, вовлечении их в сферу материального производства.

В устранении негативных последствий данных явлений все большее значение в настоящее время придается последовательному претворению в жизнь комплексного подхода к воспитанию трудящихся, эффективной демографической политике, осуществляемым в нашей стране. Однако указанные явления пока еще осложняют процесс семейного воспитания и нередко они приобретают характер реального криминогенного фактора.

Успех целенаправленного формирования личности несовершеннолетних, нравственного их воспитания, как и отдельные неудачи в этом важном общегосударственном деле, вместе с семьей в значительной мере делят педагогические коллективы и общественные организации общеобразовательных школ, профессионально-технических и иных учебных заведений46.

Введение в целом по стране всеобщего обязательного среднего збразования, проведение в жизнь мероприятий, вытекающих из задач школьной реформы, открыли новые возможности и горизонты для совершенствования всего воспитательного процесса и обучения молодого поколения граждан нашей страны. Вместе с тем это породило и новые значительные сложности в деятельности ІкольІ, профессионально-технических училищ, семьи по воспитанию, нравственному формированию и предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.

Введение среднего всеобуча сопровождалось одновременно переходом учебных заведений (школ, ПТУ) на работу по более совершенным программам обучения детей и подростков. Положительный общесоциальный эффект от этого ощущается уже сегод-9*

259

 

ня. Происходит обучение несовершеннолетних; при сохранении постоянной величины времени, отпускаемого на овладение средним образованием, количество знаний, необходимых для усвоения, резко возросло. В народное хозяйство приходит все более знающий выпускник школы, профессионально-технического училища, в институт — более развитой абитуриент. Однако работа по этим программам осложнила положение учащихся, которые живут и воспитываются в неблагополучных условиях в семье, имеют нервно-психические отклонения. Увеличилось число несовершеннолетних, нуждающихся в индивидуальной помощи со стороны педагогов, потребовались дополнительные усилия по преодолению отрыва таких учащихся от учебного коллектива.

Появились трудности в области семейного воспитания, вызванные перераспределением воспитательных функций как по объему, так и по содержанию между семьей, с одной стороны, и школой, другими учебными заведениями для несовершеннолетних — с другой. А это потребовало от педагогов не только совершенствования методов решения учебно-воспитательных задач общего характера, но и дополнительных усилий по индивидуально-воспитательной работе с подростками, совершающими правонарушения, по нейтрализации и устранению отрицательных влияний на них в семейной и досуговой среде, устранению конфликтных ситуаций. Неподготовленность некоторых педагогических коллективов к возросшей роли в нравственном формировании несовершеннолетних (материальная, кадровая, психологическая) также способствовала появлению дополнительных издержек в воспитании. В ряде случаев она проявлялась и в качестве криминогенного фактора.

Криминологические исследования, в частности, фиксируют, что слабая эффективность воспитательно-профилактической работы в учебных заведениях обычно связана с такими явлениями, как:

недооценка ее значимости (в связи с незначительной, с их точки зрения долей «трудных» подростков и правонарушителей в коллективах учебных заведений);

недостаточная разработка программ специальных форм нравственного воспитания (антиалкогольного, полового и т. п.), ставящего своей целью предупредить особо опасные формы антиобщественного поведения, переходящие в правонарушения;

отсутствие в ряде случаев организационной и методической специализации по индивидуальной работе с «трудными» и правонарушителями в учебном коллективе;

недостаточное взаимодействие учебных заведений и правоохранительных органов (инспекций, комиссий по делам несовершеннолетних и т. п.) по своевременному применению правовых мер к неблагополучной семье, иному ближайшему окружению несовершеннолетнего.

Процесс негативного формирования личности несовершеннолетних под влиянием различных неблагоприятных факторов, действующих в семье, в школе, профессионально-техническом или

260

ином учебном заведении, имеет, как правило, длительный по времени и скрытый по форме характер. Исследования показывают, что лишь незначительная часть аморальных и противоправных поступков, совершаемых подростками в период нахождения их под непосредственной опекой родителей, учебного заведения, становится известной более широкому кругу людей, работникам правоохранительных органов.

Однако именно то негативное, что было заложено в личности несовершеннолетнего на ранних стадиях его социализации, реально и в весьма короткий период проявляется на последующих этапах, особенно в начальный период трудовой деятельности в сфере материального производства47.

Работающие в сфере материального производства подростки, с точки зрения криминолога, заслуживают особо пристального внимания. Возрастная потребность постоянного поиска, познания нового в жизни нередко приводят молодого рабочего в этих трудных, особенно на первых порах, для него условиях к конфликтным ситуациям, вызванным выбором неадекватных путей для преодоления возникающих трудностей, проявлением излишней самоуверенности, или, наоборот, неверием в свои силы и возможности, в себя.

Положение, как правило, осложняется и все еще распространенной практикой механического трудоустройства подростков в зависимости от имеющихся вакансий и заявок предприятий, без должного учета способностей, интересов несовершеннолетних.

При отсутствии необходимой психологической подготовки подростков, их семей к переменам образа жизни, вызванным трудовой деятельностью, становление личности молодого рабочего протекает противоречиво, со срывами, в том числе и противоправного характера.

На характер и распространенность противоправного поведения работающих подростков существенное влияние оказывает и то положение, что все еще значительная часть среди несовершеннолетних на производстве — это «трудные», педагогически запущенные подростки.

Таких подростков родители, работники инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних трудоустраивают не из-за материальных трудностей в семье. Они видят в производственном коллективе надежного союзника в воспитании и перевоспитании этих ребят.

Несовершеннолетние, приходящие на производство, в силу изменившегося социального положения, возможности более самостоятельного поведения и времяпрепровождения требуют к себе, как правило, повышенного внимания. Это обусловлено в первую очередь появлением у них собственного заработка. При отсутствии надлежащего контроля со стороны семьи, трудовых коллективов деньги в руках работающих подростков нередко способствуют бесцельному проведению досуга, знакомству с асоциальными элемен-

261

тами и, как следствие, совершению аморальных проступков и правонарушений (приобретению и употреблению спиртного, вещей с целью спекуляции, участию в азартных играх и т. д. ). В настоящее время, по данным различных исследований, более 2/3 подростков, задерживаемых в общественных местах в нетрезвом виде, — это работающие подростки, более 50% несовершеннолетних преступников из числа работающих постоянно участвовало в азартных играх.

Производственные коллективы в последние годы все больше пополняются за счет выпускников средних общеобразовательных школ, прошедших производственное обучение, а также за счет подростков, получивших специальность в профессионально-технических училищах. В целом это весьма положительный процесс. Он обеспечивает более гибкие и адекватные условия и формы вхождения несовершеннолетних в рабочие, трудовые коллективы. Однако отсутствие надежной системы последовательного, начиная с раннего возраста, приобщения детей и подростков к посильному, обязательному общественно полезному труду серьезно осложняет его Складывавшаяся на протяжении значительного периода развития народного образования в нашей стране ориентация подростков, оканчивающих средние учебные заведения, на .продолжение своего образования в вузах48 в новых условиях при ежегодном увеличении общей численности лиц, получающих среднее образование, оказывает все более заметное негативное влияние на послешколь-ный образ жизни и поведение подростков.

В силу несформированности у значительного числа учащихся потребности трудиться несовершеннолетние, имеющие среднее образование, воспринимают свое трудоустройство, особенно на рабочие специальности, как серьезную жизненную неудачу. Утрата перспективы некоторыми из них, как следствие возросших трудностей поступления в высшие учебные заведения, привела к новому дополнительному источнику формирования такого криминогенного контингента, каким являются неучащиеся и неработающие подростки.

По выборочным данным, около 10—15% из числа поступающих на учебу в профессионально-технические училища или трудоустраивающихся на производство выпускников школ перед этим продолжительное время нигде не учились и не работали. От 80 до 90% от числа работающих подростков, совершивших преступления, имели производственный стаж не более года, успев при этом сменить несколько мест работы49. Постоянная надежда подростков, получивших среднее образование, на возможность, пусть отсроченного, но очного обучения в институте, сегодня во многом не только определяет кратковременность их трудовой деятельности, постоянные переходы с одной работы на другую или постоянное «абитуриентство», затяжное иждивенчество за счет родных и близких, но и приводит к поиску любых, в том числе и противоправных, путей к достижению поставленной цели, к нездоровому

262

соперничеству, игнорированию нравственных принципов и ценностей, другими словами,— к формированию тех негативных принципов и ценностей, личностных качеств, которые характерны для несовершеннолетних, совершивших преступления и иные правонарушения.

Рассмотренные процессы и явления, оказывая детерминирующее влияние на формирование противоправного поведения несовершеннолетних, охватывают практически все сферы их ведущей деятельности (учебы, работы). Но в свою очередь существенные в криминогенном отношении процессы негативно влияют на подростков и в сфере досуга °.

Досуг является важной сферой жизнедеятельности несовершеннолетних. При условии его правильной организации происходит физическое развитие молодого растущего организма, снятие психического напряжения, познание окружающей действительности (обучение и самообразование, расширение кругозора, накопление социальной информации), удовлетворение весьма актуальной в подростковом возрасте потребности в общении; творческое обогащение личности51.

Многообразие перечисленных функций, их значимость для личности и общества в целом позволили в свое время К. Марксу утверждать, что в коммунистическом обществе: «мерой богатства будет отнюдь не рабочее время, а свободное время»52. В нашей стране постоянно растет, развивается, дифференцируется материальная база досуга. За последние 10 лет (1970—1979 гг.) количество детских внешкольных учреждений увеличилось с 64 856 до 95 341, а число обслуживаемых ими в год детей и подростков возросло в 1,5 раза, достигнув в 1979 году 40 325 тыс. человек. Совершенствование организации досуга рассматривается нашей партией в качестве одной из важных государственных задач как на ближайшее время, так и на более отдаленную перспективу. В профилактическом отношении ее решение преимущественно должно идти по пути обучения детей и подростков активным, полезным для личности, социально одобряемым формам досуга, развития их интересов в сфере социально полезной культурной деятельности. Между тем многочисленные социологические обследования показывают, что указанные цели достигаются еще далеко не всегда. А это негативно проявляется в противоправном поведении несовершеннолетних. Исследования криминологов показывают, что от 83 до 93% подростков, совершивших преступления, ранее не участвовали ни в клубной, ни в кружковой работе. Ничтожно мала доля правонарушителей, реально занимавшихся спортом (5—8%), читавших художественную и иную литературу (10—13%).

В определенной мере это объясняется тем, что, несмотря на существенный рост материальной базы досуга несовершеннолетних, в отдельных регионах все еще сохраняется диспропорция в развитии сети культурно-воспитательных, внешкольных учреждений. Это выражается, например, в том, что рост сети внешкольных

263

культурно-воспитательных учреждений чаще всего не соответству ет росту в отдельных районах страны городского населения несовершеннолетних. В результате в ряде мест работой этих, а также внешкольных учреждений по месту жительства не охвачено значительное количество несовершеннолетних. Существует неравномерность и в размещении культурно-воспитательных внешкольных учреждений: они очень часто дислоцируются в центре городов. Окраины этими учреждениями обеспечены значительно хуже, что затрудняет возможности правильной организации досуга проживающих здесь несовершеннолетних.

Организационные и методические погрешности в культурно-массовой, спортивной работе с разновозрастными контингентами несовершеннолетних, различающихся к тому же по уровню образования, степени подготовленности и восприятию достояний культуры и т. д., также приводят к тому, что подростки предпочитают пассивное проведение свободного времени (бесцельные шатания по улицам, во дворе), участие в мероприятиях, которые в основном носят развлекательный характер (танцы, многократное прослушивание магнитофонных записей и т. п.). Познавательные, творческие и иные функции в этих формах проведения досуга сведены до минимума или вообще отсутствуют. Это существенно замедляет либо тормозит позитивное развитие личности, снижает ее способности к продуктивной производственной и учебной деятельности. В свою очередь такое положение приводит к тому, что именно во время досуга эти подростки приобщаются к пьянству, тунеядству — спутникам бескультурья, не только противостоящим позитивному развитию, но и деформирующим его. Так, по данным выборочных исследований, желание получить возможность употребить спиртное в свободное время являлось мотивом каждой второй кражи, двух третей совершенных несовершеннолетними грабежей и разбойных нападений.

Детерминация преступного поведения несовершеннолетних не ограничивается теми негативными явлениями и процессами, которые происходят в их ближайшем бытовом и ином микроокружении.

В советской криминологии получила дальнейшее теоретическое и эмпирическое развитие позиция социологов, согласно которой поведение отдельной личности детерминируется явлениями трех уровней: общественной средой — «общий уровень» социальной детерминации личности; непосредственным социальным окружением (микросредой) как специфической причиной, воздействующей на формирование личности, и внутренним миром человека53.

Определяющим ведущим уровнем детерминации поведения личности является «общий или макроуровень социальной среды» 4. Наряду с существенным признаком (способ производства), он может быть охарактеризован наличием в обществе различных социальных явлений экономического, идеологического, культурно-воспитательного, демографического, социально-психологического

264

 

характера. Именно в рамках широкой социальной среды устана-сливаются материальные, государственно-политические, правовые, нравственные и иные социальные отношения, которые формируют личность как непосредственно (например, через средства массовой информации), так и опосредованно, преломляясь через ближайшее ее окружение. При помощи этих отношений государство осуществляет управление микросредой, используя для этого как специальные институты социализации личности (учебно-воспитательные, культурно-просветительные и другие учреждения), так и передовые коллективы, общественные и иные организации. При рассмотрении проблемы взаимодействия микро- и макросреды принципиальное значение имеет марксистско-ленинское положение о ведущей роли социально-экономической детерминанты в жизни общества. По выражению Ф. Энгельса, именно она, в конечном счете, является решающей для поведения людей, для обусловливающих

' « 55

это поведение условии окружающей их среды .

В комплексное понятие социально-экономических факторов преступности исследователи, наряду с ограничениями материальных и иных ресурсов, объективно обусловленными современным этапом экономики, включают и определенные негативные последствия положительных в целом и необходимых социальных процессов, в том числе таких, как урбанизация и миграция населения.

С процессом урбанизации все большее распространение получает городской образ жизни, который включает в себя комплекс специфических социальных условий — демографических (повышенная плотность населения), производственных (большая занятость населения, оторванность места жительства от места работы, а следовательно, увеличение затрат времени на проезд и т. д.), бытовых (проживание в отдельных квартирах), социально-психологических (анонимность, снижение уровня социального контроля) и т. п. Сочетание этих обстоятельств в ряде случаев приводит к весьма существенному усложнению условий воспитания подрастающего поколения.

В семье это прежде всего связано с повышением занятости женщин на производстве. На протяжении значительного времени в чашей стране интенсивно протекает процесс включения женщин в общественное производство, перемещения женского труда из сельскохозяйственного сектора в другие области экономики.

Профессиональная работа расширила кругозор и обогатила интеллектуальный мир женщины, способствовала развитию ее личности. Она повысила качество женщины-матери как воспитателя детей, увеличила ее самостоятельность, сделала независимой в материальном, социально-бытовом отношениях, особенно при решении важных для семьи и ребенка вопросов, существенно улучшила материальное положение семьи. Одновременно в силу прежде всего существенного сокращения времени, которое могла бы уделять мать непосредственному общению с ребенком, профессиональная работа женщин создала и ряд трудностей, которые негативно

265

влияют на процесс формирования личности несовершеннолетних в семье и которые еще не устраняются в полном объеме соответствующими государственными учреждениями, призванными оказывать семье помощь в воспитании детей и подростков.

В городской семье усложнение условий воспитания детей и подростков в определенных пределах имеет место и за счет ее нуклеаризации, т. е. сведения семьи к естественной основе «родители — дети». Нуклеаризация семьи снижает, как правило, уровень конфликтности ее членов, но в то же время в ряде случаев приводит к повышению безнадзорности несовершеннолетних со всеми вытекающими отсюда, в том числе и криминогенными, последствиями.

В городе усложнены и условия для воспитательной работы общеобразовательной школы. В городской школе средняя наполняемость классов на 1/3 выше, чем в сельской. Почти в 1,5 раза в городах меньше школ, где занятия проходит в одну смену, и соответственно больше школ, занимающихся в две и даже три смены. Эти объективные обстоятельства в сочетании с педагогическими, с организационными недостатками в работе конкретных учебных заведений снижают их возможности в индивидуализации процесса обучения и воспитания учащихся, своевременный коррекции деформации нравственно-психологических черт их личности.

Сложность воспитания несовершеннолетних в семье, учебных заведениях в условиях города нередко способствует социальной и педагогической запущенности отдельных подростков, искажению системы их социальных, нравственно-этических ценностей. Повышенная интенсивность развития этих явлений в условиях города, по сравнению с сельской местностью, во многом определяется также наличием широкой сети кафе, ресторанов, различных учреждений для развлекательного проведения досуга; мобильностью моды, вызывающей потребность у молодежи следовать ей; присутствием отечественных и иностранных туристов-отпускников, что в ряде случаев создает у подростка иллюзию возможности вести праздный образ жизни, а иногда оказывает на несовершеннолетнего и непосредственное отрицательное воздействие.

Все это в известной мере обусловливает повышенный уровень городской преступности несовершеннолетних по сравнению с сельской. Но в то же время влияние процесса урбанизации на ее состояние, конечно, далеко не однозначно. Город, с его положительным культурно-образовательным потенциалом, имеет и определенные преимущества перед селом в деле нравственного воспитания подрастающего поколения. Особенно значимы они в старых крупных городах, стабильных по своей демографической структуре ' полифункциональной характеристикой, большим количеством учебных, культурных и иных заведений, с более высоким организационным и методическим уровнем работы профилактических органов. Не случайно в таких городах уровень преступности несовершеннолетних существенно ниже, чем в средних или малых горо-

266

дах. Однако позитивные возможности, имеющиеся здесь, к сожа-дению, все еще не всегда умело используются в целях надлежаще-го, соответствующего советскому образу жизни воспитания детей и подростков, в целях предупреждения правонарушений в их среде.

С урбанизацией как с социальным явлением, влияющим на состояние преступности несовершеннолетних, тесно связана миграция. Подавляющая часть (около 80%) мигрантов из числа не достигших по возрасту 18 лет — это лица, переезжающие в города.

В подростковом возрасте несовершеннолетние нередко переезжают на учебу (работу) одни, без родителей. В таком случае недостаточная помощь им со стороны государственных, прежде всего учебных заведений, и общественных организаций, трудности адаптации к условиям жизни на новом месте, снижение социального контроля за их поведением нередко приводят к тому, что подростки-мигранты оказываются в зоне отрицательных влияний, а некоторые из них совершают преступления ь.

В настоящее время как со стороны государства в целом, так и в первую очередь по линии правоохранительных органов принимаются меры к сокращению издержек данных процессов негативного характера.

Признание в качестве концептуального положения того, что такие явления социального уровня, как урбанизация, миграция, сами по себе не порождают преступность несовершеннолетних, а лишь в случае недостаточного управления этими процессами обусловливают ее путем создания проблемных ситуаций, осложняющих процесс воспитания, затрудняющих профилактику правонарушений несовершеннолетних, позволяет сделать вывод о необходимости поиска детерминант, которые непосредственно воспроизводят преступность данного контингента как свое статистическое закономерное следствие. Такими детерминантами, на наш взгляд, являются в целом преступные, а также взаимосвязанные и во многом обусловливающие его особо опасные формы аморального, противоправного поведения (пьянство, половая деморализация и т. п.), т. е. явления, имеющие место главным образом среди взрослых. Подростки, вступая в жизнь, получают представление об этих явлениях прежде всего из близкого им бытового окружения. Здесь подросток, впервые сталкиваясь с преступным поведением, с фактами совершения правонарушений (нецензурная брань, драки и т. п.), нередко остающимися безнаказанными, получает о них подчас не просто сведения, но и «оправдывающую» такое поведение аргументацию.

Преступность и иное противоправное поведение взрослых — это те негативные явления, которые находятся в антагонизме с основными положительными процессами и закономерностями развития советского общества, выступая как «пережитки прошлого», как Факторы, которые при определенных условиях формируют у некоторой части несовершеннолетних преступные наклонности. Далеко

все подростки оказываются восприимчивыми по отношению к

267

негативному, аморальному, в том числе и преступному влиянию Наиболее подверженными такому влиянию оказываются те І подростков, у которых обнаруживается существенное недоразвит^ позитивных личностных свойств, таких, как: трудолюбие, стремле ние познать мир, культурно проводить свой досуг, честность, вы сокая гражданственность.

Проводимая в нашей стране работа по идеологическому и нравственному воспитанию молодежи и всех советских граждан, воспитательно-профилактическая работа государственных и общественных организаций, специальная их деятельность по борьбе с преступностью взрослых существенно уменьшают возможность непосредственной передачи навыков противоправного поведения несовершеннолетнему. Этому способствует, в частности, функционирующая на все расширяющейся правовой основе система предупредительных, профилактических мер, направленных на выявление неблагополучных семей, с тем чтобы оказать нужное воздействие на родителей, ведущих себя аморально и негативно влияющих на своих детей. Большое предупредительное значение имеет наказание лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, пьянство, попрошайничество, ведение паразитического образа жизни. В совокупности с общевоспитательными мероприятиями эти специальные меры активно противодействуют негативным влияниям на детей и подростков, позволяют эффективнее бороться с преступностью в их среде.