§ 2. Причины и условия (обстоятельства), способствующие совершению преступлений против социалистической собственности
Наличие преступлений, совершаемых против социалистической собственности, позволяет сделать вывод, что есть и определенные обстоятельства, которые им способствуют. Прежде всего в этой роли выступают должностные преступления, связанные с ненадлежащим обеспечением сохранности государственного и общественного имущества, в частности халатность и злоупотребления, в том числе попустительство должностных лиц хищениям.
Обстоятельства, способствующие совершению преступлений против социалистической собственности, разнообразны. На основе данных криминологических исследований к их числу можно отнести все еще имеющие место недостатки: 1 ) в управлении имуществом предприятий и организаций; 2) в области организации хозяйствования.
Недостатки первой группы чаще всего проявляются в плохой работе должностных лиц по обеспечению сохранности социалистической собственности; в неэффективности текущего и последующего контроля как функции управления; в слабой активности профсоюзных организаций, в недостаточной эффективности деятельности местных органов власти и управления по обеспечению сохранности социалистической собственности.
Недостатки второй группы находят свое внешнее выражение в дефиците отдельных видов товаров и платных услуг, в неправильном (ошибочном) решении вопросов ценообразования, несовершенстве действующих норм естественной убыли, расхода сырья, материалов, выхода готовой продукции.
Многие из обстоятельств той и другой групп взаимосвязаны и действуют в комплексе. Однако взятые изолированно, каждое из них имеет, как будет показано ниже, свой механизм влияния (способствования) на совершение преступлений против социалистической собственности.
Недостатки в деятельности должностных лиц предприятий и организаций по обеспечению сохранности социалистической собственности. В борьбе с преступлениями против социалистической собственности важная роль отводится руководителям предприятии, общественных организаций, другим должностным лицам и коллективам трудящихся. От того, как организован и осуществляется ими контроль за сохранным и бережливым расходованием ценностей и денежных средств, как ведется работа по устранению бесхозяйственности, расточительства, фактов недостач, во многом зависит успех этой деятельности.
Между тем в ряде случаев хозяйственные руководители, распі лагая необходимыми силами и средствами, работу по обеспечение сохранности социалистического имущества проводят неэффективно, предупреждением посягательств на народное добро в своих ко.
134
ктивах должным образом не занимаются. В результате имуще-во переданное в оперативное управление предприятий и органи-ци'й, зачастую оказывается не защищенным от преступных пося-тельств, бесхозяйственного расходования, потерь и расточительства.
Бесхозяйственность, низкая организация руководства и упра-
ления в области финансово-хозяйственной и производственной деятельности предприятий и организаций создают благоприятную почву Для проявления таких отрицательных явлений, как расточительство, небрежность в хранении и расходовании материальных ценностей, ненадлежащий учет и контроль, нарушения принципов планирования, неритмичность в работе предприятий.
Действуя на окружающих лиц, бесхозяйственность девальвирует в сознании некоторых граждан представление о священности и неприкосновенности социалистической собственности, порождает пассивное и безразличное отношение к ее сохранности, соблюдению режима экономии, к фактам расточительства, порчи, разбазаривания имущества. Она отрицательно влияет на состояние сохранности имущества. Свыше двух третей опрошенных рабочих и служащих предприятий, где имелись проявления бесхозяйственности, прямо указали на недостаточно эффективную сохранность имущества, слабую активность деятельности администрации и бухгалтерского аппарата в этом направлении как на обстоятельство, способствующее совершению преступлений против социалистической собственности.
В борьбе с хищениями большое значение имеет личный пример руководителя и других должностных лиц, выполняющих функции обеспечения сохранности социалистической собственности. Бесхозяйственность со стороны некоторых из указанных должностных лиц, нарушения ими режима экономии и бережливости, проявления бесконтрольности неблагоприятно влияют на сознание членов коллектива, препятствуют воспитанию у подчиненных и подконтрольных работников добросовестного отношения к социалистической собственности, исполнению служебных обязанностей. Еще пагубнее отражается на поведении части окружающих участие самих Должностных лиц (руководителей) в хищениях, совершение ими корыстных злоупотреблений. Немалый урон причиняет борьбе за -охранность народного добра и равнодушие, когда некоторые .олжностные лица, ответственные за обеспечение сохранности со-іиалистической собственности, подчас сами ненадлежащим образом реагируют на выявляемые различного рода корыстные злоу-
°требления по службе со стороны подчиненных или подконтроль-
Ых им работников, смотрят на это сквозь пальцы. Особенно не-Терпимы факты, когда должностными лицами предприятий не пе-
едаются в следственные органы материалы о недостачах товарно-
териальных ценностей и денежных средств, злоупотреблениях,
Цениях. Проявленное в этих случаях покровительство и попу-
гельство в отношении виновных еще больше способствует ра-
135
сточительству, халатности, посягательствам на социалистическое имущество.
В числе недостатков в деятельности должностных лиц по обеспечению сохранности социалистической собственности характерным является нарушение принципов подбора кадров руководителей хозяйственных организаций, а также материально ответственных работников и лиц, ведающих учетом и контролем за сохранностью имущества. В наиболее яркой форме данное обстоятельство выражается в приеме на работу, связанную с хранением, учетом имущества лиц, ранее судимых за должностные и корыстные преступления.
Неэффективность текущего и ревизионного контроля как функции управления процессами обеспечения сохранности социалистической собственности. Контроль является важнейшей функцией управления и одним из наиболее эффективных средств обеспечения сохранности социалистической собственности при надлежащем его осуществлении. Однако криминологические исследования показывают, что нередко контроль осуществляется слабо и это способствует совершению хищений, злоупотреблений, халатности, образованию недостач. Совершение преступлений против социалистической собственности становится возможным из-за обезлички в ответственности, неудовлетворительной постановки учета, отчетности, оформления хозяйственных операций по движению имущества. Эти недостатки неотделимы от бесхозяйственности, халатности, злоупотреблений. Именно в таких условиях создаются возможности для необоснованного списания с учета имущества, чем покрывается его расхищение, создаются неучтенные «резервы» для разбазаривания. Бесконтрольность отрицательно действует на сознание морально неустойчивых лиц, вселяет в них уверенность в том, что их преступная деятельность против социалистической собственности не будет вскрыта и разоблачена.
Изучение уголовных дел об особо крупных хищениях, продолжающихся относительно длительный период времени, показало, что в 89% случаев они могли быть вскрыты контролирующими органами и своевременно пресечены, если бы бухгалтерский и ревизионный контроль осуществлялся надлежащим образом.
Еще не изжиты факты, когда при текущем контроле главные (старшие) бухгалтеры предприятий равнодушно относятся к нарушениям порядка учета и отчетности, проявляют беспринципность во взаимоотношениях с материально ответственными лицами, не реагируют на нарушения, связанные с оформлением товарно-денежных документов, хранением, приемом и отпуском материальных ценностей и т. д.
В ведомственной контрольно-ревизионной работе иногда допускается поверхностность: ревизии проводятся неудовлетворительно, формально, только по документам, без анализа фактического положения вещей, некомплексно. Нередко это объясняется тем, что ревизионные аппараты не всегда укомплектованы квалифици-
136
ванными работниками. Раздробленность этих аппаратов приво-к тому, что ревизии проводятся нерегулярно. Недостатком яв-яется и несоблюдение контрольных правил, направленных на борьбу со злоупотреблениями. Не случайно поэтому ревизионным путем вскрывается всего одна треть совершаемых хищений. Иногда проводится до десятка и более ревизий безрезультатно, в то время как на проверяемых предприятиях совершались хищения.
Исследованием установлено, что, несмотря на снижение количества ревизий, приходящихся на одного ведомственного ревизора за год, качество их не повышается. Постоянно более 20% предприятий вообще остается необревизованными, на некоторых предприятиях ревизии не проводились более двух лет, в отдельные годы почти на 40% подведомственных предприятий ревизии штатными ревизорами не проводились.
В связи с недостатками бухгалтерского и ревизионного контроля следует сказать, что не всегда достигает необходимой эффективности и деятельность органов народного контроля на местах, несмотря на ее активизацию. За последние годы органы народного контроля, учитывая нетерпимость к фактам расточительства, к нарушениям государственной дисциплины в сфере охраны социалистической собственности, стали больше и строже взыскивать с виновных и должностных лиц, однако обстоятельства, способствующие правонарушениям против социалистической собственности, еще продолжают иметь место. В этом отражается отсутствие на местах координации усилий комитетов народного контроля с Другими контролирующими органами, действия которых разобщены, а также то, что проверки часто дублируют друг друга, не носят комплексного характера, не связаны с проведением ревизий.
Недостаточная активность деятельности профсоюзных организаций по обеспечению сохранности социалистической собственности. Советские профсоюзы призваны мобилизовывать трудовые коллективы на борьбу за сохранность социалистической собственности, воспитывать трудящихся в духе уважения к законам, охраняющим государственное и общественное имущество.
Возможности для выполнения указанных задач у профсоюзов весьма широкие. Им предоставлено право создавать комиссии общественного контроля за работой предприятий и организаций, использовать меры общей и индивидуальной профилактики правонарушений. В случаях необходимости, профсоюзы должны организовать проведение семинаров, совещаний, активов, общих собраний в 'Оллективах по вопросам обеспечения сохранности социалистической собственности.
Профсоюзные организации могут участвовать в отправлении
[равосудия — выдвигать общественных обвинителей или обще-
твенных защитников, рассматривать представления следователей
частные определения судов, должны принимать меры к устране-
ию причин и условий, способствующих совершению преступлений
отив социалистической собственности. Наряду с администраци-
\ът
I
ей, с другими общественными организациями на них возложены обязанности перевоспитания лиц, переданных на поруки или ус_ ловно осужденных и т. д.
Профсоюзам отведено главенствующее место в организации ц развертывании социалистического соревнования, в составлении и выполнении комплексных планов социальной профилактики правонарушений в сфере охраны социалистической собственности, проведения проверок, рейдов, смотров сохранности народного добра
Однако, как показало исследование состояния комплексного планирования социальной профилактики преступлений, совершаемых против социалистической собственности в торговых организациях, далеко не все профсоюзные организации на должном уровне решают стоящие перед ними задачи. Из 22-х планов, разработанных в торгах, лишь в одном плане были предусмотрены мероприятия по обеспечению сохранности материальных ценностей и денежных средств, выполнение которых возложено на общественные организации, в том числе на профсоюзные организации. Объединенные профсоюзные комитеты соответствующих торгов не создавали обстановки нетерпимости вокруг расхитителей, не вели борьбы с недостачами, не заслушивали отчеты руководителей, не давали принципиальной оценки фактам правонарушений, слабой воспитательной работы в коллективах, не требовали от хозяйственных и профсоюзных руководителей своевременного устранения недостатков, мало изучали и внедряли положительный опыт работы по предупреждению посягательств на социалистическое имущество.
О существенных недостатках в деятельности профсоюзных организаций по воспитанию трудящихся в духе бережливого отношения к социалистической собственности и по обеспечению ее сохранности свидетельствуют изученные материалы следственной и судебной практики.
Как показало исследование, основания для принятия мер к активизации воспитательно-профилактической деятельности профсоюзных организаций в большинстве случаев были: многие материально ответственные и обслуживающие ценности лица еще до совершения ими хищений, за которые осуждены, проявили себя далеко не с лучшей стороны. 30% из них относилось халатно к сохранности социалистического имущества; 26% допускало нарушения порядка приема и отпуска ценностей, составления отчетности и ведения документации; 27% нарушало правила советской торговли, проявляло грубость в отношениях с покупателями; 21 ^ счетных и бухгалтерских работников проявляли попустительство, не препятствовали нарушениям финансовой дисциплины; 18% допу-скало другие нархшения трудовой дисциплины и внутреннего распорядка; 37% жило явно не по средствам.
Об этих фактах было известно в коллективах обследовавшихся торгов, в том числе и профсоюзным организациям, но мер никак! не принималось. Более чем в 68% случаев вопрос о совершени преступления против социалистической собственности вообще
138
л угкдался в коллективе, в 15% случаев — заинтересованными
нами от имени коллектива и профсоюзной организации необо-
ванно возбуждались ходатайства о передаче виновного на пору-
направлялись письма с просьбой не лишать его свободы, при-
КИ, *» г ^ , on/
нить мягкие меры наказания. В отношении ьу /о лиц, привле-енных к уголовной ответственности за посягательства на социали-тическое имущество, были выданы для приобщения к делу незаслуженно положительные характеристики, под которыми наряду с администрацией подписались руководители профсоюзных организаций.
Необходимо отметить, что указанные недостатки были присущи не только деятельности профсоюзных организаций, но и в це-лом общественному контролю, который не всегда был достаточно активен и эффективен в выявлении и устранении условий, способствующих совершению преступлений против социалистической собственности. Это связано с тем, что слабо разрабатываются и используются на практике многочисленные формы и способы массового контроля, помогающие разоблачать расхитителей.
Представители общественности еще недостаточно глубоко знакомятся с общедоступными методами разоблачения хищения. Общественный контроль не всегда активно реагирует на сигналы о том, что то или иное лицо живет не по средствам, не придает должного значения отдельным фактам злоупотреблений. К деятельности общественного контроля слабо привлекаются специалисты, бухгалтеры, инженеры, экономисты и другие специалисты, с помощью которых можно успешно выявить замаскированные злоупотребления, а также и установить условия, способствующие этим преступлениям.
Не всегда представители общественности находят поддержку у отдельных должностных лиц, замешанных в неблаговидных поступках, а порой встречают и противодействие, например со стороны торговых работников, препятствующих проведению проверок и составлению акта о злоупотреблениях.
Недостаточная эффективность деятельности местных органов власти и управления по обеспечению сохранности социалистической собственности. В соответствии с Конституцией СССР на местные органы власти и управления возлагаются важные организаторские функции по обеспечению соблюдения законов, в том числе законов, направленных на сохранность социалистической собственности и т. д.
t> целях изучения деятельности местных Советов народных де-'татов в этой области было проведено исследование, которое по-азало, что этим вопросам местные органы власти и управления в •ощем-то придают определенное значение. В частности исполкомы, >ак показало исследование, неоднократно выносили эти вопросы а свои заседания, обсуждали их, принимали по ним решения, ста-Или на обсуждение сессий Советов народных депутатов, привлекли к ним внимание постоянных комиссий, служб и отделов, ру-
139
ководителеи предприятии и организации, проводили смотры состояния работы по предупреждению разбазаривания и хищений социалистического имущества — народного достояния.
Проведенная работа исполкома Советов народных депутатов, которые обследовались, дала положительные результаты. Вместе с тем были выявлены и присущие их деятельности недостатки — еще наблюдается в отдельных случаях неэффективность принимаемых решений по вопросам обеспечения сохранности социалистиче ской собственности. Об этом свидетельствовала повторяемость одних и тех же нарушений, корыстных посягательств на имущество в одних и тех же предприятиях, организациях (ремстройтрест, рай-пищеторг, трест столовых) и как следствие этого — повторное рассмотрение ранее уже обсуждавшихся вопросов. Этот недостаток обусловлен тем, что вопросы, по которым принимались решения, не всегда глубоко анализировались, состояние сохранности социалистической собственности всесторонне не изучалось, причины и условия, способствующие бесхозяйственности, расточительности, хищениям, нарушениям государственной дисциплины, подчас до конца не вскрывались либо выяснялись поверхностно. Поэтому многим решениям не доставало главного — конкретности, они изобиловали общими призывами: «усилить, улучшить, повысить, поднять». А как это сделать практически — оставалось неясным.
Планы мероприятий по устранению недостатков и выполнению решений, принятых исполкомами, часто не разрабатывались; персональная деятельность тех или иных должностных лиц, виновных в расточительстве, бесхозяйственности или попустительстве хище ниям, обсуждалась редко и лишь в связи с рассмотрением других (сопутствующих) вопросов деятельности; отчеты руководителей хозяйственных организаций о том, что ими лично сделано для предупреждения корыстных правонарушений в коллективе, почти не практиковались.
Значительная часть вопросов сохранности социалистической собственности выносилась на обсуждение не самими исполкомами, а вышестоящими организациями. Исполкомы рассматривают их и принимают решения «во исполнение решений вышестоящих организаций». Это оказалось характерно для исполкомов районного звена. Некоторые из райисполкомов, работа которых изучалась, не проявляли должной инициативы и в постановке на обсуждение сессий Совета народных депутатов вопросов, посвященных состоянию законности и преступности в районе, в том числе законности в сфере охраны социалистической собственности. Из десяти сессий только на двух рассматривались вопросы, имеющие отношение к этим проблемам. В своей деятельности по обеспечению сохранности социалистической собственности некоторые райисполкомы еще в не полной мере координируют работу постоянных комиссий, используют их широкие возможности в этом направлении. В результате, как показало обследование, в отдельных районных Советах народных депутатов постоянные комиссии по. строительству, бытовому и
140
коммунальному обслуживанию работу по обеспечению сохранности социалистического имущества, борьбе с бесхозяйственностью, приписками и искажениями государственной отчетности не планировали и не вели. Не лучшим образом работали и другие постоянные комиссии. Например, в подготовке материалов к заседанию одного из исполкомов, на котором должно было обсуждаться состояние профилактической работы по обеспечению сохранности социалистической собственности на предприятиях и в организациях района, приняла участие постоянная комиссия по социалистической законности и охране общественного порядка. Однако это ее участие ограничилось лишь представлением справки о работе ОБХСС, взятой в районном управлении внутренних дел.
Ознакомление с протоколами заседаний постоянной комиссии по торговле, а также со справками депутатов о выполнении кон-кретных поручений привело к выводу, что вопросами охраны социалистической собственности в прямом смысле этого слова комиссия не занимается. Депутаты не проводили проверок правильности списаний товарно-материальных ценностей на предприятиях торговли, не участвовали совместно с контролирующими органами в контрольных закупках, не проверяли соблюдения правил торговли, не вскрывали фактов «припрятывания» под прилавками дефицитных товаров, не принимали участия во внезапных проверках состояния сохранности социалистического имущества, ревизиях и инвентаризациях, проводимых торгами и отделом (управлением) торговли.
Между тем необходимо отметить, что в обследованной постоянной комиссии по торговле — достаточное число депутатов, которые при надлежащей организации работы могли бы сделать многое в деле предупреждения недостач, хищений, нарушений правил торговли и других корыстных злоупотреблений. Но их возможности используются неэффективно.
Примерно те же недостатки присущи деятельности обследованной постоянной комиссии по общественному питанию. При проведении проверок работы столовых и школьных буфетов проверяющие не обращают внимания на наличие жалоб по поводу недовложения продуктов, обвешивания, обсчета, несоблюдения норм отпуска товаров, пересортицы их и т. п. В основном они интересуются санитарным состоянием столовых и тем, имеются ли меню, вывешены ли социалистические обязательства.
Несмотря на то, что сессия районного Совета обязала депутатов повысить контроль за работой торговых предприятий в микрорайонах, это решение выполняется неудовлетворительно. Из 24 изученных территориальных депутатских групп в одном году только две, а в другом году — шесть обращались к вопросам работы предприятий общественного питания и торговли. Но и здесь речь шла о культуре обслуживания, необходимости ремонта магазинов, а не о профилактике корыстных правонарушений и недостач. Ни одно из 222 заседаний двадцати двух территориальных депутат-
141
ских групп не было посвящено охране социалистической собственности.
Изучение материалов, отражающих состояние работы 10 производственных депутатских групп, также свидетельствует о невысокой степени активности и инициативности депутатов в контроле за сохранностью социалистического имущества. Многие депутаты не имеют достаточного опыта такой работы, испытывают затруднения организационного и методического характера, а исполкомы, которые обязаны вести специализированную учебу и инструктирование депутатов, не всегда четко выполняют эти обязанности. Устранение вышеуказанных недостатков, хотя они и не имеют «всеобъемлющего» характера, во многом способствовало бы поднятию на новую, высшую ступень уровня предупредительной работы местных органов власти в управлении по борьбе с хищениями социалистического имущества и уровня их деятельности по обеспечению сохранности народного добра.
Дефицит отдельных видов товаров и платных услуг. Среди обстоятельств, способствующих совершению преступлений против социалистической собственности, дефицит товаров и платных услуг занимает особое место по характеру неблагоприятных влияний. Вокруг дефицита образуется и наслаивается комплекс других взаимосвязанных отрицательных явлений, в том числе и такое из них, как совершение некоторых корыстных преступлений, например хищений, злоупотреблений. Для восполнения дефицита граждане прибегают к приобретению товаров в другой местности, «достают» их через торговых работников с доплатой за «услугу», по знакомству, за взятки, через спекулянтов, дельцов, а то и похищают с предприятий. О том, как влияет дефицит на хищения, было наглядно показано в статье «При наличии отсутствия», помещенной в «Литературной газете». В ней рассказывалось, как искусственно созданный дефицит мыла побудил одного из работников масложиркомбината встать на путь наживы: он стал похищать мыло и продавать его по цене 5 руб. за ящик, вырученные деньги растрачивал на спиртное2. На дефицит как обстоятельство, способствующее хищениям, указали три четверти опрошенных работников предприятий, на которых совершались хищения. Он выгоден расхитителям: последние, учитывая спрос и возможности рынка сбыта, в одних случаях изготавливают неучтенную продукцию и реализуют ее через торговые точки, а вырученные деньги присваивают. В других случаях расхитители при отсутствии дефицита создают его искусственно сами. В частности, прячут товары под прилавком, продают с «черного» хода, через знакомых, спекулянтов. Иногда, создавая такого рода дефицит, расхитители вначале скрывают товары от реализации, как якобы не пользующиеся спросом, а затем, под этим предлогом уценив их, реализуют по полной, а то и завышенной цене.
В условиях искусственно созданного дефицита, когда каких-то товаров вдруг не оказывается в открытой продаже, люди стремят-
142
ся любыми путями «достать» их, в том числе и путем взаимного обмена «услуги за услугу». При этом используются взятки, протекционизм, связи, в которые вовлекаются подчас и отдельные работники контролирующих служб и подразделений, ревизоры. Вследствие этого создается опасность утраты принципиальности контроля, сращивания хозяйственного аппарата4 с контролирующим, невыявления и непресечения хищений.
Вместе с тем незаслуженно растет «ложный авторитет» работников торговли, в распоряжении которых находятся товары, пользующиеся спросом, и к которым вынуждены в связи с этим обращаться граждане, повышается их престижность до уровня людей, именуемых «нужными», хотя их «заслуги» в этом отношении основываются на злоупотреблениях.
Часто из-за дефицита хищения и злоупотребления, за счет которых удовлетворяется спрос, теряют в глазах недальновидных людей характер предосудительных действий и становятся непорицаемыми. Так создается почва для совершения новых хищений, корыстных злоупотреблений и появляются люди, которые на общем фоне непрерывного повышения жизненного уровня населения в нашей стране живут явно не по средствам, строя свое личное благополучие преступным путем. У лиц, соприкасающихся с расхитителями, формируются корыстно-потребительские взгляды и настроения, тяга к вещизму, стремление к имущественной престиж-
І
Не пользующиеся спросом, залежалые товары не только способствуют созданию дефицита, но и влекут за собой большие убытки для государства на уценку. В прошлую пятилетку уцени-вание было произведено на несколько миллиардов рублей. Влияет на образование дефицита также и недопоставка товаров по причине нерасторопности отдельных работников, головотяпства, бесхозяйственности и других нарушений в хозяйствовании.
Все это, взятое в целом, существенно обостряет дефицит в то или иное время и отрицательно воздействует на сознание морально неустойчивых людей, порождает неблагополучия в состоянии сохранности социалистической собственности и помехи в борьбе с хищениями.
Недостатки ценообразования. Способствующая хищениям роль Данного обстоятельства существенна. Известно, что при установле нии цен на товары, изделия обычно учитываются затраты труда на их производство, необходимость соответствующего перераспре деления части национального дохода в интересах всего общества, стимулирования производства товаров и потребления. »
143
Изучение влияния цен на жизненный уровень населения показывает, что в ценообразовании, политике цен весьма важен и криминологический аспект, учет которого позволил бы предусмотреть все возможные последствия принимаемых решений по этим вопросам. Между тем криминологические аспекты ценообразования, на наш взгляд, не всегда берутся во внимание, вследствие чего ожидаемый от нововведений эффект дает порой противоположные результаты, государство не получает от этого, во всяком случае мало получает, выигрыша, в то время как расхитители извлекают корыстную выгоду, незаконно обогащаются.
Достаточно вспомнить о множественности цен на однородные товары, например на рыбу, яблоки и пр. Все эти товары расхитители реализовывали в основном по более высокой цене, а отчитывались по фактической, более дешевой, присваивая разницу в цене. Несомненно, установление разных цен на однородные товары имело положительную направленность, делалось это в интересах покупателей, однако пользу извлекали расхитители.
Нуждалось, по нашему мнению, в криминологическом обосновании установление в 1979 году разных цен на одни и те же товары в зависимости от системы, в которой они реализуются. Это открывает перед расхитителями новые возможности для махинаций, которыми они уже пользуются, перебрасывая товары из магазинов в предприятия общественного питания.
В печати неоднократно сообщалось, что в погоне за количеством предприятия расширяют ассортимент однотипных изделий, например выпускает 46 моделей холодильников, 36 видов электроприборов и других товаров, по существу мало чем отличающихся друг от друга, без должной унификации и повышения качества, не пользующихся спросом. При этом предприятия всякий раз повышают цены на изделия, поскольку прирост объемов учитывается в рублях и отчисления в различные фонды поощрения производятся пропорционально общей сумме стоимости реализованной продукции. А эти явления имеют и криминологические аспекты, которые нельзя не учитывать.
Несовершенство действующих норм естественной убыли, расхода сырья, материалов и выхода готовой продукции. Данное обстоятельство также способствует преступлениям, совершаемым в сфере охраны социалистической собственности. Многие нормы и нормативы были установлены давно, еще в период экстенсивного развития экономики. Внедрение же в производство достижений науки и техники, прогрессивной технологии, замена оборудования более новым и совершенным дает значительную экономию в расходовании сырья, материалов, позволяет больше выпускать продукции. И чтобы обеспечить режим экономии, должен производиться своевременный пересмотр норм. Когда это не делается, расхитители за счет использования устаревших или недостаточно совершенных норм создают неучтенные излишки материальных ценностей и расхищают их. В частности, указанный способ созда-
144
ния неучтенных излишков за счет несовершенных норм применяется на предприятиях полиграфической промышленности. Полученными излишками книг покрываются бесхозяйственность, недостачи, образовавшиеся в результате краж и хищений. Несовершенны нормы в мясной и молочной промышленности, завышены нормы естественной убыли на стеклопосуду, продукты питания.
Надо сказать, что расхитители сознательно показывают в отчетах сверхнормативные потери с тем, чтобы нормы не были пересмотрены и снижены. Нередко списание естественной убыли продовольственных товаров по максимально допустимым нормам также является способом их хищения. Это наглядно видно на примере списания продуктов работниками торговли и автомобильного транспорта. В условиях хороших дорог и спроса на продукты питания доставка их в магазины производится быстро, почти без потерь. Однако при приемке товаров от шоферов-экспедиторов некоторые работники торговли списывают естественную убыль по полному нормативу, а иногда составляют акт и о сверхнормативных потерях. Подобного рода операция бывает выгодна шоферу-экспедитору и вдвойне — некоторым работникам торговли: такой шофер-экспедитор, подписав акт, получает «свою долю» наличными от работника торговли, транспортная организация возмещает сверхнормативные «потери», взыскивая в порядке регресса с шофера-экспедитора сумму, значительно меньше той, которую он фактически получил от работника торговли. Последний же, списав продукцию в несуществующие потери, имеет возможность присвоить незаконно списанное или реализовать по завышенной цене.
Частнопредпринимательская деятельность лиц, ориентирующихся на нетрудовые доходы (так называемых шабашников). Это обстоятельство в общем ряду причин преступных посягательств на социалистическую собственность занимает не последнее место. Используя встречающуюся еще в отдельных регионах нехватку рабочей силы, неправильное распределение трудовых ресурсов, «шабашники» навязывают руководителям хозяйств заключение выгодных для себя договоров на производство работ в полеводсте, на строительстве дорог, жилых помещений в совхозах и колхозах, устанавливают завышенные расценки, используют наемную силу, эксплуатируют чужой труд случайных людей (по преимуществу тунеядцев), с которыми рассчитываются по своему ) „ютрению. Они за взятки достают материалы, транспортные средства, технику.
Иногда они выдают себя за студентов с целью получения тех финансовых льгот, которыми, как правило, пользуются студенты, зачастую втягивают в хищения, во взяточничество должностных лиц предприятий и организаций, в которые устраиваются на работу. Имеют место факты, когда должностные лица сами организуют хищения, совершают злоупотребления с использованием «шабашников». Несмотря на очевидный вред «шабашничества», в ряде районов страны, где ощущается нехватка в рабочей силе, непра-
145
вильно используются трудовые ресурсы, руководители государственных и общественных организаций пользуются услугами «шабашников», переплачивая в несколько раз за их труд. Например, в некоторых хозяйствах Кировской области за доставку из других областей соломы стоимостью 10 руб., которая оплачивалась по безналичному расчету, «шабашнику» наличными выплачивали по 42 руб. А в совхозе «Терновский» Камышинского района Волгоградской области за работу стоимостью в 290 руб. выплатили 14434 руб. Заработки некоторых «шабашников» за сезон достигают больших сумм, особенно в полеводстве. А моральный ущерб, который причиняет «шабашничество» не поддается учету. Шабашники разлагают, развращают людей, соприкасающихся с их образом жизни, получаемыми доходами. Глядя на них, некоторые люди с отсталыми взглядами сами забывают об обязанности честно трудиться, попадают во власть частнособственнических настроений и становятся на путь поисков легкой жизни, «длинного рубля». Следственная практика показывает, что многие «шабашники» нашли приют в колхозах и совхозах, открывают там запрещенные промыслы, добиваются создания цехов по производству продукции, не связанной с переработкой сельскохозяйственного сырья, прибегают ко всякого рода махинациям, подрывающим финансовое положение колхозов, совхозов, способствующим образованию дефицита в продукции, которую должны производить эти хозяйства. Все это порождает бесхозяйственность, создает условия для совершения хищений социалистического имущества.
- Глава первая
- §1. Теория предупреждения преступности: становление, предмет и структура
- § 2. Место теории предупреждения преступности в криминологии и связь ее с другими науками
- § 3. Связь теории и практики
- Предупреждения преступности.
- Направления и перспективы
- Научных исследований
- § 1. Марксизм-ленинизм
- § 2. Социально-экономические и идеологические основы предупреждения преступности
- 1 Лава третья
- § 1. Понятие и система правового регулирования предупреждения преступности
- § 2. Источники правового регулирования предупреждения преступности
- § 3. Прокурорский надзор за законностью предупредительной деятельности
- § 1. Понятие субъектов предупреждения преступности
- § 2. Система субъектов предупреждения преступности
- 1 Лава пятая
- § 1. Руководящая роль партийных организаций в деятельности по предупреждению преступности
- § 2. Предупредительная деятельность
- § 3. Предупредительная деятельность общественных организаций, трудовых коллективов и граждан
- § 4. Предупредительная деятельность, осуществляемая органами внутренних дел
- § 5. Предупредительная деятельность органов суда и юстиции
- § 6. Предупредительная деятельность органов прокуратуры
- §1. Информационное обеспечение предупреждения преступности
- § 2. Планирование предупреждения преступности
- § 3. Криминологическое прогнозирование
- § 4. Координация предупреждения преступности
- Глава седьмая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений против социалистической собственности, совершаемых с использованием служебного положения
- § 2. Причины и условия (обстоятельства), способствующие совершению преступлений против социалистической собственности
- § 3. Предупреждение преступлений против социалистической собственности
- § 1. Криминологическая характеристика должностных
- § 2. Причины и условия, способствующие должностным
- И хозяйственным преступлениям,
- Совершаемым с использованием служебного
- Положения
- § 3. Предупреждение должностных и хозяйственных преступлений, совершаемых с использованием служебного положения
- Глава девятая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений против личности, ее прав и общественного порядка1
- § 2. Причины и условия, способствующие совершению преступлений против личности, ее прав и общественного порядка
- § 3. Предупреждение преступлений против личности, ее прав и общественного порядка
- Глава десятая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых женщинами
- § 2. Причины и условия, способствующие совершению преступлений женщинами
- § 3. Предупреждение преступлений, совершаемых женщинами
- Глава одиннадцатая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений несовершеннолетних
- § 2. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних, совершающих преступления
- § 3. Криминологическая характеристика
- Процессов и явлений, влияющих
- На формирование преступного поведения
- Несовершеннолетних
- § 4. Предупреждение преступлений несовершеннолетних
- § 1. Сотрудничество стран — членов сэв в борьбе с преступностью
- § 2. Деятельность Организации Объединенных Наций и международных неправительственных научных организаций по предупреждению преступности*
- § 1. Закономерности преступности в современном капиталистическом обществе
- § 2. Общие тенденции развития преступности в современных капиталистических странах
- § 4. Преступления против мира и человечества
- § 5. Агрессия, геноцид и апартеид — международные преступления
- § 6. Наемничество и терроризм — орудия империалистической реакции
- К главе первой
- К главе восьмой
- К главе девятой
- Їх главе десятой
- К разделу третьему
- К разделу четвертому
- Должностные и хозяйственные преступления, совершаемые с использованием служебного положения
- Глава десятая Преступления, совершаемые женщинами
- Глава одиннадцатая Преступления несовершеннолетних
- Раздел третий
- Оператор н. Ю. Гусева
- 193144, Г. Ленинград, ул. Моисеенко, 10