Положения
Объективное содержание действий лиц, совершающих преступления с использованием служебного положения, заключается в ненадлежащем исполнении служебных полномочий, влекущем опасные для общества последствия. Очевидно, что такие действия не могут совершаться лишь вследствие произвола или личного усмотрения отдельных лиц, а должны основываться и на существующих объективных предпосылках, дающих саму возможность ненадлежащего исполнения служебных обязанностей и создающих условия для реализации этой возможности.
Рассматриваемые преступления являются результатом, прежде всего, нарушения условий, определяющих порядок осуществления организационно-распорядительной или административно-хозяйственной деятельности. В значительной мере они связаны и с особенностями профессиональной деятельности должностных лиц.
Криминогенные обстоятельства, выступающие в роли причин и условий анализируемых деяний, достаточно многочисленны и разнообразны. С точки зрения их содержательной характеристики они могут быть представлены в виде четырех основных групп: материально-экономического, организационно-хозяйственного, идейно-воспитательного и правового характера. Многие из этих причин уже излагались. Ниже дается краткий анализ тех проявлений названных групп криминогенных обстоятельств, которые имеют более непосредственное отношение к совершению рассматриваемых преступлений.
Обстоятельства материально-экономического характера. К ним относятся недостатки в ресурсном обеспечении управленческой Деятельности и несовершенство в оплате труда отдельных категорий должностных лиц и граждан.
Недостатки в ресурсном обеспечении управленческой деятельности проявляются в непродуманном штатном обеспечении конкретных участков управленческой деятельности, отсутствии вычислительной техники и т. п. Это положение довольно характерно, ^пример, для условий работы контрольно-ревизионного аппарата. Ча отдельных ревизоров, например, приходится до нескольких де--ятков объектов. По данным выборочных исследований, ежегодно остаются необревизованными от 20 до 40% предприятий, учреж-6*
163
дений и организаций, что отражается на эффективности выявления правонарушений, практике обеспечения принципа неотвратимости ответственности.
Вопросы более рациональной, более совершенной системы оплаты труда имеют важное значение для надлежащего исполнения служебных обязанностей должностными лицами. Заниженность размеров оплаты труда некоторых категорий работников подчас мешает борьбе с текучестью кадров, а иногда приводит к тому, что на предприятия, в учреждения поступают на работу, связанную с сохранностью материальных ценностей, с предоставлением услуг населению, случайные, недостаточно квалифицированные люди. Такие люди забывают о своем гражданском долге, об интересах предприятия, учреждения, часто ненадлежаще выполняют свои обязанности, злоупотребляют своим положением, совершают приписки, а то становятся и на путь взяточничества.
Трудности в удовлетворении потребностей отдельными видами товаров способствуют совершению разного рода злоупотреблений, связанных с приобретением товаров, проявлениям спекуляции, образованию дефицита.
Криминогенное значение дефицита товаров не ограничивается только его влиянием на масштабы и структуру такого, скажем, вида преступлений, как спекуляция. Возникающие трудности в удовлетворении нужд населения могут вести к возникновению системы внепланового, стихийного перераспределения товарно-материальных ценностей, функционирование которого, как правило, связано с совершением правонарушений: использованием служебного положения и личных связей для приобретения дефицитных товаров, незаконном «левом» производстве, торговли из-под прилавка с завышением цен, поборами, взяточничеством и др.
Обстоятельства организационно-хозяйственного характера. В совокупности криминогенных обстоятельств, способствующих преступлениям, совершенным с использованием служебного положения, им, пожалуй, принадлежит ведущая роль. Учитывая особенности названных правонарушений, в данной группе представляется целесообразным рассмотреть следующие обстоятельства.
Недостатки планирования. К их числу следует отнести ослабление незыблемости планов, их корректировки в сторону понижения. Такая практика, как отмечалось на XXVI съезде КПСС и на совещании в ЦК КПСС по усилению научно-технического прогресса в 1985 году, разлагает кадры, приучает их к безответственности.
Необоснованная корректировка планов в сторону их снижения некоторым предприятиям производилась по нескольку раз в год. Ослабляя регулятивную функцию планов, такая практика нередко ведет к снижению качества продукции, выпуску недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции, распространению фактов халатного отношения к исполнению служебных обязанностей. Относительная легкость внесения изменений в планы
164
при их корректировке по инициативе заинтересованных лиц создает условия для разного рода злоупотреблений, для совершения такого тяжкого преступления, как взяточничество. Затрагивая в основном лишь «выходные» показатели, отражающие объемы плановых заданий, должностные лица, вносящие коррективы в планы, не всегда учитывают показатели их ресурсного обеспечения. В результате — выделенные предприятию фонды могут превышать фактические потребности, что создает условия для бесхозяйственного обращения с сырьем и материалами, порождает возможности их растранжиривания, использования не в интересах производства, а в личных целях.
Нарушения плановой дисциплины лежат в основе возникновения дефицита товаров и услуг, приводят к ограничению возможностей удовлетворения нужд населения правомерным путем.
В качестве одного из недостатков планирования часто выступает несбалансированность государственных плановых заданий с имеющимися производственными мощностями и трудовыми ресурсами, транспортными возможностями, объемами выделяемых материальных и финансовых средств. Действие данного фактора отчетливо видно на примере строительных организаций. Несбалансированность планов служит одной из причин невыполнения заданий по вводу в строй объектов, значительных объемов незавершенного строительства. Сам по себе этот факт свидетельствует о бесхозяйственном использовании государственных средств. По подсчетам плановиков, каждая минута сверхнормативных сроков строительства обходится стране в 100 тыс. рублей убытка. Трудности выполнения планов при недостаточности наличных ресурсов разлагающе действует на должностных лиц, которые начинают искать возможности создания видимого благополучия за счет приписок, подлогов, подкупа руководящих работников, от которых зависит оценка их работы. Одновременно в условиях возникающей бесхозяйственности могут распространяться настроения рвачества, использования служебного положения в корыстных и иных личных интересах, создаваться возможности для разного рода злоупотреблений.
Недостатки в организации профессиональной деятельности должностных лиц. Они проявляются в нерациональном распределении обязанностей, что приводит к недостаточной загруженности или, наоборот, чрезмерной перегрузке конкретных должностных лиц. Недостаточная загруженность должностных лиц, наблюдающаяся обычно в условиях раз-Дутых управленческих штатов, дает им возможность тратить часть своего рабочего времени на устройство личных дел. При этом часто происходит эволюция взглядов таких работников в сторону утверждения частнособственнического отношения к исполнению сво-х служебных обязанностей. Если на первых порах использование благ, которыми они могут пользоваться в силу занимаемой должности, может носить относительно безобидный характер, то в по-
165
следующем мотивы извлечения личной выгоды могут занять доминирующее положение в мотивации поведения должностных лиц. На этой почве сравнительно часто совершаются взяточничество, злоупотребления служебным положением.
Чрезмерная перегруженность отдельных категорий работников также имеет свои криминогенные последствия. Это явление особенно характерно для должностных лиц, выполняющих контрольные функции . Помимо того, что нередко перегрузки влекут некачественное выполнение служебных обязанностей, что само по себе уже создает возможности для злоупотреблений, они отрицательно отражаются на состоянии работы нижестоящих звеньев управленческой системы, фактически приводят к выводу из-под контроля целых производственных участков и организаций. В результате контроль превращается в формальность, чем незамедлительно начинают пользоваться нарушители законов. Изучение уголовных дел о должностных преступлениях показывает, что преступная деятельность должностных лиц нередко длится годами, а проверки и ревизии, поскольку они часто проводятся формально, вскрывают нарушения далеко не в каждом случае.
Недостатки в подборе и расстановке кадров. Подбор и расстановка кадров — комплексная проблема. Она включает в себя социальные, политические, экономические и организационно-технические аспекты и решаться должна комплексно. Однако нередко это требование нарушается, вследствие чего руководящие, материально ответственные должности иногда замещаются людьми, недостаточно подготовленными профессионально, не обладающими организаторскими способностями, морально неустойчивыми. Недостатки в подборе и расстановке кадров позволяют проникать на ответственные должности лицам недобросовестным, заботящимся только о личном благе и безразлично относящимся к общественным интересам. В погоне за личной выгодой такие люди часто сознательно создают обстановку, способствующую совершению злоупотреблений. Низкий уровень профессиональной подготовки отдельных должностных лиц влечет крупные упущения, халатное исполнение служебных обязанностей. Стремление скрыть допускаемые упущения подчас толкает таких работников на злоупотребления, приписки, другие нарушения.
Значительность влияния недостатков в подборе и расстановке кадров подтверждается прежде всего результатами изучения уголовных дел. Практически по каждому делу фиксируются факты назначения на руководящие, материально ответственные должности кандидатов, подбираемых по признаку приятельских отношений, отличающихся угодничеством, умеющих производить хорошее впечатление, используя для этого личные слабости вышестоящих руководителей и др.
Часто (примерно по каждому второму делу) материалы уголовных дел свидетельствуют о недостаточной профессиональной подготовке лиц, занимающих руководящие должности. Характер-
166
ным в этом плане является дело о злоупотреблениях и выпуске недоброкачественной продукции на одной из обувных фабрик, причинившем крупные убытки государству. Директор фабрики имел общее среднее образование. Главный инженер заочно проходил обучение в автотранспортном техникуме, а технолог — в педагогическом институте. Не имел специальной подготовки и начальник ОТК. На всей фабрике в числе руководителей не было ни одного специалиста-обувщика. В этой связи вполне закономерным оказалось то, что на предприятии имели место грубые нарушения технологической, финансовой и фондовой дисциплины.
Недостатки учета и контроля. Влияния этого фактора на совершение преступлений, связанных с использованием служебного положения, весьма значительно. Дело в том, что решимость использования служебного положения в личных целях, возможность халатного исполнения служебных обязанностей, равно как и другие нарушения порядка служебной деятельности, нередко в основе своей имеют слабость учета и контроля, позволяющей должностным лицам безнаказанно нарушать установленный порядок. Недостатки в осуществлении контроля являются причиной того, что нарушения, совершаемые должностными лицами, нередко на протяжении длительного периода не вскрываются, остаются безнаказанными. Особенно серьезные упущения имеют место в деятельности органов внутриведомственного контроля, работники которого нередко даже помогают злоупотреблениям из ложно понятых «интересов» своего ведомства. Изучение уголовных дел о приписках и других искажениях отчетности о выполнении планов показало, например, что по результатам ведомственных ревизий было возбуждено всего около 4% дел. Многие из проводившихся ревизий оказались просто безрезультатными и неизвестно, для чего проводились. Такие факты были установлены почти по половине изученных дел6.
Громоздкой и слабоскоординированной является и сама система органов вневедомственного контроля, насчитывающая свыше 120 различных организаций.
Бесхозяйственность относится к числу постоянных спутников большинства преступных нарушений, совершаемых с использованием служебного положения. Типичными проявлениями бесхозяйственности служат факты расточительного расходования энергии, товарно-материальных ценностей и денежных средств, нерационального использования трудовых ресурсов, небрежного обращения и хранения оборудования, сырья, материалов, готовой продукции и т. п. Наиболее опасные формы бесхозяйственности образуют самостоятельные преступления, квалифицируемые по нормам о должностных или хозяйственных преступлениях. Проявления бесхозяйственности играют также роль обстоятельств, способствующих преступлениям, совершаемым с использованием служебного положения.
Обстановку бесхозяйственности недобросовестные люди ис-
167
пользуют для извлечения личной выгоды. Показательно, что лица, совершающие корыстные должностные преступления, как усматривается из материалов уголовных дел, как правило, не только не ведут борьбу с бесхозяйственностью, а, наоборот, проявляют прямую заинтересованность в сохранении условий ненадлежащего хозяйствования.
Проявления бесхозяйственности, помимо создания условий совершения преступлений, выступают в качестве фактора формирования отрицательных личностных свойств совершающих преступления. Под их воздействием нередко в сознании конкретных лиц утверждаются узкоэгоистические, своекорыстные взгляды на исполнение профессиональных обязанностей безразличное отношение к общественным интересам, неосуждаемость преступных средств достижения личных целей и т. п.
Обстоятельства идейно-воспитательного
характера. Их криминологическое содержание выражается в потере чувства ответственности за порученное дело, наличии сознания возможности использования служебного положения в личных интересах.
В результате влияния этих факторов у человека формируются такие негативные личностные качества, как карьеризм, тщеславие, социальная пассивность, беспринципность, подхалимство и др.
Карьеризм и тщеславие, являющиеся по своему происхождению пережитками прошлых социально-экономических формаций, обычно тесно связаны между собой. Тщеславное стремление отдельных должностных лиц к успеху, любым путем добиться более высокого должностного положения толкает таких людей на совершение различных злоупотреблений (приписок, должностного подлога, дачу взяток и др.).
Социальная пассивность проявляется в отсутствии инициативы, примиренческом отношении к упущениям по службе, как собственным, так и других лиц. Она обычно обусловливает халатное отношение должностных лиц к исполнению своих обязанностей, дает возможность другим работникам заниматься злоупотреблениями.
Беспринципность, подхалимство также нередко способствуют совершению преступлений должностными лицами. Желая угодить вышестоящим работникам, отдельные лица примиренчески относятся к неправомерным указаниям своих руководителей, готовы пойти на злоупотребление по службе.
Стремление к паразитированию за счет государства заставляет некоторых должностных лиц видеть в своей должности прежде всего те преимущества, которые она дает для их личного обогащения, использовать свое положение в корыстных и иных личных целях.
Недостатки идейно-воспитательной работы начинаются еще в период обучения в учебных заведениях, где нередко уделяется недостаточное внимание решению задач формирования моральной стойкости, умения противостоять отрицательным влияниям, кото-
168
рьіе могут иметь место в сфере профессиональной деятельности будущих специалистов. Беседы с осужденными — бывшими молодыми специалистами — показывают, например, что в стенах учебных заведений, которые они окончили, главным было овладение профессиональными знаниями, навыков же поведения, необходимых для занятия должностей, на которые они были направлены, им не прививалось. В результате отдельные выпускники высших и средних учебных заведений, придя на производство, попадают под влияние лиц, занимающихся преступной деятельностью, оказываются втянутыми в злоупотребления либо начинают халатно относиться к исполнению служебных обязанностей.
В этой связи следует сказать, что и программы преподавания основ права незначительны по объему и рассчитаны на срок, явно недостаточный для получения правовой подготовки, элементарно необходимой для специалиста народного хозяйства высокой квалификации. Правовое обучение подчас носит абстрактный характер, не базируется на реальных жизненных ситуациях, характерных для будущей деятельности специалиста.
Недостатки воспитательной работы в трудовых коллективах выражаются прежде всего в отсутствии необходимой связи идейно-воспитательной работы с практическими мероприятиями по обеспечению ответственного отношения должностных лиц к исполнению своих служебных обязанностей. В ней не всегда получает всестороннюю принципиальную оценку неправильное поведение должностных лиц, подчас чрезмерно мало внимания уделяется критическому анализу недостатков в организации и управлении производством. Формирующееся в коллективах общественное мнение нередко отличается терпимостью к нарушителям служебных обязанностей. Показателями неудовлетворительного состояния воспитательной работы в тех коллективах, где имели место преступления, связанные с использованием служебного положения, могут служить результаты ознакомления с протоколами собраний, на которых обсуждались обстоятельства дел о приписках, халатности, злоупотреблениях служебным положением. Практически по всем изученным материалам выступления участников обсуждения отличались защитительной направленностью, а принимаемые решения несли печать снисходительного отношения к правонарушителям. Надо сказать, что довольно часто действия должностных лиц, содержащие явные признаки преступлений, в отдельных коллективах не воспринимаются в качестве преступных и не получают соответствующей оценки.
Обстоятельства правового характера. Понятием обстоятельств правового характера объединяются недостатки в использовании правовых средств в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием служебного положения. Среди них наиболее существенная роль принадлежит, как свидетельствуют криминологические исследования, недостаткам практики право-хранительных органов по выявлению правонарушений, изобличе-
169
I
нию виновных, устранению причин и условии преступности должностных лиц.
Оперативное выявление правонарушений, как известно, является важнейшим условием эффективной борьбы с преступлениями. Оно позволяет своевременно пресекать преступные действия, существенно ограничивать размеры причиняемого преступлениями вреда. Эффективность выявления правонарушений непосредственно зависит от качества работы аппарата контроля. Задача правоохранительных органов в данном случае состоит в осуществлении действенных мер по соблюдению законности контрольными органами, позволяющими добиваться достижения высокой эффективности в своей работе. Вместе с тем правоохранительные органы имеют широкие возможности самостоятельного выявления нарушений закона. В частности, действенным средством выявления нарушений являются общенадзорные прокурорские проверки.
Важность деятельности по выявлению правонарушений пока еще не соответствует фактическому положению дел. Многие преступления, совершенные должностными лицами, остаются невыявленными — латентными. О наличии значительного слоя латентных преступлений свидетельствуют различные показатели. Это, во-первых, мнение опрошенных граждан о непривлечении к ответственности лиц, совершивших преступления. Во-вторых, структура осужденных за преступления, связанные с использованием служебного положения: среди них подавляющее большинство составляют лица, стоящие на низших ступенях служебной лестницы, хотя фактически преступления совершаются должностными лицами и более высоких рангов. В-третьих, длительные сроки преступной деятельности: многие преступления, прежде чем были обнаружены, охватывали период свыше одного года. По данным Всесоюзного института выборочного обобщения карточек на подсудимых, осужденных по ст. 170 УК РСФСР, время между совершением преступления и возбуждением дела составило: до 3 дней — 3,3%, до 10 дней— 1%, до 1 месяца — 7,7%, до 6 месяцев—24,7%, до 1 года —34,7%, свыше 1 года — 29,2%. Отрицательное влияние оказывают факты несвоевременного возбуждения уголовных дел. Выборочное исследование показало, что в срок от 3 до 10 дней было разрешено лишь 9,2% материалов, а по материалам, по которым было отказано в возбуждении дела, в 10-дневный срок было разрешено только 18,9% случаев.
Неудовлетворительно и качество расследования многих уголовных дел. Следствие нередко характеризуется односторонностью, неполнотой выявления всех эпизодов преступной деятельности, низким уровнем проведения отдельных следственных действий. Это ведет к тому, что расследование принимает затяжной характер (по данным изучения уголовных дел, в срок свыше 2 месяцев расследовано более 40% дел о должностных преступлениях), имеет место возвращение дел на доследование.
Изучение уголовных дел о приписках показало, что по 41,5%
170
дел наблюдалась волокита при возбуждении дела, по 17% дел бы-ли вынесены необоснованные постановления о прекращении уголовных дел за отсутствием состава преступления и т.д.
Значительная часть дел без достаточных оснований прекращается в стадии расследования в связи с применением к лицам, совершившим преступления, мер общественного воздействия.
Доля лиц, освобожденных от уголовной ответственности по данному основанию, намного выше аналогичных показателей по другим категориям преступлений (по данным выборочных исследований, освобождается каждый третий из числа совершивших должностные преступления и почти каждый второй из числа совершивших хозяйственные преступления). При этом необходимо отметить специфичность освобождаемого от ответственности контингента — руководящих и других работников, наделенных служебными полномочиями, в отношении которых применение мер общественного воздействия далеко не всегда оправданно и реально. Освобождение должностных лиц от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям отрицательно сказывается на состоянии общественного мнения, — формирует искаженное правосознание членов трудовых коллективов, порождает терпимость к правонарушениям и, в конечном счете, оказывает значительное влияние на создание обстановки, способствующей совершению преступлений должностными лицами. Многими рабочими и служащими, опрос которых производился в ходе осуществленных Всесоюзным институтом исследований, такая практика расценивается как показатель безнаказанности должностных лиц. Меры наказания, назначаемые судом осужденным, нередко без достаточных к тому оснований, отличаются чрезмерной мягкостью. По данным выборочных исследований, к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, приговаривается около 3/4 лиц, осужденных за злоупотребление властью или служебным положением, свыше 4/5 лиц, осужденных за халатность, около 1/3 осужденных за взяточничество, и т. д. Дополнительные меры наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, имеющие важное превентивное значение, применяются в единичных случаях.
Существенные пробелы характеризуют практику предупреждения преступлений, совершаемых с использованием служебного положения: неполно выявляются обстоятельства, способствующие совершению преступлений, не принимаются в полном объеме меры к их устранению, обеспечению действенного контроля за их реализацией. В частности, по данным Всесоюзного института, профилактические меры не применялись по 70% изученных дел о должностных преступлениях.
Недостатки практики применения правовых средств в борьбе с Преступлениями, совершаемыми должностными лицами, являются весьма существенной причиной формирования обстановки безнака-.занности за совершение преступлений должностными лицами.
171
- Глава первая
- §1. Теория предупреждения преступности: становление, предмет и структура
- § 2. Место теории предупреждения преступности в криминологии и связь ее с другими науками
- § 3. Связь теории и практики
- Предупреждения преступности.
- Направления и перспективы
- Научных исследований
- § 1. Марксизм-ленинизм
- § 2. Социально-экономические и идеологические основы предупреждения преступности
- 1 Лава третья
- § 1. Понятие и система правового регулирования предупреждения преступности
- § 2. Источники правового регулирования предупреждения преступности
- § 3. Прокурорский надзор за законностью предупредительной деятельности
- § 1. Понятие субъектов предупреждения преступности
- § 2. Система субъектов предупреждения преступности
- 1 Лава пятая
- § 1. Руководящая роль партийных организаций в деятельности по предупреждению преступности
- § 2. Предупредительная деятельность
- § 3. Предупредительная деятельность общественных организаций, трудовых коллективов и граждан
- § 4. Предупредительная деятельность, осуществляемая органами внутренних дел
- § 5. Предупредительная деятельность органов суда и юстиции
- § 6. Предупредительная деятельность органов прокуратуры
- §1. Информационное обеспечение предупреждения преступности
- § 2. Планирование предупреждения преступности
- § 3. Криминологическое прогнозирование
- § 4. Координация предупреждения преступности
- Глава седьмая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений против социалистической собственности, совершаемых с использованием служебного положения
- § 2. Причины и условия (обстоятельства), способствующие совершению преступлений против социалистической собственности
- § 3. Предупреждение преступлений против социалистической собственности
- § 1. Криминологическая характеристика должностных
- § 2. Причины и условия, способствующие должностным
- И хозяйственным преступлениям,
- Совершаемым с использованием служебного
- Положения
- § 3. Предупреждение должностных и хозяйственных преступлений, совершаемых с использованием служебного положения
- Глава девятая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений против личности, ее прав и общественного порядка1
- § 2. Причины и условия, способствующие совершению преступлений против личности, ее прав и общественного порядка
- § 3. Предупреждение преступлений против личности, ее прав и общественного порядка
- Глава десятая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых женщинами
- § 2. Причины и условия, способствующие совершению преступлений женщинами
- § 3. Предупреждение преступлений, совершаемых женщинами
- Глава одиннадцатая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений несовершеннолетних
- § 2. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних, совершающих преступления
- § 3. Криминологическая характеристика
- Процессов и явлений, влияющих
- На формирование преступного поведения
- Несовершеннолетних
- § 4. Предупреждение преступлений несовершеннолетних
- § 1. Сотрудничество стран — членов сэв в борьбе с преступностью
- § 2. Деятельность Организации Объединенных Наций и международных неправительственных научных организаций по предупреждению преступности*
- § 1. Закономерности преступности в современном капиталистическом обществе
- § 2. Общие тенденции развития преступности в современных капиталистических странах
- § 4. Преступления против мира и человечества
- § 5. Агрессия, геноцид и апартеид — международные преступления
- § 6. Наемничество и терроризм — орудия империалистической реакции
- К главе первой
- К главе восьмой
- К главе девятой
- Їх главе десятой
- К разделу третьему
- К разделу четвертому
- Должностные и хозяйственные преступления, совершаемые с использованием служебного положения
- Глава десятая Преступления, совершаемые женщинами
- Глава одиннадцатая Преступления несовершеннолетних
- Раздел третий
- Оператор н. Ю. Гусева
- 193144, Г. Ленинград, ул. Моисеенко, 10