§ 1. Сотрудничество стран — членов сэв в борьбе с преступностью
Укрепление дружбы и сотрудничества со странами социализ-ма — незыблемый принцип международной политики СССР. Социалистические страны вместе строят новый социалистический мир, небывалый еще в истории тип отношений между государствами, по-настоящему справедливых, равноправных, братских'.
Сотрудничество социалистических стран приобрело во всех областях живой, плодотворный характер. Прочной нормой стали духовное общение, тесные связи в области идеологии и культуры.
Сотрудничество социалистических стран охватывает все новые сферы. Его принципы находят конституционное закрепление. Конституция СССР провозглашает дружбу, сотрудничество, взаимопомощь со странами социализма, является краеугольным камнем советской внешней политики.
Важным инструментом сотрудничества социалистических стран является Совет Экономической Взаимопомощи. В системе развития интеграции в рамках СЭВ важнейшее содержательное и методологическое изменение внесла «Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ», которая была принята XXV сессией СЭВ в 1971 году. Венгерский юрист И. Сас справедливо подчеркивает, что Комплексная программа не только определила на долгосрочный период направления сотрудничества в рамках СЭВ, но и впервые рассматривает такого типа сотрудничество, как систему.
В Комплексной программе определяются основные принципы, Цели, пути и средства развития экономической интеграции в обла-сти сотрудничества, в их функциональном содержании и в сфере от-(ельных отраслей. Большое внимание программа уделила и совер-Иенствованию правовых институтов, развитию сотрудничества в Правовой области.
Вполне понятно, что сотрудничество в правовой области далеко Ь'ходит за пределы вопросов, связанных с борьбой с преступно--тью. Однако криминологов в первую очередь интересует именно Аанный круг вопросов.
Сотрудничество стран — членов СЭВ в области борьбы с пре-
279
ступностью носит разносторонний характер. Оно закрепляется говорами о правовой помощи, предусматривающими возможное выдачи уголовных преступников, а также оказание содействия п целому ряду иных вопросов.
Большое значение для развития сотрудничества в области бооь бы с преступностью имело заключение социалистическими странами Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они явля юте я.
Конвенция предусматривает, что граждане каждого из Договаривающихся Государств, осужденные к лишению свободы в другом Договаривающемся Государстве, будут по взаимному согласию этих Государств передаваться для отбывания наказания в то Государство, гражданами которого они являются. Передача осужденного для отбывания наказания в Государство, гражданином которого он является, может иметь место после вступления приговора в законную силу.
Особую значимость приобретают и проблемы развития сотрудничества стран — членов СЭВ в сфере профилактики правонарушений. В настоящее время, когда Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции успешно реализуется, создаются благоприятные условия для активизации сотрудничества стран — членов СЭВ в области профилактики правонарушений2.
Важнейшими условиями, обеспечивающими принципиальную возможность сотрудничества стран — членов СЭВ в области предупреждения правонарушений, являются: однотипность экономической основы социалистических государств, однотипность их государственного устройства, единство идеологии, общие цели и задачи, решаемые в ходе социалистического и коммунистического строительства.
С учетом содержания причин и условий, способствующих правонарушениям в странах — членах СЭВ3, представляется возможным в качестве основных предпосылок, обусловливающих необходимость их сотрудничества в области предупреждения правонарушении, назвать предпосылки социально-политического, экономического и правового характера. Главной из них является единство их социальной политики.
Единство социальной политики стран — членов СЭВ как предпосылка их сотрудничества в предупреждении правонарушении проявляется в решении этими странами следующих задач: наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребност* трудящихся; повышения эффективности общественного производства; совершенствования системы планирования, материального сг мулирования, управления народным хозяйством; участия оби ственности в управленческой деятельности; повышения уровня о щеобразовательной и специальной подготовки трудящихся.
Каждый из перечисленных элементов, составляющих задачи, р
280
паемые в процессе осуществления странами — членами СЭВ соци-льной политики, имеет непосредственное отношение к проблеме Пр0филактики правонарушений, поскольку положительное решение С0циальных задач «создает в обществе положительный эмоциональ-„ьін настрой, помогает укреплению нравственных и правовых норм поведения»4.
Возможность и эффективность сотрудничества стран — членов СЭВ в области предупреждения правонарушений в значительной мере определяется наличием к тому экономических предпосылок.
Любое экономическое решение, как правило, ведет к определенным социальным последствиям, а та или иная социальная программа не может не опираться на экономический фундамент, ибо социальное развитие невозможно в отрыве от экономического. Это — причинно-следственная зависимость, вытекающая из теснейшей взаимосвязи экономических факторов с социальными отношениями в целом. Не составляют исключения и социальные отношения, связанные с предупреждением правонарушений.
Значительную роль в решении проблем социалистической экономической интеграции играет социалистическое право, которое наряду с социальной политикой и экономикой рассматривается в качестве предпосылки сотрудничества стран — членов СЭВ в области предупреждения правонарушений.
Право стран — членов СЭВ интернационально по своему содержанию. Это, в частности, выражается в общности его направленности, единства принципов, целей, задач, схожести отдельных правовых норм. Конкретное проявление интернационалистических черт характерно для всех отраслей социалистического права: гражданского, трудового, административного, уголовного. В числе правовых предпосылок сотрудничества стран — членов СЭВ в области профилактики правонарушений следует назвать общность подходов к криминологической и криминалистической характеристике некоторых из них (например, преступлений, посягающих на социалистическую собственность). Возможность интегрирования мер предупреждения правонарушений в рамках стран — членов СЭВ обусловливает и сходство в характеристике приемов и методов выявления и предупреждения правонарушений в отдельных странах СЭВ. В подобной ситуации формируются благоприятные условия для совместной Разработки наиболее эффективных средств профилактики формирования коллективного опыта в этом направлении.
"азвитие интеграции систем предупреждения правонарушений в
странах — членах СЭВ основывается на принципах социалистиче-
•Кого международного права. Среди них: принцип единства и спло-
'«нности социалистических стран, принципы товарищеской взаимо-
Юмощи; суверенного равенства; межгосударственного сотрудниче-
-Тва; невмешательства во внутренние дела; добросовестного выпол-
6ния государствами принятых на себя обязательств; неотвратимо-
н наказания; социалистического гуманизма5.
" основе осуществления совместных программ предупреждения
281
правонарушений в странах — членах СЭВ лежит общность п пов национальных систем профилактики. Сравнительные кримин
ел
дующие принципы: профилактика правонарушении осуществляет под руководством правящих коммунистических и рабочих партий-борьба с правонарушениями рассматривается в качестве общегосу дарственной задачи; предупреждение правонарушений выступает качестве одной из составных частей социальной экономической по литики и опосредуется ими; борьба с правонарушениями носит ком плексный характер; предупреждение правонарушений осуществляется на плановой основе; при разработке мер предупреждения правонарушений в максимально возможной степени учитывается их экономическая эффективность; для предупредительной деятельности различных субъектов профилактики характерно совпадение стратегических интересов; социалистический правопорядок защищается всей системой права. Для каждой из стран — членов СЭВ характерен принцип максимальной экономии уголовной репрессии.
Особую практическую значимость в настоящее время приобретают вопросы диалектического сочетания национальных и интернациональных интересов участников совместной деятельности по предупреждению правонарушений, поскольку именно от правильного решения данных вопросов зависит конкретное содержание многостороннего либо двустороннего сотрудничества, объем и характер совместно разрабатываемых мероприятий, методика и тактика их практического осуществления.
В условиях расширяющегося всестороннего сотрудничества стран — членов СЭВ национальное никогда не выступает противоположностью интернациональному. Именно благодаря взаимодействию национальных особенностей сотрудничающих стран — членов СЭВ возникают качественно новые интернациональные категории.
Марксистско-ленинская концепция единства национального и интернационального в социалистическом строительстве одновременно предполагает и различие между ними. Наличие специфики в политическом, социальном и экономическом развитии отдельных стран — членов СЭВ объективно предполагает необходимость согласования общих интернациональных задач профилактики правонарушений с конкретными условиями каждой страны.
Благодаря взаимным усилиям стран — членов СЭВ в развиты» сотрудничества во всех областях жизни особенно наглядно стала проявляться тенденция сближения национальных и интернациональных интересов в борьбе с правонарушениями в проводимых национальными авторскими коллективами социалистических стран криминологических исследованиях. Еще более ощутимы эти вопр сы в практике совместных исследований криминологов стран — нов СЭВ.
Предупреждение преступности, устранение причин и услови порождающих, — задача, актуальная для всех стран —чл€ СЭВ. В такой ситуации целесообразно во всех отношениях, в
282
числе и в экономическом, объединять усилия специалистов-криминологов, шире практиковать международное разделение труда в редупредительной деятельности, в исследованиях криминологических проблем, одинаково значимых в рамках мировой социалистической системы.
Решение совместных профилактических программ осуществляется поэтапно. Среди факторов, которые учитываются при определении очередности разработки тех или иных аспектов этой комплексной проблемы, следует назвать качественные и количественные показатели, характеризующие состояние, структуру, динамику отдельных видов правонарушений в сотрудничающих странах, обстоятельства, способствующие этим правонарушениям, признаки сходства и различие национальных систем профилактики, экономическую целесообразность и возможность осуществления интеграционных профилактических мероприятий и т. п.ь.
Многолетний опыт развития разносторонних контактов стран — членов СЭВ способствовал формированию сложного институционного механизма их сотрудничества в разработке и реализации общих и специальных мер предупреждения правонарушений.
Этот механизм сотрудничества представляется целесообразным рассматривать в виде трех взаимосвязанных групп организаций. Первая группа — это международные общеэкономические организации стран — членов СЭВ. Вторая группа — правоохранительные органы сотрудничающих стран. Третья группа — научные организации, осуществляющие исследования и разработки программ интегрирования профилактической деятельности.
В системе международных общеэкономических организаций, составляющих одно из звеньев институционного механизма сотрудничества стран — членов СЭВ в области предупреждения правонарушений, ведущее место занимают Совет Экономической Взаимопомощи и его органы: Сессия Совета, Исполком Совета, Секретариат Совета, Комитеты Совета, Постоянные комиссии Совета. Цели этих органов, решаемые ими задачи, их функции и полномочия по своему характеру и направленности, как правило, соответствуют системе общих мер предупреждения правонарушений, что позволяет рассматривать международные экономические организации в качестве субъектов профилактической деятельности.
В отличие от международных общеэкономических организаций, осуществляющих функции по реализации общих мер предупрежде-*ия правонарушений, вторая группа организаций, составляющих институционные механизмы сотрудничества стран — членов СЭВ в 'оласти предупреждения правонарушений — правоохранительные Рганы, которые решают, как правило, вопросы специального пре-ДУпреждения7.
Существуют три организационные формы сотрудничества пра-'оохранительных органов стран — членов СЭВ в области преду-Реждения правонарушений. Это: Совещание министров юстиции °Циалистических стран; Совещание представителей стран — чле-
283
нов СЭВ по правовым вопросам; Совещание генеральных прокуп ров социалистических стран. Эти совещания проводят работу
/—> r^lT-v ' * ПО
развитию сотрудничества стран — членов СсШ по предупреждению правонарушений. Так, например, Совещание представителей стран — членов СЭВ по правовым вопросам, являющееся постояв ным органом Совета, способствует совершенствованию правовых ос нов экономического и научно-технического сотрудничества между странами — членами Совета путем изучения, разработки и последовательного решения правовых проблем этого сотрудничества8.
В числе научных организаций, составляющих институционный механизм сотрудничества стран — членов СЭВ в области преду. преждения правонарушений, следует выделить международные научно-исследовательские организации (Международный институт экономических проблем мировой социалистической системы, Институт СЭВ по стандартизации, Междунароный научно-исследовательский институт проблем управления, Международный центр научной и технической информации), экономические и правовые учреждения академий наук социалистических стран, научно-исследовательские и учебные заведения стран СЭВ, исследующие проблемы предупреждения правонарушений.
Эффективность сотрудничества стран — членов СЭВ в области предупреждения правонарушений в значительной степени зависит от того, насколько правильно определяются и используются формы такого сотрудничества.
Обобщение опыта сотрудничества правоохранительных органов и научных учреждений стран — членов СЭВ в названном направлении позволяет считать перспективными следующие формы сотрудничества в области предупреждения правонарушений: взаимные консультации с целью выработки в каждой из сотрудничающих стран национальной и интернациональной стратегии в сфере профилактики правонарушений9; планирование совместной профилактической работы. Увязка сотрудничества в сфере профилактики правонарушений с экономическим сотрудничеством; разработка долгосрочных целевых программ сотрудничества в области предупреждения правонарушений; обмен опытом в организации и проведении профилактических мероприятий. Здесь, как показывает практика, наиболее эффективными формами обмена могут быть: обмен специальной литературой; обмен информацией о способах совершения, с< крытия и выявления правонарушений; обмен информацией о спосо бах нейтрализации обстоятельств, способствующих правонарушени ям; обмен результатами научных исследований; обмен делегациями практических и научных работников; проведение международні совещаний, конгрессов, симпозиумов, семинаров, коллоквиуме) и т. п. Обмену опытом способствуют и такие практикуемые меры как: расширение международной специализации и кооперирован в области разработки мероприятий, направленных на устранен причин и условий, способствующих правонарушениям; развитие посредственных связей между министерствами, ведомствами, я
284
ІМИ организациями, учебными заведениями; развитие существующих и создание новых международных правовых, экономических и других организаций, решающих задачи по общему и специальному редупреждению правонарушений; обмен специалистами; совместная подготовка учебников, монографий, методических пособий, сборников научных трудов и т. п.; совместная подготовка предложений, информации для органов СЭВ, национальных субъектов профилактики; взаимопомощь в подготовке кадров; координация текущих и перспективных планов профилактики правонарушений; совместное проведение научных исследований и внедрение их в прак-
10
тику •
Сотрудничество стран — членов СЭВ в области предупреждения правонарушений является составной частью их экономического и социального сотрудничества. Поэтому успешное выполнение комплексной программы социалистической экономической интеграции положительно скажется и на развитии интеграции систем предупреждения правонарушений в этих странах, сделает их более обширными и эффективными.
- Глава первая
- §1. Теория предупреждения преступности: становление, предмет и структура
- § 2. Место теории предупреждения преступности в криминологии и связь ее с другими науками
- § 3. Связь теории и практики
- Предупреждения преступности.
- Направления и перспективы
- Научных исследований
- § 1. Марксизм-ленинизм
- § 2. Социально-экономические и идеологические основы предупреждения преступности
- 1 Лава третья
- § 1. Понятие и система правового регулирования предупреждения преступности
- § 2. Источники правового регулирования предупреждения преступности
- § 3. Прокурорский надзор за законностью предупредительной деятельности
- § 1. Понятие субъектов предупреждения преступности
- § 2. Система субъектов предупреждения преступности
- 1 Лава пятая
- § 1. Руководящая роль партийных организаций в деятельности по предупреждению преступности
- § 2. Предупредительная деятельность
- § 3. Предупредительная деятельность общественных организаций, трудовых коллективов и граждан
- § 4. Предупредительная деятельность, осуществляемая органами внутренних дел
- § 5. Предупредительная деятельность органов суда и юстиции
- § 6. Предупредительная деятельность органов прокуратуры
- §1. Информационное обеспечение предупреждения преступности
- § 2. Планирование предупреждения преступности
- § 3. Криминологическое прогнозирование
- § 4. Координация предупреждения преступности
- Глава седьмая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений против социалистической собственности, совершаемых с использованием служебного положения
- § 2. Причины и условия (обстоятельства), способствующие совершению преступлений против социалистической собственности
- § 3. Предупреждение преступлений против социалистической собственности
- § 1. Криминологическая характеристика должностных
- § 2. Причины и условия, способствующие должностным
- И хозяйственным преступлениям,
- Совершаемым с использованием служебного
- Положения
- § 3. Предупреждение должностных и хозяйственных преступлений, совершаемых с использованием служебного положения
- Глава девятая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений против личности, ее прав и общественного порядка1
- § 2. Причины и условия, способствующие совершению преступлений против личности, ее прав и общественного порядка
- § 3. Предупреждение преступлений против личности, ее прав и общественного порядка
- Глава десятая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых женщинами
- § 2. Причины и условия, способствующие совершению преступлений женщинами
- § 3. Предупреждение преступлений, совершаемых женщинами
- Глава одиннадцатая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений несовершеннолетних
- § 2. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних, совершающих преступления
- § 3. Криминологическая характеристика
- Процессов и явлений, влияющих
- На формирование преступного поведения
- Несовершеннолетних
- § 4. Предупреждение преступлений несовершеннолетних
- § 1. Сотрудничество стран — членов сэв в борьбе с преступностью
- § 2. Деятельность Организации Объединенных Наций и международных неправительственных научных организаций по предупреждению преступности*
- § 1. Закономерности преступности в современном капиталистическом обществе
- § 2. Общие тенденции развития преступности в современных капиталистических странах
- § 4. Преступления против мира и человечества
- § 5. Агрессия, геноцид и апартеид — международные преступления
- § 6. Наемничество и терроризм — орудия империалистической реакции
- К главе первой
- К главе восьмой
- К главе девятой
- Їх главе десятой
- К разделу третьему
- К разделу четвертому
- Должностные и хозяйственные преступления, совершаемые с использованием служебного положения
- Глава десятая Преступления, совершаемые женщинами
- Глава одиннадцатая Преступления несовершеннолетних
- Раздел третий
- Оператор н. Ю. Гусева
- 193144, Г. Ленинград, ул. Моисеенко, 10